Роль женщины в 19 веке сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Проблема эмансипации женщины входит в русскую жизнь и в литературу в 30-40-е годы XIX века. Сначала женщина заявила о своей воле любить того, кого велит ей сердце, затем отстаивала свои права в семье, а вскоре на первый план вышла и потребность активного участия в общественной жизни, освоения новых профессий. Но прежде, чем использовать термин “эмансипация”, следует дать его определение исходя из корневого значения этого слова. В латинском языке слово “emancipare” означает:

1) освободить сына от отцовской власти и этим объявить его самостоятельным;

формально отказываться от чего-либо, отчуждать, уступать. Если мы обратимся к “Толковому словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, то найдем следующее определение: “эмансипация – освобождены от зависимости, подчиненности; полная воля, свобода”.

Корень слова “эмансипация” можно истолковать как “освобождение от определенной роли”. Почти в течение целого столетия эмансипация “притязает” на роль активного элемента: подверженные дискриминации, в первую очередь женщины, требуют права освобождения от навязанной им роли. Они хотят сами взять то, что им не

передают добровольно. Для нас понятие “эмансипация” означает в самом широком смысле попытку человека освободиться от круга обязанностей, которые противоречат его индивидуальным потребностям.

Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам. Если исходить из того, что с давних пор сложившийся образ мужчины (сильный, отважный, находчивый) устарел точно так же, как и образ женщины (нежной, чувствительной, беспомощной), то эмансипация – это общая для мужчины и женщины задача. Задача, которая может быть решена только объединенными усилиями мужчин и женщин, ибо каждый в отдельности потерпит поражение в борьбе за свое освобождение.

Темой нашего исследования стали вопросы эмансипации женщин в русской и зарубежной литературе XIX века, т. к. процессы, связанные с активной жизненной позицией женщин, были едины для всей европейской жизни. После Французской революции среди просвещенного дворянства растет интерес к демократическим идеям, и в частности к вопросу о положении женщины. В дворянских салонах дамы делаются заметными благодаря своей образованности, уму и активности.

В это время в России широкую популярность получает романтическая литература, и особенно произведения Жорж Санд, где идеи просвещения, а также эмансипации женщин были определяющими. Но пока литература еще не могла овладеть предметом и ограничивалась отдельными чертами, которые все еще не объясняли достаточно данный вопрос. Так Александр Добряков вследствие толков о женском вопросе выбрал эту тему для своей диссертации.

Но он ограничился одним периодом – домонгольским.

В 1850 году таким же исследованием занимался Виталий Шульгин. Он наметил целую программу истории русской женщины, указал главные периоды этой истории. Добряков же свое исследование о русской древней женщине разбил на четыре рубрики: женщина-язычница, христианка, раба и женщина былин. Он рассматривал жизнь княгинь и главным образом с точки зрения христианской.

В заключении он изображает следующую идиллическую картину: “Развитие жизни семейной характеризует христианское русское общество. Центр, около которого вращается эта жизнь, – женщина. Она является там как нежная сестра, преданная супруга, пекущаяся и глубоко уважаемая мать.

Свою вещую силу язычества она заменила глубокою верою в святыню новой религии, вместо физической силы обнаруживает великую силу нравственную, которая дает ей господство в семье, и она та же нежная мать, только в еще более мягких формах”.

Как видно из приведенного отрывка исторического исследования А. Добрякова, это было слишком одностороннее толкование о роли женщины. Поэтому взгляды и представления, связанные с так называемым “женским вопросом”, постоянно развивались и углублялись. Социальные реформы принесли с собой пропаганду ценностей буржуазного общества: самодостаточность личности и разума, правовая защищенность гражданина, труд как средство достижения личного успеха и общественного процветания.

Женский вопрос в России с новой силой вспыхнул в связи с отменой крепостного права. Лучшие люди страны заговорили о целом мире привычек и обычаев, рожденных этим правом. “Тут, – писал Кропоткин, – было презрение к человеческой личности, деспотизм отцов, лицемерное подчинение со стороны жен, дочерей, сыновей”. Традиционный образ жизни русской женщины из дворянского сословия уже не удовлетворял многих его представительниц, и они пытались найти себя в каких-либо сферах общественной деятельности. Во второй половине XIX века широкое хождение получили демократические идеи.

Звучали требования освободить общества от бремени патриархальных структур – с точки зрения радикальной интеллигенции, это предполагало не только устранение существовавших классовых различий, но и отмену тогдашней системы взаимоотношений между полами.

Так, по убеждению влиятельных леворадикальных публицистов, таких как Н. Л. Михайлов или Н. Г. Чернышевский, воспринявших идеи ранних французских социалистов, освобождение общества было возможно только при условии полного освобождения женщины от оков традиционной семьи. Если немногочисленные русские писательницы первой половины XIX века довольствовались тем, что с обличительным пафосом рисовали трагические женские судьбы, то жизнь уже являла примеры, когда женщина пыталась практически вырваться за черту господствовавших условностей. И одна из наиболее примечательных – жизнь одной из самых читаемых писательниц 40-60 годов – Авдотьи Панаевой, вышедшей из актерской семьи.

Избрать свой собственный путь, путь женщины, самостоятельно строящей свою жизнь, ей, несомненно, помогли те представления, которые царили в среде столичной художественной интеллигенции. И в быту, и в своих литературных произведениях Панаева отстаивала идею, согласно которой личная свобода женщины и уважение к ней со стороны мужчины являются необходимыми предпосылками “подлинной” любви и взаимности, чуждых узаконенным брачным узам, строившимся на основе материального благополучия и сравниваемым писательницей с бесчестной самопродажей.

В соответствии с этим идеалом свободного выбора она строила и свою судьбу. Будучи за писателем Панаевым замужем, она полюбила его друга, Некрасова, и стала его гражданской женой, причем все трое продолжали жить под одной крышей и совместно работать. Наиболее же глубокое и полное развитие женская тема получила в творчестве современника Панаевой, одного из ведущих представителей критического направления в русской литературе – Н. Г. Чернышевского.

Его вышедший в 1863 году воспитательный роман “Что делать?” в течение десятилетий оставался своего рода “библией прогресса” для молодости, искавшей новых путей, и многие строили свою жизнь сообразно с идеями этой книги. Чернышевский рисует образ идеального общества будущего, которое построено на принципах личной заинтересованности, социально ориентированного разума и коллективной организации жизни – общества, где каждый сможет жить в соответствии со своими запросами. В этом мире сбудутся порывы героини романа – Веры, которая, полагая, что женщина в целом более высоко организована, нежели мужчина, утверждает, что в сфере духовной она оттеснит мужчину на второй план, как только будет покончено с господством грубой силы. Н. Г. Чернышевским предполагается 2 способа обновления: через альтернативную общепринятую модель личной жизни и через конспиративную борьбу против самодержавия.

В своем романе Чернышевский не просто развивает туманные теории, покоящиеся на идеях материализма, и раннего социализма, в его произведении показан новый дух времени, благодаря чему оно и пользовалось столь легендарной популярностью.

Прообразом Веры была Марья Александровна Обручева, родившаяся в 1834 году в семье тверского помещика, отставного генерала. Чтобы вырваться из-под родительской опеки и получить возможность заниматься изучением медицины, она вступила в фиктивный брак с бедным студентом-медиком Петром Ивановичем Боковым. Впоследствии Марья Александровна полюбила друга Бокова, известного петербургского профессора – физиолога Сеченова.

Некоторое время все трое жили в одной квартире, что вызывало многочисленные пересуды.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Город Калинов - провинциальный город, поэтому можно сказать, что в пьесе описание быта данного города есть часть описания быта вообще всей российской провинции. Провинциальное население России жило по домостроевским законам и религиозным обрядам, в отличие от столицы, где прогрессировали уже совершенно новые идеи, отличные от провинциальных. В быте можно отметить несколько моментов: это социальное, семейное и экономическое положение. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Распространенная социальная группа в обществе - это купцы. Их быт и нравы составляют основу быта провинции. Одни люди довольны купцами - Феклуша: “Купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!”- а некоторые недовольны - Кулигин. Вообще о быте города можно сказать словами Кулигина: “Вот какой у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят наряд показывать. … Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа”. По мнению Кулигина, провинциальное общество больно. И все это связано с отношениями в семье. Иерархия сильно сказывалась на отношениях в ней, а значит и на отношениях в обществе. Яркими представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного царства". Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Катерина попадает в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них "весь дом держится". И вот ее позиция: "А, по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". "Грех не беда, молва нехороша! "- так рассуждают очень многие. Но не такая Катерина. В этом мире Диких и Кабаних Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным

Похожие работы

2014-2022 © "РефератКо"
электронная библиотека студента.
Банк рефератов, все рефераты скачать бесплатно и без регистрации.

"РефератКо" - электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как быстротечно наше время. Вот уже прошел 19-й, 20-й и наступил 21-й век, но мы сейчас не об этом. Несмотря на все перемены, которые произошли за это время в обществе, одно останется неизменным – понятие о нравственной красоте.

Русская литература всегда отличалась тем, что все образы в ней не идеализированы и каждый стремится найти ответ на вопрос о смысле жизни и гуманного отношения к каждому человеку. В литературе ни у одного другого народа мы не встретим таких прекрасных женщин, а самое главное, чистых душой и сердцем. Русские женщины отличаются своей верностью и любящим сердцем. Русская литература отображает всю глубину переживаний женщин и их душевные страдания.

1.Женские образы в русской литературе XIX века

Светлана – истинный образ русской души. Женщина собрала в себе такие русские качества, как честность, преданность, доброту и смирение. Хоть девушка умна и мила, но она застенчива, грустна и молчалива. Характер Светланы – тот самый идеал души, который еще не испорчен и поможет воспитать в человеке веру в Бога. Когда девушки предлагают погадать на суженного, Светлана поначалу отказывается, ведь она верна и преданна своему любимому, но все же желание знать будущее искушает ее. Девушка в ответе за свои поступки и понимает все свои действия. Таким образом, Светлана является для нас героиней доброй, верной, преданной и той, которая умеет признавать свои ошибки.

Женские персонажи Пушкина особенно типичны, но в то же время они настолько особенны, что останутся в памяти каждого. Александр Сергеевич очень красочно очерчивает характеры и точно описывает все тонкости душевных страданий героинь.

Татьяна Ларина – главная героиня романа. Она обладает доверчивостью и невинностью характера. Именно это делает ее особенно прекрасной. Александр Сергеевич описал образ простой провинциальной девушки. Изображая Татьяну, он не стал делать ее идеальной. Героиня росла задумчивой и погруженной в себя, она не станет открывать свое сердце первому встречному. Когда Татьяна попала в светское общество, она была разочарованна в нем из-за скучных пустых разговоров. Девушка ищет красоту души, а не лица, и о жизни она судит не по реальности, а по прочитанным книгам. Татьяна создала себе образ идеального мужчины, но в реальности все ее идеализированные мечты приносят ей лишь боль. В то время, как девушка стала светской дамой, Татьяна не потеряла свою простоту и естественность. И несмотря на свое простое воспитание, женщина ничуть не уступит первой городской даме.

Любовь Татьяны к Онегину раскрывает ее лучшие качества, такие, как прямота и решительность, которые до встречи с Евгением мы нигде не могли увидеть.

В сравнении с другими жителями Калинова, Катерина совершенно на них не похожа. Но чем же? Да всем. К примеру, своим восприятием жизни, тем, как она проявляет свой сильный характер и помнит о своем достоинстве. Женщина со светлой грустью вспоминает свои детские годы, ведь сейчас по стечению обстоятельств она разлучена с матерью и ограничена в свободе. Катерина живет вместе с мужем, а также с его сестрой и матерью. И уже только это обстоятельство препятствует её счастливой семейной жизни. Мать мужа – Марфа Игнатьевна, женщина алчная и жестокая. Свекровь поддерживает тотальный контроль в доме и не терпит непослушания. Женщина жаждала свадьбы сына, но была ужасно недовольна своей невесткой. Характер Катерины был настолько сильный, что она противостояла влиянию Марфы Игнатьевны, которая не ожидала такого отпора.

Катя – единственная, кто готов бороться за свою жизнь и чувства, но несмотря на это, все события давят, и женщина не выдерживает. Катерина была приверженкой церкви и совершила один из самых страшных грехов христианства – самоубийство. Для этого нужна огромная сила воли, но даже после своей смерти она остается все такой же сильной и чистой душой.

В своем произведении тему любви И.А. Гончаров раскрывает через образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. У обеих героинь были чувства к Обломову, но они по-разному их выражали, и поэтому это в разных вариациях отразилось на судьбе Ильи Ильича. Избранницы Обломова в романе представляют собой два разных типа русской женщины 19 века.

Агафья представляла собой хранительницу очага, которая всегда согласна со своим мужем и любящая его в любых ситуациях. Если же Ольга пыталась изменить Обломова, то Агафья, наоборот, старается сохранить вокруг Ильи Ильича ту атмосферу, которая была. Ольга являлась той женщиной, которая стремилась к познанию чего-то нового. Однако русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Даже такие умные и начитанные женщины становились домохозяйками.

1.7. Такие разные, но в одно и то же время такие

Волконская даже расстаётся ради мужа со своим маленьким сыном. Только любящая всем сердцем женщина может совершить это. У нее просто не хватает сил отказаться от мужа и полюбить кого-то другого.

Возможно, не каждый поймет поступок княгинь. Ради чего же была принесена такая жертва? Ради любви.

Олеся – на вид самая обыкновенная девушка, живущая в деревне. Но вот внешность совсем необыкновенная. Ее волосы темные, как смоль, а глаза карие, как шоколад. Таких девушек редко встречали и, по мнению людей, такая внешность означала ведьмовскую сущность. В произведении девушка переживает унижение, но даже несмотря на это она оставалась сильной и все терпела. Олеся отдает себя в жертву любви. Александр Иванович Куприн тонко описал сильные человеческие переживания. Любовь, которую так яро испытывала Олеся, те чувства, которые она так сильно переживала, истинно показывают ее сильную натуру. Ведь способностью глубоко и честно любить обладают только сильные люди. В своем произведении Куприн показал неизбежность столкновения и сокрушения естественного мира гармонии и жестокой реальности.

В своих произведениях писатели 19 века описывают женщин сильных характером, умных, любящих, но их жизнь не назовешь легкой и сладкой. Кому-то не разрешают уехать к мужу в Сибирь, а кому-то не дают само развиваться. Несмотря на все действия женщин, исход всегда один – их свобода и права будут ограниченными, ведь общество еще не готово к деятелям в виде женщин.

2. Женские образы в русской литературе ХХ века

Матрена Васильевна - сильная и не теряющая энтузиазма, несмотря на всю сложность своей судьбы, женщина. Множество страданий выпало на её долю: шестеро детей не дожили и до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Все люди решили, что на Матрене порча, но женщина приняла свою судьбу и по-прежнему осталась отзывчивой и милосердной. Матрена Васильевна никогда ни для кого ничего не жалела и всегда всем безотказно помогала, поэтому любой человек приходил к ней с просьбами о помощи. Женщина даже не требовала благодарности в ответ. Все ее действия были бескорыстными. Только после смерти Матрены ее квартирант во всю силу смог увидеть и оценить красоту души этой женщины.

На самом деле таких людей с каждым годом все меньше и меньше, но они живут среди нас. Те самые, которые могут бескорыстно помочь, творят добро вдали от человеческих глаз. Именно на них держится вся эта эгоистичная и корыстная жизнь.

Это книга является поэмой о человеке. Самая обыкновенная женщина содержит в себе непоколебимую волю жить и желание работать, творить, несмотря на окружающие условия

Эта книга – возвышение жизни в её самых глубоких понятиях. Проходя через все тяготы одинокой и забытой женщины, Мария ни разу не опустила руки и не переставала бороться за жизнь, не только свою, но и совершенно незнакомых ей людей. Женщина не только сохраняла, но и создавала мир вокруг себя.

Матерь человеческая – образ русской женщины, познавшей все тяготы жизни в военные годы, прошедшей через все страдания и сумевшей сохранить в своей волевой душе огонь жалости и милосердия. Женщина создала образ матери, которая рождает среди жестокости веру в жизнь и мирное будущее.

Это не только история о трудной судьбе женщины, это книга обо всей войне, о страданиях многих людей, которые отражаются в одном действующем лице.

Рита Осянина была командиром отделения. До войны у Осяниной была счастливая жизнь. Женщина была сильной и волевой, и в первый день войны она оказалась одной из тех немногих, которые не растерялись и не запаниковали. Муж Риты погиб на второй день войны, и она настояла на том, чтобы её отправили на фронт. И начальство, оценя неулыбчивую вдову героя-пограничника, выполнило её просьбу. Со смертью мужа у Риты появилась ненависть к врагам. Злость к немцам вытеснила из ее сердца даже тоску о муже, оставив в нем только любовь к сыну, ради которого она и жила. Когда женщина получила смертельную рану, она не думала о себе. Сын ее оставался сиротой, а мать Риты, у которой ребенок находился, была больна, поэтому девушка попросила Васькова позаботиться о ребёнке.

Женя Комелькова - одна из самых сильных и мужественных девушек произведения. Война перечеркнула счастливую жизнь Евгении. Немцы расстреляли всю ее семью. Женя Комелькова погибает геройской смертью. Она, уводя немцев от раненой Риты Осяниной, приняла огонь на себя. Женя до последнего верила, что всё кончится хорошо.

Лиза была немного замкнутой и тихой девушкой. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. За все время военных действий, которые она перенесла, Лиза показывала старательность и помогала, даже несмотря на свою усталость.

Галя Четвертак была сиротой, жила в детдоме. Еще с детства Галя являлась фантазеркой и врала на каждом шагу, но ведь это было не ложь, ее мечты и желания, выдаваемые за действительность. Когда началась война, девушка училась на третьем курсе. Вся группа учащихся пошла в военкомат, но всех взяли, а Галю нет, ведь она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Так почему же девушка участвовала в военных действиях? Она была очень настойчивой и требовательной.

Соня Гурвич - тихая и скромная, девушка, которая выросла в большой и дружной семье. Соня прекрасно владела немецким, но переводчиков было в избытке, поэтому её взяли зенитчицей.

Девушки двадцатого века показывают все тяжелую ношу того времени. Все стремились на войну, женщины хотели помогать и быть причастными к этому событию. Девушки того времени были самостоятельными, и они всеми силами показывали свою способность влиять на развитие общественных процессов.

На примере данных произведений мы видим, насколько много страшных испытаний выпало на долю женщин в двадцатом веке. Но они не прятались от беды, не сдавались, показывая пример непоколебимости мужества, патриотизма, героизма.

Проанализировать произведения русской литературы девятнадцатого и двадцатого веков, мы можем сказать, что писатели этих двух столетий преклоняются перед скромностью, стойкостью, верностью, трудолюбием, самопожертвованием женщин. Читатель понимает, что эти черты свойственны русским женщинам, воспитывались в них веками и по сей день являются теми качествами, которым стоит следовать любому человеку. Это лучшие свойства людской души.

Но несмотря на сходство женских образов, можно отметить и отличия. Героини девятнадцатого века менее деятельные, им не всегда удаётся реализовать себя и победить обстоятельства. Их роль в обществе приниженна: главное предназначение – хранительница семейного очага, работница, подруга или рабыня мужа и его семьи.

Её образ в литературе двадцатого века претерпевает колоссальные изменения: она равна мужчине, её роль в жизни общества огромна: это хранительница очага не только своей семьи, но и всего мира. Теперь она стоит не на последнем месте; перед её мужеством, терпением и самопожертвованием преклоняется все человечество.

Изменения, которые произошли в русской литературе при создании женских образов объясняются в первую очередь, тем что после отмены крепостного права, а главным образом, после революции тысяча девятьсот семнадцатого года в нашем обществе отношение к женщине. Но главные черты характера остаются неизменны по сей день и отражают менталитет русского человека, волевого, несгибаемого, верящего в добро и готового ради этого принести себя в жертву. Именно это и делает русскую литературу неповторимой и привлекает внимание читателей всего мира.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работу выполнила ученица 8 класса

Руководитель: учитель истории

первой квалификационной категории

Аверьянова Галина Михайловна

Шереметьевка- 2016 год

Положение женщин России в XIX в.

Правовое положение женщин.

Право на образование.

Гипотеза: если в стране роль женщин в государственных делах ограничена, следовательно, в стране отсутствуют для этого условия.

1. XVIII столетие в истории России завершилось указом Павла I, запрещавшим передавать престол женщинам. Но 70-летняя "эпоха женских правлений" сделала свое дело: в общественно-политической и культурной жизни России началось быстрое становление женского самосознания. Начало"социализации" женщин послужила "первая организация для достижения общественных целей", Женское патриотическое общество. Созданное в 1812 г., оно положило начало женскому движению в России.

Каким было правовое положение русских женщин в XIX ? Российское законодательство устанавливало принцип раздельного владения имуществом супругами и предусматривали известную самостоятельность замужних женщин в решении имущественных вопросов, а также не считали мужа естественным попечителем своей жены.

Правовое положение женщин в России в XIX — начале XX в. определялось многими факторами: сословной и национально-религиозной принадлежностью, семейным положением, местом проживания и т.д. Женщины привилегированных сословий, обладая правом имущественной самостоятельности, могли быть достаточно состоятельными и экономически независимыми, что позволяло им заниматься предпринимательской деятельностью, получать образование, иметь больше прав, находясь под стражей. Вступление в брак с человеком высшего сословия сопровождалось для женщины повышением её правового статуса. В соответствии с законом жена имела право на все права и преимущества мужа, сопряжённые с его состоянием, чином или званием, которое она сохраняла и во вдовстве и при разводе. Правовой статус женщин, проживающих в Финляндии, Царстве Польском, Черниговской и Полтавской губерниях, Прибалтике, Бессарабии и на Кавказе во многом определялся нормами местного права, отличного от общероссийского законодательства;

Правовое положение женщин в России в XIX — начале XX в. характеризовалось слабой социально-правовой защищённостью, отсутствием политических прав, невозможностью реализовать свои профессиональные знания, неспособностью государства эффективно обеспечить права и

Российские законы XIX в. в качестве основы отношений в браке свободы граждан и особенно женщин., устанавливали институт власти мужа, в силу которого жена была обязана повиноваться мужу и проживать с ним совместно, повсюду следовать за ним.

Неотъемлемой составной частью правового статуса личности является право на получение работы. Для женского населения России пользование этим правом имело свои особенности, обусловленные спецификой социально - экономического развития страны. Как известно, отмена крепостного права сопровождалась неуклонным развитием капиталистического способа производства, ускоренными темпами роста промышленности, частных предприятий, особенно в металлургии, машиностроении, текстильной отрасли. Новые производственные отношения породили наемный труд, в сферу которого стали все шире вовлекаться и женщины. Применение женской рабочей силы стало возрастать с середины 80-х г. ХІХ в. в связи с повсеместной механизацией производства и ростом рабочего движения. Фабриканты и заводчики охотно шли на трудоустройство менее требовательных, чем мужчины, и менее социально активных работниц. В результате, к началу 90-х гг. ХГХ в. по сведениям главного фабричного инспектора России, в текстильной промышленности была занята 161 тысяча женщин (38,3% рабочих). В целом, 77% от числа занятых в промышленности женщин трудились на фабриках по обработке волокнистых веществ (в легкой и текстильной промышленности) .

Несмотря на значительное количество занятых в промышленности работниц, в области улучшения условий труда последовательной государственной политики не проводилось. Трудовое законодательство было еще не развитым и не способствовало созданию достойных условий ни женщинам, ни мужчинам. Первый закон о работе подростков и лиц женского пола в промышленных заведениях появился 3 июня 1886 г. Он запрещал ночную работу женщинам и подросткам (15 -17 лет) на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках между 9 часами вечера и 5 часами утра. Окончательно этот закон был утвержден 24 апреля 1890 г., но с дополнением, по которому ночная работа разрешалась в особо уважительных случаях. Рабочая смена длилась 12 часов. По закону от 2 июня 1897 г. она была сокращена на 30 минут, разрешалось 120 сверхурочных часов в год, однако эта норма хозяевами предприятий соблюдалась редко.

Нормативы об охране труда отсутствовали, что приводило к большому числу производственных травм. Закон о вознаграждении получившим увечья появился только в XX в. Социальное страхование рабочих начало распространяться в 1888 г., однако законодательно оно было оформлено лишь в 1912 г. Уровень оплаты женского труда был на 30% ниже мужского. Если средний заработок рабочего составлял в 80-х г. Х I Х в. 14-15 рублей в месяц, то работницы получали 10 рублей. Стоимость дневного содержания наемного работника в сельском хозяйстве равнялась 12 копейкам, для женщины 9 копейкам. В керамическом производстве, на шерстяных прядильно-ткацких фабриках разница в оплате мужского и женского труда достигла 60%. Рабочие и работницы имели различный уровень грамотности. По данным всеобщей переписи 1897 г. 51,9% учтенных рабочих умели читать, грамотность работниц текстильных предприятий составляла 18,6%.

Не легкими были условиями труда крестьянок, которые составляли большинство женского населения России. Это была незаменимая рабочая сила в сельском хозяйстве. Работая по 18 часов в день, они не только трудились в поле и на скотном дворе, но вели домашнее хозяйство, заботились о детях, зимой, когда работы в поле не было, занимались ремеслом, поскольку во многих областях одежду полностью изготовляли сами. Многие крестьянки на дому выполняли заказы на изготовление кружев. Например, в конце XIX в. ежегодно ими выделывались кружева на 2 млрд. рублей.

Однако, трудясь наравне, а часто и больше мужчин, крестьянки, по сложившейся правовой практике и обычаям того времени не владели землей и большей частью находились в личной и экономической зависимости от главы семейства.

Таким образом, в ходе коренных экономических преобразований пореформенного периода профессиональный статус женщин низших слоев общества существенно изменился. Они получили широкий доступ к неквалифицированному труду и рабочим специальностям на фабриках и заводах. Сохранившийся индивидуальный характер ведения сельского хозяйства также признавал за женщинами право на тяжелую физическую работу. В то же время работницы и крестьянки, в условиях консервативного патриархального общества были лишены элементарных прав, приближавших их к правам мужчин.

В сферах государственной службы и интеллигентных профессий ситуация с трудоустройством женщин была противоположной. Возможности служить на государственной службе у женщин были крайне ограничены. Высочайшим повелением от 14 января 1871 г. им запрещалось работать на канцелярских и других должностях во всех правительственных и общественных учреждениях. Круг доступных для женщин профессий был крайне ограничен: учительницы, акушерки, фельдшеры, аптекари, телеграфистки, служащие по счетной части в женских заведениях ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны.

Таким образом, анализ государственных решений, документальных источников позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX в. политика в сфере труда и занятости мало способствовала самореализации женской личности, приводила к дискриминации женщин во всех профессиональных группах.

Первые десятилетия XIX в. родили и новый женский образ в жизни и литературе. Воспитанные на романтической прозе, поэзии и гуманистических традициях XVIII в., читавшие Вольтера, Руссо и Гёте, образованные женщины того времени обрели дивную силу нравственного чувства. Христианские идеи верности, жертвенности, страдания ради выполнения морального долга, которые внушались им с детства и были основой семейного воспитания их матерей и бабушек, сформировали феномен женщины сильной духом, самоотверженной в желании помочь другим, прежде всего близким, семье, мужу. И не случайно образ пушкинской Татьяны Лариной полвека спустя Федор Достоевский назвал национально-художественным типом.

Младшими сестрами членов Патриотического общества можно назвать "декабристок". Нравственный подвиг Е. Трубецкой, М. Волконской и тех, кто последовал их примеру, разделившие с мужьями и братьями тяготы каторги и ссылки. Именно эти женщины брались за передачу и распространение в столице написанных в остроге политико-философских произведений, создавали в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, тем самым постепенно приближались к идее протеста против несправедливости по отношению к женщинам.

Большую роль в распространении либералистских взглядов сыграли писательницы пушкинской поры. Отстаивая идеи женского равноправия, хотя бы в праве на высказывание своих взглядов, на их публичное обнародование - К.К. Павлова, А.П. Зонтаг, Е.А. Тимашева - решились рассказать о своем несогласии со стереотипами "общепринятого", выступить против общегосударственного принципа "благонамеренности". Своим появлением на литературном небосклоне они заявили право россиянки быть услышанной.

Женщины-авторы прорвались к нам из забвения потому, что их тираноборческие, освободительные, патриотические произведения, написанные по-женски эмоционально, имели особое влияние в тогдашнем обществе. Стихи поборницы объединения славянофилов с западниками К.Павловой, ее современниц Е.Ростопчиной и Н.Тепловой, выражавших открытое сочувствие героям 14 декабря, возбуждали повышенный интерес и оттого стали фактором, формирующим оппозиционные социальные настроения.

Свою роль в самосознания сыграли не только такие женщины, вполне вписывавшиеся в социокультурный контекст эпохи, но и те, которые "выпадали" из него. Например, жизнь и судьба "кавалерист-девицы" Н. Дуровой, женщины-воина, впервые в русской истории добившейся положительного признания своего необычного поведения.

Многие из писательниц и "светские львицы" второй трети XIX в. были хозяйками собственных литературно-художественных салонов: З.Н. Волконская, Е.И. Голицына, С.Д. Пономарева, представительницы рода Кутузовых и рода Карамзиных, А. Елагина - все это были образованные женщины, желавшие принимать участие в обсуждении жизненных вопросов. Их споры были формой приобщения столичных и провинциальных дворянок к общественной жизни.

Как шаг в этом направлении рассматривалась и благотворительная деятельность. Роль в ней обеспеченных российских женщин от императриц до провинциальных помещиц трудно переоценить. Благодаря усердию жен российских правителей (Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, Александры Федоровны, а позже и Марии Александровны) в стране существовало немало женских рукоделен, воспитательных домов и "училищ для дочерей всякого звания", а к 40-ым годам возникли и первые коммерческие школы для женщин в Петербурге и Москве.

Все они так или иначе готовили перемены в общественной жизни России, совершившиеся в 60-е годы, ту самую российскую "революцию сверху" (отмену крепостного права 19 февраля 1861 г.), в подготовке которой напрямую участвовали такие известные либералки, как вел.княгиня Елена Павловна - тетка Александра II и жена одного из самых известных "либеральных бюрократов" того времени Д.А. Милютина. Любопытно и симптоматично для русской "женской истории", что именно тетка царя-Освободителя самым активным образом выступала с инициативой отмены крепостного права! Она поддерживала идею освобождения крестьян со значительным земельным наделом, компенсацию за который должно было выплатить помещикам государство.

Известную роль в поиске россиянками сфер применения их внесемейной активности сыграли события Крымской войны 1853-1856 гг., с которой связано появление русской санитарной службы. Женщины в ней с самого начала играли огромную роль. Уже осенью 1853 года на театр военных действий (впервые в истории войн в России!) прибыло несколько десятков "дам высокой души" - медицинских сестер Крестовоздвиженской общины (основанной вел.княгиней Еленой Павловной). Аристократки Е. Будберг и А. Травина, сестры Е. Бакунина и Е. Хитрово (внучатые племянницы М. Кутузова) заставили признать, что героическое служение русскому солдату в госпиталях может быть весомым аргументом в пользу женского равноправия, о чем неоднократно впоследствии вспоминали многие участницы данной акции. Хирург Н. Пирогов не уставал "дивиться их истинно стоическому самоотвержению", подчеркивал большие, нежели у мужчин организаторские способности женщин, "опытность и распорядительность".

1858 год - год первой самодеятельной женской организации в России. С нее начался новый этап в истории развития коллективного самосознания россиянок. После 1861 года изменилась степень открытости политического режима, но господствующим идеалом оставалось представление о женщине как о верной подруге мужчины, матери и воспитательнице детей. Вся деятельность женщин вне привычных рамок семьи встречала недоумение, а то и неприятие. Это было время появления и первых женщин-литературных критиков, журналисток, женщин-создательниц трудовых артелей и издательств, переводчиц и получивших образование в западных университетах женщин-врачей, однако даже в интеллигентной среде к ним относились с недоверием.

Весьма существенен огромный шаг вперед был сделан в получении женщин доступ к высшему образованию. Борьба за доступ женщин к высшему образованию была вызвана возросшим чувством собственного достоинства, стремлением к интеллектуальной независимости, заинтересованностью в общественных делах, потребностью действенно служить интересам народа и тем самым укреплять в обществе уважение к женщинам. На улицах крупных городов середины 50-х гг. XIX в. появились молодые женщины с книгами и тетрадями в руках. В 1860-е гг. облик курсистки - слушательницы Высших женских курсов, созданных в Москве, Петербурге и ряде других крупных городов, уже редко кого удивлял. Образ женщины-профессора еще в 1830-е гг. казавшийся комичным, спустя всего 30 лет стал объектом восхищения (С. Ковалевская, Ю. Лермонтова, А. Кашеварова-Руднева, В. Харузина, первый русский "академик в чепце" - археолог графиня П.А. Уварова), и идея допущения женщин на университетские кафедры оказалась у всех на устах.

Борьба за доступ к университетскому образованию была свидетельством набиравшего силу женского движения. Должно было пройти несколько десятилетий, прежде чем младшие современницы первых русских феминисток получили право публичного обсуждения женских проблем и требований с думской трибуны.

Итак, с середины Х I Х по начало XX вв. под влиянием демократических реформ и женского движения было очень многое сделано для получения и реализации женщинами права на образование. С каждым годом увеличивалось число учащихся женщин. Получение образования входило в норму. Это теперь все чаще рассматривалось не как из ряда вон выходящее событие, а как простая необходимость.

А.П. Философова и А.Н. Шабанова прилагали значительные усилия к созданию общенациональной женской организации - Всероссийского женского совета.

Т.о., в XIX в. положение женщины в России существенно изменилось как в правовом, так и в социальном поле. Женщины получили возможность получать высшее образование, устраиваться на работу, содержать самостоятельно семью и т.д. Однако, доступ к государственной службе был ограничен. В отличие от XVIII в., где в силу сложившихся обстоятельств (отсутствие четкого закона о престолонаследии, усиление роли гвардии), в XIX в. указом Павла I четко указывалось на то, что престолонаследником отныне может только лицо мужского пола. Отсутствие условий для участия женщин в государственных делах привело к зарождению женского движения за права женщин и созданию первых женских организаций.

Читайте также: