Роль второстепенных персонажей в романе преступление и наказание сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В число самых известных героев "Преступления и наказания" входит бедный студент Раскольников, девушка "непристойной профессии" Соня Мармеладова, пьяница Мармеладов др.

В этой статье представлены все герои романа "Преступление и наказание" в одной таблице: краткое описание главных и второстепенных персонажей произведения.

Смотрите:

Все герои романа "Преступление и наказание": краткое описание, таблица

Родион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Это красивый, умный, образованный, гордый, но бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за нехватки денег. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и великих людях.

Алена Ивановна, 60-летняя старуха-процентщица, вдова чиновника (коллежского секретаря). Это злая, жадная, бессердечная женщина. У себя дома она содержит частный ломбард: люди закладывают у нее свои вещи в обмен на деньги. Старуха платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также является клиентом старухи.

Семен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Это добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету.

Софья Семеновна Мармеладова, или Соня, дочь чиновника Мармеладова. Девушка около 18 лет. Кроткая, робкая, самоотверженнная девушка. Из-за нищеты она вынуждена заниматься "непристойной работой", чтобы прокормить отца, мачеху и троих детей своей мачехи. Соня становится другом Раскольникова и его возлюбленной.

Пульхерия Александровна Раскольникова, мать главного героя Раскольникова. Это красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней и изо всех сил помогает сыну Родиону. Женщина осталась вдовой много лет назад. Она безумно любит сына и дочь.

Авдотья Романовна Раскольникова, или Дуня — младшая сестра Раскольникова. Это красивая, умная, образованная, гордая девушка с твердым характером. У Дуни с братом очень теплые отношения. В прошлом Дуня работала гувернанткой в доме Свидригайловых, где перенесла много обид и унижений. В начале романа Дуня собирается выйти замуж за состоятельного господина Лужина, которого не любит. С помощью этого брака Дуня надеется вытащить всю семью из нищеты.

Катерина Ивановна Мармеладова — жена чиновника Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Это эенщина около 30 лет, умная, образованная, из хорошей семьи. Судя по всему, дворянка по происхождению. У нее есть трое детей от первого брака, ее первый муж умер. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад не по любви, а чтобы спастись от бедности. Женщина тяжело страдает от пьянства своего мужа Мармеладова и вечной нищеты. Последнее время она болеет чахоткой.

Петр Петрович Лужин — мужчина в возрасте около 45 лет. Носит чин надворного советника. Лужин — деловой человек с деньгами. Он собирается открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. Лужин хочет жениться на бедной, но красивой и умной Дуне Раскольниковой, чтобы та всю жизнь была ему благодарна за все. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) — друг Раскольникова, тоже бывший студент, добрый, открытый и благородный молодой человек, деловой и трудолюбивый. Он помогает своему другу Раскольникову всем, чем может. Разумихин влюбляется в сестру Раскольникова Дуню.

Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик в возрасте около 50 лет, развращенный деньгами и бездельем. Бывший шулер (карточный мошенник). Вдовец, был женат на помещице Марфе Петровне. Он влюблен в Дуню, которая годится ему в дочери, но та не отвечает ему взаимностью. Свидригайлов — сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. Он приезжает в Петербург вслед за Дуней, чтобы уговорить ее быть с ним.

Марфа Петровна Свидригайлова — жена господина Свидригайлова, состоятельная помещица. Она старше мужа на 5 лет. Это эмоциональная, взбалмошная дама. Она умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее супруга Свидригайлова. В своем завещании она оставляет в наследство своей бывшей гувернантке Дуне 3000 рублей. Эти деньги спасают бедную девушку от нищеты.

Андрей Семенович Лебезятников — молодой человек, чиновник, друг Лужина. Господин Лужин является его бывшим опекуном. Лебезятников служит в министерстве. Он якобы придерживается "прогрессивных взглядов", пропагандирует коммунизм, равенство полов и т.д., но делает это непоследовательно и нелепо.

Александр Григорьевич Заметов — знакомый Разумихина, письмоводитель (секретарь) в местной конторе. Ему 22 года. Он одевается по моде, носит перстни. По словам Зосимова, Заметов берет взятки на работе. Раскольников знакомится с Заметовым в конторе, куда его вызывают по заявлению хозяйки квартиры о неуплате аренды.

Никодим Фомич — квартальный надзиратель (полицейский) в районе, где живет Раскольников. Это умный, серьезный, добродушный и открытый человек. Судя по всему, он служил в одном полку со своим помощником Ильей Петровичем.
Раскольников знакомится с Никодимом Фомичом, когда приходит в контору по заявлению хозяйки квартиры.

Порфирий Петрович — следователь, который ведет дело об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Ему 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него имеется свой, "психологический" подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Хитрый Порфирий сразу подозревает Раскольникова в убийстве, но не выдает этого, а играет с ним в кошки-мышки и психологически мучает его.

Амалия Ивановна Липпевехзель — хозяйка квартиры, в которой живет семья Мармеладовых. По происхождению является обрусевшей немкой. Это вздорная и
беспорядочная женщина. Нищие Мармеладовы уже некоторое время не платят ей за квартиру, и хозяйка время от времени грозится выселить их.

Госпожа Зарницына — хозяйка квартиры, в которой проживает Раскольников. Из-за того что Раскольников несколько месяцев не платит за квартиру, Зарницына перестает подавать ему обед. За год до событий, описанных в романе, дочь Зарницыной умерла от тифа. Эта девушка был невестой Раскольникова.

Невеста Раскольникова, Наталья Зарницына, была дочерью госпожи Зарницыной, у которой Раскольников снимает комнату. Год назад девушка умерла от тифа. По словам Раскольникова, Наталья былаа некрасивой и больной девушкой, но, судя по всему, имела доброе сердце.

Купец Вахрушин был приятелем покойного отца Родиона Раскольникова. Вахрушин упоминается в романе в связи с тем, что мать Раскольникова берет деньги в долг у Вахрушина, чтобы помогать сыну, который учится в Петербурге.

Лавиза Ивановна (она же Луиза Ивановна) содержит непристойное заведение в районе Сенной, где живет главный герой Родион Раскольников. Судя по всему, сам Раскольников и его друг Разумихин тоже посещали это заведение. Лавиза Ивановна много раз привлекалась полицией за то, что в ее заведении происходят дебоши и скандалы.

Дарья Францевна является знакомой Амалии Ивановны Липпевехзель. Судя по всему, Дарья Францевна содержит непристойное заведение. Дарья Францевна склоняет Соню Мармеладову к тому, чтобы та работала у нее. Из текст романа не совсем ясно, в каких отношениях состоит Соня и Дарья Францевна.

Мадам Реслих

Мадам Реслих является знакомой господина Свидригайлова. Героев связывают какие-то темные истории. Когда Свидригайлов приезжает в Петербург, он останавливается съемной жилье, которое ему сдает мадам Реслих.

Настасья является служанкой в доме, где снимает жилье Родион Раскольников. В обязанности Настасьи входит уборка в комнате Раскольникова и подача ему еды. Настасья является доброй, простой женщиной.

Миколка (он же Николай) работает маляром в доме, где живет старуха-процентщица. По стечению обстоятельств Миколка становится обвиняемым в убийстве старухи и ее сестры.

Мещанин является соседом старухи-процентщицы. Когда Раскольников приходит снова на место своего преступления, то есть в квартиру старухи, мещанин обращает на это внимание и начинает подозревать молодого человека в убийстве старухи.

Это был список героев романа "Преступление и наказание" Достоевского: краткое описание главных и второстепенных персонажей в таблице.

Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны автором макси­мально подробно, они активно участвуют в сюжете. Второ­степенные персонажи обрисованы не столь подробно, лишь периодически подключаются к сюжету, но имеют все же свою собственную позицию по отношению к миру.

Соню по всем перечисленным выше параметрам следует отнести

II. Главная часть

Принцип “двойничества”. Второстепенные персонажи группируются вокруг двух главных антагонистов романа – Раскольникова и Сонечки. Каждый из них по-своему прелом­ляет основные идеи главных героев. “Двойники” Раскольникова.

Это прежде всего Лужин и Свидригайлов. Каждый из них по-своему интерпретирует одну из главных мыслей Раскольникова – мысль о вседоз­воленности. Но у Раскольникова идея нравственной вседоз­воленности все-таки чем-то ограничена (“идея”, “спаси­тельная, может быть, для всего человечества”),

Лужин и Свидригайлов такого нрав­ственного ограничителя лишены и в этом смысле доводят идею вседозволенности до ее логического предела – каж­дый по-своему. Лужин впадает в предельный эгоизм и практицизм, понимая свободу как вседозволенность ради собственной выгоды. Свидригайлов же доводит идею Рас­кольникова до конца в плане философском, она предстает у него как полное неразличение добра и зла и как следст­вие – потеря смысла жизни. “Двойники” Сонечки. Основная идея Сонечки – идея сострадания и любви к ближнему.

Ближе всех к этой идее сто­ят Лизавета и Миколка. Кроткая и безответная Лизавета живет исключительно для других. Миколка в тюрьме решает “по­страдать”, взяв на себя чужое преступление, – это практиче­ский вывод из любимой мысли Достоевского о том, что чужо­го греха в мире нет.

Для всех троих, кроме этого, характерно стремление личным страданием искупать ложь и несовершен­ство мира и искренняя вера в Бога.

Функции второстепенных персонажей. Второстепенные персонажи нужны прежде всего для того, чтобы глубже и многограннее осветить нравственно-философскую проблема­тику романа.

Родион Романович Раскольников – образованный, умный, но бедный студент. Бедность семьи героя подводит его к тому, что он решается проверить свою теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Поэтому он убивает старуху-процентщицу. Вокруг этого события и ведется дальнейшее повествование. Автор большое внимание уделяет внутренним мыслям героя, вводит в повествование прием психологизма. Ф. М. Достоевский показал, что теория Раскольникова во многом отличается от реальной жизни. И в конце романа персонаж понимает это. Он признается в убийстве.

На размышления Раскольникова влияние оказывает Сонечка Мармеладова. Она, как и Родион, вынуждена пойти на особый шаг из-за бедности своей семьи: пойти по желтому билету. Способность к самопожертвованию – вот главная черта героини. Она добра и искренна. Сонечка стойко переносит все трудности на своем пути.

Именно такую бессердечную женщину убивает Раскольников, проверяя свою теорию. Однако помимо Алены Ивановны в момент убийства в доме была и ее беременная сестра Лизавета, которую Родион также убивает. У Лизаветы была довольно трагичная судьба. Она имела отклонения по здоровью, никто не воспринимал ее серьезно, собственная сестра использовала ее как прислугу. Однако она не озлобилась на мир, была добра и кротка.

Главных героев сближает то, что они с трепетом и любовью относились к своим семьям.

Пульхерия Александровна – мать Родиона Раскольникова. Она искренне любит своего сына и, несмотря на свою бедность, всячески старается помогать ему в денежном плане. Она очень близка со своей дочерью – Дуней.

Дуня – сестра главного героя, которых связывают теплые отношения. Это красивая и образованная девушка. Несмотря на свое бедное положение, она является довольно гордой, готовой постоять за себя.

Семен Захарович Мармеладов – отец Сони. Это добрый мужчина, которого сломали жизненные трудности, в результате чего он становится пьяницей, а затем трагично умирает. Автор называет героя только по фамилии, так как Мармеладов – маленький человек, один из самых ярких представителей этого типа в русской литературе. Значение этого образа в произведении довольно велико. Именно после встречи Раскольникова с Мармеладовым, главный герой убеждается в несправедливости мира, в несправедливости деления людей на бедных и богатых. Встреча героев стала неким подтверждением теории Раскольникова.

Жена Мармеладова – Катерина Ивановна – имеет более сильный и твердый характер. Дворянка по происхождению, она обеднела и осталась вдовой с тремя детьми, а затем вышла замуж за Мармеладова. Несмотря на все жизненные трудности, она не опускает руки и идет до конца. Однако жизнь героини заканчивается трагично: она умирает от чахотки.

Вся семья Мармеладовых – то олицетворение униженных и оскорбленных людей. Здесь показывается та несостоятельность социального положения, царствующего в Петербурге того времени. Именно это и сподвигло главного героя не на пустые слова, а на конкретные действия, на попытку борьбы с несправедливостью мира.

Однако, как видно далее, Ф.М. Достоевский показал всю несостоятельность теории главного героя.

С образом Сонечки связаны и два других героя: Свидригайлов и Лужин. Они в свою очередь являются своеобразными двойниками Родиона Раскольникова.

Петр Петрович Лужин – богатый человек, носящий чин надворного советника. Деньги сделали из героя подлого и жадного человека. Он расчетлив, хочет владеть Соней как рабой. Сам себя он считает ее спасителем. Бедность героини ведет к свадьбе Сони с Лужиным, однако ей не суждено было случиться. Лужин, как и Раскольников, имеет свою теорию. Это теория о целом кафтане, согласно которой нужно заботиться только о своем благополучии и нисколько не думать о положении других людей. Лужин не привык сострадать людям, он подл и денежно зависим.

Своей теорией владеет и Аркадий Иванович Свидригайлов. Это теория схожа с теорией Раскольникова. Герой считает, что зло во имя благой цели не считается злом. Именно поэтому Свидригайлов совершает в жизни много дурных поступков. Автор точно не говорит о причастности героя к смерти Марфы Петровны – жены Свидригайлова. Однако герой думает об этом. Но он не настолько бездушен, как Лужин. В конце жизни Свидригайлов понимает, что он все это время вел неправильный образ жизни, поэтому завершает свою жизнь самоубийством.

Ф.М. Достоевский не зря использует прием двойничества в произведении. Теории Лужина и Свидригайлова являются неким зеркальным отражением теории самого Раскольникова. И Раскольниковым, и Лужиным, и Свидригайловым используется принцип вседозволенности. Герои-двойники нужны для того, чтобы показать практическую жизнь этой теории, показать ее несостоятельность.

Свое мнение автор отразил и по поводу нигилизма, лицом которого является образ Лебезятникова. Он описывает его довольно сатирически и иронично. Данный герой связан мировоззренчески с Раскольниковым. Только один живет теориями, а другой, наоборот, практикой.

Большое внимание Ф.М. Достоевский уделяет расследованию убийства старухи-процентщицы и ее сестры. В повествовании появляются образы следователей.

Одним из важных является образ Порфирия Петровича. Это умный и довольно хитрый следователь, который с первых же минут был уверен в причастности Раскольникова к убийству. Для него важным было не доказать вину Родиона, а сделать так, чтобы убийца в преступлении создался самостоятельно. Для этого он использует психологические приемы воздействия на главного героя, что делает персонажа действительно талантливым следователем.

В следствии и в повествовании в целом появляется образ Миколки, который берет на себя вину за убийство старухи-процентщицы. Этот герой – воплощение идеи добровольного страдания. Данный персонаж и образ Лизаветы являются своеобразными двойниками Сони Мармеладовой. Все они мягки по характеру, готовые к милосердию и самопожертвованию. Эти образы – олицетворение смирения.

Для большой характеристики Раскольникова в повествование вводятся и другие персонажи.

Однако нам известно, что существует и множество других второстепенных и эпизодических героев, роль которых чаще всего остается неясна читателям. Это и благородный Разумихин, и карикатурный Лебезятников, и такие, казалось бы, незначительные герои, как кухарка Настасья, госпожи Ресслих и Липпевехзель, двое Миколок, две дамы в конторе квартального надзирателя, невеста Раскольникова, мещанин на улице, дети Катерины Ивановны.

1. Определить круг второстепенных и эпизодических персонажей романа, не рассматриваемых в школьном изучении.

2. Проследить сюжетную реализацию выбранных персонажей.

3. Установить идейно-композиционное значение выбранных персонажей.

4. Найти основания для классификации роли второстепенных и эпизодических персонажей.

Социальный кризис усугублялся еще и засильем в Петербурге иностранцев, особенно немцев.

Лебезятников смешон, но он не принадлежит к страшному миру, от которого отказывается Раскольников. В основе представлений Лебезятникова лежит иная концепция мира, чем у Раскольникова. Он слишком сильно верит в силу теории и убеждения. В итоге мы видим, что образ Лебезятникова приобретает более существенное смысловое значение, он становится альтернативой Раскольникову. Лебезятниковым Достоевский показал, почему путь, таившийся за ним, был неприемлем для Раскольникова, и мало того еще более сосредоточил последнего на его собственной идее.

Разумихин придает больше значения человеку, чем его принципам. Разумихин уважает душу человека и отрицает поэтому любые теории, обезличивающие человеческую натуру. Поэтому он враг всякой исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей теории.

Вложив в душу Раскольникова любовь и презрение к людям как противоречивую, но единую идею, Достоевский объединил и синтезировал в своем образе безграничное сострадание и стремление помочь и очистить мир с необъятною жаждою власти. Поэтому в душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей.

Не случайно появляются в романе и герои с одинаковыми именами. Оба они носят имя этого святого угодника Николая. Достоевский был величайшим диалектиком, и поэтому антиподом чистого и невинного сердцем Миколки-красильщика является пьяный деревенский парень Миколка, насмерть забивающий лошадь.

Настасья, кухарка и служанка, второстепенная героиня, инстинктивно чувствует, что с Раскольниковым не все в порядке. Действительно, народ восстает против той страшной теории, которую придумал Раскольников.

Изучение научной литературы и анализ литературного материала позволили сделать следующие выводы. Основанием для классификации второстепенных и эпизодических персонажей стало определение их функций. Было выявлено, что большинство персонажей выполняют несколько функций.

Позволим себе, используя читательский опыт, определить значение каждого героя в романе. Главный герой, Раскольников, окружён второстепенными и эпизодическими персонажами разной функциональной степени. Второстепенные герои первого уровня: мать, сестра, Соня, Свидригайлов, Лужин, Порфирий Петрович, Разумихин, Лебезятников, старуха-процентщица. Второстепенные герои второго уровня: Мармеладов, Катерина Ивановна, дети Катерины Ивановны, Лизавета, Настасья, Зосимов, Порох, Никодим Фомич, Замётов. Эпизодические герои: невеста Раскольникова, двое Миколок, две дамы, девушка на бульваре, девушка из сна Свидригайлова, утопленница, мещанин, Ресслих и др.

В работе выяснялась роль тех персонажей, которым уделяется недостаточное внимание в школьном изучении. Результаты исследования представлены в таблице.

Раскольникова двойники

Двойники раскольникова в романе преступление и наказание

Главный герой убивает старуху, но впоследствии его сильно мучает совесть, в конце романа у него случается затуманивание рассудка. И это неминуемое наказание за содеянное зло. Но Родион влюбляется в Соню Мармеладову, и эти чувства спасают его от сумасшествия.

Он приходит в полицию с повинной, отбывает свой срок на каторге, но он по-прежнему остаётся верен своей теории. В конце Родион сознается, что он слабый человек и неспособен на жестокие поступки.

Тема правонарушения

Двойники раскольникова лужин

Смысл произведения заключается в убийстве старухи, поэтому криминальная тема разбирается в произведении очень глубоко. Кроме Родиона Раскольникова, злоумышленниками кажутся Петр Петрович Лужин, юрист, богатый человек, который ухаживает за Дуней, сестрой Родиона. А также антиподом Родиона является Свидригайлов — успешный шулер, авантюрист, обольститель. Именно поэтому герои называются двойниками Раскольникова. Каждый персонаж имеет свою теорию, которой придерживается в жизни. Например, у Лужина на первом месте стоит экономическая цель, а Свидригайлов живет по кодексу аморальности, фальши и обмана.

Самая отрицательная фигура в произведении — это Свидригайлов. Родион сразу понимает, что он плохой человек. Раскольников пишет письмо своей матери, в котором описывает существование дворянина. Его жизненный путь — это пример разложения личности.

Двойники раскольникова свидригайлов

При личной встрече Родион лишь убеждается в своей правоте. Свидригайлов не отталкивает Раскольникова, а напрямую говорит, что они с ним одного поля ягода. Героя тянет к Свидригайлову, он пытается его оправдать и понять, постоянно ищет с ним встречи. Когда произошла первая встреча Раскольникова со Свидригайловым, то у него сформировалось определенное мнение относительно этого персонажа:

  1. Он развратен.
  2. Обманчив.
  3. Очень злой.

Биография Свидригайлова

В романе описывается жизненный путь героя. Главной чертой характера персонажа является его порок. Он проживает в Петербурге, много свободного времени проводит за карточным столом в обществе сомнительных личностей. В итоге он оказывается в тюрьме, из которой его спасает Марфа Петровна, в будущем его супруга. Она платит налог за Свидригайлова, и его выпускают из тюрьмы.

Свидригайлов и дуняша

Марфа Петровна спасает мужа от суда за убийство и изнасилование юной девушки. Она прячет нужный документ от Свидригайлова, если он захочет взбунтоваться. У героя с Марфой Петровной был заключён контракт, согласно которому он мог развлекаться с дворовыми девушками. В его жизни произошел единственный случай, когда он влюбился по-настоящему, объектом его вожделения оказалась Дунечка. У Свидригайлова нет никаких нравственных принципов — это его жизненное кредо. Ему не довелось испытать благородных чувств, у него нет высоких целей, его жизненная энергия направлена на удовлетворение прихотей и небольших страстей.

Свидригайлов приезжает в Петербург, чтобы добиться взаимности от Дуни. Для свершения своей цели этот человек готов на всё, в том числе на запугивание и подкуп. Взамен на свое желание он предлагает Дуне 10 000 рублей, а потом пытается её шантажировать тем, что ему всё известно о Родионе Раскольникове.

Свидригайлов в романе преступление и наказание

У Свидригайлова отсутствует понятие о грехопаденье и благе, это делает его чудовищным персонажем, который не может жить хорошо и не верит в добро. Загробная жизнь для него представляется следующей: это не хороший, светлый и вольготный мир, а маленькая комната, которая по размерам схожа с сельской баней, которая закоптела, а по углам сидят пауки.

Родиона Раскольникова больше всего удивляет в этом человеке бессовестный подход к жизни. Но вместе с этим он отмечает, что у него со Свидригайловым много общего, они оба придерживаются принципов дозволенности.

В романе фигура Свидригайлова является трагичной личностью. Его смерть не произошла бы, если бы он сумел сохранить себя целым. В его судьбе происходят противоестественные, добрые поступки, которые никак не вяжутся с его натурой и смогли разрушить его личность:

Дуня стреляет в свидригайлова

  1. Свидригайлов отпускает Дуню, оставляет свое состояние детям Мармеладова.
  2. Он хочет проявить положительные качества, когда ухаживает за маленькой девочкой.

Такие поступки стали началом конца.

Плохой сон, который привиделся Свидригайлову, приводит его в ужас, потому что перед ним открывается бездна аморальности, в которой он находился. Его самоубийство можно отнести к закономерному итогу, к которому приходит каждая личность, которая до определенного момента не признавала в своей жизни справедливости и добра.

Петр Петрович Лужин

В романе присутствует герой, в характеристике и образе которого не присутствует раскаяние. Это Лужин, человек, который берёт в расчет только свое мнение. В жизни он надворный советник, для него семья не является важным звеном. Он благонадежный человек, который имеет свое состояние. Основные черты его характера:

Герои двойники в романе преступление и наказание

  1. Корыстность.
  2. Тщеславие.
  3. Высокомерие.

Цель для Петра Петровича — это взять бедную девушку, у которой будет красивая внешность и обязательно прекрасное образование. Девушка не будет привыкшая к достатку, у неё не будет требовательности к Лужину, и она ему будет всегда благодарна. Образованность претендентки и ее красота помогут Петру проникнуть в высшее общество и сделать карьеру. Супружество для Лужина — это сопоставление выгоды, но не любви.

В письме Родиону мама пытается оправдать взгляды Лужина, она не называет его подлецом и замечает, что между ним и Раскольниковым много общего на жизненном поле. Но такое двойничество человека Раскольникову сразу заметно, он понимает и пытается раскрыть неискренность Лужина. Он проводит сравнительный анализ человека и понимает, что Пётр Петрович не тот, за кого себя выдает.

Роль двойников в романе преступление и наказание

У Лужина система ценностей заключается в коммерции. Такой человек не имеет друзей, редко зовёт кого-то в гости, он скупой. Его отношение к Дуне плохое, он снимает для невесты и ее матери комнату в помещении, у которого плохая репутация.

Лужин боится растратить последние деньги и пытается всеми силами скопить капитал. У него привлекательная внешность, красивое лицо, к которому нет повода придраться, но в душе он антипатичный и уродливый. Наиболее яркая характеристика его образа — это приятный внешний вид и убогий внутренний мир.

При встрече с Родионом Лужин восклицает, что он не должен оказывать помощь другим людям, должен любить одного себя. Для Лужина ничего не стоит подставить другого человека, он не может отдавать тепло и любовь своей невесте. Сходство его с Раскольниковым в том, что у него есть своя теория, что база общества состоит только из избранных.

Кто является двойником раскольникова

Именно лучшие из лучших смогут управлять миром. В понятии Петра Петровича это деловые люди, дельцы и предприниматели. Если сравнить Лужина и Свидригайлова, то первый герой больше схож с Родионом, потому что для него финансовая правда — это приглашение к убийству. И он ее материализует таким же образом, как Раскольников — собственную теорию.

Отрицательная сущность героя вскрывается в эпизоде, где он обвиняет Соню в воровстве. Он ей подкидывает деньги, чтобы она была плохой в глазах окружающих. Заодно он хочет опозорить Раскольникова. В этом случае Лужин смог бы разрушить свой план на свадьбу. Он может предавать без оснований, с легкостью обвиняет человека и не считает свои поступки развратными. Это наглый и безнравственный человек.

Второстепенные персонажи

В романе фигурируют герои, которые похожи с Раскольниковым. Они являются духовными близнецами Родиона. Но в произведении присутствуют и персонажи, которые не выставляются на первый план. Их также можно сравнить с Родионом, но в меньшей мере. Такими героями являются Лебезятников, Порфирий Петрович, Дуня и Сонечка Мармеладова.

Лебезятников и Порфирий Петрович

У Лебезятникова красноречивая фамилия. Он бездумно подвержен новым веяниям в части идеологии и философии.

Порфирий в романе преступление и наказание

Гротеск — это главный художественный приём, который используется автором для формирования персонажа Лебезятникова. Его можно назвать двойником Раскольникова, потому что Родион также увлечен новейшими идеями. В первую очередь это концепция сверхчеловека. Во вторую — это нигилизм.

Но Лебезятникова нельзя назвать сильным человеком, он безобидный. Герой просто копирует поведение и речь авторитетов, но при этом ничего не понимает. Доброта и глупость делают Лебезятникова неопасным, чего нельзя сказать о Родионе, у которого талант, ум и хорошее образование. Андрея Семёновича можно назвать образом, с помощью которого формируется пародия на увлеченного новейшими идеями Родиона.

Порфирий Петрович — это следователь, у которого есть особенности Раскольникова. Это грамотный человек, который понимает Родиона. Следователь является родственником Дмитрия Разумихина, друга Родиона. Порфирию Петровичу 35 лет, но он ощущает себя стариком. Когда следователь берётся раскрыть убийство Алены Ивановны и Елизаветы, то он понимает, что дело нелегкое.

Дуня и Сонечка Мармеладова

Дуня — это сестра главного героя. У неё второстепенная роль в произведении, ей 22 года, она на несколько лет младше брата. Как и Разумихин, Дуня борется с жизненными преградами с помощью труда и усердия.

Соня двойник или антипод раскольникова

Раскольников и Дуня внешне похожи, она обладает твердостью характера, воспитанностью и добротой.

Порфирий Петрович и Софья Семёновна уверяют Раскольникова, чтобы он признался в убийстве. Неизвестно, Соня двойник или антипод Раскольникова, потому что она является его подругой по жизни и духовным наставником. Внешне герои совершенно непохожи, к тому же Софья глубоко верит в бога, а Раскольников является атеистом.

Схожесть Родиона и Сони в том, что девушка тоже переступает нравственную черту: она проживает в нищете и её мачеха заставляет ее выйти на панель, чтобы получить деньги за торговлю телом.

Наивность, благородство, доверчивость — эти качества присущи Софье как двойнику Раскольникова. Соня считается выражением аспектов, которые находятся внутри Родиона и проснутся, когда герой признает, что религия — это спасение от всех бед.

В произведении подробно рассказано, почему Лужина и Свидригайлова называют двойниками Раскольникова. Они доказали, что его теория несостоятельная. Принципа вседозволенности не существует, и его нельзя применить ни к одному человеку. По крайней мере, он не приведёт к хорошим последствиям.

Читайте также: