Итоговое сочинение виды вступлений

Обновлено: 18.05.2024

Вступление - это первая часть вашего итогового сочинения, с него начинается первый абзац.

Вступление вводит читателя в тему и дает предварительные сведения по вопросу, который содержится в теме сочинения.

Существует несколько видов вступлений.

Вступление № 1. Историческое

Историческое вступление может содержать краткую характеристику определенной эпохи, связанной с темой сочинения, анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей общества.

Пример:

ХХ век для России стал эпохой испытаний: несколько революций, две мировые войны, глобальная перестройка общества. Быть писателем во время социальных и культурных переворотов очень сложно. Общество начала ХХ века отказалось от прежних идеалов. Какие жизненные ценности должны сопровождать нового человека? Этот вопрос особенно волновал людей, на него пытались ответить писатели в своих произведениях.

Вступление № 2. Аналитическое

Аналитическое вступление может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения.

Пример:

Человек и природа. Развитие современной цивилизации, к сожалению, перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня люди все чаще задумываются о последствиях своего губительного воздействия на природу.

Вступление № 3. Биографическое

Биографическое вступление может содержать факты из биографии писателя, имеющие отношения к теме сочинения.

Пример:

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Льва Николаевича Толстого - это бесконечный поиск самого себя. Он ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения: и тогда, когда вел жизнь светского человека, и когда участвовал в военных событиях. Не случайно для ответа на вопрос"В чем заключался смысл человеческой жизни?" мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир".

Вступление № 4. Цитатное

Цитатное вступление может содержать цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения.

Пример:

"Высшая мудрость - различать добро и зло", - говорил древнегреческий философ Сократ. Этой мудрости иногда приходится учиться всю жизнь, совершая не всегда правильные поступки.

Вступление № 5. Личностное

Личностное вступление предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

Рекомендуется делать вступление небольшим, обязательно следите за тем, что бы вступление было логически связано с содержанием основной части вашего сочинения.

Пример:

Я не случайно выбрал эту тему. Вопрос, который она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего проблемами своего времени и поколения.

1. Историческое вступление.
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.
XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем – нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала ХХ века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь – всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.

3. Аналитическое вступление.
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (память, забвение, культура и т.п.). Согласно толковому словарю, забвение – это забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чём-то, о ком-то. Такое забвение лиц, событий, состояний иногда может быть положительным, а порой может быть и отрицательным. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. Именно об этом мы и поговорим в сегодняшнем сочинении.

5. Личностное вступление.
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВИДЫ:

1. Обобщение сказанного:
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.
Итак, как подсказывает художественная литература, потеря человечеством его нравственных ценностей крайне опасна: без неё нельзя уже будет построить новое современное общество, основывающееся на нормах чести, морали и закона. Государство, страну, которое потеряло и забыло нравственные ценности ждёт только хаос и разрушение.

2. Призыв к читателю:
Призыв, обращение к читателю акцентирует внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.
Завершая свое сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, как прекрасны памятники культуры, которые нуждаются в вашей защите, опеке и ремонте. Подумайте: насколько будущие поколения будут благодарны вам за то, что вы сохранили для них эти великолепные памятники культуры, сохранили память о них, не дали им быть забытыми.

4. Риторический вопрос.
Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность
Война – это то, что не должно повторится. Ведь повторение войны опасно не только порабощением одними государствами других, захвата власти и территорий. Будущая война может стереть всё: наше прошлое, настоящее и будущее. Человечество исчезнет, планета погибнет. Неужели правители стран не могут этого понять? Неужели наш мир станет жертвой горсти людей, которые пожертвуют миром на земле ради собственной выгоды.

Как известно, едва ли не самое трудное - это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Давайте познакомимся с ними поближе.

ВложениеРазмер
statya_k_prezentatsii_vidy_vstupleniy_sochineniya_po_literature.docx 18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, едва ли не самое трудное - это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Давайте познакомимся с ними поближе.

1. Историческое введение.

Суть его можно в шутку выразить словами: "жизнь в те ещё годы". А если серьёзно, это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Например, выбрали вы тему "Социально-философская проблематика спора "отцов и детей" (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"). Согласитесь, что в данном случае как нельзя более уместно в начале сочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х гг. XIX в. России, бурно спорящей о путях своего дальнейшего, революционного или реформистского, развития. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.

2. Аналитическое введение.

Это введение наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о личности, умеющей логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Например, тема "Народность поэмы А. Т. Твардовского "Василий Тёркин". Конечно, самое уместное начать такое сочинение с характеристики понятия "народность", с описания его признаков. Это сразу же поставит сочинение на правильный путь, на рельсы доказательств, что поэма Твардовского обладает всеми названными вами признаками и тем самым являет собой народное произведение.

3. Биографическое введение.

4. Сравнительное введение.

С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например, досталась вам тема "Нравственные искания героев Л. Н. Толстого". Взять историческое введение? Но о каком периоде рассказывать? 1805—1812 гг. (время действия "Войны и мира")? Или 1850—1860 гг. — время написания романа? Возможностей использовать аналитическое введение практически нет. Биографическое? Но ведь речь должна идти о героях. В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку "поэт в России — больше, чем поэт'', что проповедническая, нравственно страстная нота характерна для всех лучших представителей русской литературы, а уж нравственный авторитет Л. Н. Толстого просто огромен. Тем самым вы и обнаружите свою эрудицию, и прямо подойдёте к предмету вашего анализа.

5. Введение — характеристика произведения

Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, "Образы Чацкого и Молчалива в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. В данном конкретном случае целесообразно сказать несколько слов о традиционной социальной заострённости русского театра, об идейном замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.

6. "Лирическое" введение.

Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или просто не даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения (опять же в шутку!) можно сформулировать в таком виде: "Ах, как я люблю Пушкина!" или: "Был со мной однажды случай. " Ну, и далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество. Такое введение очень подойдёт, например, к теме "Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (Белинский о Пушкине) ".

7. Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью ("В наше время, когда особенно большую роль играет. "). Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным.

Если вы внимательно выслушали обзор различных введений, то легко согласитесь с тем, что заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам — учитывая, однако, в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Но если вы ограничитесь только выводами, концовка будет выглядеть слишком куцей, оборванной. И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя её к себе и к своему времени. Именно одним из указанных способов уместно закончить сочинение, скажем, на тему "Нравственные искания героев Л. Н. Толстого". Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим "аккордом", ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.

Чтобы правильно написать сочинение, необходимо серьезно отнестись не только к основной части, но и к вступлению. Существуют различные варианты вступительной части сочинения:

К примеру, ты можешь применить историческое введение, то есть, начать свое сочинение с краткой характеристики эпохи, анализируя экономическую, политическую или социальную обстановку и привязывая это к теме работы.

Также можно начать с аналитического введения, поразмыслив над центральным понятием темы сочинения.

Если ты берешь биографическое введение, анализируй изменение взглядов писателя, его жизнь, вспомни об истории написания данного произведения.

Сравнительное введение требует упомянуть былые литературные течения и поразмыслить над тем, что нового внес автор в развитие литературы.

Как альтернативу, можешь использовать лирическое введение, когда будешь сопоставлять тему сочинения с личным опытом, мыслями и чувствами от прочитанного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации показываются виды вступительной части сочинения, приводятся примеры и темы сочинений. Возможно использование на уроках подготовки к итоговому сочинению.

Построение вступительной и заключительной части сочинения Билан КВ, учитель русского языка и литературы

Построение вступительной и заключительной части сочинения

Билан КВ, учитель русского языка и литературы

Виды заключительной части сочинения

Виды вступительной части сочинения

Уместно, если тема сочинения связана с обсуждением исторически актуальных социальных и нравственных проблем. Представляет собой краткую характеристику исторической эпохи или эпохи создания произведения

Историческое вступление может указывать на место конкретного произведения в литературном процессе

Историческое вступление может содержать элементы биографии писателя

Темы сочинений, где можно использовать историческое вступление

Составьте вступление к сочинению на одну из тем

Это личностно окрашенные размышления о том, с чем для вас лично связано творчество автора, отдельные произведения и тд

Используется в тех случаях, когда тема сочинения ориентирует на выражение вашей читательской позиции

«Любимые герои произведения

« Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, но и сейчас, открывая наудачу давно знакомую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, читаешь, словно впервые.

Составьте вступление на одну из тем:

Отражает понимание понятий, входящих в формулировку заглавия темы.

« Романтизм как литературное направление сформировался в конце 18 - начале 19века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков встал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая, необыкновенная, яркая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлению о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, темы внутренней и внешней свободы.

Составьте аналитическое вступление на одну из тем:

В заключении текста обычно содержатся выводы, сделанные на основе доказательств тезиса.

  • Заключение-вывод
  • Заключение-следствие

С давних времен художников, скульпторов, писателей волновал образ женщины. В разные эпохи женщины изображались по-разному. Мягкие черты, округлые формы, красота лиц отличают древнегреческие и древнеримские скульптуры; с портретов средневековых дам на нас смотрят высокомерные королевы, принцессы и герцогини в великолепных шелковых и парчовых платьях… А какими же были барышни в русской провинции 19 века?

Заключение-следствие Раздвигает рамки темы, содержится литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом произведением в литературном процессе.

Историко-литературное заключение

Заключение об актуальности

Лирическое заключение

Связывает анализируемый материал с личным опытом автора

Заключение-цитата

Цитата должна быть связана с темой сочинения.

Читайте также: