Роль воспитателя в организации учебного процесса сочинение

Обновлено: 05.07.2024

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Оценить 414 2

ЭССЕ на тему :

« Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ:

-непосредственно образовательная деятельность в ДОУ……………………….. 4

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты);

самостоятельная деятельность дошкольников.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Роль педагога

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.).

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз. У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям - понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. Опора на положительные качества ребенка - вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Закон об образовании гласит: родители являются первыми педагогами; они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Это говорит о том, что первостепенную роль в формировании общения играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации, эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя - во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.

Список используемой литературы и источников

Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46-48.

Роль профессии воспитателя на современном этапе развития общества.

Кабусь Евгения Александровна, воспитатель, Николаевский филиал МБОУ Светлолобовской СОШ №6.

Какова роль воспитателя в современном обществе и кто же такой современный воспитатель? Воспитатель – это, прежде всего, творческий человек, который в душе всегда остается ребенком, иначе дети не смогут, принят его в свой мир, с ним всегда интересно и весело, он настоящий друг для каждого малыша. Воспитатель – это, можно сказать, первый человек после мамы, с которым, поступая в дошкольное учреждение, продолжительное время находится маленький человечек. Воспитатель – это пример, а чтобы быть достойным примером для своих воспитанников, необходимо много работать, работать не покладая рук, со всей душой. Выбирая профессию воспитателя, ваш выбор должен быть более чем сознательным. Работать воспитателем - значит жить, проживать каждый день с детьми.

Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих воспитанников и вместе с ними радуюсь встрече, я понимаю, как я им нужна и как они меня ждут, ждут новых интересных историй и открытий. Вместе с детьми мы живём в сказочном мире фантазий и приключений, и поэтому каждый современный воспитатель должен быть интересным для детей – уметь петь и танцевать, читать стихи и рассказывать сказки, обычное превращать в необычное, уметь дарить радость, уметь самому быть счастливым.

Задача современного воспитателя заключается в том, чтобы воспитать творческую, креативную, коммуникабельную личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других. А чтобы воспитать такую личность, нужно самому быть личностью. Личностью, которая соответствует нормам и традициям современного общества, реализуется в профессиональной деятельности, стремится к самосовершенствованию, избавляясь от устаревших стереотипов, пополняя и обновляя свои знания и умения.

Но не стоит останавливаться на достигнутом, современный воспитатель должен двигаться вперед, развивать свое мастерство, искать и находить что-то новое. Развивать свои творческие способности, использовать в своей работе новейшие технологии и разработки, ведь мы живём в XXI веке, в веке развития новых технологий. Наша профессия нужная и полезная, она даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучать – значит вдвойне учиться”.

Актуальность

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития. Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач.

Педагог – самая важная фигура для ребенка в системе образования. Профессионализм педагога, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки, убеждения, свобода его действий – то есть процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяет сам процесс образования. Отбор содержания образования, форма общения, реализуемая в процессе образования, определяет направление и качество развития ребенка. Именно в контексте взаимодействия педагога с детьми собственно и происходит развитие личности ребенка, а также его компетентности в определенных предметных областях. Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о повышении профессионального мастерства педагогов. Это не случайно, так как именно учитель является главным действующим лицом любых преобразований в системе образования.

Методическая служба нашей школы (руководители предметных кафедр и ШМО) попыталась найти ответ на вопрос: какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы компетентно решать задачи современной школы.

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, рассмотрим, какой труд учителя можно считать профессионально компетентным. “Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся” [3, стр. 47]. В свою очередь, “Профессионал - это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием” [4, стр. 287]. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. Основными качествами, которыми должен обладать педагог инновационной школы, может стать следующее:

стремление к личностному развитию, креативность.

мотивация и готовность к инновациям.

понимание современных приоритетов образования.

способность и потребность в рефлексии.

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (глубокие знания по предмету, квалификация и опыт, знание способов решения и технических, и творческих задач)

методическую компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приёмов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний, выработки умений, формирования навыков)

психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения (владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов диагностики, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения, умение пробуждать и развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету)

дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

рефлексию педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствоваться). Без самообразовательной потребности профессиональный рост учителя невозможен.

Любовь к детям так же является стимулом к профессиональному совершенствованию. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то приём и в результате получает интерес к предмету, уважение и любовь ребёнка. Это доставляет учителю профессиональное удовлетворение, он не только усваивает и применяет известный приём, но и ищет новые. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, это означает приобретать доверие и авторитет. Однако педагог должен сам состояться как личность, создать свой образ и стиль деятельности.

Администрацию нашей школы вопрос повышения профессиональной компетентности волновал с самого начала становления педагогического коллектива. Возникали и были успешно решены такие проблемы, как воспитание и обучение молодых специалистов, повышение уровня методической и педагогической подготовки, совершенствование психолого-педагогической и правовой культуры коллектива, совершенствование системы подготовки педагогов к аттестации. Создана внутришкольная система повышения педагогического мастерства педагогов, ориентированная на уровень их профессиональной компетенции. В плане работы школьного психолога есть план работы по установлению психологического комфорта в работе учителя, помощь и советы в сохранении психического здоровья и обязательные выступления психолога на методических советах. Хорошим стимулом работы является денежное поощрение учителей за профессионализм, инновационный и творческий подход. Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Одним из них является исследовательская деятельность. Педагог, освоивший исследовательскую функцию, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

Таким образом, можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:

Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога .

Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца.

Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих обучающихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный процесс с точки зрения разных факторов. Роль педагога в воспитательном процессе.

Что такое воспитательный процесс?

Педагог в воспитательном процессе.

Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе. Воспитание как процесс представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога (воспитателя) с его воспитанниками. Такое взаимодействие определенным образом организовано, оно управляется и контролируется. Итогом воспитательного процесса будет являться сформированная личность, которая станет полезна и нужна обществу.

Воспитание представляет собой непрерывный процесс. Как важное звено в педагогическом процессе, воспитание представляет собой систематическое взаимодействие педагога (воспитателя) с воспитанниками. В случае если процесс воспитание является нерегулярным, то усвоенный воспитанником опыт забывается, и тогда возникает необходимость повторного усвоения.

Процесс воспитания с точки зрения целенаправленного процесса имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом (воспитателем) ставится определенная цель воспитания. Эффективность будет намного больше в том случае, если данная цель воспитания, преследуемая педагогом, будет ясна и понятна самому воспитаннику, который согласиться ее принять.

В конце – концов, воспитательный процесс не имеет быстрых видимых результатов. Итог воспитания охарактеризовывается отсроченностью результатов от непосредственного начала воспитательного воздействия.

Большую роль в процессе воспитания играет педагог. В его задачи входит грамотно построить систему духовного воспитания и обучения воспитанников, а также правильно и логично организовать этот процесс.

Педагог должен контролировать не только ход воспитательного процесса, но и становление личности каждого воспитанника, становление его нравственных качеств, самовоспитания и саморазвития и т.п. Для достижения этих целей педагог сам должен представлять собой пример, содержать в себе необходимые нравственно-волевые свойства, объективность, чуткость к воспитанникам, ответственность, любовь к детям. В связи с чем, очень важны личностные качества самого педагога, его характер, педагогическое мышление, моральные ценности. Таким образом, педагог обязан иметь не только научную подготовку, но и должен обладать педагогическим талантом необходимо им а также организаторская деятельность.

Особое место в структуре целостной деятельности педагога занимает организаторская деятельность, благодаря которой воспитанники включаются в различные виды деятельности

Педагог в процессе воспитания должен одновременно выполнять и учитывать множество действий и факторов для успешного достижения конечной цели. В связи с многофакторностью воспитательного процесса, при его осуществлению педагогу необходимо вести учет и использовать в деятельности огромное количество как субъективных, так и объективных факторов. Воспитанники в воспитательном процессе подвергаются воздействию различных влияний, накапливая как положительный так и отрицательный опыт, который в последствии вновь подлежит корректировке. Поэтому многофакторность дает пояснение такому моменту, как неоднозначность результатов воспитания.

Читайте также: