Роль средств невербального общения в установлении и поддержании продуктивного диалога сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов. Проще говоря, это передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику. Инструментом невербального общения является тело человека.

Работа состоит из 1 файл

невербальные методы общения.doc

Невербальные средства общения.

Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов. Проще говоря, это передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику. Инструментом невербального общения является тело человека.

При общении многие люди переходят к невербальным методам общения. С помощью этих методов создается психологический контакт между собеседниками, обогащаются значения, передаваемые с помощью слов, выражаются эмоции и отношение рассказчика с рассказанному.

Общаясь, мы слушаем не только слова, словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Словами собеседник передает нам информацию, а жестами – дополняет ее.

Невербальное общение, как правило, возникает бессознательно. С одной стороны, оно может дополнять и усиливать словесное общение, а с другой стороны, ему противоречить и ослаблять его.

Многие из нас применят невербальное общение в повседневной жизни, в простом ежедневном общении. Например, жесты мы употребляем тогда, когда доказываем что-то своему собеседнику, а мимика помогает нам более эмоционально передать какую-либо информацию.

Но наряду со всем этим, необходимо отметить и то, что такой вид общения зачастую оказывается сложным для восприятия. Становится почти невозможно слушать человека, который очень часто и сильно жестикулирует, тем самым заменяя свой рассказ. Сложно воспринимать человека, когда он бесперестано размахивает руками и корчит различные рожицы. Так же сложно воспринимать и актеров, которые много выражаются невербально, тем самым они начинают переигрывать.

Итак, невербальное общение несет в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Оно действительно может помочь изложить информацию более точно и образно, но оно может и затемнить эту информацию, тем самым, отодвинув ее на задний план.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Роль невербальных средств общения.doc

Титков Максим Владимирович

Проверил: ст. преподаватель

Шатохина Маргарита Петровна

Оглавление

Введение

Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

Структура, функции, виды общения

Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом.

В последние десятилетия минувшего столетия, проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Общение бывает: коммуникативной, интерактивной и персептивной. Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Функции общения многообразны - в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их разновидностей.

Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которого уточняются и формируются цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно поддерживает обратную связь высказываний собеседников.

Эмоционально-психическая функция проявляется как создание комплекса чувств и психических состояний каждого собеседника в ходе общения. Эмоции способны придать дополнительную значимость и вес самым обыденным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность “отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением. И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать деловой контакт. невербальное средство общение мимический код

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностном (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится на: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам общение может быть: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

2. Общая характеристика невербальных средств общения

Невербальный – это термин почти всегда используется в составных формах, чтобы выразить те характеристики задач, процесса или ситуации, которые не относятся к специфически лингвистическим. Невербальная коммуникация – общий термин, охватывающий все аспекты коммуникации, которые выражаются без использования внешнего произносимого языка. Жесты, положение тела, выражение лица, факторы контекста, предвосхищение, все это попадает в сферу компонентов коммуникационной системы, которая передает информацию без использования того что является специфически лингвистическим.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психологическими состояниями, и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально - психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляются формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

В социально – психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие на пространственную организацию общения.

Невербальные средства общения:

А) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка)

Б) Визуальный контакт (взгляд): направление движения, длина паузы, частота контакта.

2. Просодика и экстралингвистика: интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, кашель.

3. Такесика: рукопожатие, поцелуй, похлопывания.

Рассмотрим кратко основные средства общения.

Наиболее значимые невербальные средства – кинетические средства, зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К кинесике относят выразительные движения проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль в передачи информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или не видимом лице лектора теряется до 10-15 % информации.

Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления, отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний

Во время коммуникации мы воспринимаем не только словесную информацию, но также смотрим в глаза собеседнику, обращаем внимание на тембр его голоса, интонацию, жесты и мимику.

Несмотря на богатство вербальных возможностей мы довольно часто используем этот способ передачи информации — как осознанно, и так и незаметно для самих себя. Как ни странно, но невербальные компоненты общения — в основном мимика и жесты - во многом определяют реакцию окружающих и их отношение к нам.

Эксперты отмечают, что около двух третей информации поступает именно по невербальным каналам связи. Параллельно с речевым восприятием люди постоянно принимают невербальные сигналы и при этом успевают отреагировать на них, прежде чем сознание успеет подвергнуть их рациональному анализу.

Эти несловесные компоненты дополняют основную информацию и часто воспринимаются бессознательно. Однако невербальное общение может не только дополнять и усиливать словесное общение, но может ему противоречить и, следовательно, его ослаблять. Безмолвные сигналы, которым многие люди не придают особенного значения, на самом деле могут привести к коммуникационному успеху или неудаче. Поэтому нужно более сознательно отнестись к невербальному общению, чтобы открыть для себя возможность их более эффективного использования.

В настоящее время невербальное общение достаточно хорошо изучено, благодаря исследованиям в этой области человек при желании может этот процесс контролировать и использовать для достижения необходимого эффекта.


Не случайно актеры, играя на сцене одного и того же героя в один и тот же момент, передадут его по-разному. Кроме того, некоторые компоненты невербального общения различаются от культуры к культуре.

Наибольшее значение среди невербальных средств коммуникации имеют мимика и жесты.


Научившись управлять невербальным языком, человек может вызывать желаемый для себя образ перед аудиторией. Так, во время публичного выступления образ оратора формируется за первые несколько секунд. Если выступающий войдет сутулясь, будет говорить вяло и невнятно, тихий голосом и пр., едва ли он найдет слова, способные убедить аудиторию.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом. Общение людей приводит к увеличению продуктивности их памяти, в частности, улучшению показателей долговременной памяти, способствует сближению субъектов в оценках, мнениях и суждениях. При общении происходит обмен информацией, знаниями, способами действия, совместное обсуждение и отработка гипотез, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение, сужение зоны поиска, фокусирование усилий и направленности внимания участников общения на анализе точек зрения и зон наивысшей вероятности.

Файлы: 1 файл

эссе важность невербальных средств общения.doc

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом. Общение людей приводит к увеличению продуктивности их памяти, в частности, улучшению показателей долговременной памяти, способствует сближению субъектов в оценках, мнениях и суждениях. При общении происходит обмен информацией, знаниями, способами действия, совместное обсуждение и отработка гипотез, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение, сужение зоны поиска, фокусирование усилий и направленности внимания участников общения на анализе точек зрения и зон наивысшей вероятности. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как профессиональной деятельности в межличностных контактах.

Распространённое название, которое употребляется для рассматриваемого вида общения - невербалика или "язык тела". Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Наш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и мы понимаем без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психологическими состояниями и служит средством выражения. В процессе общения невербальное поведение человека выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности.

Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Успешность любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль невербальных средств общения в коммуникативной деятельности

Средства общения подразделяются на две группы: неречевые (невербальные) и речевые каналы передачи информации. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. По их мнению, около 80% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, результат воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.

Невербальная передача информации появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение. Он многое прочитает, прислушиваясь к голосам родителей, присматриваясь к выражениям их лица, движениям жестам. Ребенок вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Эта готовность, в ходе общения может проявится даже, когда основное содержание коммуникаций имеет интеллектуальный характер.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 – 3- лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию коммуникативных способностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а речь, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется следующим образом (от младенчества до подросткового возраста): от психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации целостного; от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний партнеров к определению их качеств, отношении; от использования невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

Пространственная подсистема (межличностное пространство);

Оптико – кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимику, пантомимику;

Паралингвистическая, или околоречевая подсистема (вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр);

Экстралингвистическая, или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т. д.

Г. А. Урунтаева считает, что речевые средства подкрепляются невербальными, которые дают лишь дополнительную информацию о собеседнике. А. Мерабиан утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора, доля которых распределяется следующим образом: что мы говорим – 7%; как мы говорим – 38%; язык нашего тела – 55%.

Речевые средства общения взаимодействуют с неречевыми средствами, такими как мимика и пантомимика, в определенной социокультурной среде, которая обуславливает характер, содержание и формы тех и других. Мимические и пантомимические средства общения выражают прежде всего эмоциональное состояние ребенка, адресованным окружающим в форме жеста, плача и т. д.

Исследованиями М. И. Лисиной доказано, что к моменту поступления в школу подавляющее большинство детей с нормальным зрением и интеллектом уже овладевает неречевыми средствами общения по подражанию в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Так как общение связано с умением ребенка выражать внешне не только собственные эмоции и чувства, но и понимать эмоциональное состояние партнеров, то психология и педагогика стали уделять большое внимание неречевым средствам общения. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить. Наши отношения с окружающими людьми. При взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако часто наши жесты неясны - в лучшем случае, или противоречивы - в худшем.

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, значение многих движений и жестов культурно обусловлены. В ходе развития человеческой культуры возникали достаточно гибкие формы выразительных движений для неречевой передачи оттенков недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы и т. д.

Читайте также: