Роль причастий и деепричастий в речи сочинение миниатюра

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи; Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи; Повторить правописание причастий и деепричастий.

Найдите словосочетания с причастиями: Танцующая пара Потерянный вид Бегающие дети Растаявший снег Потерянный платок Бегающие глаза Открытое окно Шуршащие листья Танцующая походка

Найдите неверное утверждение: Причастие – изменяемая часть речи. Причастие в предложении выполняет роль определения. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. Деепричастие – неизменяемая часть речи. У причастия нет зависимых слов.

Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по волосам не плачут не узнаешь и сладкого и лаптя не сплетёшь не лезь в воду не узнаешь и радости Найдите соответствия

Проверьте себя! Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горького, Снявши голову, не узнаешь и радости не жди добра не лезь в воду не узнаешь и сладкого по волосам не плачут

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.Пушкин

Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте? Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохоч ущ ий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .

1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2 . Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах предложения . 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений , метафор. Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд. (М.Горький)

Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, / облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков , /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/. Ключ

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника , виднеется старинный дом . Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом . Наловив рыбу , у нас кончились червяки . Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.

За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом. Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом. После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки. Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. КЛЮЧ

Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закрыв книгу, Герои надолго остаются в нашей памяти. Обдумывается прочитанное. Постарайтесь представить её героев. У меня возникло желание перечитать её.

Эти глагольные формы необходимы для яркого, красочного описания природы; для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ; делают текст динамичным, выразительным, более точным и ёмким. Вывод: роль причастия и деепричастия в речи

Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а.


Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе.


Употребление причастий и деепричастий в речи

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему.

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия.

Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий

Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6).


Урок "Употребление в речи причастий и деепричастий" 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи" разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро.

Нажмите, чтобы узнать подробности

тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

Воспитательные цели:

воспитывать чувство любви к родине ;

воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

Задачи урока:

уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;

развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

репродукции картин В.Д.Поленова

1.Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.

В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной при­роде и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.

Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).

Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтак­сическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.



2. Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоит писать сочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.

Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.

2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.

3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.

3. Отредактировать текст

У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.

Помните, каким шумным был лес весной и летом ?

Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают .(попискивая, д/о)
От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
снегу. (освещенные, п/о)

Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!

4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия? Деепричаст­ный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.

Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчинен­ные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.

5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста? (художественный)

Синтаксический разбор предложения (4 предложение)

Взаимопроверка разборов.

4. Наблюдение за научным текстом.

А теперь прочитаем еще один текст.

Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основ­ном действии, выраженном глаголом.

В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие не изменяется.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении деепричастие является определением.

Нет ли у меня ошибок в формулировке правила?

Определите стиль речи этого текста. (научный)

Назовите особенности. (точность, безобразность, наличие научных терминов).

Какую роль играют здесь причастия? Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.

5. Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.

10) Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
слово, не изменяя значения этих сочетаний?

Не разгибая спины; повесив нос;

положа руку на сердце; засучив рукава;

сломя голову; скрепя сердце;

сложа руки; затаив дыхание;

11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)

Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.

Составить предложения с двумя фразеологизмами.

Все засучив рукава принялись за дело.

На тренировку она мчалась сломя голову.

Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.

6.Работа с учебником. Выполнение упр. 691.

12) С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы? Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.

7.Проверка индивидуального задания.

Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложе­ния и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются слова сев, устав, пошив.

Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.

Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного .

Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.

Устав воинской службы - закон для военнослужащих.

Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.

Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.

8.Выводы.

Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.

Какие выводы о роли причастия и деепричастия в тексте мы можем сделать?

Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной художественном стиле).

Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).

Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают на­строение ему (в художественном и публицистическом стиле).

Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)

А теперь оцените свою работу на уроке, выбрав одно из утверждений, помещённых на об­ратной стороне листочка с текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- презентация "Повторение и закрепление темы " Причастие. Деепричастие" с использованием технологии РКМЧП. Урок был показан в целях обмена опытом по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка и литературы. На стадии вызова были обобщены знания по теме"Причастия.Деепричастия", составлен "портрет причастия и деепричастия". Это знакомый материал для учащихся. Но что же не знают еще дети? Заполняя таблицу, ребята отмечают, что не имеют представления, зачем в нашей речи нужны эти части речи. Вот на эти вопросы нам поможет ответить наш урок.

На уроке реята учатся правильно строить предложения с причастиями и деепричастиями, учатся составлять тексты с причастными и деепричастными оборотами.

Составление синквейна завершает 3 стадию урока. За урок всем выставляется оценка.

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру "Зимняя сказка леса".

Урок русского языка в 6 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское Листрова Тамара Викторовна.

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.

1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии. 2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи. 3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.

1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.


Портрет причастия Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного( род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? Зависит от существительного или местоимения. Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им. Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т. В предложении является определением или сказуемым.

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного( род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав? Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия( неизменяемость). Зависит от глагола. Суффиксы : а- я, вщи, ши, учи- ючи. В предложении выполняет роль обстоятельства.

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия( неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы : а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.

узнал знаю Хочу узнать Что такое причастие и Какова роль причастий и деепричастий в речи? деепричастие Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении

Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественном тексте

Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественном тексте


Серебряная сказка зимы. Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца. Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом. В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.

Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.

Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом. Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце. А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.

Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.



Блестя на солнце, снег лежит; Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу…

Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…

Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом . А.С.Пушкин

Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом .

Иней, сверкающийся на ветках, завораживал. Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости. Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.

Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.

1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

3. Проверьте свою работу.









узнал знаю Хочу узнать Что такое причастие и Какова роль причастий и деепричастий в речи? деепричастие Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Употребление причастий и деепричастий в речи Подготовила: Хворостяная С. В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Употребление причастий и деепричастий в речи Подготовила: Хворостяная С. В.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под сам.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь

Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в реч.

Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи; Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи; Повторить правописание причастий и деепричастий.

Найдите словосочетания с причастиями: Танцующая пара Потерянный вид Бегающие.

Найдите словосочетания с причастиями: Танцующая пара Потерянный вид Бегающие дети Растаявший снег Потерянный платок Бегающие глаза Открытое окно Шуршащие листья Танцующая походка

Причастия, встречающиеся в названиях книг, запишите в 2 колонки: действительн.

Найдите неверное утверждение: Причастие – изменяемая часть речи. Причастие в.

Найдите неверное утверждение: Причастие – изменяемая часть речи. Причастие в предложении выполняет роль определения. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. Деепричастие – неизменяемая часть речи. У причастия нет зависимых слов.

Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по.

Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по волосам не плачут не узнаешь и сладкого и лаптя не сплетёшь не лезь в воду не узнаешь и радости Найдите соответствия

Проверьте себя! Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горько.

Проверьте себя! Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горького, Снявши голову, не узнаешь и радости не жди добра не лезь в воду не узнаешь и сладкого по волосам не плачут

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.Пушкин

Исследование текста

Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эп.

Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте? Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, че.

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению .

1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2.Объясните постановку знаков.

1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2.Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах предложения. 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений , метафор. Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд. (М.Горький)

Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, /.

Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, /облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/. Ключ

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника, видн.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника, виднеется старинный дом. Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом. Наловив рыбу, у нас кончились червяки. Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.

За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом. Мальчик гладил по.

За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом. Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом. После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки. Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. КЛЮЧ

Выберите грамматически правильное продолжение предложения : Анализируя состав.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закрыв книгу, Геро.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Закрыв книгу, Герои надолго остаются в нашей памяти. Обдумывается прочитанное. Постарайтесь представить её героев. У меня возникло желание перечитать её.

Эти части речи необходимы для яркого, красочного описания природы; для выраз.

Эти части речи необходимы для яркого, красочного описания природы; для выразительности описания чувств, переживаний людей и живых существ; делают текст динамичным, выразительным, более точным и ёмким. Вывод: роль причастия и деепричастия в речи

Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось тр.

Подведём итоги Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)…

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Роль причастий и деепричаст.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017. 25 тренировочных вариантов по.

Литература Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года. Автор: Н. А. Сенина. - Ростов н/Д: Легион, 2017. Русский язык 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.-М. 2017

Читайте также: