Сочинение по вечному зову

Обновлено: 05.07.2024

Человек сложное создание, непредсказуемое. Людей много, у каждого свой характер, свои идеалы, принципы. И вот вроде человек перед тобой положительный, и знаешь ты его вроде неплохо, а если война. ?! А будет ли этот человек таким же хорошим, как и раньше? Можно ли ему верить? Не предаст ли? Прочитав роман Анатолия Иванова "Вечный зов" невольно задумаешься о том, как натура людская изменчива в тяжелых ситуациях. От одних ждешь подвоха, а они к тебе с добром. В других уверен точно, а они тебе удар в спину. Война со всех людей маски снимет, у всех сущность покажет. Как и в другом своем произведении "Тени исчезают в полдень" писатель рассказывает о жизни людей в сибирской деревне (Михайловка). Роман охватывает период России при царе с начала двадцатого века по советский период 70-х годов.

Тяжелое время. Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, послевоенный период. На примере трех братьев Савельевых автор раскроет в людях чистые души, которые ошибаясь раннее, способны сохранить человечность, встать на правильный путь, жить, помогая людям, неся добро. Но он так же раскроет и те пороки, которые сидят в человеке - предательство, измена грубость, слабость.
А. Иванов хорошо описывает жизнь зажиточных людей при царской власти, беззаконие, которое они себе позволяли. Очень подробно и страшно представлены читателю и время Гражданской войны, когда брат воюет с братом, отец не жалеет дочь, родные люди становятся злейшими врагами. Это страшно!
Меня очень впечатлило, как война людей меняет. Непередаваемо. Одни терпят боль, унижения, но не сдаются, сохраняют любовь к Родине и гордость. Другие не выдерживают, ломаются. Чтобы не оказаться на месте первых переходят на сторону врага, причиняя боль и увечья своим родным и знакомым. Какие ужасные пытки пережили люди в годы ВОВ! Какие подвиги совершали, не жалея жизни. Даже дети воевать уходили. Сколько сломанных судеб, загубленных жизней. Все эти события переживаешь вместе с героями книги. Равнодушным остаться не возможно.

Поразил момент, когда отец узнал о том, что сын, вернувшийся с войны, работал на немцев, боясь смерти, не щадил своих соотечественников. И как бы жалко не было своего мальчика, стыд и позор за совершенные им поступки, заставляют отца отвернуться от своего ребенка и вынудить парня покончить с собой.
Книга состоит из двух томов. Объем для прочтения большой. Текст простой, читается не сложно, хоть и не быстро. Но мое мнение, что такое произведение необходимо обязательно прочитать.
Все знают, что существует фильм "Вечный зов" Снят близко к книге, но отличия все же имеются.

Рецензия на книгу Вечный зов

Роман "Вечный зов" посвящен истории семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села, обладателей сильных безудержных характеров, Жизнь героев разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1902 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя. И все же они позволяют себе любить страстно и глубоко, а ненавидеть до последнего вздоха. Показать

"Жизнь обязательно все по полочкам разложит — хорошее к хорошему, плохое к плохому. Жизнь справедливость любит"

Вечный зов. . Роман-эпопея! Только стоит прислушаться к названию книги, и на душе образовывается какое-то тяжёлое и мрачное чувство, ощущение чего-то необратимого, но в тоже время притягивающего и зовущего куда-то, в неведомую даль.

Моё внимание на это произведение обратила моя мама. И я нисколько не пожалела, что потратила немало времени на прочтение двух томов. Впечатления, как я думаю, останутся теперь у меня на всю жизнь!

Поначалу, скажу честно, чтение романа давалось трудно, в натяжку. Половину первого тома я еле осилила, у меня путались герои, я забывала, что происходило с ними ранее. Всё потому, что героев на самом деле много, автор описывает судьбы не одного поколения. Но всё это завораживает, притягивает, и последние 150 страниц первой книги я уже прочитала на одном дыхании.

История романа меня увлекла, и я с жадность приступила ко второй части! Если говорить о томах по отдельности, то в первой книге автор как бы только подготавливает читателя, легонько подводит его к дальнейшему восприятию.

Второй том намного тяжелее. Писатель уже не щадит чувства читателя, говорит всё, что было на самом деле. Вы переживёте всю боль, которую испытали герои, пройдёте вместе с ними через все их страдания и мучения. Говорить о том, как это было ужасно, это совсем не то. Нужно прочесть эти книги от корки до корки, чтобы понять весь трагизм той эпохи.

В первой книге автор делает акцент на бытовых вопросах людей, на их отношениях между собой. Но также, практически сразу, он обрушивает на нас суровую правду жизни. Мы узнаем о событиях гражданской войны, о её последствиях, о том, каким образом она отразится на участвующих в ней людях и на их детях. Достаточно просторно описывается и мирная жизнь со всеми её прелестями и невзгодами, но которая длилась, увы, совсем недолго.

Во втором томе мы узнаем многие подробности войны 1941-1945 годов. Величайшая трагедия народа предстанет перед нами во всей своей наготе. Автор показал со всей открытостью, какое горе случилось в стране, и что оно коснулось каждого: и непосредственно тех, кто участвовал в сражениях, и тех, кто оставался в тылу.

Знаете, что меня поразило больше всего?! Что, вымученный страданиями, народ наш, всё же не терял надежду на победу, и не смотря ни на что, откуда-то брал силы и сражался. Какова же сила нашего народа!

Сказать, что это произведение меня потрясло, этого мало. Оно будоражит кровь, сознание. Начинаешь смотреть на жизнь по-другому. Начинаешь ценить её больше, ценить мирное время, чему мы должны быть бесконечно обязаны нашим предкам.

Какая бы судьба не выпала на долю человека, всё же жизнь свою он не может назвать неинтересной. Ведь даже в годы войны люди любили, радовались, появлялась новая жизнь.

"— А в свое время, — произнесла Марья Фирсовна. — Я вот простая женщина, неграмотная почти, а только я знаю: жизнь обязательно все по полочкам разложит — хорошее к хорошему, плохое к плохому. Жизнь справедливость любит."

". добро, оно неприметное, радость недолго, может, и помнится. А зло не забывается ух сколько, всё жжёт и жжёт, выедает внутри всё самое живое. И потому кажется, что зла на земле сильно уж много, что его больше, чем добра. И что плохих людей на земле больше. А это обман, доченька. На земле-то много людей хороших, ласковых, и добра, значит, больше."

". мы, люди, уже не звери, потому что в своих поступках руководствуемся не только одним инстинктом, но мы ещё и не люди, потому что в своих поступках руководствуемся не только голосом разума…"

"Жизнь лёгкая тому, кто не раздумывая берёт, что ему надо. Хватает цепко…"

"У человека все дела срочные, поскольку жизнь отмерена ему от звонка до звонка."

". чтобы узнать побольше, надо пожить подольше."

" — Оно, конечно, не сладко так-то жить.. да ведь всё ж не в сырой земле.
— Не в сладости дело. А в смысле. В чем смысл теперь?"

Сколько истин говорят герои романа! Читать нужно вдумчиво и не торопиться, чтобы полностью понять их мироощущение, задуматься над смыслом жизни и поисками счастья.

Автор показал нам самых настоящих людей, которые сомневаются, которые любят и ненавидят. Каждый из них далеко не идеал, но ни смотря на это, есть те герои, за которых по-настоящему начинаешь переживать. Есть, конечно, и такие персонажи, к которым чувствуешь только отвращение. Но все они живые, у каждого своя правда, и каждый борется за неё своими методами, которые позволяет им совесть.

Я думаю, что изучать историю нашей страны очень полезно не только по специальным учебникам по истории, но и непосредственно, опираясь на художественную литературу. Только с помощью неё мы глубже проникнемся в тайны прошлого и узнаем не только сухие исторические даты. Мы получим подробные ответы на такие вопросы как: чем жил, дышал наш народ; что его волновало; за что боролся, о чём мечтал. Мы посмотрим на происходившие события глазами простого человека, и, как я считаю, поймём что-то такое, чего раньше не понимали или не знали.

Кому-то может показаться, что произведение идеалогизировано, и автор просто не мог писать настоящей правды, потому что создавалась книга в советское время, когда была строгая цензура. Но я не могу увидеть что-то плохого в патриотическом духе "Вечного зова". Мне кажется, что современному поколению его-то как раз и не хватает. И разговор Лахновского с Полиповым настораживает. А не правду ли автор изложил тогда, ещё в прошлом веке? И не наблюдаем ли мы сейчас всё это наяву, всё то, во что Полипов никак не мог поверить, да и вообще понять-то не мог?! Впрочем, это решать вам (обязательно прочтите хотя бы этот отрывок, он есть в свободном доступе в интернете, стоит только набрать ключевые слова).

Какая горькая правда открылась мне после прочтения этой книги. Сердце ноет. Но знать её нужно. Просто необходимо. Знать, чтобы ценить и любить наше мирное небо над головой.


Что самое интересное, взрослый Антон Савельев, в исполнении Валерия Хлевинского, никаких эмоций у меня уже не вызывает.

Сам персонаж, превратившийся из мальчишки-хулигана в ярого героя-коммуниста, стал каким-то пафосным и плакатным. Так что во всех последующих сериях за похождениями и подвигами Антона я наблюдала вполне бесстрастно. Вот, кстати, по этому поводу кусочек из стихотворения, одного из тех, что я писала в ту пору:
… Но, если честно, больше я люблю
Того, ещё не взрослого Антошку,
Презревшего обыденный уют,
Беспутного и вздорного немножко.
Мне по душе тот ветреный пацан –
Не взрослый муж и не совсем ребёнок,
С лукавым выражением лица,
И в чьих глазах отчаянный бесёнок.

Увидев в первый раз таким тебя,
Запомнила таким навек отныне,
Никто не знает, честно говоря,
Что в честь тебя дала я сыну имя.
Смотрю на сына – вот он, предо мной,
Совсем ещё малыш, совсем ребёнок,
Но он такой же будет озорной,
В его глазах такой же есть бесёнок.

Не будет он бояться ничего,
А если будет вздорным – то немножко,
И как тебя все будет звать его –
Антоном. Или попросту Антошка.

Этим всё сказано… Кстати, о поэме… Не могу её не вспомнить, потому что нервов и сил она мне стоила колоссальных. Это даже не поэма, а какой-то роман в стихах у меня вышел. С чего вдруг торкнуло так? Сперва я сочиняла маленькие эскизы – стихи, посвящённые каждому из главных героев фильма. А потом мне этого показалось мало, и я решила замахнуться не большее. Правда, не на весь сюжет целиком, а просто взять конкретную линию о братьях Савельевых и рассказать её по-своему, в стиле рифмованной русско-народной сказки. Лавры Пушкина мне, как видно, покоя не давали!
Что я могу сказать сейчас, спустя двенадцать лет? Иногда, читая некоторые описания событий, мне хочется плеваться – такой кошар! И рифма не та, и предложения сляпаны халтурно. Хочется выкинуть, стереть, убрать с глаз долой… Но местами попадаются действительно стоящие четверостишия, в которых даже есть намёк на мысль, мораль и вывод, и мне даже не верится, что я сама это придумала в довольно юном возрасте…
…Как это получилось – он не знал.
Пути Господни неисповедимы…
Кирьян-Кирьяшка! Кто бы предсказал,
Что станешь ты пропойцей нелюдимым?
Неужто это ты давным-давно
В любви Анфиске пылко признавался?
И говорил нелепо и смешно:
- Снаружи я, быть может, не удался,
Но ты вовнутрь лучше загляни –
Внутри-то я гораздо красивее…

Счастливые, исчезнувшие дни!
Тогда ты думал – нет тебя смелее!
Ты был способен горы сокрушить
За благосклонный взгляд своей зазнобы!

А нынче что? Желанья нету жить,
Святое сердце высохло от злобы,
Завяла в нем былая доброта,
И нежности росток испепелился.
И вот… Куда девалась красота,
Которой ты так искренне хвалился?
Теперь вовнутрь лучше не смотреть –
От самогонки все там помертвело,
От совести осталась одна треть –
И та уже почти окаменела.

Вот именно – ПОЧТИ. Да не совсем.
Ведь проблеск в мыслях все-таки бывает.
Кому же ты обязан этим всем?
Кто твои чувства в сердце убивает?
Вот ОН сидит – виновник твоих бед.
Расчетливый, решительный, циничный…
Вы с ним друзья почти пятнадцать лет,
Но дружба ваша как медаль двулична.

Ты с ним стопарь за воротник заложишь
И поболтаешь мирно, по душам,
Но все, что скажет он, осмыслишь туго,
(Как правило, медведям и ужам
Природой не дано понять друг друга).
Потом наступит ночь. Ты ляжешь спать,
А он придет к условленному месту
И станет там твою супругу ждать
Как молодой жених – свою невесту.

Она решит, что ты, конечно, спишь,
И юркой кошкой выскользнет из дома,
Открыв глаза, ты в потолок глядишь
И знаешь, что жена ушла к другому.
К тому, с кем ты почти весь вечер пил
И обсуждал какие-то задачи…
В душе вскипает ненависти пыл,
И ты в подушку как ребенок плачешь.
Боишься потревожить тишину –
Не дай-то бог проснуться рядом дети!
А на заре в сарай ведешь жену
И там нагайкой бьешь до полусмерти.

Такая дружба – словно кабала,
Которой не видать конца и края,
И жизнь тебе опять же не мила,
Ты стал скотом, чужой судьбой играя…

Торкнуло меня здорово. И, разумеется, не отразиться на творчестве это не могло. Впервые в жизни в голове было сразу три видеопроекта, и я не знала, за какой хвататься. Не в шутку боялась, что лопнет голова. Хотелось пройтись по музыкальным темам Леонида Афанасьева, о которых я писала.

Хотелось вспомнить про вражду Фёдора и Ивана.


И просто обобщить всю эту историю в целом..Этот клип оказался самым трудным, и если качество изображения в нём хромает, то это не моя вина - так получилось и по-другому было просто невозможно. Поэтому экран лучше не расширять. Но мимо этой баллады я пройти не смогла.

Дарья Шматок

Признаться, Яков Алейников - мой любимый герой во всей саге (я думаю, "Вечгный зов" можно так называть).
Это именно он придумал, как загнанным в тупик партизанам спастись со Звенигоры, одолеть Зубова, Кафтанова. Все, кто тогда спаслись, ему жизнью обязаны, все, что им еще удалось совершить в жизни - только потому что он нашел для них выход. В этой связи, я могу понять, почему его смогли простить даже те, кто пострадал по его вине (Кошкин, Засухин, частично и Кружилин). Да потому что, если бы не Алейников, только косточки бы их давно гнили в ущельях Звенигоры!
Потом тяжелые тридцатые годы. Но ведь не он сам придумывал арестовать того или иного человека. У него тоже было свое НКВДшное начальство, оно инициировало аресты, слушая доносы Полипова.
А кроме того, ведь в фильме (в книге такого нет) Яков все-таки прав был, говоря: "Вот проснемся однажды - а Советской власти нет". Так и получилось. А могло получиться еще раньше, если бы не бдительность таких, как он. А кто бы потом Гитлера победил, а?
И на войне он свою вину сто раз искупил, да что там - даже вспоминать старое не хочется, читая эпизоды, где война показана его глазами. Настоящий разведчик. Герой. Гибель ему жуткую пришлось принять, мало чего страшнее этого читала, хоть там и нет никаких описаний.

Дарья Шматок

Хорошо, что под конец ему все-таки довелось узнать немного человеческого тепла. И жаль, что в сериале почему-то убрали, что Алейников удочерил Ольгу, что она и ее дочь носят его фамилию. Вот чем помешало, а?
А жена от него ушла, может быть, и напрасно. По крайней мере, так, как это в фильме показали (в книге гораздо меньше говорится). Она к нему еще более беспощадна, чем он - к подозреваемым, он-то как раз тогда старался разобраться. Делу с пожаром комбайна не дал ход. А она не поняла ничего и ушла.
Интересно всегда было - где познакомились Кружилин с Алейниковым? Яков в сюжете появляется как бы из ниоткуда, уже в разгар революции. Мне почему-то казалось, что могли встретиться еще на фронте в Первую Мировую. Насчет Алейникова не сказано, воевал ли он там, но все может быть. Ну а потом уже взялись вместе устанавливать советскую власть.

Ундина Ваальд

Дарья, если по роману — да, возможно, они познакомились на фронте (может быть, даже до фронта — на призывном пункте), поскольку в романе они примерно ровесники. А по фильму, мне кажется, их знакомство состоялось в Шантаре уже после возвращения Кружилина с фронта. В фильме Яков выглядит моложе Поликарпа (мне даже кажется, что по фильму они с Иваном ровесники — 1898 г. р.), поэтому можно предположить, что на фронте Первой мировой он не был.

Дарья Шматок

Ундина,
мне не казалось, что Алейников в сериале моложе. Всегда представлялось, что ему во время Революции должно быть около тридцати лет, как и Кружилину, а в Великую Отечественную - за пятьдесят. Просто он подвижнее, энергичнее и темпераментнее, может быть, поэтому кажется так.

Перечитала вот на днях книгу, и думаю - хорошо, что Алейников расстался с Верой сам, отказался от любви к ней. Ну что бы он стал делать, когда понял бы, что она принимает его ухаживания только из корысти? А рано или поздно разглядел бы ее. Или, если бы задержался в Шантаре и успел увидеть, как она вокруг других начальников увивалась (Нечаева, Савчука). К счастью, ему не суждено было этого узнать. Так что любовь к Вере, даже несчастливая, для Алейникова все равно осталась светлой полосой в жизни.

Читайте также: