Роль песен в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая!

Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается,-

Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая,-

Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернушку Горы наношены!

Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь.

Как с игры да беганья щеки разгораются, Так с хорошей песенки духом поднимаются Бедные, забитые…

Встали – небужены, Вышли – непрошены, Жита по зернышку Горы наношены! Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Николай Алексеевич Некрасов очень сильно любил родные места, родную Россию. Он всегда верил, что у отечества есть особенное предназначение, а народ способен на многое.

Стихотворение имеет множественное и информативное содержание. Оно богато рассказами и привлекает читателя после прочтения первых строк. Читатель узнает много интересного и нового после прочтения, о котором даже и не задумывался.

Автор прямым текстом дает понять, что в скором времени наступит определенный жизненный момент, когда рать снизойдет и покажет свою мощь в полной мере. Это будет ничем несокрушимая и особенная сила.

Еще одна весомая проблема, которая затронута в шедевре, заключается в особенных крестьянских реформах, которые требуются обществу. Такие шаги должны в глобальном смысле поменять сознание всего народа. Автор отмечает, что покорность в виде раба не продлится вечно. У самой Руси есть определенная искра, способная создать пламя, которое всколыхнёт простой народ.

Проблемы

Другая проблема – сила русского народа. Несмотря на то, что Русь ослаблена, будто не пробудилась ото сна, герой утверждает, что она способна на борьбу. Он говорит о немыслимой силе, которая течет в крови крестьянина, о его отваге и мужественности. Однако эта мощь спит, как богатырь на печи, пока не наступит предел терпению.

Присутствуют в стихотворении и сравнения. К примеру, Русь не шелохнется, ведь она убитая. Есть и определенный образ-сравнение – народное сердце, сравнимое с золотом.

Следует отметить, что неподдельная и одушевленные формы, имеющиеся в некрасовском стихе, а также особенные чувства подчеркиваются присутствием простых и понятных предложений.

На пороге глобальных реформ автор задаётся вопросом народного счастья и пытается найти ответ. Разные представители крестьянства сходятся на одной дороге, всего семь мужиков. У них завязался разговор, и они начали спорить в полной мере о том, кому же на самом деле хорошо жить на Руси. Множество жизненных дорого перемеряли мужики в поисках ответа на поставленный выше вопрос. Именно встреча с Григорием Добросклоновым позволила получить требуемые ответы.

Написанное изысканным образом произведение вселяет уверенность в несокрушимость народной силы, неизбежность борьбы за вольную Русь, её всесильность и счастливое будущее.

Биография поэта

В 1832 году 11-летний Некрасов начинает учиться в ярославской гимназии. Несмотря на то, что учеба давалась будущему поэту тяжело, именно в этот период стали появляться его первые стихотворения.

В 17 лет по распоряжению отца Николай Некрасов пробует поступить на военную службу, но судьба распоряжается иначе: тяга к знаниям приводит поэта к дверям Петербургского университета. Он ходит вольнослушателем посещает лекции филологического факультета и дает частные уроки, чтобы заработать немного денег.

В это время Некрасов знакомится с В. Г. Белинским, он оказывает существенное влияние на творческий путь поэта.

С развитием сюжета поэмы, перед нами возникают картины народной жизни. Часто в повествование вводятся различные вставные элементы в виде песен,легенд и других элементов.Важную роль играют песни .


Начиная с третьей части поэмы( “Крестьянка”)Некрасов вводит различные песни, причем некоторые из них были взяты из народной жизни, а некоторые принадлежат самому автору.Благодаря песням, мы более раскрыто понимаем образ главных героев. Например, образ Матрены получился подлинно русский.Выражениях о ее горести жизни ясно чувствуются народные, фольклорные мотивы:

Песни показывают, что судьба героини типична. Есть отдельная глава “Песни”, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

В поэме Некрасова множество песен. Песня коробейника (Эх, полным-полна моя коробушка. Есть в ней ситец и парча. ) В главу "Пир - на весь мир" включены песни, созданные Гришей Добросклоновым. Это песни радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по духу. в главе “Горькое время - горькие песни” песни народа о своей жизни. Название первой песни “Веселая” звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:

В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.
В повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.

К концу поэмы роль песен возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку. П оследнюю песню “Русь” Гриши Добросклонова, разночинца-революционера, не была, потому и финал поэмы открыт в будущее. Гриши,как и автор поэмы,свято верит в силу народную,в золотое сердце народ . Песня Гриши проникнута оптимизмом, верой в силу народа:

Песни,а также легенды, раскрывают народное мировосприятие, помогают автору показать типичность судеб русских крестьян.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества.
Фольклор в поэме – это былины, пословицы, сказки и сказочные персонажи, песни, басни. В “Прологе” Некрасов использовал

фольклорные мотивы и образы: пеночка, скатерть-самобранка, корявая Дурандиха, леший, корова с колокольчиком – персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон – герои басен; а черт – это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок.

Также в “Прологе” присутствуют магические, сакральные числа – семь, три, четырнадцать: семеро мужиков, семь филинов, четырнадцать свечей.
Четырнадцать свечей.
…У самого костра,
Сидит и черту молится.
Свеча – это христианский, священный мотив, а костер – языческий мотив.

Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне – по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел – “средь мира”), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы.
Семеро мужиков – традиционные герои русских сказок – отправляются в путь-дорожку на поиски счастливого человека. Каждая реплика встреченных ими людей говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Образы крестьян передают многообразие ситуаций, судеб.

В конце главы “Пьяная ночь” упоминаются популярные в народе лубочные издания -“Шут Балакирев” и “Английский милорд”.
Постепенно, с развитием сюжета поэмы, перед нами возникают картины народной жизни. Часто в повествование вводятся различные вставные элементы в виде песен и легенд, рассказываемых и исполняемых самими действующими лицами. Так, начиная с третьей части поэмы, “Крестьянка”, Некрасов вводит различные песни, причем некоторые из них были взяты из народной жизни, а некоторые принадлежат перу самого автора.

Основными фольклорными источниками для Некрасова явились народные песни, собранные Рыбниковым, Шейном, а также причитания Ирины Федосовой и записи Барсова.
Песня является неотъемлемой частью поэмы, а также устного народного творчества. Она сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь.

В ней выражает человек свои чувства, мысли. В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.
3 повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Бесспорно, это яркая личность, недаром ее прозвали “счастливицей”.

Но доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.
Есть в этой части и отдельная глава “Песни”, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.
В “Пире на весь мир” мужики справляют “поминки” по “крепям”. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном.

Так, в главе “Горькое время – горькие песни” мы видим песни народа о своей жизни. Название первой песни “Веселая” звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:
Славно жить народу
На Руси святой!
Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.
Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд, в которых вводится противоречивый образ народа. В легенде “Про холопа примерного – Якова верного” речь идет о “людях холопского звания”, потерявших человеческое достоинство в условиях крепостного права. А в легенде “О двух великих грешниках” проводится иная идея – идея возмездия помещикам за их злодеяния.
В разноречивый хор народных голосов органично вливаются песни Гриши Добросклонова, разночинца-революционера, знающего о том, что счастье может быть достигнуто в результате борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню “Русь” он еще не успел пропеть вахлакам, потому и финал поэмы открыт в будущее. Песня Гриши проникнута оптимизмом, верой в силу народа:
Рать подымается –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню “Русь” и не поняли, в чем заключается “воплощение счастья народного”.
Поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” называли энциклопедией русской народной жизни. Песни и легенды раскрывают народное мировосприятие, помогают автору показать типичность судеб русских крестьян.

В поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” фольклор играет едва ли ни самую важную роль. Само произведение состоит из огромного количества фольклорных элементов различного жанра. Автор чередует свои собственные тексты, стилизованные под фольклорные произведения и исконно русские народные тексты.

Роль песен в поэме

В тексте поэмы песни используются для создания колорита, общего настроения произведения, дополнения к некоторым сценам. К концу поэму роль народной песни становится гораздо масштабнее. В начале песня нужна, чтобы описать в деталях крестьянский быт, мировоззрение простого работящего человека. Песня сопровождает путников, развлекает их, греет душу, утешает. Все обрядовые моменты в главе про Матрёну Тимофеевну сопровождаются фольклорными “кружевами”: эти песни являются отражением женской доли, её непомерной тяжести и горя. Неспроста у героини практически нет весёлых историй, она по-настоящему была счастлива только, когда жила в родительском доме. Чем ближе сюжет к развязке, которая несколько размыта в поэме, тем ярче, обнадёживающе и радостнее звучат народные песни. В этом плане они построены по принципу динамичности в сторону народного самосознания и веры в лучшее будущее.

Отдельный аспект – авторство песен. Н. А. Некрасов собрал множество обрядовых, солдатских, лирических песен, которые относятся к устному народному творчеству, но немалая часть произведений песенного жанра – его собственные, стилизованные под русские фольклорные жанры.

Лексика поэмы и многообразие фольклорных жанров

Произведение начинается как сказка: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…” Постепенно Некрасов окунает читателя в своеобразную неповторимую атмосферу русской жизни, которая невозможна без устного народного творчества. Оно хранит всю красоту и мудрость, которая веками накапливалась и приумножалась простыми людьми. Фольклор отнюдь не примитивен Автор мастерски играет жанровыми формами фольклора. В произведении много пословиц, поговорок, потешек. Некоторые главы написаны в форме предания (“Бабья правда”), очень близка к жанру легенда “История о двух великих грешниках”.

Общий народный характер произведения держится на фольклорных образах и лексике, поэме присущи выразительные средства и другие элементы, взятые из устного творчества. “Сторонушка”, “головушка”, “долюшка” – слова с уменьшительно ласкательными суффиксами используются автором настолько же часто, как и нейтральная лексика, это придаёт повествованию песенность, мелодичность. Традиционными “сказочными” тропами насыщен весь текст поэмы: “красна девица”, “слёзы горькие”, “ветры буйные”, “чужая сторонушка”. За особый слог и ритм произведения можно охарактеризовать его, как большую многосюжетную былину. В одной из глав “Горькое время – горькие песни” собраны все лирические и бытовые песни, которые подчёркивают несправедливость и непомерную тяжесть крестьянской доли. Даже “Весёлая” песня названа так только потому, что крестьяне не лишены иронии и сарказма в описании своей повседневной жизни.

Н. А. Некрасов – автор энциклопедии народной жизни

Фольклор в поэме Н. А. Некрасова занимает главенствующее место. Именно он образует композиционную и смысловую составляющую поэмы. Если лишить произведение всех фольклорных составляющих, то едва ли оно будет полноценным. Ценность поэмы определена критиками, как “энциклопедия народной жизни”, так как произведение охватывает все сферы: бытовую, личную, обрядовую. Все этапы человеческой жизни: от рождения до смерти сопровождаются теми порывами души, которые хранит народный характер. Боль, горе, радость, скорбь – вся гамма чувств простого человека воплотилась в фольклоре. В этом плане Некрасов как автор неповторим и, несомненно, гениален.

В нашей статье подробно рассматриваются фольклорные мотивы “Кому на Руси жить хорошо”. Этот материал будет полезен при анализе произведения, а также при подготовке к написанию творческих работ по теме.

Читайте также: