Роль лексических повторов в тексте сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никулина С. Д.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Никулина С. Д.

Сравнительный аспект функционирования разновидовых повторов во внутритекстовом пространстве (на примере текстов художественных произведений французских авторов)

Текстовая когезия как особый вид связи, обеспечивающий континуум (логическую последовательность), в новеллах П. Мериме

4. Лошаков А.Г. Сверхтекст как словесно-концептуальный феномен: монография / А.Г. Лошаков; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2007. - 344 с.

5. Миленко В.Д. Аркадий Аверченко. - М.: Молодая гвардия, 2010. -327 [9] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1226).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР КАК СРЕДСТВО СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Повтор как яркое художественное средство и вместе с тем как весьма продуктивный способ организации словесного материала мы находим в произведениях всех эпох, жанров и видов искусства.

Во времена Античности повтор был включен в группу риторических средств, затем, с выделением в отдельную науку стилистики, он стал рассматриваться как стилистическое явление. В XX веке, появляются работы, посвященные повтору как средству связи в предложении, но рассматривается он скорее с литературоведческих позиций, для которых характерно отношение к лексическому повтору как к экспрессивному средству украшения речи [1]. При таком подходе повтор фактически рассматривался в пределах связи между отдельными предложениями, его роль в организации текста в целом не рассматривалась. С собственно лингвистических позиций повтор начинает изучаться с начала 50-х годов.

В нашей работе под повтором мы будем понимать явление, представляющее собой удвоение начального слога, корневой морфемы или целого слова, в результате чего образуется новая лексическая единица.

Среди множества видов повтора выделяется лексический повтор как самый распространенный, характеризующийся полифункциональностью и обладающий широким диапазоном смысловых возможностей.

* Научный руководитель: Моисеева И.Ю., заведующий кафедрой Романской филологии и методики преподавания французского языка, доктор филологических наук, доцент.

В лингвистике лексический повтор рассматривается как способ образования новых грамматических значений и используется как способ словообразования (формообразования).

Различают лексические повторы нескольких видов:

- контактный - повторяющие слова стоят рядом;

- дистантный - когда повторяющиеся слова разделены дистанцией;

- частичный - чаще всего - использование разных словоформ одного слова.

Роль лексического повтора в смысловой организации текстов разных жанров и стилей изучалась в работах разных лингвистов (Пропп 1954; Лихачев 1967; Лотман 1972; Лукьянова 1982; Плеханова 1983; Данилевская 1985; Черемисина, Новикова 1996; Новикова 1997 и др.).

Лексические повторы служат развитию мысли и, соответственно, развитию семантического и лексического пространства художественного текста. Повторы не только скрепляют текст, но и делают его динамичным. Благодаря лексическим повторам, создается общая идея, повтор является некоторым кодом, ключом, с помощью которого происходит переключение с одного предмета на другой, который, по замыслу создателя текста, является второстепенным [2]. Повтор не только привлекает внимание читателя к важному отрезку в тексте и способствует связности текста, но и служит созданию иного эффекта: чем больше говорится о ком-то или о чем-то, тем больше внимания переключается на другой объект; повтор оказывается фоном, на котором ярче выступают другие смысловые элементы текста. Прием повторения способствует лучшему пониманию заложенной в тексте информации, так как внимание читающего, в первую очередь, привлекается новой информацией, а уже известное выступает фоном, необходимым для лучшего восприятия нового материала.

Цель нашей работы заключается в выявлении роли лексических повторов в смысловой организации художественного текста.

Методологической основой работы служат историко-литературный, и сравнительно-исторический методы исследования, компонентный анализ, метод математической обработки.

При помощи количественного анализа мы выявили, что в данных новеллах преобладают лексические повторы с такими частями речи, как существительные, глаголы, прилагательные. Количество существительных со-

ставило 42, глаголов - 21, прилагательные и наречия составили примерно одинаковое количество (12 и 7, соответственно). На графике (см. рис. 1) хорошо видно, что глаголы и существительные преобладают над прилагательными и наречиями по своему количеству.

Рис. 1. Лексический повтор

Обработаны три вида лексического повтора (контактный, дистантный и частичный) в новеллах Андре Моруа. В результате количественного анализа мы выявили, что дистантный лексический повтор преобладает в текстах новелл (49 повторов), Количество контактных и частичных лексических повторов составило 21 и 12) соответственно, что и отражено на диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Лексический повтор

В приведенных ниже примерах выделенный жирным шрифтом фрагмент является примером повтора (контактного, дистантного, частичного).

Рассмотрим примеры функционирования лексических повторов в текстах новелл Андре Моруа [3] :

1. Контактный лексический повтор.

2. Дистантный лексический повтор.

3. Частичный лексический повтор.

Таким образом, в результате проведенного анализа эмпирического материала можно констатировать тот факт, что в смысловой организации художественного текста (новелл) доминирующая роль принадлежит дистантным лексическим повторам - 59 % (49 повторов) от всех выделенных 80 примеров повторов. Данный факт объясняется простотой его использования в тексте, формирования подтекста, который раскрывает авторский замысел художественного произведения (новеллы).

Таким образом, одним из наиболее значимых элементов, вокруг которого строится художественный текст, является лексический повтор.

Лексический повтор - повторяемость слова или группы слов, с характерной для них грамматической вариативность, заключающейся в трансформации грамматического и семантического значения проявляющейся в многозначности слова.

Будучи семантическим, структурным и стилистическим стержнем художественного дискурса, лексический повтор способствует реализации информативного, функционального и прагматического потенциала художественного текста.

Лексический повтор в качестве стилистического приема (находит выражение во всех речевых формах) служит для акцентирования какой-либо мысли; участвует в создании характеристики персонажа; изменяет значение конкретного слова или высказывания; поддерживает внимание читателя к определенной информации, служит фоном для привлечения внимания к наиболее важным, ключевым моментам, способствует созданию ритмического характера новеллы.

Являясь средством смысловой и структурной организации новеллы, лексический повтор:

- осуществляет взаимодействие реплик диалога, иными словами, служит синтаксическим средством сцепления реплик;

- объединяет отдельные абзацы / фрагменты художественного текста с целью создания целостной картины;

- обеспечивает структурную связанность целого художественного текста.

Исследования лексического повтора с точки зрения его роли в тексте показывает, что он является важным условием существования любого текста, необходимым языковым средством межфразовой связи в тексте. Роль лексического повтора в смысловой организации текста состоит в том, что он рассматривается как средство, обеспечивающее семантическую и логическую связанность текста любого функционального стиля.

1. Крючкова О.Ю. Редупликация как явление русского словообразования: Историческое развитие и типологическая специфика): дисс. . канд. филол. наук. - Саратов, 1991.

2. Иванчикова Е.А. Лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения // В кн.: Мысли о современном русском языке / Под ред. В.В. Виноградова. - М., 1970.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

* Аспирант. Научный руководитель: Шастина Е.М., заведующий кафедрой Немецкой филологии, доктор филологических наук, профессор.

Лексический повтор – это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца). Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту. Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте.

Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания.

2. ФУНКЦИИ лексического

повтора Функция №1. СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ С помощью лексического повтора можно подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов. Функция №2. СРЕДСТВО ПРИДАНИЯ ЯСНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЮ, помогающее избежать туманности изложения.

Функция №3. СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ МОНОТОННОСТИ И ОДНООБРАЗИЯ ДЕЙСТВИЙ Функция №4. ФУНКЦИЯ НАРАСТАНИЯ Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования.

Эта функция родственна первой функции, указанной выше. Разница состоит в том, что нарастание выражает постепенность увеличения силы эмоций. Функция

№5. СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МНОГОКРАТНОСТИ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ В этой функции повтор является типизацией фольклорных повторов.

Функция №6. СРЕДСТВО СМЯГЧЕНИЯ РЕЗКОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ К ДРУГОМУ Функция №7. РИТМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Повторение одних и тех же единиц (слов, словосочетаний и целых предложений) способствует более четкой ритмической организации предложения, часто приближающей такую ритмическую организацию к стихотворному размеру.

Функция №8. СРЕДСТВО ЗАМЕДЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ Устная народная поэзия широко пользуется повторением слов в целях замедления повествования, придания песенного характера сказу, и часто вызывается требованиями ритма. Функция №9.

СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Эта функция реализуется главным образом ритмом, который образуется из-за повторения слов и словосочетаний. Например: Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые.

В лесах попадались большие луговиныи глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.

Лексический повтор — это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца).

Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.

Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания.

2. ФУНКЦИИ лексического повтора

Функция №1. СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

С помощью лексического повтора можно подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов.

Функция №3. СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ МОНОТОННОСТИ И ОДНООБРАЗИЯ ДЕЙСТВИЙ

Функция №4. ФУНКЦИЯ НАРАСТАНИЯ
Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Эта функция родственна первой функции, указанной выше. Разница состоит в том, что нарастание выражает постепенность увеличения силы эмоций.

Функция №5. СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МНОГОКРАТНОСТИ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ

Повторение одних и тех же единиц (слов, словосочетаний и целых предложений) способствует более четкой ритмической организации предложения, часто приближающей такую ритмическую организацию к стихотворному размеру.

Устная народная поэзия широко пользуется повторением слов в целях замедления повествования, придания песенного характера сказу, и часто вызывается требованиями ритма.

Эта функция реализуется главным образом ритмом, который образуется из-за повторения слов и словосочетаний.


Например:

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговиныи глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

3. Повтор

Повтор – повторение слов
или словосочетаний,
благодаря чему на них
фиксируется внимание
читателя (слушателя) и тем
самым усиливается их роль в
тексте.
Повтор придает
художественному тексту
связность, усиливает его
эмоциональное воздействие,
подчеркивает важнейшие
мысли.
Энциклопедический словарь юного литературоведа

4. Лексический повтор

5. Классификация лексических повторов

1) Дистантный лексический повтор
(повторяющиеся слова разделены в
тексте дистанцией);
2) контактный лексический повтор
(повторяющиеся слова находятся в
непосредственной близости друг с другом
в тексте);
3) частичный лексический повтор
(чаще всего - использование разных
словоформ одного слова);
4) составной лексический повтор
включают в себя одновременно несколько
частей речи: предлог + личное
местоимение, прилагательное +
существительное, наречие +
прилагательное, личное местоимение +
глагол, целые предложения или
выделительные обороты.

6. Функции лексического повтора

Для художественной литературы
характерно использование лексического
повтора как акцентирующего,
экспрессивного средства,
заключающего в себе усилительноградационный эффект.
• Лексический повтор активизирует
восприятие читателя и реализует
авторский замысел.
• Лексические повторы способствуют
лучшему пониманию заложенной автором
в тексте информации, так как внимание
читающего привлекается новой
информацией, а уже известное выступает
фоном, необходимым для лучшего
восприятия новых элементов
повествования, деталей обстановки,
описания персонажа или новой сюжетной
линии.

(1)Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного
двора. (2)Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть
сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал:
(3)- Ой, змея, змея.
(4)И все увидели змею. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников
и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая.
(5)Еще и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил
палку и принялся молотить по змее, по подснежникам. (6)Вверх полетели обломки
палки, лепестки прострелов. (7)Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте.
(8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! - кричали ребята, но учитель
ничего не слышал. (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться.
(11)Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся. (12)Руки его
дрожали. (13)Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, и волосы
крыльями висели на оттопыренных ушах.
(14)Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.
(15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее…
(16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался,
готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (17)Под горою
учитель забрел в речку, попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утерся платком
и спросил:
(18)- Почему кричали, чтоб не бить гадюку через плечо?
(19)- Закинуть же на себя змею можно. (20)Она, зараза, обовьется вокруг палки! объясняли ребята учителю.
(21) - Да вы раньше-то хоть видели змей? - догадался кто-то спросить учителя.
(22) - Нет, - виновато улыбнулся учитель. – (23)Там, где я рос, никаких гадов не
водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет.
(25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!
(27)Прошли годы, много, ох, много их минуло. (28)А я таким вот и помню
деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но
всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде,
облегчить и улучшить людскую жизнь.
(По В.Астафьеву)

(3)- Ой, змея, змея.
(5)Она обвивалась вокруг пучка
кремовых подснежников и, разевая
зубастую пасгь, злобно шипела,
шипела не переставая.
(8) - Не бейте через плечо! (9)Не
бейте через плечо!
(10)Он бил и бил змею, пока та не
перестала шевелиться.
(15)- Пойдемте, ребята, отсюда,
пойдёмте скорее…
(16)Мы посыпались с горы, учитель
шел за нами следом, и все
оглядывался, готовый оборонять
нас снова и снова, если змея
оживет и погонится. (23)Там, где я
рос, никаких гадов не водится.
(24) Там нет таких гор, и тайги нет.
(27)Прошли годы, много, ох, много
их минуло.

10. Говорим о функции повтора в тексте

(10)Он бил и бил
змею, пока та не
перестала
шевелиться.
Повтор передаёт
эмоциональное состояние героя
многократность действия
длительность действия
чувства и переживания героя
постепенность увеличения силы
эмоций
Функция усиления выразительности является
наиболее общей функцией повтора

(3)- Ой, змея, змея.
(5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых
подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно
шипела, шипела не переставая.
(8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через
плечо!
(10)Он бил и бил змею, пока та не перестала
шевелиться.
(15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте
скорее…
(16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами
следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас
снова и снова, если змея оживет и погонится.
(23)Там, где я рос, никаких гадов не водится.
(24) Там нет таких гор, и тайги нет.
(27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.

12. Обратите внимание!

Повтор, который ничего к содержанию
высказывания не добавляет, принято
называть тавтологией.
Это речевая ошибка!
Тавтология может возникать при повторении
однокоренных слов (рассказать рассказ,
умножить во много раз, спросить вопрос,
возобновить вновь), а также при соединении
иноязычного и русского слова, дублирующего
его значение (памятные сувениры, впервые
дебютировал, необычный феномен, движущий
лейтмотив). В последнем случае иногда говорят
о скрытой тавтологии.
Повторение однокоренных слов, создающее
тавтологию, - очень распространенная ошибка
(Истец доказывает свою правоту
бездоказательными доказательствами; Рост
преступности вырос; Граждане пешеходы!
Переходите улицу только по пешеходным
переходам!).
Избегайте подобных повторов!

16. Литература

Энциклопедический словарь юного
литературоведа. — М.: Педагогика,
1987
Розенталь Д. Э. Практическая
стилистика русского языка. М.,
1977.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.
Словарь-справочник
лингвистических терминов. Изд. 2е. М.: Просвещение, 1976г.
Никулина С.Д. Функционирование
редупликации в художественном
тексте: системно-синергетический
аспект. Оренбург

Для придания тексту максимальной выразительности авторы используют разные средства, в том числе предложения с лексическим повтором. Понятие подразумевает написание одинаковых слов, групп. В литературных текстах он помогает подчеркивать важная мысль. Чтобы усилить произведение, применяются разные слова.

Что представляет собой лексический повтор в русском языке

Неверная трактовка

Если повтор не оправдан, не выполняет никакой функции, он относится к ошибкам. В таком случае его нужно избегать, заменив часть слов местоимением либо синонимом. Автор может использовать повторение специально. Если прием ошибочный, он объясняется не стремлением подчеркнуть мысль, а невнимательностью и небольшим словарным запасом. Лексический повтор в литературе (ЛП) может быть связан с риторическими причинами, которые обычно не связаны с выразительностью стихотворения, поэмы, романа.

Трактовка определения, его виды и примеры

Ошибочный и неоправданный повтор может называться в русском языке тавтологией. Смысл определения следующий: слов или словосочетание встречается больше одного раза в пределах 1−2 предложений, строк. Фигура речи изучается в 9 классе. Её часто применяют в художественной литературе для явного подчёркивания нужной части предложения (начало, середина, конец), чтобы читатель обратил на это своё внимание.

На звукописи (вариация ЛП в художественной речи с целью усиления выразительности согласных и гласных звуков) таким способом акцентируется внимание слушателя. В грамматике форма слова даёт представление о его значении в разрезе. Существительное изменяется из-за падежа, лица и числа. На практике слово приобретает новый образ при помощи суффиксов, окончаний.

Русский язык

В грамматике лексический повтор является стилистическим приёмом. Его функция у поэтов заключается в описании экспрессивного образа. Таким способом подчёркивается основная мысль автора, усиливаются действия либо указывается на их однообразность. Он используется, чтобы придать тексту ритм. В сочинениях повторяющиеся обороты считаются ошибкой в следующих случаях:

  • используются в качестве связующегося звена;
  • не выполняют функцию эмфатии (выделенная часть семантической структуры предложения).

Специалисты различают 4 вида лексического повтора: анафора, анадиплосис, эпифора, симплока. Первое понятие — стилистическая фигура, которая состоит из повторений звуков, слов или их групп в начале параллельных рядов. Пример ЛП из произведения Лермонтова в виде анафоры морфемной:

В синтаксической анафоре повторяются целые конструкции. Подобные символы встречаются в работах А. С. Пушкина. С помощью эпифора можно окрасить речь, повторяя звуковые сочетания, слова и прочие конструкции в конце фразы.

Описание ошибок на практических примерах

В случае с анадиплосисом последнее слово/фраза первой части предложения дублируется в начале следующего. Она применяется поэтами с древних времён. Её можно встретить в библейских псалмахах, произведениях на религиозную и другую тематики.

Для дублирования слов в смежных фразах используется симплока либо сплетение. Квятковский симплоку называет противоположной фигурой, когда начала и концы периодов отличаются, а объединяет одна середина:

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почёт.

Все фразы схожи между собой. Анафора отличается от остальных тем, что является узким понятием, под которым подразумевается единоначалие. Лексический повтор считается более широким определением. В него входят многие фигуры, включая анафору, симплоку, анадиплосис.

Литература и песни

Лексический приём подчёркивает и выделяет конкретную мысль:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём…

Правила формирования стихотворения

Лексический повтор в музыке используется в качестве главной теме, определённого материала, многократно возвращающегося на протяжении всего произведения. В поэзии рефрен — строка либо несколько строк, вставленных между строфами. В песнях символ соответствует припеву, который повторяется после каждого куплета.

Если рефрен вставлен в одну строчку, условно поделённую на несколько частей, тогда понятие приобретает медитативный вид. При каждом повторе строка сдвигается по определённой схеме:

  • отстёгивание первой части;
  • её замещение второй частью;
  • добавление новой фразы.

На примере:

Шаги по лестнице как по нотам — пеон, нет — спад…

Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!

Стал строк палачом — убивал, убивал… не рад…

Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад —

Недописанными стихами жизнь.

Медитативный рефрен представлен в последних строках. Если в песне каждое предложение является таким символом, тогда она считается твёрдой поэтической формой.

Древняя рукопись

Лексический повтор в литературе

ЛП в виде рефрена использовался у труверов в рукописях, а с XIII века — в песнях. В значительной степени его рассматривали древние писатели в качестве излюбленного приёма. Чаще он встречается в работах, написанных на латинском языке, и у поэтов, проживающих в регионе между Рейном и Лаурой.

Сохранились кантиги о любви, написанные иберийскими авторами. В произведениях от провансальских трубадуров рефрен не встречается. В XIII—XIV вв. еках поэты использовали разные формы поэзии, тесно связанные с танцем. Структура исполнения песен находились между куплетом и рекуррентным рефреном. Основная разновидность поэзии — рондо (повтор рифмы в нужном порядке).

Виды лексического повтора

Само понятие ЛП часто используется в старших классах на уроках русского языка. В заданиях ЕГЭ ученикам необходимо продемонстрировать свои практические навыки, связанные с текущим вопросом.

При правильном ответе можно получить максимальный балл. На ЛП основаны и некоторые литературные вопросы в ЕГЭ.

Читайте также: