Риторическое восклицание прием передачи кульминации чувств сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Обычные люди в разговоре постоянно меняют интонацию, произносят реплики, выбивающиеся из размеренного хода повествования. Это в значительной степени влияет на восприятие слов, слушающий лучше понимает, о чём говорится и что чувствует рассказчик. Чтобы сделать письменную речь столь же яркой и эмоциональной, авторы прибегают к различным приёмам. Одним из них является риторическое восклицание.

Этот стилистический приём относится к фигурам речи. Напомним, что фигурой называют речевую конструкцию (словосочетание, предложение), которая придаёт речи большую выразительность, меняет эмоциональную окраску, одним словом, обогащает речь. С помощью риторического восклицания автор демонстрирует момент наивысшего напряжения чувств собственных или эмоций лирического героя произведения, оно символизирует возглас или даже выкрик. Причём спектр проявляемых чувств чрезвычайно широк: это может быть восторг, удивление, радость, удовольствие, одобрение, обида, горечь, отчаяние, негодование, тоска и т. д. Важно отметить, что восклицания не только воспроизводят настроение, но и сосредотачивают внимание читателя на определённом отрезке текста, благодаря чему важная мысль лучше запоминается.

В тексте риторическое восклицание оформляется в виде отдельного предложения, оканчивающегося восклицательным знаком, а при чтении выделяется с помощью интонации.

В этом стихотворении повествуется о дьяволе Молоке, который в попытке совратить старого монаха Панкратия с истинного пути оказывается им пойман. Демон просит пощады и сулит разные богатства. Конечно, скромного монаха это возмущает, поэтому он почти кричит на беса:

«Осмелился ты думать о женах!
Смотри какой! но нет, работник ада,
Ты не прельстишь Панкратья суетой.

Катаплока – это оформленная в виде вставки в основной текст и прямо не связанная с ним реплика. Много подобных восклицаний можно обнаружить в лирике Марины Цветаевой:

Рассмотрим, как другие русские поэты применяют в риторические восклицания в своих произведениях.

Беспорядок грозы в небесах!
Не писать! Даровать ей свободу –
не воспетою быть, нависать
над землёй, принимающей воду
Разве я ей сегодня судья,
чтоб хвалить её: радость! услада! –
не по чину поставив себя
во главе потрясённого сада!

В этих строках сплелось сразу несколько эмоций: поэтесса досадует, что ей не удаётся заставить себя не писать о впечатлившем её явлении, но не может скрыть своего восхищения силой стихии.

Вот пример поэтического хулиганства в исполнении Иосифа Александровича Бродского:

Конечно, главным мотивом этих строк является душевная боль, крайняя степень отчаяния, но благодаря ехидным восклицаниям она превращается в острую иронию, которая, возможно, помогает преодолеть страдание.

В произведениях Ивана Алексеевича Бунина чаще встречаются такие эмоции, как восторг и радость. Вот как поэт передаёт эти настроения:

Вместо черных квадратов, квадратов, квадратов,
На стене человек, человек, человек на стене.
Человек (не червяк!) (не ручной оловянный солдатик!)
Это нравится, нравится, нравится мне.

Мы видим, что с помощью риторического восклицания можно выразить самые разные чувства. Неудивительно, что этим приёмом пользовались и пользуются почти все литераторы, чтобы придать своим произведениям красоту и динамичность.

Объясните, как вы понимаете , что такое риторические восклицания и какую роль в речи они играют.

Приведите 2 примера из текста.

Объем сочинения не менее 50 слов.

(2)Посредине огорожен зелёной деревянной решёткой жалкий питерский садишко в четыре тополя и одну берёзку.

(3)Вот во двор входит перекошенный на один бок тяжестью своего ящикообразного инструмента, худой, смуглый, впалогрудый шарманщик.

(6)Мальчишка уже разостлал поодаль трёпаный, грязнее каменной мостовой, коврик.

(7)Свой картуз с переломленным козырьком он положил, как чашку, тут же около, на панели.

(8)Ах, этот нудный, гнусавый, за сердце хватающий присвист, которым начинались все мелодии тогдашних разбитых шарманок!

(9)Почему ты помнишься столько лет, столько десятилетий?

(10)Ах, этот мрачный, жутковатый, униженный и ненавидящий взгляд сине - белых, то ли цыганских, то ли итальянских глаз на коричневом лице!

(11)Ты и сейчас стоишь передо мною.

(12)И эта мятая, бутылочно - зелёного плюша артистическая шляпа, шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний — сколько я видел в детстве таких трагических шляп.

(13)Раздаётся чахоточная, пошлая, скудная, как этот дворик, мелодия без слов.

(14)Это — искусство, и оно доходит.

(15)Уже из подворотни, озираясь, нет ли где рядом злого дворника, заглядывают во двор девчонки и парнишки с соседних дворов, таскающиеся за шарманкой из дома в дом.

(16)Уже наши собственные дворницкие и швейцарские дети выбежали во двор : девчонки подбираются шаг за шагом к самому попугаю, мальчишки окружают коврик.

(17)Одно за другим распахиваются окна, высовываются головы кухарок, горничных, приживалок, и вот уже летит на землю первый, завёрнутый в бумажку алтын, и незавёрнутый пятак падает и катится, звеня и подпрыгивая, к ногам музыканта.

(19)И сердитый, нахохленный попугай, недовольно покрякивая и покрикивая что - то не по - русски, ловко зацепив клювом, вытаскивает из туго спрессованной пачки один билетик.

(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

(21)Он разбежался, и стал на голову, и сложился пополам, и закувыркался, и сделал кульбит.

(22)Шарманщик набрал порядочно, они собрали своё имущество и пошли прочь : старший — привычно согнувшись на один бок под грузом шарманки, глядя в землю, трудно кашляя на ходу, младший — посверкивая детскими, но уже много знающими глазами, глазами не то как у младенца Христа, не то как у обезьянки - макаки, жгучими и грустными.

(24)И она, вспыхнув, плюет ему вслед, а мальчишки восхищённо хохочут, и дворничиха замахивается на музыкантов метлой, и старший даёт младшему на ходу быстрый, но добродушный подзатыльник и обзывает свинёнком.


Задание 8 № 1216

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Большое озеро как блюдо.

За ним - скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то чёрной тенью

Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив,

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Б. Л. Пастернак, 1956


Задание 8 № 1215

В начале стихотворения поэт создаёт зримый образ природного мира. Как называется изображение природы в художественном произведении?

Пейзаж — картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан.


Задание 9 № 1218

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных Б. Л. Пастернаком в четвёртой строфе данного стихотворения. (номера укажите в порядке возрастания)

Почему нет гиперболы, разве "разлито солнце по земле" не будет ею. солнце ведь не может быть разлито по земле, это преувеличение.


Задания Д8 № 1219

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге. в ямбе, как правило, ударения падают на четные слоги.

Боль−шО/−е О/−зе−ро/ как блЮ−/до.

За нИм/ — скоп−лЕнь/−е об/−ла−кОв

Почему ямб? 6,7 и 6,7,8 слоги безударные.

Да, такое возможно. Не всегда можно встретить стихотворный размер в чистом виде. Тем не менее, это ямб.


Задания Д10 C3 № 1222

Как название стихотворения Б. Л. Пастернака связано с его содержанием?

Здесь, на мой взгляд, разгуляться -- в значении улучшилась. После дождей солнце. У вас же почему- то наоборот -- непогода разгулялась. В каких строках?!

Справедливое замечание. Ответ поправлен.


Задание 10 № 8624

10.1. Как название стихотворения Б. Л. Пастернака связано с его содержанием?

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

И опять образ озера после дождя создается с помощью сравнения: в нём листья будто нарисованы рукой художника.

Таким образом, с помощью сравнения создается художественный образ, работающий на раскрытие темы произведения.

Тира́да (фр. tirade от итал. tirata — вытягивание) — краткий и сильный монолог в драме, длинная фраза, произносимая в приподнятом тоне, выделяющаяся своей звонкостью и рассчитанная на внешний успех.

Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Антифразис (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — разновидность тропа, стилистический приём, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом.

Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа., если тот не является риторическим.

Междометие — лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные, ни в служебные части речи и нерасчленённо выражающих (но не называющих) эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность.

Упоминания в литературе

Риторическое восклицание очень похоже на риторическое обращение, только после него надо поставить восклицательный знак и дальше писать с большой буквы. И если у тебя явная тяга к риторическим восклицаниям, пиши лучше оды.

В первой строфе – антитеза (что есть – что могло бы быть), усиленная риторическими восклицаниями ; во второй – антитеза (что должно быть – что есть) без усиления; в третьей – антитеза ослабленная (детализация двух сторон одного и того же явления); в четвертой – антитезы нет, вместо нее тройное нагнетание однородных примет: в пятой – повтор-параллелизм с нарастанием; в шестой – два риторических восклицания. Восклицательные конструкции как бы обрамляют картину, а заполняет ее переход от разнонаправленной антитезы к однонаправленному параллелизму.

Связанные понятия (продолжение)

Грегери́я — очень короткий художественный текст — одно, иногда два предложения, — напоминающий одновременно афоризм и образное определение; непременными составляющими грегерии являются юмор и метафора. Жанр грегерии создал Рамон Гомес де ла Серна.

Ламентация (от лат. lamentatio плач, стенание) — первоначально возникший в античной риторике приём ораторского искусства, в музыковедении — термин для обозначения одноимённого музыкального жанра.

Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Имени́тельный те́мы (именительный представления, сегмент) — фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания.

Литóта, лито́тес (от др.-греч. λιτότης — простота, малость, умеренность) — троп, имеющий значение приуменьшения или нарочитого смягчения.

Псо́гос (греч. ψόγος — хула, поношение) — жанр памфлета в византийской литературе, заключавшийся в искусстве осмеяния, обличения оппонента или другого автора.

Улы́бка — выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылка).

Словое́рс (тж. словое́р, словое́рик) — название частицы -с (написание по старой орфографии — -съ), прибавляемой в русском языке к концу слов в определённых ситуациях.

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Такти́чность (такт, чу́вство та́кта, чу́вство ме́ры; лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций.

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Ослы́шка (иногда также мондегрин, англ. mondegreen) — переосмысление неверно разобранных со слуха слов. В случае, если исходный текст представляет собой известную песню или стихотворение, частая ослышка может приобретать популярность.

Парентеза (парантеза, вставка) (от греч. παρένθεσις — вставка) — фигура порядка слов, вставка одной фразы внутрь другой без грамматической связи. Парентезы выделяются с двух сторон скобками или тире.

Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Юмор висельника, или висельный юмор, — юмор о крайне неприятных, серьёзных или трагических обстоятельствах. Любой юмор, который имеет дело с серьёзными вещами, такими как смерть, война, болезнь, преступление, в лёгкой, дурашливой или сатирической манере, считается юмором висельника. Он описывается как удачная острота в ответ на безнадёжную ситуацию. Возникает при стрессовых, травмирующих или угрожающих жизни ситуациях, зачастую в обстоятельствах, когда смерть воспринимается неизбежной.

Читайте также: