Сочинение про царь пушку в донецке
Обновлено: 07.07.2024
В преддверии Дня Шахтера и Дня города издание Украина.ру встретилось с одним из инициаторов создания донецкой Царь-пушки, бывшим представителем Донецка в московской мэрии , настоящим подвижником — Владимиром Березовским .
- Владимир Васильевич , расскажите, как и когда родилась сама идея создания Царь-пушки и как она оказалась в Донецке ?
— С 2000 года я работал представителем Донецкого горисполкома в городе Москве . Незадолго до этого между Донецком и Москвой было подписано соглашение о сотрудничестве в научно-технической, торгово-зкономической и гуманитарно-культурной сферах. Инициаторами этого соглашения были градоначальник Москвы Юрий Михайлович Лужков и мэр Донецка Владимир Васильевич Рыбак , позже — Александр Алексеевич Лукьянченко .
- В чем была основная сложность в создании столь амбициозного памятника и кто в Донецке решил взяться за такую сложнейшую задачу?
Я взялся найти специалистов, которые смогли бы сделать необходимые формы для отливки. Попросил своего младшего брата Михаила Березовского взяться за это дело. Ведь вопрос стоял о престиже Донбасса и Донецка .
- Понятно, что нужно было получить разрешения от Кремля, какие условия были поставлены при создании копии?
— Нужно сказать, что Москва поставила несколько условий при изготовлении копии Царь-пушки: она должна быть меньше и легче оригинала. Но для начала нужно было снять все размеры для создания форм для отливки.
Главным мастеровым был именно Михаил Березовский , ему помогали Виталий Антоненко и Василий Чебатюк. Они должны были сделать из дерева макет для изготовления формы для отливки пушки, а потом на ижевском заводе все детали будущего памятника отлить из металла.
- Для начала нужно было снять размеры с оригинала, стоящего в Кремле?
— А вот тут начались сложности. Комендатура Кремля вначале ни в какую не хотела давать разрешения на подобные работы. Объект-то исторический, охраняется государством. Неоценимую помощь оказал друг нашей семьи, сын легендарного революционера Артёма — Артём Федорович Сергеев .
Ребята облазили каждый миллиметр Царь-пушки, буквально руками ее прочувствовали. Брат Миша и Виталий Антоненко уехали в Ижевск , где долгое время фотографии, эскизы и рисунки перерабатывали в литейные формы. Работа шла очень непросто, даже опытнейшие мастера в Ижевске не были уверены в успехе.
- Наверняка не меньшие сложности были при самой отливке Царь-пушки?
— Когда мы с представителями Донецка приехали ее принимать на завод, ажиотаж был невероятный, собрался чуть ли не весь завод, огромное количество СМИ, и посреди цеха стоит зачехленная пушка.
Все были возбуждены, шум-гам, а когда сорвали чехол, вдруг повисла гробовая тишина, а потом — гром аплодисментов! Ничего более волнующего за свою жизнь я не испытывал. И такая гордость была за наших донецких ребят, которые вместе с ижевскими мастерами-литейщиками сотворили такое чудо!
Перед нами стояла даже не копия, а настоящая Царь-пушка. Люди не верили, что такое можно было сделать, а мы сделали.
Но сегодня, когда прошло 20 лет с ее установки в Донецке , я хотел бы рассказать о невероятной скромности наших донецких мастеров.
- Имена донецких авторов как-то зафиксированы на Царь-пушке?
— Жители Донецка могут увидеть на лафете Царь-пушки памятную табличку с именами ижевских мастеров, которые ее отливали, но мало кто знает, что мой брат — Березовский Михаил — и Виталий Антоненко , чьими руками были сделаны все макеты из дерева, без которых невозможно изготовить формы для литья, попросили, чтобы их имена поместили отдельно и на нижней части лафета.
На все уговоры ижевских мастеров они отвечали, что негоже им выпячивать свои заслуги, ибо делали они это ради своего родного города, в подарок всему Донбассу.
И вот уже 20 лет этот великолепный памятник стоит в центре Донецка , символизируя неразрывную культурную и духовную связь Донбасса и России .
И я очень надеюсь, что в День шахтера и День города Донецка мои земляки, гуляя с детьми около нашей Царь-пушки, вспомнят всех людей, что подарили родному краю такой замечательный памятник.
Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
.
.
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).
Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.
На верхней части ствола отлиты ещё две надписи:
По длине ствол пушки имеет 6 калибров. По современной классификации она является мортирой. Однако в XVII—XVIII веках её именовали пушкой или бомбардой, так как длина ствола мортир в те годы доходила всего до 2-2,5 калибра, а у дальнобойных мортир — до 3,5 калибра.
Отлита из бронзы в 1586 году, во времена правления царя Фёдора Ивановича, на Пушечном дворе, русским мастером Андреем Чоховым.
Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда, по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.
Изначально задуманная для обороны Кремля oт захватчиков, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.
В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).
Долгое время бытовала теория, что Царь-пушка была создана лишь для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев. Так, по словам писателя Альберта Валентинова,
.
Копия Царь-пушки в Йошкар-Оле
.
В 2007 году в Йошкар-Оле перед зданием Национальной художественной галереи на площади им. Оболенского-Ноготкова была установлена копия московской Царь-пушки выполненная в масштабе 1:2. При этом сходство неполное: рисунок части рельефов изменён, либо отсутствует; изменены либо отсутствуют некоторые другие детали. Вес пушки с ядрами около 12 тонн, ствол и лафет — стальные, колёса — цельнолитые, на стволе с каждой стороны размещаются по три скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки. Отлита на Звениговском судостроительно-судоремонтном заводе им. Н. С. Бутякова. Изначально рельефы вырезались из дерева, и только потом отливались из металла. Копия Царь-пушки пригодна для стрельбы, поэтому в ствол было вварено ядро. Рядом с пушкой расположены четыре декоративных пушечных ядра.
.
Испытания пушки проводились с 16 августа 1869 года путём стрельбы с берега через реку Кама (ширина реки здесь от 0,8 до 1 км). Позднее испытания орудий также путём стрельбы через реку проводились здесь вплоть до конца Перестройки — в советские годы здесь был огромный полигон. На испытаниях пермского гиганта присутствовал начальник артиллерийской части Кронштадтского порта генерал-майор Ф. В. Пестич. При испытаниях Пермской царь-пушки сделано 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем. В результате проверена прочность орудия, оптимизирован вес порохового заряда. При этом заряд постепенно увеличили до 120 килограммов чёрного пороха. В качестве боевого был установлен заряд в 53 кг. Дальность стрельбы составляла до 1,2 километра.
.
Характеристики Пермской царь-пушки:
длина ствола — 4,9 м;
калибр — 20 дюймов (508 мм);
толщина стен орудия, у дула — 180 мм; в казенной части — 450 мм;
вес только ствола — 2800 пудов (45,9 т), что больше общего веса московской Царь-пушки, составляющего 2400 пудов (39312 кг);
вес лафета — 6000 пудов (98,3 т);
вес ядра — 30 пудов (459 кг);
вес порохового заряда — 4 пуда.
Модель Пермской царь-пушки в натуральную величину была выставлена перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Однако ей не суждено было попасть в Кронштадт: гигант был возвращен с дороги в Пермь. Связано это с тем обстоятельством, что инженер-изобретатель Павел Матвеевич Обухов из Златоуста разработал технологию получения высокопрочной пушечной стали. Основав завод в Санкт-Петербурге, он начал производство более легких орудий, которые заряжались с казённой части (система Круппа), и пермская царь-пушка технически устарела.
Решением императора Александра II она была сохранена как историческая реликвия.
В преддверии Дня Шахтера и Дня города издание Украина.ру встретилось с одним из инициаторов создания донецкой Царь-пушки, бывшим представителем Донецка в московской мэрии, настоящим подвижником — Владимиром Березовским.
- Владимир Васильевич, расскажите, как и когда родилась сама идея создания Царь-пушки и как она оказалась в Донецке?
— С 2000 года я работал представителем Донецкого горисполкома в городе Москве. Незадолго до этого между Донецком и Москвой было подписано соглашение о сотрудничестве в научно-технической, торгово-зкономической и гуманитарно-культурной сферах. Инициаторами этого соглашения были градоначальник Москвы Юрий Михайлович Лужков и мэр Донецка Владимир Васильевич Рыбак, позже — Александр Алексеевич Лукьянченко.
Я взялся найти специалистов, которые смогли бы сделать необходимые формы для отливки. Попросил своего младшего брата Михаила Березовского взяться за это дело. Ведь вопрос стоял о престиже Донбасса и Донецка.
- Понятно, что нужно было получить разрешения от Кремля, какие условия были поставлены при создании копии?
— Нужно сказать, что Москва поставила несколько условий при изготовлении копии Царь-пушки: она должна быть меньше и легче оригинала. Но для начала нужно было снять все размеры для создания форм для отливки.
Главным мастеровым был именно Михаил Березовский, ему помогали Виталий Антоненко и Василий Чебатюк. Они должны были сделать из дерева макет для изготовления формы для отливки пушки, а потом на ижевском заводе все детали будущего памятника отлить из металла.
- Для начала нужно было снять размеры с оригинала, стоящего в Кремле?
— А вот тут начались сложности. Комендатура Кремля вначале ни в какую не хотела давать разрешения на подобные работы. Объект-то исторический, охраняется государством. Неоценимую помощь оказал друг нашей семьи, сын легендарного революционера Артёма — Артём Федорович Сергеев.
Ребята облазили каждый миллиметр Царь-пушки, буквально руками ее прочувствовали. Брат Миша и Виталий Антоненко уехали в Ижевск, где долгое время фотографии, эскизы и рисунки перерабатывали в литейные формы. Работа шла очень непросто, даже опытнейшие мастера в Ижевске не были уверены в успехе.
- Наверняка не меньшие сложности были при самой отливке Царь-пушки?
— Когда мы с представителями Донецка приехали ее принимать на завод, ажиотаж был невероятный, собрался чуть ли не весь завод, огромное количество СМИ, и посреди цеха стоит зачехленная пушка.
Все были возбуждены, шум-гам, а когда сорвали чехол, вдруг повисла гробовая тишина, а потом — гром аплодисментов! Ничего более волнующего за свою жизнь я не испытывал. И такая гордость была за наших донецких ребят, которые вместе с ижевскими мастерами-литейщиками сотворили такое чудо!
Перед нами стояла даже не копия, а настоящая Царь-пушка. Люди не верили, что такое можно было сделать, а мы сделали.
- Имена донецких авторов как-то зафиксированы на Царь-пушке?
— Жители Донецка могут увидеть на лафете Царь-пушки памятную табличку с именами ижевских мастеров, которые ее отливали, но мало кто знает, что мой брат — Березовский Михаил — и Виталий Антоненко, чьими руками были сделаны все макеты из дерева, без которых невозможно изготовить формы для литья, попросили, чтобы их имена поместили отдельно и на нижней части лафета.
На все уговоры ижевских мастеров они отвечали, что негоже им выпячивать свои заслуги, ибо делали они это ради своего родного города, в подарок всему Донбассу.
И вот уже 20 лет этот великолепный памятник стоит в центре Донецка, символизируя неразрывную культурную и духовную связь Донбасса и России.
И я очень надеюсь, что в День шахтера и День города Донецка мои земляки, гуляя с детьми около нашей Царь-пушки, вспомнят всех людей, что подарили родному краю такой замечательный памятник.
Царь-пушка — знаменитое произведение артиллерийского и литейного искусства, представляющее огромную историческую ценность. Туристический объект, являющийся одной из значимых достопримечательностей Кремля, весит более 39 тонн, в длину достигает 5,3 м, внешний диаметр ствола составляет 1,2 м. Тот, кто создал Царь-пушку, наверняка и подумать не мог, что его детище переживет века и, имея калибр 890 мм, будет признано самым крупнокалиберным оружием в мире.
Развитие артиллерии в России
Пушка появилась в 14 веке, когда изобрели порох. Первое огнестрельное оружие отличалось несовершенством конструкции из-за невысоких технических возможностей. У пушек были железные стволы. Порох представлял собой темную пасту, а патрон выглядел как емкость с рукояткой, его фиксировали в стволе при помощи клиньев. Патроны нередко взрывались при выстреле, серьезно травмируя осколками находящихся поблизости людей, если те не успели спрятаться.
В 15 веке порох стал выглядеть как сыпучая субстанция. Ее всыпали в ствол через дуло, тщательно утрамбовывали. Ядро, предварительно обернутое ветошью, вталкивали в пушку, пока оно не соприкоснется с порохом. По мере развития технологии производства артиллерийских орудий увеличивался калибр.
В России эпоха артиллерии началась в 16 веке. В начале 18 века числилось аж 9500 артиллеристов. Орудия начали отливать посредством формы, состоящей из 12 элементов, или имеющую продольный разъем. Формовали пушку в горизонтальном положении. Формовочная заготовка была деревянной, предназначенной для многократного использования. Возводились заводы, где отливали оружие, и постройки, где делали и хранили порох.
История
Достоверно известно, когда была придумана Царь-пушка. Идея пришла в голову тогдашнему русскому царю, но не настоящему, а фактическому — Борису Годунову. По его задумке, Царь-пушка олицетворяла силу государства, а также была защитным символом. А еще Борис Годунов таким образом рассчитывал усилить благосклонность народа к себе.
Версий происхождения названия две. Согласно первой, пушка получило имя в честь царя Федора Ивановича, по другой, названием подчеркнут огромный размер оружия.
Технически бронзовая пушка была настоящим, готовым к бою орудием. Ее создали специально для защиты Спасских ворот и места, где переправлялись через Москву-реку.
Изготовление
По наущению Бориса Годунова царь Федор Иванович приказал в 1586 году создать Царь-пушку. Известно, кем было создано артиллерийское чудо: в истории сохранилось имя мастера-литейщика Андрея Чохова. В те годы над Москвой нависла угроза нашествия крымской Орды.
Огромную пушку приволокли на 200 лошадях на Красную площадь, где установили на Лобном месте. Поставили Царь-пушку поначалу на бревенчатый настил, спустя время решились на создание каменного. Так и стояла пушка для устрашения. Царь-пушку едва не использовали в бою, когда в 1591 году войско хана Казы II Герая подошло к Москве, но беда миновала.
Перестановки
В 18 веке пушку переставили в Кремль. Сначала она стояла перед Арсеналом, где Петр I собирал трофейное и исторически значимое оружие. В 1843 году пушку, как памятник артиллерийской истории, поставили возле Оружейной палаты, где размещались другие старинные орудия. Архитектор Брюллов разработал под Царь-пушку чугунный лафет, на который ее и водрузили.
В 1960-ом казармы, размещавшиеся на месте старой Оружейной палаты, разрушили, чтобы построить Дворец съездов. А Царь-пушку переставили к северной стене колокольни Ивана Великого.
Особенности устройства и оформление
По размеру Царь-пушка уникальна, ее невозможно отнести к конкретной категории артиллерийского орудия. Калибр соотносится с длиной ствола со значением 6: по современным меркам такое оружие считается мортирой. Но в 17 веке мортиры имели по соотношению ствола и калибра значение не больше 3,5. Настоящая пушка имеет значение минимум 40. По конструкции Царь-пушку можно назвать дробовиком.
Основное вещество в химическом составе оружия — медь, ее количество — 91,6%. Также Царь-пушка содержит: свинец, олово, мышьяк, сурьма, никель, алюминий, цинк, марганец.
Выглядит Царь-пушка парадно, помпезно. Бомбарда украшена узорами. Лафет, отлитый по чертежам голландского мастера Питера Яна де Вите, декорирован флористическими мотивами, в которые вплетен образ льва, одолевающего змею. Флористический узор продолжается на спицах колес. На правой стороне ствола можно увидеть царя Федора Ивановича, восседающего на лошади.
Стреляла ли Царь-пушка хоть раз?
По общепринятому историками мнению, Царь-пушка была создана исключительно для устрашения потенциального врага. Из нее никогда не стреляли, и стрелять не могли из-за массивности конструкции. Вероятно, сам Андрей Чохов знал, что создает пушку не для боев: таков был приказ царя. К выводу о декоративно-устрашающем значении оружия пришли реставраторы, исследовавшие пушку в 1980-е. Они заметили рельефные дефекты в стволе, да и признаков зачистки отлитого оружия не обнаружилось. Но главный признак декоративного назначения — отсутствие затравочного отверстия.
Некоторые историки полагают, что Царь-пушка все-таки стреляла. При тщательном исследовании оружия внутри нашли следы пороха.
Есть даже легенда о том, когда Царь-пушка выстрелила. Произошло это в конце правления Лжедмитрия I. Разоблаченный самозванец пытался удрать из Москвы. Но его разыскали, жестоко с ним расправились. Изуродованное тело ложного царевича закопали, а на следующее утро оно лежало у ворот богадельни. Испуганные и удивленные жители опять закопали труп еще глубже. Но на следующее утро оно снова оказалось на поверхности. Пошел слух, что самозванец проклят, земля отвергает его. Тогда тело сожгли, пепел смешали с порохом, забили в пушку, выстрелили в сторону Речи Посполитой, ведь оттуда и был прислан ложный правитель.
В 1941 году, когда немецкая армия приближалась к Москве, планировалось использовать Царь-пушку наравне с другими орудиями для отражения нападения врага.
Рядом с Царь-пушкой лежат большие ядра из чугуна. Они тоже древние, их отлили в 1835 году. Каждое ядро весит 2 тонны. Но у них сугубо декоративная функция. Использовать их для выстрелов невозможно. Если их затолкать в пушку, то при выстреле ствол разорвется. Историки считают, если Царь-пушка и стреляла, то только каменными снарядами, весящими до 1 тонны, или картечью.
Другие крупные пушки
Царь-пушка не может не вдохновлять мастеров литейного производства. Не удивительно, что в новейшее время в России и за ее пределами появились копии московской достопримечательности и похожие орудия.
В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова появилась своя Царь-пушка. Она в 2 раза меньше оригинала, украшающие пушку узоры заметно упрощены. Эта пушка стальная, снабжена 4-мя ядрами, весит вместе с ними 12 тонн. Сделали ее на Судостроительно-судоремонтном заводе имени Бутякова в Звенигово.
Пермяки тоже могут похвастаться своей копией московского оружия. Причем пермская пушка боевая, прошедшая испытания. С ее помощью произведено 300 выстрелов, вылетевшие ядра преодолевали расстояние 1,5 км. Пермскую пушку сделали не для украшения площади, изначальное ее предназначение — установка в морской части Кронштадта для защиты северных рубежей государства.
Упоминание в исторических источниках
Царь-пушку подробно и живописно описывает польско-литовский гусар Самуил Мацкевич. Будучи человеком шляхетского рода, он вместе с польским гетманом и дипломатом Александром Гонсевским в 1610 году посетил Москву. В Кремле его больше всего изумила именно Царь-пушка.
Что сейчас с пушкой
Сегодня Царь-пушка — один из наиболее значимых экспонатов Музея артиллерийских орудий 16-19 веков. Пушка до сих пор стоит возле северной стены колокольни Ивана Великого, куда ее перенесли в 1960-ом при строительстве Кремлевского дворца съездов. Напротив ее высится Царь-колокол. При посещении Кремля туристы могут ознакомиться с историей оружия, сфотографироваться на его фоне.
Читайте также: