Сочинение про царь пушку в донецке

Обновлено: 07.07.2024

В преддверии Дня Шахтера и Дня города издание Украина.ру встретилось с одним из инициаторов создания донецкой Царь-пушки, бывшим представителем Донецка в московской мэрии , настоящим подвижником — Владимиром Березовским .

- Владимир Васильевич , расскажите, как и когда родилась сама идея создания Царь-пушки и как она оказалась в Донецке ?

— С 2000 года я работал представителем Донецкого горисполкома в городе Москве . Незадолго до этого между Донецком и Москвой было подписано соглашение о сотрудничестве в научно-технической, торгово-зкономической и гуманитарно-культурной сферах. Инициаторами этого соглашения были градоначальник Москвы Юрий Михайлович Лужков и мэр Донецка Владимир Васильевич Рыбак , позже — Александр Алексеевич Лукьянченко .

- В чем была основная сложность в создании столь амбициозного памятника и кто в Донецке решил взяться за такую сложнейшую задачу?

Я взялся найти специалистов, которые смогли бы сделать необходимые формы для отливки. Попросил своего младшего брата Михаила Березовского взяться за это дело. Ведь вопрос стоял о престиже Донбасса и Донецка .

- Понятно, что нужно было получить разрешения от Кремля, какие условия были поставлены при создании копии?

— Нужно сказать, что Москва поставила несколько условий при изготовлении копии Царь-пушки: она должна быть меньше и легче оригинала. Но для начала нужно было снять все размеры для создания форм для отливки.

Главным мастеровым был именно Михаил Березовский , ему помогали Виталий Антоненко и Василий Чебатюк. Они должны были сделать из дерева макет для изготовления формы для отливки пушки, а потом на ижевском заводе все детали будущего памятника отлить из металла.

- Для начала нужно было снять размеры с оригинала, стоящего в Кремле?

— А вот тут начались сложности. Комендатура Кремля вначале ни в какую не хотела давать разрешения на подобные работы. Объект-то исторический, охраняется государством. Неоценимую помощь оказал друг нашей семьи, сын легендарного революционера Артёма — Артём Федорович Сергеев .

Ребята облазили каждый миллиметр Царь-пушки, буквально руками ее прочувствовали. Брат Миша и Виталий Антоненко уехали в Ижевск , где долгое время фотографии, эскизы и рисунки перерабатывали в литейные формы. Работа шла очень непросто, даже опытнейшие мастера в Ижевске не были уверены в успехе.

- Наверняка не меньшие сложности были при самой отливке Царь-пушки?

— Когда мы с представителями Донецка приехали ее принимать на завод, ажиотаж был невероятный, собрался чуть ли не весь завод, огромное количество СМИ, и посреди цеха стоит зачехленная пушка.

Все были возбуждены, шум-гам, а когда сорвали чехол, вдруг повисла гробовая тишина, а потом — гром аплодисментов! Ничего более волнующего за свою жизнь я не испытывал. И такая гордость была за наших донецких ребят, которые вместе с ижевскими мастерами-литейщиками сотворили такое чудо!

Перед нами стояла даже не копия, а настоящая Царь-пушка. Люди не верили, что такое можно было сделать, а мы сделали.

Но сегодня, когда прошло 20 лет с ее установки в Донецке , я хотел бы рассказать о невероятной скромности наших донецких мастеров.

- Имена донецких авторов как-то зафиксированы на Царь-пушке?

— Жители Донецка могут увидеть на лафете Царь-пушки памятную табличку с именами ижевских мастеров, которые ее отливали, но мало кто знает, что мой брат — Березовский Михаил — и Виталий Антоненко , чьими руками были сделаны все макеты из дерева, без которых невозможно изготовить формы для литья, попросили, чтобы их имена поместили отдельно и на нижней части лафета.

На все уговоры ижевских мастеров они отвечали, что негоже им выпячивать свои заслуги, ибо делали они это ради своего родного города, в подарок всему Донбассу.

И вот уже 20 лет этот великолепный памятник стоит в центре Донецка , символизируя неразрывную культурную и духовную связь Донбасса и России .

И я очень надеюсь, что в День шахтера и День города Донецка мои земляки, гуляя с детьми около нашей Царь-пушки, вспомнят всех людей, что подарили родному краю такой замечательный памятник.

Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
.


.
Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса — 39,31 т (2400 пудов).

Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.

На верхней части ствола отлиты ещё две надписи:

По длине ствол пушки имеет 6 калибров. По современной классификации она является мортирой. Однако в XVII—XVIII веках её именовали пушкой или бомбардой, так как длина ствола мортир в те годы доходила всего до 2-2,5 калибра, а у дальнобойных мортир — до 3,5 калибра.


Отлита из бронзы в 1586 году, во времена правления царя Фёдора Ивановича, на Пушечном дворе, русским мастером Андреем Чоховым.

Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда, по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.

Изначально задуманная для обороны Кремля oт захватчиков, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).

Долгое время бытовала теория, что Царь-пушка была создана лишь для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев. Так, по словам писателя Альберта Валентинова,



.
Копия Царь-пушки в Йошкар-Оле
.
В 2007 году в Йошкар-Оле перед зданием Национальной художественной галереи на площади им. Оболенского-Ноготкова была установлена копия московской Царь-пушки выполненная в масштабе 1:2. При этом сходство неполное: рисунок части рельефов изменён, либо отсутствует; изменены либо отсутствуют некоторые другие детали. Вес пушки с ядрами около 12 тонн, ствол и лафет — стальные, колёса — цельнолитые, на стволе с каждой стороны размещаются по три скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки. Отлита на Звениговском судостроительно-судоремонтном заводе им. Н. С. Бутякова. Изначально рельефы вырезались из дерева, и только потом отливались из металла. Копия Царь-пушки пригодна для стрельбы, поэтому в ствол было вварено ядро. Рядом с пушкой расположены четыре декоративных пушечных ядра.
.


Испытания пушки проводились с 16 августа 1869 года путём стрельбы с берега через реку Кама (ширина реки здесь от 0,8 до 1 км). Позднее испытания орудий также путём стрельбы через реку проводились здесь вплоть до конца Перестройки — в советские годы здесь был огромный полигон. На испытаниях пермского гиганта присутствовал начальник артиллерийской части Кронштадтского порта генерал-майор Ф. В. Пестич. При испытаниях Пермской царь-пушки сделано 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем. В результате проверена прочность орудия, оптимизирован вес порохового заряда. При этом заряд постепенно увеличили до 120 килограммов чёрного пороха. В качестве боевого был установлен заряд в 53 кг. Дальность стрельбы составляла до 1,2 километра.
.
Характеристики Пермской царь-пушки:

длина ствола — 4,9 м;
калибр — 20 дюймов (508 мм);
толщина стен орудия, у дула — 180 мм; в казенной части — 450 мм;
вес только ствола — 2800 пудов (45,9 т), что больше общего веса московской Царь-пушки, составляющего 2400 пудов (39312 кг);
вес лафета — 6000 пудов (98,3 т);
вес ядра — 30 пудов (459 кг);
вес порохового заряда — 4 пуда.
Модель Пермской царь-пушки в натуральную величину была выставлена перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.

Однако ей не суждено было попасть в Кронштадт: гигант был возвращен с дороги в Пермь. Связано это с тем обстоятельством, что инженер-изобретатель Павел Матвеевич Обухов из Златоуста разработал технологию получения высокопрочной пушечной стали. Основав завод в Санкт-Петербурге, он начал производство более легких орудий, которые заряжались с казённой части (система Круппа), и пермская царь-пушка технически устарела.

Решением императора Александра II она была сохранена как историческая реликвия.

20 лет донецкой Царь-пушке. Как сын легендарного Артема помог донецким и ижевским мастерам сотворить чудо

В преддверии Дня Шахтера и Дня города издание Украина.ру встретилось с одним из инициаторов создания донецкой Царь-пушки, бывшим представителем Донецка в московской мэрии, настоящим подвижником — Владимиром Березовским.

- Владимир Васильевич, расскажите, как и когда родилась сама идея создания Царь-пушки и как она оказалась в Донецке?

— С 2000 года я работал представителем Донецкого горисполкома в городе Москве. Незадолго до этого между Донецком и Москвой было подписано соглашение о сотрудничестве в научно-технической, торгово-зкономической и гуманитарно-культурной сферах. Инициаторами этого соглашения были градоначальник Москвы Юрий Михайлович Лужков и мэр Донецка Владимир Васильевич Рыбак, позже — Александр Алексеевич Лукьянченко.

Я взялся найти специалистов, которые смогли бы сделать необходимые формы для отливки. Попросил своего младшего брата Михаила Березовского взяться за это дело. Ведь вопрос стоял о престиже Донбасса и Донецка.

20 лет донецкой Царь-пушке. Как сын легендарного Артема помог донецким и ижевским мастерам сотворить чудо

- Понятно, что нужно было получить разрешения от Кремля, какие условия были поставлены при создании копии?

— Нужно сказать, что Москва поставила несколько условий при изготовлении копии Царь-пушки: она должна быть меньше и легче оригинала. Но для начала нужно было снять все размеры для создания форм для отливки.

Главным мастеровым был именно Михаил Березовский, ему помогали Виталий Антоненко и Василий Чебатюк. Они должны были сделать из дерева макет для изготовления формы для отливки пушки, а потом на ижевском заводе все детали будущего памятника отлить из металла.

- Для начала нужно было снять размеры с оригинала, стоящего в Кремле?

— А вот тут начались сложности. Комендатура Кремля вначале ни в какую не хотела давать разрешения на подобные работы. Объект-то исторический, охраняется государством. Неоценимую помощь оказал друг нашей семьи, сын легендарного революционера Артёма — Артём Федорович Сергеев.

Ребята облазили каждый миллиметр Царь-пушки, буквально руками ее прочувствовали. Брат Миша и Виталий Антоненко уехали в Ижевск, где долгое время фотографии, эскизы и рисунки перерабатывали в литейные формы. Работа шла очень непросто, даже опытнейшие мастера в Ижевске не были уверены в успехе.

20 лет донецкой Царь-пушке. Как сын легендарного Артема помог донецким и ижевским мастерам сотворить чудо

- Наверняка не меньшие сложности были при самой отливке Царь-пушки?

— Когда мы с представителями Донецка приехали ее принимать на завод, ажиотаж был невероятный, собрался чуть ли не весь завод, огромное количество СМИ, и посреди цеха стоит зачехленная пушка.

Все были возбуждены, шум-гам, а когда сорвали чехол, вдруг повисла гробовая тишина, а потом — гром аплодисментов! Ничего более волнующего за свою жизнь я не испытывал. И такая гордость была за наших донецких ребят, которые вместе с ижевскими мастерами-литейщиками сотворили такое чудо!

Перед нами стояла даже не копия, а настоящая Царь-пушка. Люди не верили, что такое можно было сделать, а мы сделали.

- Имена донецких авторов как-то зафиксированы на Царь-пушке?

— Жители Донецка могут увидеть на лафете Царь-пушки памятную табличку с именами ижевских мастеров, которые ее отливали, но мало кто знает, что мой брат — Березовский Михаил — и Виталий Антоненко, чьими руками были сделаны все макеты из дерева, без которых невозможно изготовить формы для литья, попросили, чтобы их имена поместили отдельно и на нижней части лафета.

На все уговоры ижевских мастеров они отвечали, что негоже им выпячивать свои заслуги, ибо делали они это ради своего родного города, в подарок всему Донбассу.

И вот уже 20 лет этот великолепный памятник стоит в центре Донецка, символизируя неразрывную культурную и духовную связь Донбасса и России.

И я очень надеюсь, что в День шахтера и День города Донецка мои земляки, гуляя с детьми около нашей Царь-пушки, вспомнят всех людей, что подарили родному краю такой замечательный памятник.

царь пушка кто создал

Царь-пушка — знаменитое произведение артиллерийского и литейного искусства, представляющее огромную историческую ценность. Туристический объект, являющийся одной из значимых достопримечательностей Кремля, весит более 39 тонн, в длину достигает 5,3 м, внешний диаметр ствола составляет 1,2 м. Тот, кто создал Царь-пушку, наверняка и подумать не мог, что его детище переживет века и, имея калибр 890 мм, будет признано самым крупнокалиберным оружием в мире.

Развитие артиллерии в России

Пушка появилась в 14 веке, когда изобрели порох. Первое огнестрельное оружие отличалось несовершенством конструкции из-за невысоких технических возможностей. У пушек были железные стволы. Порох представлял собой темную пасту, а патрон выглядел как емкость с рукояткой, его фиксировали в стволе при помощи клиньев. Патроны нередко взрывались при выстреле, серьезно травмируя осколками находящихся поблизости людей, если те не успели спрятаться.

В 15 веке порох стал выглядеть как сыпучая субстанция. Ее всыпали в ствол через дуло, тщательно утрамбовывали. Ядро, предварительно обернутое ветошью, вталкивали в пушку, пока оно не соприкоснется с порохом. По мере развития технологии производства артиллерийских орудий увеличивался калибр.

В России эпоха артиллерии началась в 16 веке. В начале 18 века числилось аж 9500 артиллеристов. Орудия начали отливать посредством формы, состоящей из 12 элементов, или имеющую продольный разъем. Формовали пушку в горизонтальном положении. Формовочная заготовка была деревянной, предназначенной для многократного использования. Возводились заводы, где отливали оружие, и постройки, где делали и хранили порох.

История

Достоверно известно, когда была придумана Царь-пушка. Идея пришла в голову тогдашнему русскому царю, но не настоящему, а фактическому — Борису Годунову. По его задумке, Царь-пушка олицетворяла силу государства, а также была защитным символом. А еще Борис Годунов таким образом рассчитывал усилить благосклонность народа к себе.

Версий происхождения названия две. Согласно первой, пушка получило имя в честь царя Федора Ивановича, по другой, названием подчеркнут огромный размер оружия.

Технически бронзовая пушка была настоящим, готовым к бою орудием. Ее создали специально для защиты Спасских ворот и места, где переправлялись через Москву-реку.

царь пушка кто создал

Изготовление

По наущению Бориса Годунова царь Федор Иванович приказал в 1586 году создать Царь-пушку. Известно, кем было создано артиллерийское чудо: в истории сохранилось имя мастера-литейщика Андрея Чохова. В те годы над Москвой нависла угроза нашествия крымской Орды.

Огромную пушку приволокли на 200 лошадях на Красную площадь, где установили на Лобном месте. Поставили Царь-пушку поначалу на бревенчатый настил, спустя время решились на создание каменного. Так и стояла пушка для устрашения. Царь-пушку едва не использовали в бою, когда в 1591 году войско хана Казы II Герая подошло к Москве, но беда миновала.

царь пушка кто создал

Перестановки

В 18 веке пушку переставили в Кремль. Сначала она стояла перед Арсеналом, где Петр I собирал трофейное и исторически значимое оружие. В 1843 году пушку, как памятник артиллерийской истории, поставили возле Оружейной палаты, где размещались другие старинные орудия. Архитектор Брюллов разработал под Царь-пушку чугунный лафет, на который ее и водрузили.

В 1960-ом казармы, размещавшиеся на месте старой Оружейной палаты, разрушили, чтобы построить Дворец съездов. А Царь-пушку переставили к северной стене колокольни Ивана Великого.

царь пушка кто создал

Особенности устройства и оформление

По размеру Царь-пушка уникальна, ее невозможно отнести к конкретной категории артиллерийского орудия. Калибр соотносится с длиной ствола со значением 6: по современным меркам такое оружие считается мортирой. Но в 17 веке мортиры имели по соотношению ствола и калибра значение не больше 3,5. Настоящая пушка имеет значение минимум 40. По конструкции Царь-пушку можно назвать дробовиком.

Основное вещество в химическом составе оружия — медь, ее количество — 91,6%. Также Царь-пушка содержит: свинец, олово, мышьяк, сурьма, никель, алюминий, цинк, марганец.

Выглядит Царь-пушка парадно, помпезно. Бомбарда украшена узорами. Лафет, отлитый по чертежам голландского мастера Питера Яна де Вите, декорирован флористическими мотивами, в которые вплетен образ льва, одолевающего змею. Флористический узор продолжается на спицах колес. На правой стороне ствола можно увидеть царя Федора Ивановича, восседающего на лошади.

царь пушка кто создал

Стреляла ли Царь-пушка хоть раз?

По общепринятому историками мнению, Царь-пушка была создана исключительно для устрашения потенциального врага. Из нее никогда не стреляли, и стрелять не могли из-за массивности конструкции. Вероятно, сам Андрей Чохов знал, что создает пушку не для боев: таков был приказ царя. К выводу о декоративно-устрашающем значении оружия пришли реставраторы, исследовавшие пушку в 1980-е. Они заметили рельефные дефекты в стволе, да и признаков зачистки отлитого оружия не обнаружилось. Но главный признак декоративного назначения — отсутствие затравочного отверстия.

Некоторые историки полагают, что Царь-пушка все-таки стреляла. При тщательном исследовании оружия внутри нашли следы пороха.

Есть даже легенда о том, когда Царь-пушка выстрелила. Произошло это в конце правления Лжедмитрия I. Разоблаченный самозванец пытался удрать из Москвы. Но его разыскали, жестоко с ним расправились. Изуродованное тело ложного царевича закопали, а на следующее утро оно лежало у ворот богадельни. Испуганные и удивленные жители опять закопали труп еще глубже. Но на следующее утро оно снова оказалось на поверхности. Пошел слух, что самозванец проклят, земля отвергает его. Тогда тело сожгли, пепел смешали с порохом, забили в пушку, выстрелили в сторону Речи Посполитой, ведь оттуда и был прислан ложный правитель.

царь пушка кто создал

В 1941 году, когда немецкая армия приближалась к Москве, планировалось использовать Царь-пушку наравне с другими орудиями для отражения нападения врага.

Рядом с Царь-пушкой лежат большие ядра из чугуна. Они тоже древние, их отлили в 1835 году. Каждое ядро весит 2 тонны. Но у них сугубо декоративная функция. Использовать их для выстрелов невозможно. Если их затолкать в пушку, то при выстреле ствол разорвется. Историки считают, если Царь-пушка и стреляла, то только каменными снарядами, весящими до 1 тонны, или картечью.

царь пушка кто создал

Другие крупные пушки

Царь-пушка не может не вдохновлять мастеров литейного производства. Не удивительно, что в новейшее время в России и за ее пределами появились копии московской достопримечательности и похожие орудия.

В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова появилась своя Царь-пушка. Она в 2 раза меньше оригинала, украшающие пушку узоры заметно упрощены. Эта пушка стальная, снабжена 4-мя ядрами, весит вместе с ними 12 тонн. Сделали ее на Судостроительно-судоремонтном заводе имени Бутякова в Звенигово.

Пермяки тоже могут похвастаться своей копией московского оружия. Причем пермская пушка боевая, прошедшая испытания. С ее помощью произведено 300 выстрелов, вылетевшие ядра преодолевали расстояние 1,5 км. Пермскую пушку сделали не для украшения площади, изначальное ее предназначение — установка в морской части Кронштадта для защиты северных рубежей государства.

царь пушка кто создал

Упоминание в исторических источниках

Царь-пушку подробно и живописно описывает польско-литовский гусар Самуил Мацкевич. Будучи человеком шляхетского рода, он вместе с польским гетманом и дипломатом Александром Гонсевским в 1610 году посетил Москву. В Кремле его больше всего изумила именно Царь-пушка.

Что сейчас с пушкой

Сегодня Царь-пушка — один из наиболее значимых экспонатов Музея артиллерийских орудий 16-19 веков. Пушка до сих пор стоит возле северной стены колокольни Ивана Великого, куда ее перенесли в 1960-ом при строительстве Кремлевского дворца съездов. Напротив ее высится Царь-колокол. При посещении Кремля туристы могут ознакомиться с историей оружия, сфотографироваться на его фоне.

Читайте также: