Решу егэ литература отцы и дети сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Необходимо отметить, что Евгений и Павел отличаются друг от друга происхождению, что сыграло немалую роль в во взглядах на жизнь у них.

Предки Базарова являлись крепостными крестьянами, поэтому всё, чего достиг Евгений было получено при помощи тяжкой умственной деятельности. Главным его увлечением была медицина. Он часто проводил опыты, изучал насекомых мир, а так же изучал естественные науки.

В отличии от Базарова, Павел Петрович провёл всё своё детство в полном достатке, без каких либо проблем.

Павел был очень чистоплотным и опрятным человеком, он постоянно был идеально побрит и даже крахмалилил воротнички, с чего ,собственно, Базаров не терял шанса поглумиться. Евгений был полной противоположностью Павла Петровича, он совершенно не следил за собой, ему было плевать на свою внешность и на то, что подумают о нём окружающие. Нигилист - человек, который отвергает все духовные ценности и не может понять, что люди наслаждаются не только материальными вещами, но и духовными, например музыкой, картинами или чтением книг. Ярким представителем нилигилиста был Базаров. Он говорил о великом художнике Рафаэле, что не он не стоит ни копейки.

Кирсанов же был совсем другого мнения и не принимал нигилистическую теорию.

Мы должны помнить, что нужно оставаться людьми в любой ситуации и любой конфликт можно избежать, лишь имея куплю терпения и уважения друг к другу

2 вариант

Основным конфликтом становится молодой человек Базаров, который является нигилистом. Споры у него возникают с представителями дворянства, в частности с Павлом Кирсановым. Также в произведении показывают, что в семье юноша также не находит понимания, постоянно конфликтуя со своими родными. Базарова автор описывает как постоянно мрачного и сурового человека с острым умом и невероятно интересными идеями. Он отдален от внешнего мира и не хочет становиться его частью. Павла Петровича же писатель характеризует как личность, которая следует старым привычкам и традициям – как в одежде, так и в образе жизни, манерах и поведении. Всегда интеллигентный и изысканный образ Кирсанова говорит о том, что герой больше поверхностно относится к проблемам, смотря лишь на их оболочку, не заботясь о корне всех бед и в основном ничего не делает и никому не хочет помогать.

Базаров же, напротив, при всей своей мрачности, постоянно думает о том, как можно решить очередную проблему, как принести пользу обществу и помочь конкретным людям. И здесь уникальность сюжетного хода заключается в том, что конфликт между этими двумя людьми, которые хотя и не являются родственниками по крови, ведут сильные дискуссии, и почти никогда не находят точек соприкосновения. Все это говорит о конфликте поколений на стыке эпох. С родителями у молодого человека также все непросто. С одной стороны, он испытывает сильную любовь к ним, а с другой презирает привычный образ своих потомков, которые не стремятся к изменениям к лучшему. В его идеях его поддерживает и Аркадий, который тоже презирает сложившийся в обществе уклад, однако не так глубоко, как Евгений, ощущает эти настроения. Но любовь родителей, невзирая на недопонимание, сильнее всего. Даже когда главный герой умирает, эти чувства остаются в вечности, несмотря на всю конфликтность между поколениями.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема отцов и детей

Популярные сегодня темы

Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.

Проснувшись утром, Юра сразу посмотрел в окно. Солнце светило ярко. День начинался чудесно. Настроение было отличное. И вдруг парнишке захотелось самому сделать что-нибудь хорошее. Например

Творчество выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя знакомо людям в разных уголках земного шара. Его произведения издаются многотысячными тиражами. На их основе снимаются кинофильмы, создаются компьютерные игры.

Иуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа.

Сочинение 3

Другие сочинения: ← Как мечта влияет на человека?↑ 11 класс и ЕГЭВ чем разница между мечтателями и реалистами? →

Вечные проблемы в литературе

Описание второстепенных персонажей

В романе три основных четы, на основе которых можно понять, какие нравственные принципы преследовались в обществе того времени. Помимо них, есть второстепенные семьи, но тем не менее играющие важную роль в общем представлении о семейных традициях начала XIX века.

Граф Безухов

Старый граф Безухов — второстепенный персонаж в произведении. У него есть дети, но в конце жизнь он признает единственным своим наследником — Пьера. Молодой человек не знал, как ему себя вести с родителем, ведь они виделись очень мало. Благодаря своему отцу Пьер стал очень богат.

В борьбе за наследство участвовали многие, а парень был безучастен. Он единственный кто страдал от смерти человека, когда остальные жаждали только денег. Пьер любил своего родителя, сострадал ему.


Наследство повлияло на жизнь молодого человека. Он заботился о крепостных, ездил по селам и стремился улучшить условия их проживания, быт. Это был добрый и отзывчивый человек. Он испытал многие неприятности и переживания, но именно они повлияли на становление его личности.

Безухов стал таким человеком, благодаря своему отцу. Если бы не наследство, возможно благородные деяния, чувства сострадания, забота о близких и другие высокие нравственные принципы Пьера, так и не раскрылись. Ведь когда человек голоден, он не думает о чем-то великом, его не волнуют мысли о смысле жизни.

Все положительные качества граф перенес и в свою новую семью. Он женился на Наташе Ростовой, с которой у них было 4 детей. Эти люди обрели взаимопонимание и уважение. Этому учили своих детей. Они стали счастливыми, поняли смысл своего существования, который заключался в счастье и семье.

Дворяне Друбецкие

Характер, черты и манеры поведения женщины полностью передались ее единственному наследнику. Они обладали следующими чертами:

  • расчетливость;
  • хитрость;
  • практичность.

Ради достижения своих целей они могли пойти на все что угодно. Это были опасные люди, готовые на унижение, обман и интригу.

Княгиня вымаливает у других людей хорошее положение ради сына, забыв о своей гордости, а ее сын женится на некрасивой Жюли Курагиной только чтобы получить богатство и знатное положение. В этой семье ребенок берет пример с матери. Они преследуют одни цели — обогащение и высокое положение в обществе. В Борисе проявляются пороки родителей. Он мог бы изменить себя, но предпочел оставить все без изменений.

Таким образом, роль отцов в формировании молодого поколения невозможно недооценивать. Они в ответе за то, какими будут их дети, что ожидает страну в будущем. Именно вклад родителей в воспитание новых людей имеет важное значение для мира. Те, кто прививает своим детям достойные качества, учит милосердию, благородству, состраданию, добру и справедливости достойны уважения. Нельзя забывать своих корней. Именно они дают людям верное направление для счастливой жизни.

Конфликт мировоззрений

Тема творчества в русской литературе

Типы проблемных героев в русской литературе

Социально-философская и нравственная проблематика; особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения.

Кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?

Что сближает старуху Изергиль с героями рассказанных ею историй?

В каких произведениях русской классики изображены типы личности, подобные Данко и Ларре?

Человек и война в русской литературе

Изображение войны как человеческой трагедии; проблема нравственного выбора; психологизм; деромантизация, преодоление парадного представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм.

Сатирические образы в русской литературе

Человек и природа в русской литературе

Соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.

Тема дуэли в русской литературе

Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?

Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.

Образ города в русской литературе

В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?

Мотив сна в русской литературе

Тема отечественной истории в русской литературе


Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины; взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.

Произведение посвящено памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период революционной ситуации в России (1859-1862 гг.) и отмены крепостного права. Тургенев отобразил в нём перелом общественного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Базаров — центральный образ. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является действующим лицом. Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Роман состоит из 2 частей (28 глав):

В 1 части (1-13 главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства с Базарова с Одинцовой).

Во 2 части (14-28 главы) происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.

Сравнительная характеристика двух основных персонажей

Павел Кирсанов

Перед нами два сильных характера, две яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию и умеющие подчинить себе других.

Отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов. Консервативен, благоговеет перед старыми авторитетами, а все новое он воспринимает в штыки.

Не признает никаких авторитетов и догм. Считает, что любую истину нужно подвергать сомнению, все проверяет опытным путем. Резок в оценках и мнениях, нетерпим к противоположным мнениям.

Его слова расходятся с делом. Он с пафосом говорит о служении отечеству, но сам удовлетворяется спокойной сытой жизнью.

Базаров – человек дела. Ему чужды условности и аристократический этикет. Каждый его день заполнен трудом, новыми поисками.

Видя, что он не может победить Базарова в споре и поколебать его нравственные устои, находит повод для бессмысленной дуэли.

Образ центрального героя – Евгения Базарова

Сильные стороны

Слабые стороны

Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила, и слабость.

Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убежденность, смелость, готовность идти да конца. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему.

В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова (тогда как его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствует свое бессилие).

Наделен острым критическим умом, но лишен широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он признает лишь естественные науки, которые просто и ясно объясняют все жизненные явления. До предела сужает всю красоту и многообразие жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом.

В эпизоде смерти герой показан сильным, стойким, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и черствости. В финале перед нами титаническая личность.

Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство сожаления и жалости от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Женские образы
Анна Одинцова. С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными. Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств.

Арина Власьевна. Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка. Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Локтева. Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя — это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Критика

С выходом романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" началось оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах "Современник" и "Русское слово". Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории."Современник" откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича "Асмодей нашего времени". Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из журнала, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик "отцам" и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что Кукшина далеко не так пуста и ограничена. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только "чистое искусство", к представителям которого, правда, причислил заодно Пушкина и самого Тургенева.

В журнале "Русское слово" появилась статья Д. И. Писарева "Базаров". Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает.

В своей статье Д. И. Писарев подтверждает общественную чуткость художника и эстетическую значимость романа. Еще до начала непосредственной полемики Писарев фактически предугадывает позицию Антоновича. Критик убежден, что настоящий нигилист, демократ-разночинец так же, как и Базаров, должен отрицать искусство, не понимать Пушкина, быть уверенным, что Рафаэль "гроша медного не стоит". Но для нас важно, что Базаров, погибающий в романе, "воскресает" на последней странице писаревской статьи: "Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры". Пожалуй, мы можем считать статью Писарева наиболее яркой трактовкой романа в 60-е годы.

На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье "Базаров и Обломов" он пытался доказать, что, несмотря на внешнее различие этих двух персонажей, "зерно" в них заложено одно и то же.

В журнале "Век" вышла статья неизвестного автора "Нигилист Базаров". Посвящена она прежде всего анализу личности главного героя. Базаров — нигилист, поэтому безусловно отрицает ту среду, в которой находится. Дружбы для него не существует: он терпит своего приятеля, как сильный терпит слабого. Родственные отношения для него — привычка родителей к нему. Любовь он понимает как материалист. На народ смотрит с пренебрежением взрослого на малых ребят. В результате никакой сферы деятельности для него не остается.

Рассмотренные в сочинении работы не являются единственными откликами русской общественности на роман Тургенева. Практически каждый русский писатель и критик высказал в той или иной форме свое отношение.

Читайте также: