Решу егэ декабрьское сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Собираем различные примеры итоговых сочинений по всем направлениям 2021-2022 учебного года.

Среди всех примеров будут представлены и примеры, которые уже прошли проверку эксперта и получили оценку "ЗАЧЕТ".

Чтобы ознакомиться с примерам - воспользуйтесь ссылками по направлениям:

Читайте самые лучшие примеры по всем направлениям ниже - по каждому направлению приведено по 3 примера.

Зачем люди отправляются в путешествие?

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Габов Антон Алексеевич

Зачем же люди отправляются в путешествие? Конечно, каждый по-своему ответит на данный вопрос, но на мой взгляд, существует несколько причин. Первая – это отдых, смена привычной обстановки и посещение новых мест мира. Другая же причина более сложная: путешествие может помочь переосмыслить себя и свои жизненные ценности.

ИТОГ: зачет

Общие рекомендации

Антон, твоя работа очень твердая, рассуждения логичные и веские. Хороший уровень речевой грамотности и использованной лексики. Видно, что ты начитанный и рассуждающий молодой человек. Из минусов прошу обратить внимание на тавтологию. Это одна из основных повторяющихся речевых ошибок в твоем сочинении. Ликвидировать ее можно более внимательной проверкой написанного сочинения и корректурой.

Зачем люди отправляются в путешествие?

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(Автор сочинения – Сонина Дарья Александровна)

Зачем люди отправляются в путешествие? Я думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа, так как разные люди преследуют разные цели. Но всё же я бы выделила то, что абсолютно все ожидают получить от путешествия новые эмоции и впечатления. Смена привычной обстановки всегда предполагает смену окружения, заведение новых знакомств, получение разного рода информации и фактов, интересных открытий, вдохновения и мотивации. Я считаю, не зря говорят: “Путешествие – маленькая жизнь.”

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов едет из Петербурга в Москву. Целью своего путешествия он ставит желание найти новый смысл жизни, обрести понимание бытия и занятие, которое было бы ему по душе. Во время поездки, Пьера знакомят с масонским обществом. Он становится посвящённым в это тайное учение. Изучая его постулаты, Безухов постепенно находит для себя новые смыслы бытия, изменяет свой образ жизни, загорается идеей ведения хозяйства. Его подсознание меняется, впитав новые идеи. В своих путешествиях Пьер находит то, что ищет. Таким образом, путешествие действительно может быть совершено в поисках чего-то нового и чего-то, что смогло бы изменить жизнь.

Подводя итог, хочу сказать, что каждое путешествие совершается, исходя из очень разных побуждений. Но точно каждое путешествие для чего-то нужно человеку.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (в частности, путаете вводные компоненты и члены предложения) и избегать речевых повторов. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Зачем люди отправляются в путешествия? Человек путешествующий

Бердинских Денис Владимирович

Вероятно, каждый задумывался над тем, с какой целью люди планируют путешествия. Что побуждает этих людей посетить новые места, сменить обстановку, открыть новые культуры?

Так зачем же люди отправляются в путешествия? Думаю, что каждый человек находит свою цель: первый едет куда-либо, чтобы просто посетить новые места, второе ищет себя, свое предназначение в жизни, а третий и вовсе ведом скупым расчетом и большими деньгами.
Таким образом, причины для путешествий у каждого разные, целиком и полностью зависящие от характера человека, его убеждений и жизненной ситуации, в которой он находится.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Всё получилось, хорошая работа, легко и приятно читать!

Обрати внимание на ошибки: грамматические, пунктуационные и речевые ошибки присутствуют в твоей работе. В этой работе они не сыграли роли, но на ЕГЭ ты потеряешь баллы.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.

Асылаева Регина Астемировна

В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.

Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Кому на Руси жить хорошо

Бринкис Алика Александровна

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится.

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, Ваша работа приятная, глубокая и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! Не опускайте планку! С. Тарасов

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Неволина Анастасия Анатольевна

К сожалению, человеческое равнодушие зачастую приводит к непоправимым последствиям. Если люди будут думать не только о себе, но и об окружающих, то в мире будет гораздо меньше смерти, ведь каждое преступление начинается с равнодушия преступника.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, молодец! Работа хорошая, вдумчивая и интересная. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе. Первый пример, конечно, я засчитал бы лишь условно, потому что Вы не показали, как же отразилось равнодушие отца на Саше, что изменилось в их отношении друг к другу. Следите внимательно за логикой повествования и старайтесь не допускать речевых повторов. Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы умница! Желаю удачи! С. Тарасов

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание

Зорина Анастасия Викторовна

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в сегодняшнем мире люди потеряли человечность, которая когда-то жила в их душах, стали равнодушны к другим и начали совершать настоящие преступления против общества- проходить мимо бед окружающих. И это безразличие к чужим судьбам пугает. Давайте же возродим росток сострадательности и чуткости в наших сердцах!

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, умница! Работа глубокая, интересная и вдумчивая. Очень порадовало, что вы подобрали аргументы, которые впоследствии противопоставили, показав и равнодушие, ставшее преступлением, и отзывчивость. Примеры отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Небольшие замечания по пунктуационному и речевому оформлению Вы найдёте в самой работе, но в целом сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Автор сочинения – Каса Даниил Витальевич.

Как известно, книга является одним из важнейших видов досуга в истории человечества. Этот вид развлечения может послужить прекрасным источником для получения новой информации или же помочь погрузиться в таинственный мир, который авторы так искусно умеют представлять и описывать. Безусловно, существует множество различных книг: приключенческих, детективных, детских, отечественных, зарубежных – перечислять можно бесконечно. Однако я хотел бы обсудить с родителями такую книгу, которая связана с общественными проблемами.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Даниил, умница! Ваша работа хорошая, соответствует всем критериям итогового сочинения. Практически нет пунктуационных и орфографических ошибок, хорошие рассуждения и плавный ход мыслей.

Посоветую разве что поработать немного над стилем: не всегда чрезмерная эмоциональность идёт к месту, порой лучше опустить некоторые восклицательные предложения.

В целом же работа оставила хорошие впечатления. Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения

Основная часть

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема .

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора).

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …


Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

1. Почему проблема отцов и детей остаётся актуальной и в наше время?

4. Что надо делать, чтобы избежать конфликта поколений?

6. Что в наше время чаще приводит к конфликту поколений: неудержимая энергия юности или нежелание старших принимать всё новое?

Споры отцов и детей — традиционная тема русской литературы. В разных произведениях показаны различные типы взаимодействия между представителями разных поколений: от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности; выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Однозначного ответа о правоте отцов или детей нет. Молодёжь строит свою жизнь на опыте и достижениях отцов, поэтому должна уважать этот опыт. Старшему поколению нужно осознавать, что будущее принадлежит детям, поэтому они стремятся идти вперёд, и это движение не всегда разрушительно и опасно, как думают старшие.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

Мечта и реальность

1. Далека ли мечта от реальности?

2. Мечта и цель — оно и то же?

3. Помогает ли мечта жить?

4. Как противопоставлены мечта и реальность?

5. Можно ли прожить без мечты?

Мечты могут быть разные.

Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели — эта мечта помогает ему пережить тяготы нищенского существования, унижения, но при этом выматывает настолько, что её крушение лишает героя жизни.

В противовес чеховским и гоголевским героям благородны устремления Данко и Мцыри, Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет, даёт силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья.

Месть и великодушие

1. Почему месть считают уделом слабых?

2. Всегда ли надо прощать?

3. Какого человека можно назвать великодушным?

5. У кого можно поучиться быть великодушным?

7. В наше время нужно ли быть великодушным?

Великая душа — великодушие… Какого человека можно назвать великодушным? Как сохранить великодушие и научиться прощать предателей, убийц, подлецов? На эти вопросы нелегко найти ответ. Обратимся к литературным героям.

Где взяла в себе силы Мария, героиня романа Виталия Закруткина, простить немца и помогать ему? Этот поступок раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой.

Как любовь к Маше Троекуровой заставила Владимира Дубровского отказаться от мести? Почему Кирила Петрович пошёл на подлость, чтобы разорить бывшего друга? На эти вопросы нужно попробовать ответить в своём размышлении по представленным темам.

А надо ли мстить? Ответ на этот вопрос может подсказать Родион Раскольников. Не получилось у него без мучений для своей совести убить старуху. Пострадал, в конечном итоге, сам Родион. А Соня, сострадающая своему отцу, простившая мачеху, выгнавшую ее на улицу, остаётся благородной и щедрой.

Итак, в сочинениях данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Искусство и ремесло

2. Почему искусство вечно?

3. Может ли ремесло стать искусством?

4. Чтобы заниматься искусством, талант необходим обязательно?

5. На что способно настоящее искусство?

7. Кто такие ремесленники в искусстве?

Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.

Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.

Доброта и жестокость

2. Что такое доброта?

3. Может ли доброта навредить?

4. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

7. Нужно ли пресекать жестокость?

Темы данного направления нацеливают выпускников на размышления о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь.

Добро, доброта — зло, жестокость. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Не находим оправдания мы и жестокой расправе Раскольникова над старухой-процентщицей и её сестрой Лизаветой.

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Может ли один человек поменять ход истории?

3. Чему нас учат уроки прошлого?

5. Подвиг их бессмертен.

2. Есть немало имён, которые стали знаковыми для страны, эпохи, для развития всего человечества, наконец.

Одной из ярких личностей в истории был Пётр I. Основатель русского флота и Петербурга. Расширил границы Российской империи. Инициатор судебной, административной реформ, реформы образования.

Жизнь Петра Первого можно представить как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и заканчивая стремлением изменить уклад жизни боярской России. У человека, противопоставившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый характер и жесткая рука. В романе Толстого есть три переломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно проходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирование характера, чем последующие победы. Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый Толстым. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.

4. Известное высказывание М. Булгакова стало одной из тем этого блока неслучайно. Искусство — категория вечная. Настоящие произведения искусства живут веками, потому что затрагивают самые сокровенные струны человеческой души. Размышляя над темой, можно рассмотреть любое классическое произведение музыки, живописи, литературы. Но закономернее, пожалуй, в нашем случае будет обратиться к литературному произведению.

Классика — она потому и классика, что задает вопросы, которые остаются актуальными в любую эпоху, правда, в разные эпохи решаются эти вопросы, бывает, по-разному. А это уже зависит от каждого из нас.

5. Тема может быть раскрыта на примере героев настоящего времени: героев Чеченской войны, участников войны в Сирии, врачей, спасающих людей от коронавируса и т. д. Возможно и обращение к подвигу героев Великой Отечественной войны.

Победа над Наполеоном. Победа над фашистской Германией.

Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также

обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

2. Верите ли Вы, что добро всегда побеждает зло?

3. Как научиться слушать других, но при этом не зависеть от чужого мнения?

4. Как понять другого человека?

5. Всегда ли я прав?

1. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, проходящие путь нравственного перерождения.

3–5. Темы нацеливают на обращение к своему внутреннему миру. Необходимо ответить на эти вопросы прежде всего самому себе, а это порой гораздо труднее, чем ответить кому-то. Не каждый человек может признать свою ошибку.

У Роберта Бёрнса есть очень верные слова:

Ах, если б у себя могли мы

Увидеть всё, что ближним зримо,

Что видит взор идущих мимо

О, как мы стали бы терпимы

Действительно, нужно быть терпимее друг к другу, ведь каждый из нас ошибается, идеальных людей не бывает. Если помнить об этом, то легче будет понять друг друга и избежать недопонимания и ошибок.

В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.

Время перемен

2. Как сделать правильный выбор?

4. Может ли человек противостоять изменениям времени?

5. Новому времени — новые герои.

1. В современном быстро меняющемся мире изменения претерпевают и общечеловеческие ценности. Как не сбиться с пути? Какие ориентиры для себя выбрать? Эти вопросы задаёт себе каждый мыслящий человек. Ответить на эти вопросы нам помогают литературные герои.

История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого московского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные партизаны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе. Возлюбленная Живаго Лара живет в полной зависимости от произвола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставившего их с дочерью.

Проблема нравственного выбора человека вечна. Неодолимо вечное стремление людей к добру. И порой непредсказуемо противоборство добра и зла в нашем мире. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей, хотя искушений отказаться от него с каждым днем становится все больше и больше.

Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Как люди теряют свое лицо и как противостоят злу, показано Булгаковым ярко, наглядно, захватывающе.

3. Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого. Хотя она и совершает ошибки, но становится воплощением женственности, истинного предназначения женщины — быть матерью и верной женой.

В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора — показать становление декабристского движения в России. Пьер проходит путь через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей — человек деятельный, достоин подражания.

4. Человеку, которому выпало жить в эпоху перемен, нелегко. Времена великих потрясений меняли мир. Что уж говорить о маленькой его песчинке — человеке.

Разговор с собой

Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

1. Что влияет на становление внутреннего мира человека?

4. Когда человек чувствует себя ненужным?

5. Есть ли у свободы границы?

1.Кем человек станет, зависит от многих факторов: от того, в какой семье он родился, какие у него друзья, какие книги он читает, какие события происходят в жизни. Особенно важно для становления внутреннего мира человека, каким было его детство и юность.

Вспомним Онегина. О семье на страницах романа упоминается вскользь: отец не обращает внимания на ребёнка, занимается только собой. Воспитание Евгения поручено французу, который

. чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Можно обратиться также и к героям Л. Н. Толстого. Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

1. Какое будущее у поколения Z?

3. Как следовать за модой, оставаясь собой.

4. Легко ли быть молодым?

5. Как стать счастливым?

1. Кто они, представители поколения Z? Чем живут? Чем дышат? Чем дорожат?

Какое у них будущее? Какое будущее с ними у планеты Земля? Неужели оправдаются самые страшные предсказания писателей-фантастов?

Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?

Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы, но в нынешних условиях жизни решаются эти проблемы по-новому. А решаются ли? Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?

Как ответит на эти вопросы поколение Z? Вспомнят ли, что они люди или действовать будут по установке из Сети?

3. Почему мы зависим от моды? Хотим быть современными или считаться таковыми? Почему для многих так важно в глазах других людей оставаться модными, современными? Как одеваться? Какие книги читать? Какой телефон иметь? Если эти вопросы становятся для тебя главными, то стоит задуматься: а не перепутал ли ты ценности — неужели внешние условности составляют твою сущность?

Главное действующее лицо в книге — Авдий Каллистратов, молодой человек, не отличающийся особенно физической силой и красотой, но с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный и способный на непоколебимую смелость, обусловленную верой в свои убеждения, пусть даже и спорные.

Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом человеке, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мышления, отлично знает историю церкви и философию христианства, ведь юноша окончил высшее духовное учебное заведение православной церкви.

Обращение Ч. Айтматова к герою, который является деятелем церкви, неслучайно. Это прежде всего возникновение отчуждения среди некоторой части молодежи, выразившегося в употреблении наркотиков, разочаровании в прежних идеалах и т. д. Все эти вопросы молодежной действительности анализируются автором. Авдий отвергает в конце концов философию религии, выдвигая требование ревизии церкви. Увлеченный идеей служения Отечеству, он устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих корреспонденциях отразить реальное положение дел в стране. Потом трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Авдия к осознанию необходимости перевоспитания людей с помощью религии. И вновь Каллистратов в степях Казахстана пытается ввести наркоманов, охотящихся за анашой, в лоно церкви. Но эти нелюди, в упор расстреливающие беззащитных животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают и Авдия.

Среди причин того, почему молодежь сталкивается с трудностями, называются и экономические, и политические, и социальные. Многие писатели говорят и пишут, что молодым жить нелегко и быть нелегко, но только молодым решать, в каком обществе и как им жить. Надеемся, что выбор молодых будет сделан в пользу чести, добра и сострадания.

5. Тема может быть раскрыта на примере произведений современного автора Бориса Акунина.

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

Читайте также: