Развитие речи сочинение отзыв по репродукции картины в а серова девочка с персиками

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Серов (1865 -1911) –

великий русский художник.

Музей-усадьба в Абрамцево

длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные

внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный

тёмные, густые, непокорные, непослушные, растрёпанные

розовые, правильные, сомкнутые

золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий

смуглое, девичье, детское, живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое

лёгкий,нежный, розовый

  • Перечислите части сочинения.
  • О чем мы напишем во вступлении?
  • Как можно озаглавить эту часть?
  • О ком и чем вы будете писать в основной части?
  • Озаглавим основную часть.
  • Выделите микротемы в основной части:
  • Как вы закончите сочинение?
  • Озаглавьте концовку сочинения.

1. Художник В.А. Серов и его картина.

Художник картины, её название.

Портрет, Вера Мамонтова.

2. Описание картины:

а) Портрет девочки.

Яркая розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант.

Лицо, брови, глаза, волосы девочки.

Смуглое …. длинные и чёрные…. на щеках румянец, большие карие …., чёрные густые …..

б) Комната, озаренная светом.

Стол, мебель, стены.

Сидит, стол, светлая комната.

Белоснежная скатерть, листья клёна, серебряный нож, три персика.

Старинная мебель, на стене декоративная тарелка.

в) Цвет и настроение картины.

Краски и тона картины

Лучи солнца освещают….

Картина светлая и добрая…

3. Моё отношение к картине.

Понравилась (не понравилась)……

В (…) комнату только что вбежала и присела за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…) гвоздикой.

Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо Веры похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни девочки.

(…) краски использует художник. (…) тона говорят о чистоте, нежности героини, передают (что?).

В светлую комнату только что вбежала и присела за стол черноволосая, смуглолицая девочка в розовой кофточке, с черным в белую горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой.

Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В тонких, смуглых руках она держит (золотистый) персик. Нежное лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. Яркий, солнечный свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о счастливой, безмятежной жизни девочки.

Удивительные краски использует художник. Легкие, свежие тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

познакомить с жизнью и творчеством В.А. Серова;

развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

воспитывать любовь к искусству;

Тип урока. Комбинированный

Оборудование. Репродукция картины, карточки для слабых учащихся.

Ход урока

Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Мы будем писать отзыв по картине

- Какова цель таких уроков?

(развивать свою речь; учиться составлять свой текст, учить излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи; учить получать моральное удовлетворение от создания авторского текста).

Чему мы будем учиться на данном уроке?

(Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст).

учиться рассматривать картину;

составлять текст.

Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?

внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет;

определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;

обдумать содержание каждой части;

написать сочинение по составленному плану.

(На доске появляются высказывания учащихся по мере из называния)

Рассмотреть картину.

Составить план сочинения.

Обдумать каждую часть.

Написать сочинение

Проверить сочинение.

- Определим порядок нашей работы, т.е. составим план нашей работы.

А кто бы хотел поставить карточки в нужном порядке.

(Ученик переставляет карточки в нужной последовательности.)

ІІІ. Подготовка к восприятию картины.

3.1 Рассказ учителя о жанре живописи – портрете.

Один из старейших жанров живописи — портрет. Художник-портретист не только

воспроизводит внешность человека, но и показывает духовный мир своего героя. Каждый

крупный портретист приносит в искусство свой взгляд на человека, свое осмысление

личности. Он знакомит нас с самыми разнообразными характерами и судьбами. Вглядываясь в черты своего героя, художник размышляет о нем, старается постичь его внутренний мир, выразить свое понимание человека, свое к нему отношение.

Рассказ о жизни В.А. Серова

- Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного известного художника-портретиста и с одной из лучших его картин.

Валентин Александрович Серов был одним из учеников Ильи Ефимович Репина. Он создал целую галерею портретов. Его героями были купцы, ученые, писатели, артисты, композиторы.

Картина появилась на московской выставке в 1899 году и сразу ж е привлекла внимание зрителей необычной для того времени манерой исполнения. Она называлась

Беседа по картине

— Можно ли эту картину назвать портретом? (В этой картине есть и портрет, и натюрморт, и элементы бытового жанра, такие как комната, стол, стулья).

— А что вы считаете главным в картине? (Главное, что хотел показать художник,— портрет девочки, которая сидит за столом.)

— Какой нам показывает ее художник? Опишите ее позу, одежду. (Девочка сидит спиной к окну, прижавшись к столу, в руках персик. На ней розовая блузка, в волосах большой темный бант.)

— Попробуйте описать ее лицо и определить, как к ней относится художник. (Художнику нравится эта девочка. У нее слегка зарумянившееся лицо, высокий чистый лоб, обрамленный темными волосами. Большие карие глаза очень выразительны. Лицо у девочки красивое.)

— Художник нам показывает образ милой, привлекательной девочки. А не можете ли вы предположить, какой у нее характер? (Это девочка серьезная, любознательная. Очень внимательно всматривается в окружающий мир. Но спокойной ее не назовешь. Кажется, ей хочется встать и убежать. Она сообразительна и смешлива.)

— Как вы думаете, почему на столе рядом с девочкой художник изобразил персики? Почему он выбрал именно эти фрукты? (Персики такие же бархатистые, румяные, как загорелое лицо девочки. Они очень свежи, спелы и ароматны, вызывают желание их попробовать. И от портрета девочки веет свежестью, красотой, обаянием.)

— Каких тонов в картине больше: светлых или темных? (В картине преобладают светлые тона. Свет вливается в окна, заполняет всю комнату. Художник добавляет в цвета и разные оттенки. Например, на розовой блузке мы видим оттенки и сиреневого, и желтого, и сероватого цветов. На белой скатерти голубоватые, сероватые, розоватые отсветы.)

— Почему художник использует эти оттенки? (Он хочет показать, что свет как бы играет в комнате, заполняет ее всю. Свет помогает создать радостное, приподнятое настроение.)

— При помощи чего художник среди всех этих светлых тонов сумел выделить лицо девочки? (Темные волосы, темные глаза, темный бант, темные стулья позади девочки помогают выделить ее лицо).

— Какое впечатление производит на вас картина В.А. Серова?

— Что в ней особенно красиво?

(Далее работа по вопросам упр. 154 (с. 88).)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

5.1. Составление плана

Из скольких частей должен состоять отзыв?

Какие это части? (Из трёх: вступления, основной части, заключения.)

Девочка с персиками.

Цвет и настроение картины.

Моё отношение к картине.

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком.

- Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

(Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться опорными словами учебника. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать.)

- Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

Поставь галочку (V) около той части сочинения, которая понравилась тебе самому.

- Можете приступить к работе.

5.2. Работа над сочинением

Написание отзыва по плану и опорным словам учебника.

Для слабых учащихся карточка-помощница

I. Серов - русский портретист

Кого изобразил художник?

художник, портрет, девочка, сидящая за столом, персики.

II. Описание картины.

1. Какой увидел девочку художник?

кудрявая черноволосая, смуглое лицо, румянец на щеках, большие черные глаза, прямой, открытй взгляд, яркая розовая кофточка, темный бант в белый горошек, быстрая, стремительная, как мотылек

2. Что изображено на столе?

белоснежная скатерть, персики, желтые кленовые листья, серебряный нож.

3. Что изображено на заднем плане картины?

Просторная комната, старинная мебель, на стене декоративная тарелка, окна, серебристо-дневной свет, солнечные блики, всё залито светом.

4. В каких тонах написана картина?

Яркие, теплые, сочные розовые

III. Какую мысль выразил художник?

Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.

5.3 Проверка. Учащиеся читают свои отзывы.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? (Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя.)

Какие знания и умения вам были необходимы для работы? (Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова.)

Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

Автор: Свиридова Елена Викторовна

Организация: МБОУ ООШ № 7 г. Краснодар

Населенный пункт: г. Краснодар

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе.

Открытие новых знаний

Создать условия для умения писать сочинение по картине, представляющей собой портрет, постараться увидеть внутренний мир того, кто изображен на картине, понять мысли, владевшие художником, осознать то, что он хотел выразить своим произведением.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся создавать собственный текст на основе картины.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Русский язык-чтение-ИКТ-культура речи-развитие речи-ИЗО.

Учебник Русский язык, Горецкий, 2 класс, 2 часть; тетрадь.

Связь,интернет (zoom), презентация.

Методы и формы работ: коллективная и индивидуальная работы, проблемный метод, творческая работа.

1. Организация на урок, мотивация учебной деятельности;

-Сядьте прямо, расправьте плечи и подарите мне свою улыбку.

-На столах у вас должны лежать: дневник, ручка, тетрадь и черновик.

-Посмотрите на слайд.

-Что на нем изображено?

-Давайте вспомним, как они называются и кто автор этих картин.

-На каких картинах вы видите портрет человека?

"Царевна-Лебедь", Михаил Александрович Врубель

2. Актуализация знаний учащихся;

-Посмотрите, что вы видите на слайде?

-А что на ней изображено?

-А как она называется, если на ней изображен человек?

- Что такое портрет?

Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.

Создание проблемной ситуации;

-Посмотрите на эту картину, как она называется и кто автор?

Построение выхода из затруднения.

- Чему мы будем учиться на данном уроке развития речи? (Ответы-предположения детей)

Поднимите руку кто знаком с этим художником Валентином Серовым?

-развивать речь, учиться составлять текст, излагать отобранный материал, использовать в речи выразительно-изобразительные средства языка.

Валентин Александрович Серов прославился как портретист.

Серов родился в семье музыкантов. Дарование будущего живописца обнаружилось рано. На рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Репин- известный русский художник, ставший его учителем и другом.

На картине изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Молодой художник написал его летом в 1887 года в Абрамцеве, в имении Саввы Мамонтова.

И девочку и её отца художник знал лично.
Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет. В. Серову не раз попадалась на глаза подросшая Вера Мамонтова, которую он знал с рождения.

Вместе с художником любила кататься на лодке, или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга — молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой.

Портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.

( Слайд 3.Веруша кажется старше своих 12 лет.

На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день. )

Реализация проекта выхода из затруднения;

(На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом, За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева)

(На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож.)

(за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом.В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо)

(Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день. )

(просторная, светлая комната)

-Что вы видите в комнате? (Виден угол комнаты, На стенах висит …Окно широкое, просторное, в нем виден луч солнца )

Какое время года за окном? Почему?(Осень, потому что в окне видны желтые листья деревьев)

-Где сидит? (За столом)

(спокойно, чуть сутулясь)

  • Во что одета?
  • (нежно-розовая рубашка, с черным в белую горошину бантом)
  • Как она смотрит? Каково выражение её лица?
  • (спокойное, выразительное, взгляд внимательный, открытый, пристальный, прямой)
  • Какие цвета использует художник для описания комнаты?

(Яркие, теплые, жёлтые, сочные, розовые)

(теплые, розовые, свежие, насыщенные, красные, черные)

(Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.)

Слайд. 5.

Подберите определения, чтобы описать у девочки брови, взгляд, волосы, губы, загар, волосы, румянец.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? (Необходимо составить план сочинения.)

- Определите тип нашего текста? (Описание.)

- Перечислите части сочинения. (Вступление, основная часть, заключение.)

- О чем мы напишем во вступлении? (О художнике и его картине.)

-Как можем начать?

- О ком и чем вы будете писать в основной части?

А)Что изображено на заднем плане картины

Б) Что изображено на переднем плане картины

В) Что изображено в центре

- Озаглавим основную часть. (Описание картины.)

  • - Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?
  • Что вы видите на ЗАДНЕМ плане?
  • (На заднем плане угол комнаты освещенный осенним солнцем)
  • Что вы видите на переднем плане?
  • (На переднем плане картины я вижу стол, накрытый белой скатертью, на столе лежат листья клена, и спелые персики. )

-Кого вы видите в центре комнаты?( Девочку. сидящую за столом, в розовой кофточке, с черным, в белую горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой;)

  • -Что можете сказать о её глазах?( взгляд внимательный, открытый, пристальный)
  • -Что можете сказать о её лице?(смуглое, детское, живое, свежее, милое)
  • -Где сидит? (За столом) Что у нее в руках?(персики)
  • -О чем она думает?(о теплом дне, о резвой игре, девочка сидит спокойно,но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день.)
  • -Какие краски использует художник?( бело-желтые говорящие о теплом дне, о радости в душе девочки, о её желании играть, порхать, резвиться.)
  • Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

- Помните, что при записи каждую часть надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть. (Моё отношение к картине.)

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

-Прежде чем писать сочинение нужно составить план

6. Составление плана работы над сочинением.

План

Введение

I. Серов - русский портретист Рабочий материал

На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож

II. Основная часть.

1.Что изображено на заднем плане картины?

Просторная комната, старинная мебель, на стене декоративная тарелка, окна, серебристо-дневной свет, солнечные блики, всё залито светом.

Белые стены, добротные стулья.

Окно, в котором яркое летнее солнце.

4.Что изображено на переднем плане картины?

Что изображено на столе?

Стол, персики.белоснежная скатерть, желтые кленовые листья, серебряный нож.

5.Что изображено в центре?

Какой увидел девочку художник?

Девочка. сидящая за столом, в розовой кофточке, с черным, в белую горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой;

Кудрявая, черноволосая, смуглое лицо, румянец на щеках, большие черные глаза, прямой, открытый взгляд, яркая розовая кофточка, темный бант в белый горошек, быстрая, стремительная, как мотылек

6.В каких тонах написана картина? Яркие, теплые, жёлтые, сочные, розовые.

Какую мысль выразил художник? Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.

Моё отношение к картине.

7. Написание сочинения.

-Перед вами на слайде план, с помощью которого вы будете писать сочинение. Во втором столбике находятся слова, которые будут вам помогать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации присутствует план сочинения, вспомогательные слова и т.д. УМК "Школа России".

Серов (1865 -1911) –

великий русский художник.

В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.

В. Серов

На картине изображена общая любимица художников, гостивших в то время в Абрамцеве, Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Молодой художник написал его летом в 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии. Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет. В. Серову не раз попадалась на глаза подросшая Вера Мамонтова, которую он знал с рождения.

Вместе с художником любила кататься на лодке, или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга — молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая.

длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные

внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный

тёмные, густые, непокорные, непослушные, растрёпанные

розовые, правильные, сомкнутые

золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий

смуглое, девичье, детское, живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое

лёгкий,нежный, розовый

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

а) Портрет девочки.

б) Комната, озаренная светом.

в) Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

План сочинения

1. Художник В.А. Серов и его картина.

Художник картины, её название.

2. Описание картины:

Рабочий материал

а) Портрет девочки.

Портрет, Вера Мамонтова.

Лицо, брови, глаза, волосы девочки.

б) Комната, озаренная светом.

Яркая розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант.

в) Цвет и настроение картины.

Смуглое …. длинные и чёрные…. на щеках румянец, большие карие …., чёрные густые …..

Стол, мебель, стены.

Краски и тона картины

3. Моё отношение к картине.

Сидит, стол, светлая комната.

Белоснежная скатерть, листья клёна, серебряный нож, три персика.

Лучи солнца освещают….

Понравилась (не понравилась)……

Старинная мебель, на стене декоративная тарелка.

Картина светлая и добрая…

На Вере розовая блузка с черным бантом в белый горошек с приколотой гвоздикой. У девочки смуглое лицо с большими карими глазами и черными волосами. На щеках горит нежный румянец.

Вера сидит у стола в светлой комнате. В ее руках спелый персик. На белоснежной скатерти лежат бархатные персики, листья клена и серебряный нож для фруктов. На стене висит фарфоровое блюдо. Лучи солнца играют по всей комнате.

Я думаю, что В.А.Серову удалось передать нежность и обаяние Веры. Мне очень понравилась эта картина и я еще больше хочу узнать о творчестве художника.

Читайте также: