Развитие речи обучающее сочинение по серии картинок заботливый друг

Обновлено: 11.07.2024

Связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Следовательно, как указывает Гальперин И.Р., проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, два предложения. При этом текст понимается и как конкретное речевое произведение, и как структура, модель построения, общая для группы конкретных текстов.

ВложениеРазмер
Цели урока: 1. Формирование умения соотносить заголовок текста с его главной мыслью; устанавливать последовательность д 18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

1. Формирование умения соотносить заголовок текста с его главной мыслью; устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.

2. Формирование умения выделять части в тексте в соответствии с планом;

3. Формирование умения рассматривать картинки и устанавливать последовательность предложений текста в соответствии с развитием событий.

1.Постановка учебной задачи.

-Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

- Что вам подсказывало правильно, поэтапно написать изложение?

- Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание будете сегодня выполнять?

( Составлять по картинкам рассказ)

2. Составление плана работы.

- Определим порядок работы. Для чего нужен нам план работы?

( План работы отражает нашу работу)

1. Определю части.

2. Выделю в них главное и озаглавлю.

2. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

3. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

5. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

6. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

7. Напишу сочинение, проверю.

( Памятка, т.е. порядок работы, составлен неверно)

- Ребята, работаете в группах по четыре человека, будем восстанавливать деформированный план работы.

При восстановлении деформированного плана работы учащиеся обосновывают необходимость и последовательность каждой операции.

- Почему первым пунктом плана работы мы должны рассмотреть картинку, выделить события?

( Чтобы знать, о чём или оком будет речь)

- А почему следующим пунктом будет подбор слов, предложений?

( Знать, что писать и как писать)

- Почему следующим пунктом определяем части текста, продумываем содержание вводной, основной и заключительной частей текста?

( Чтобы знать с че чего начинать писать, чтобы рассказ получился последовательным, чтобы текст был законченным)

- А почему следующее действие: выделяю в частях главное и озаглавливаю, т.е. (план сочинения).

( Чтобы всё рассказать по порядку, ничего не пропустить)

- Почему следующим пунктом будет: обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

( Чтобы предложения были правильно оформлены, чтобы грамотно написать текс)

- Зачем после написания сочинения мы должны обязательно проверить работу?

( Мы увидим, получился ли у нас текст, проверим написание текста)

- Читаем памятку №2, сравниваем с памяткой №1.

(Памятка №2 - это последовательность нашей работы)

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

2. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

3. Определю части.

4. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

5. Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).

6. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

7. Напишу сочинение, проверю.

3. Рассматривание картинок. Определение темы и основной мысли текста.

- Рассмотрите картинки. О чём будет рассказ?

( О том, как спасли рыбаков на льдине)

- Верно. А что главное хотел сказать автор?

( Людей не оставили в беде)

- Что мы определили?

( Тему и основную мысль)

- Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

- Как можно озаглавить рассказ?

( Спасение рыбаков. Рыбалка на льдине. Опасная рыбалка. Помощь пришла.)

-Какие заголовки отражают тему?

4. Составление плана.

- Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

- Подумайте, что могло произойти до того момента, который изображён на картинке?

(Дед с внуком собираются на рыбалку)

- В какой части можно рассказать об этом?

- Составьте предложения для вводной части. Можно пользоваться опорными словами. Дайте мальчику имя.

( Дед и внук Максим давно мечтали о рыбалке. Наступил долгожданный день, и они стали собираться на рыбалку. Погода была прекрасная. Максим был очень счастлив, что сбылась его мечта)

- Как озаглавим эту часть?

( Долгожданная рыбалка. Сборы на рыбалку.)

Учитель записывает заголовок на доске.

- Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?

( Правильно. Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок)

- Как называется следующая часть?

- О чём будем рассказывать в основной части?

( О событиях, которые изображены на рисунках)

- Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

( Максим с дедом ловят рыбу)

- Как озаглавим эту часть?

Учитель записывает заголовок на доске.

- Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

( Льдина треснула, и рыбаков унесло в море)

- Скажите, что почувствовали рыбаки?

( Рыбаки очень испугались испугались)

- Как это показал художник?

( У них испуганное выражение лиц, открыты рты, словно они кричат, дед выронил со страха удочку)

- Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

( Льдина треснула. Страшное несчастье. Рыбаков унесло в море.)

Учитель записывает заголовок на доске.

- Что случилось дальше?

( Диму с дедом спас вертолёт)

- Может ли эта часть быть заключительной? Озаглавьте эту часть.

Учитель записывает заголовок на доске.

- Для чего нам нужен план?

( Чтобы вспомнить главные моменты сочинения; чтобы события излагать по порядку)

- Посмотрите на доску, что у нас получилось?

1. Сборы на рыбалку.

3. Рыбаков унесло в море.

4. Чудесное спасение.

- Сколько у нас получилось частей по плану?

- Как отделить одну часть от другой?

( Писать с красной строки)

5. Орфографическая подготовка.

- Подготовьтесь написать сочинение грамотно:

  • найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова;
  • прочитайте слова и запомните, как они пишутся;

6. Запись текста.

- А теперь молча готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

- Проверьте грамотность написанного.

- Чему учились на уроке?

( Восстанавливать деформированный план работы; составлять план сочинения по сюжетным картинкам.)

- Расскажите, как пользовались памяткой ( планом работы) ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человек.


Урок развития речи в 3 классе по теме:"Сочинение от лица героя"

Конспект урока по развитию речи в 3 классе. Тема : Сочинение от лица героя по серии сюжетных картинок художника Н.Радлова"Странная история".

Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"


Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"

Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и.

Урок способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря обучающихся. Воспитывает эстетические качества детей.


Урок развития речи по теме: "Весна"(составление рассказа по картинке)

Продолжать учить детей составлению небольшого описательного рассказа по картинке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обучающее сочинение по серии картинок.

Цели и задачи: продолжить работу над развитием письменной речи.

Тип урока: урок рефлексии.

Конспект урока

Русский язык

Дата:______________________

Преподаватель: Патлахова К.В.

Тема: Обучающее сочинение по серии картинок.

Цели и задачи: продолжить работу над развитием письменной речи.

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: ручка, тетрадь.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(На доске записаны слова.)

Деревья, коньки, день, хлопья, жилье, ноль, угольки.

— Прочитайте слова. Чем они похожи? (В них есть буква Ь.)

— На какие две группы можно разделить слова? (Мягкий знак в конце слова и в средине слова.)

— Как еще можно разделить? (На слова, где мягкий знак — показатель мягкости, и слова с разделительным мягким знаком.)

— Кто помнит, перед какими гласными ставится разделительный мягкий знак? (Е, Ё, Ю, Я, И.)

— Для чего служит мягкий знак? (Для обозначения мягкости и разделения гласного и согласного звуков.)

IV. Работа по теме урока

— Что изображено на рисунках?

— Какая тема сочинения? (Мальчик и щенок.)

— Как озаглавите сочинение? (Друзья.(Верный друг.)

Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру,подружились, вырос, перевернулась лодка.

Однажды Юра на улице нашёл щенка. Он взял его к себе домой.

Мальчик назвал щенка Кузя. Для маленького друга он построил дом – конуру. Они очень подружились. Скоро Кузя вырос.

Однажды Юра катался на лодке и перевернулся. Он стал тонуть. Кузя выручил своего хозяина из беды.

— Вам понравилось писать сочинение?

— Что в работе над сочинением показалось трудным?

VI. Подведение итогов урока

— Чему сегодня вы научились?

— О чем бы вы хотели написать сочинение?

Карточка для учащихся


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе может быть использована на уроке развития речи по материалу упражнения 114 при изучении раздела "Слова, слова, слова . " по УМК "Школа России" по учебнику В. Канакиной. Содержит материал по работе над заголовком, планом, текстом рассказа.Презентация к уроку русского языка по УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Как заботился мальчик о зверьке? Мальчик принёс зверька домой. Он перевязал ему лапку, лечил и кормил зайца.

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Однажды мальчик увидел в лесу зайца. У зайца была сломана лапка. Мальчик принёс зверька домой. Он перевязал ему лапку, лечил и кормил зайца. Зайчик выздоровел. Мальчик отпустил его на волю.

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Орфографическая подготовка Текст начинаем писать с … . Предложения пишем … . В конце предложения … . Используем слова для … . Свои записи … , сравнивая с … . Успешной работы!

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе

Использованная литература • Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014 • Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018 • Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.

  • развитие словарного запаса учащихся;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие умения составлять текст по картинкам и опорным словам;
  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • развитие бережного отношения к природе.

– Что такое речь?
– Что вы знаете о предложении?
– Что вы знаете о тексте?
– Сегодня, ребята, нам предстоит научиться писать сочинение по картинкам. Но прежде давайте посмотрим видеоролик и поймём, о ком пойдёт речь в нашем сочинении.

III. Работа по теме урока

– Внимательно рассмотрите картинки. Что вы видите? (Изображена природа, птицы и дети)
– Кто главный действующий герой? (Птицы)
– Что объединяет все эти картинки? (Жизнь птиц)


Физкультминутка (Слайд 4)

Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — злой орлан.
Птички, птички, по домам.


Работа над I картинкой с подбором опорных слов (Слайд 5)

– Какое наступило время года? (Суровая зима, холодная зима)
– Что происходит в лесу? (Кругом гуляет вьюга, метут метели)
– Что укрыл снег? (Деревья, кусты, землю)
– Какое название мы можем дать этой картинке? (Приход зимы)


Работа над II картинкой с подбором опорных слов (Слайд 6)

– Что испытывают птицы зимой? (Голод и холод)
– Куда перебираются птицы? (К людям, в поисках пищи)
– Какое название подходит к этой картинке? (Жизнь птиц зимой)


Работа над III картинкой с подбором опорных слов (Слайд 7)

– Кто пришёл на помощь птицам? (Дети, ребята, школьники)
– Что сделали ребята? (Кормушки)
– За чем следили дети? (За кормом)
– Какое название подходит к этой картинке? (Друзья птиц)


Работа над IV картинкой с подбором опорных слов (Слайд 8)

– Что произойдёт весной? (Отблагодарят)
– Как птицы отблагодарят ребят? (Петь песни, уничтожат вредных насекомых)
– Кто для нас птицы? (Друзья)
– Какое название подходит к этой картинке? (Благодарные птахи)

Составление и запись плана (Слайд 9)

  • Приход зимы.
  • Жизнь птиц зимой.
  • Друзья птиц.
  • Благодарные птахи.

Устное составление рассказа по вопросам и опорным словам (Слайд 10)

Дети предлагают свои варианты.

Наступила суровая зима. В лесу гуляет вьюга, метут метели. Деревья надели снеговые шапки. Вся земля покрыта снежным покрывалом. Холодно и голодно стало лесным жителям. Птицы в поисках пищи перебираются ближе к людям. Ребята на уроках труда сделали кормушки и повесили их в школьном саду. Каждый день они приходят туда и следят за тем, чтобы корм не заканчивался. Весной благодарные птахи будут петь песни и съедят всех вредных насекомых. Птицы – наши друзья!

IV. Орфографическая подготовка (Слайд 11)

– Как оформляются предложения на письме?
– Как пишутся предлоги со словами?
– Как проверить безударный гласный?

Пальчиковая гимнастика (Слайд 12)

V. Самостоятельная запись текста и самопроверка (Слайд 13)

Читайте также: