Развернутый ответ это сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Выступление на тему: "Сочинение-рассуждение: особенности и трудности" Из опыта работы по обучению написания экзаменационного сочинения.

ВложениеРазмер
sochinenie-rassuzhdenie._vystuplenie_na_konferencii.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ – средняя общеобразовательная школа

С. Минаевки Асиновского района Томской области

( Подготовка к ЕГЭ, часть С)

Учитель русского языка и литературы

Маслова Татьяна Викторовна

Задание третьего типа с открытым развернутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста . Это задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и написания собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Оно проверяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание читаемого текста;

3) умение анализировать форму текста;

4) умение выражать собственную позицию;

5) умение последовательно излагать мысли;

6) умение использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

7) орфографические и пунктуационные умения;

8) владение нормами современного литературного языка.

Третья часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью , умеют ли аргументировать свою точку зрения , что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.

Работа по подготовке к экзаменационному сочинению начинается задолго до ЕГЭ. Ещё в среднем звене мы знакомим обучающихся с особенностями данного вида сочинения, его структурой. Создаём свои тексты сочинения по определённой теме, работаем с текстами типа рассуждения. В старших классах эта работа направлена уже к конкретной цели: помочь детям наиболее успешно практически выполнить задание с развёрнутым ответом и получить хороший бал.

В первую очередь знакомлю обучающихся с критериями.

Система оценивания сочинения включает 12критериев , отражающих требования к различным составляющим речевой подготовки обучающихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается 0-2 баллов.

Критерии оценивания ответа

К1 Формулировка проблем исходного текста 1

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2

К3 Отражение позиции автора исходного текста 1

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 3

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

К6 Точность и выразительность речи 2

К7 Соблюдение орфографических норм 3

К8 Соблюдение пунктуационных норм 3

К9 Соблюдения языковых норм 2

К10 Соблюдение речевых норм 2

К11 Соблюдение этических норм 1

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1

Затем даю композицию сочинения-рассуждения. Дети чётко должны знать, из каких частей состоит сочинение:

I Вступление (1абзац)

II Основная часть.

б. Её комментарий.

в. Позиция автора.

( 2аргумента:1-с опорой на читательский опыт, 2- на жизненный)

III Заключение (4абзац)

Далее работаем по каждому критерию, отрабатываем на нескольких текстах в школе, дома, группой, индивидуально, самостоятельно.

Полное понимание исходного текста- важнейшее условие успешного выполнения задания с развёрнутым ответом. Нужно показать умение адекватно воспринять:

- тему (о чём говорится?)

- проблематику текста (какие вопросы ставятся?)

- позицию автора, т. е. основную мысль (идею) текста (что доказывается?)

- его замысел: коммуникативную цель автора

По каждому пункту сочинения составляем речевые клише. Как начать сочинение? Наибольшую трудность обычно вызывает построение вступительной части сочинения. Можно порекомендовать следующее:

- Лирическое размышление (Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, какой должна быть настоящая дружба.

Я не раз задумывался о том,…)

- Замечание о важности поднимаемой проблемы для общества (Главной проблемой современного общества является не экономическая, не политическая, даже не экологическая, а нравственная проблема)

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решений, исследований.

Выявить проблемы - значит определить вопросы, поставленные автором в тексте.

Следует остановиться на одной из проблем.

Текстов очень много, но все их можно условно разделить на три группы, исходя из их проблематики .

1)социокультурные ( вопросы образования, развития культуры, сохранения культурных ценностей, национального самосознания и т.д.)
2) литературоведческие( жизнь и творчество писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов)
3) нравственно-этические( размышления о мужестве и трусости, чести и бесчестии, подлости и порядочности, вере и безверии)
4) экологические( проблемы экологии, взаимоотношения человека с окружающим миром, животными)

Перед вами лежат тексты. Прочитав их, попробуйте самостоятельно определить, к какой группе можно отнести тот или иной текст.

Тексты первой группы обращены к вопросам образования, развития культуры, сохранения культурных ценностей, национального самосознания и т.д.
Тексты второй группы посвящены жизни и творчеству писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов.
В текстах третьей группы авторы размышляют о мужестве и трусости, чести и бесчестии, подлости и порядочности, вере и безверии.
В текстах экологического направления поставлены проблемы экологии, взаимоотношения человека с окружающим миром, животными.
Иными словами, в каждом тексте поставлена какая-либо проблема.

Сформулировать проблему, как правило, можно двумя основными способами:

Задание : (индивидуальное или групповое)

Укажите, какие ошибки допущены в предложениях.

Подсказка. Виды ошибок:

1) нарушение управления
2) подмена понятий
3) нарушение сочетаемости
4) вместо проблемы формулируется позиция автора
5) неудачная формулировка с использованием цитаты

-В своей статье (рассказе, тексте) автор касается вопроса (рассматривает, поднимает, выдвигает на всеобщее обозрение) …

-Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса…

-Писателя (автора) волнует проблема…

-Писатель (автор) заставляет нас задуматься о проблеме (чего?)…

-Риторический вопрос (Можно ли во имя любви совершить предательство?)

Начинаем работу с текстом. На уроке определяем проблематику текста. Если несколько проблем, работаем в группах. Каждая группа работает по своей проблеме. Затем коллективно прослушиваем, находим ошибки, недочёты. Исправляем.

Итак, проблема сформулирована. Теперь нужно прокомментировать ее. Что это значит? Дать ее интерпретацию.

Комментарий - это рассуждение, а не пересказ. Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
-Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
-На чем заостряет внимание? Почему?
-Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
-Какие эмоции автора выражены в тексте?
-Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
-Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Здесь помогут следующие вопросы:
-К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
-Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
-Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
-К каким выводам автор подводит читателя?

- Автор раскрывает проблему на примере…(сложной судьбы Зои Лещёвой, жизни великого музыканта)

- Автор настаивает на… (своевременности познания окружающего мира)

- Эта нравственная проблема не может нас оставить равнодушными…

Образец комментария можно дать как диктант .

Как верно сформулировать авторскую позицию и не допустить фактических ошибок?

Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, нужно точно знать, как автор на него отвечает.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена чётко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте требует больших усилий. Можно предложить ученикам ответить на следующие вопросы:

- Что хотел сказать своим читателям автор?

- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Обратить внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение.

Достаточным считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое).

Сравните и оцените по К3 приведённые фрагменты сочинений по тексту…

- Автор негодует (радуется, иронизирует)

- Автор, по-моему, делает совершенно потрясающее открытие: (цитата)

- Точка зрения автора звучит свежо и необычно. Он утверждает, что (косвенная речь)

- Ответ на вопрос можно найти в предложении (в предложенном тексте)

- Позиция автора ясна: (прокомментировать, процитировать)

Следующий шаг в работе- позиция ученика. Необходимо выразить своё согласие или несогласие с автором текста, т.е. выразить своё отношение к содержанию текста, к той проблеме, которую заявил в начале своего сочинения. Собственное мнение должно быть выражено корректно, аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тесте.

Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса; факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что

Собственное мнение должно быть высказано корректно. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными. Каждый аргумент надо подтвердить примерами. Материалом для доказательств могут послужить:

  1. Примеры из художественных произведений, публицистики(читательский опыт)
  2. Различные научные знания, полученные при изучении школьной программы или самостоятельно.
  3. Жизненный опыт свой или конкретного человека, современника, личная жизнь людей, снискавших уважение и признание в обществе.

Для учеников достаточно сложным является аргумент, основанный на читательском опыте.

Провожу следующую работу: на уроках литературы в качестве разминки предлагаю вспомнить то или иное произведение, его тему, проблемы, героев (в специальной тетради всё это фиксируем), на определённую проблему в качестве домашнего задания предлагаю подобрать цитаты, высказывания, ситуации ( личный опыт), просмотреть телепередачи в течение, к примеру, недели (все примеры в ту же тетрадь)

- Я (не) разделяю позицию автора…

- Мне близка, понятна авторская точка зрения…

- Трудно не согласиться с авторским решением…

-Во-первых,…во-вторых,…- С одной стороны…, с другой стороны…

- Следующий пример…- Например, такой факт…

Ссылка на общее мнение:

- Мне известно ( всем известно, все знают)…

- Насколько я знаю,…

- В газетах пишут…

- По данным печати (специалистов, учёных, из газет, из литературы)

Ссылка на авторитет:

- Как считает (думает, говорит, утверждает)…

Ссылка на источник:

- Я, например, слышал, что…

- Как говорится в пословице ( поговорке), поётся в песне (цитата)

- Я прочитал об этом в…

И последний пункт в сочинении- это концовка. Как закончить? В заключительной части подводится итог всему сказанному, делается обобщение.

-Таким образом (итак, следовательно)

- Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…

Призыв: - Так будем хранить память о предках!

Ответ : - Будущее зависит от самого человека.

Оценка творчества писателя (музыканта, художника…)

В итоге работы получается табличка:

В тексте (!) говорится о…

Автора текста (!) , как и многих из нас, привлекает тема… (1-5 коротких предложений)

Чтобы не ошибиться в определении жанра текста .

В тексте автором (!) поднимаются проблемы….. Хотелось бы остановиться на… (если проблем несколько).

Автор в тексте рассматривает проблему… (сформулируёте её!). (1-2 предложения)

Если не знаешь об авторе ничего

1. Определение авторской позиции

Это для соблюдения фактической точности.

2. Собственная позиция

Выражение и аргументация собственной позиции:

С автором трудно не согласиться… или
С автором нельзя не согласиться… или
Я полностью согласен с автором… далее аргументация с переходом:

Попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых… .
Во-вторых… .
В-третьих… .
Если… , то… .

Это 1 балл за недопущение этической ошибки и соответствие языка общепринятой морали.

Не требуется искусственного включения средств выразительности.

Главное - точность словесного выражения.

Вывод по поводу того, о чем говорилось на основании авторской и собственной позиции.

Если тематика о нравственности, то заключительная часть может содержать нравственный вывод, призыв (так давайте же…), афоризм, пословицу, поговорку, но они должны быть обыграны и записаны в виде формулы, вывода, рекомендации, вопросно-ответное единством (1-5 предложений).

Помимо того, что учащиеся должны правильно выявить проблему, определить позицию автора, аргументировать свою точку зрения, правильно построить текст, дети должны соблюдать правила правописания, пунктуации. И, конечно же, продемонстрировать речь, которая будет отличаться богатством словаря, смысловой точностью, выразительностью, разнообразием грамматических форм. Поэтому не забываем о критериях К5 – К10.

  1. Русский язык. Единый государственный экзамен.( Практикум для подготовки к выполнению задания с развёрнутым ответом). О.В. Колупаева.2008.

2.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004

3.Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.

4.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.

5.Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

6.Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницу

— Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект

Абраменко Людмила Анатольевна.

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос пишется по алгоритму сочинения-рассуждения.

1. Тезис. (Прямой краткий ответ на проблемный вопрос).

2. Доказательства. (2-3 абзаца. Аргументировать свой ответ на проблемный вопрос, обращаясь к тексту произведения, подтверждая основную мысль цитатами из текста произведения. Цитаты должны быть короткими).

2. Вывод. (Опираясь на приведённые аргументы, сформулировать обобщающий вывод).

Литература. 9 класс. Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос:

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Возможные клише к сочинению (они вам пригодятся и для написания экзаменационного сочинения)

Как начать?

Можно начать с ответа на данный вопрос. Можно добавить небольшое рассуждение об актуальности и жизненности этого вопроса.

Как связать вступление и аргументы?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями:

- Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

- Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

- Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

- Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

- В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Как ввести в сочинение аргументы?

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса приведём слова автора:

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что .

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что .

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: .

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.


Письменный аргументированный развернутый ответ на проблемный вопрос небольшого объема — одна из самых распространенных форм контроля на уроках литературы. Часто такой вид работы используется на этапе подведения итогов анализа литературного произведения. Именно традиции методики преподавания литературы во многом обусловили включение задания такого вида в контрольные измерительные материалы. Однако анализ работ показывает: обучающиеся зачастую рассуждают поверхностно, упрощенно понимают вопрос, подменяют анализ текста пересказом, искажают проблематику произведения, не умеют аргументировать свои утверждения.

Выполняя задание, необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений, раскрыть собственное видение проблемы, опираясь на позицию автора произведения, то есть провести анализ текста, обобщить результаты наблюдения и с их помощью раскрыть проблему. Причем иногда вопрос в задании содержит скрытую проблему, которую необходимо выявить и сформулировать самостоятельно.

При проверке такой работы оценивается, дан ли прямой связный ответ на вопрос с опорой на авторскую позицию; приведена ли аргументация сформулированных тезисов; основаны ли аргументы на анализе текста; нет ли подмены анализа пересказом; есть ли фактические ошибки и неточности.

Иными словами, требуется построить ответ как текст-рассуждение, соблюдая его традиционную композицию: тезис (прямой ответ на вопрос) — доказательства (суждения, основанные на анализе текста и понимании авторской позиции) — вывод.

Прежде всего, надо предельно четко определить проблему, которую предстоит решить, выполняя задание. Для этого выделим ключевые слова в формулировке вопроса: В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня? Необходимо разъяснить (самому себе) суть выделенных слов. Приблизительное понимание ключевых понятий вопроса ведет к поверхностным ответам.

1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка.

Оказалось: слово многозначное. В каком контексте оно использовано в вопросе? Скорее всего, в первом и третьем. Сделаем вывод: наш планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису.

Теперь можно уточнить проблему, переформулировав ее для себя так: Что вызывает смущение, неловкость именно Татьяны Лариной и воспринимается ею как позор, когда она пишет письмо Онегину?

1. Во время подготовки развернутого ответа с ограниченным объемом не ленитесь обращаться к словарям, уточняя толкования слов и понятий.

2. При анализе формулировки проблемы обязательно привлекайте знания произведения в целом — без этого не может получиться глубокий и чёткий ответ.

3. Написав ответ, проверьте: выделенные при анализе формулировки задания ключевые слова должны обязательно встретиться в вашем тексте.

Теперь проанализируем ответы учеников, чтобы сделать важные выводы о принципах дальнейшей работы над ответом.

Скорее всего, чувство стыда, которое испытывала героиня, обуславливалось этикетом и моральными устоями общества, а также внутренним состоянием Татьяны.

Татьяна стыдится того, что пишет письмо Онегину. Она ему пишет о своих чувствах. В XIX веке женщине было не принято признаваться мужчине в любви. Было не принято открывать свои чувства, писать письма чужому человеку. Онегин хоть и был возлюбленным Татьяны, но он не был ей ни мужем, никем, он был чужим. Но она не могла больше ждать. Она написала ему о том, как его любит. О том, что не может без него. Но тогда так не делалось. Этого она стыдится.

В формулировках вопросов выделены ключевые слова, на которые надо обратить особое внимание при ответе. Проверьте себя: выделенные слова должны обязательно встретиться в тексте вашего ответа.

А между тем в ту самую пору по Т. у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его взяли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях… Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски переклинивались коростели… Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…

Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился он к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался; Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки — и пошел косить он по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы…

Церковь полна была кистенёвскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему. Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился — но лицо его было страшно. Печальный обряд кончился. Владимир первый пошел прощаться с телом — за ним и все дворовые — принесли крышку и заколотили гроб. Бабы громко выли; мужики изредко утирали слезы кулаком. Владимир и тех же трое слуг понесли его на кладбище — в сопровождении всей деревни. Гроб опустили в могилу — все присутствующие бросили в нее по горсти песку — яму засыпали, поклонились ей, и разошлись. Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистенёвскую рощу…

Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев — и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться — он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

Майор Ковалёв имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щёки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой середине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалёв носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалёв приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то — экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалёв был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

Читайте также: