Человек и проблема ценностей сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Аксиология как раздел философского знания. Понятие ценности. Ценность как разновидность субъект-объектных отношений, характеристика значимости объекта для жизнедеятельности субъекта. Проблема ценности в истории философской мысли. Космоцентризм, теоцентризм,антропоцентризм, гносеоцентризм, социоцентризм.

Структура ценностного отношения. Потребность, интерес, целеполагание, идеал, сравнение, оценка. Различение ценности-цели и ценности-средства. Разновидности предметных ценностей по сферам и факторам жизнедеятельности субъекта. Витальные, социальные, по­литические и духовные ценности.

Разновидности ценностей по виду субъекта. Общечеловеческие ценности. Общенациональные ценности. Социально-групповые ценности. Профессиональные ценности. Личностные ценности. Единство и противоречивость личностных и общественных ценностей.

Цели и смысл человеческого существования. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Понятие цели и смысла человеческого бытия. Концепции смысла человеческой жизни: эвдемонизм, этика долга, прагматизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Понятия человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли. Надличностные концепции смысла существования человека. Теологические, духовно и материально-космоцентрические концепции. Идеи социоцентризма, этатизма, социально-групповых приоритетов. Рационалистические и иррационалистические концеп­ции индивидуально-личностного детерминизма.

Понятие смерти как предела индивидуального человеческого существования. Религиозная трактовка смерти. Жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования. Дискретность существования как форма оптимального согласования изменчивости и наследствен­ности живого в ходе его эволюции. Проблема личностного отношения к смерти. Осознание неизбежности смерти. Проблема смертной казни. Самопожертвование во имя высших целей.

Основные направления самосовершенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности. Биологическое совершенствование человека. Понятие биоэтики. Совершенствование человека как социального существа, субъекта и элемента системы общественных отношений. Роль гражданских и профессиональных качеств личности. Духовно-культурное совершенствование человека: нравственное, религиозное, эстетическое. Развитие творческих способностей человека.

Представления о бессмертии человека. Его воспроизводство в биологическом потомстве. Растворение в духе и теле Вселенной (космоцентризм). Переселения души, достижение бессмертия души (мифология, религия). Социальное наследство человека.

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: люди, вещи и идеи.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола, расы, нации, происхождения и т.п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества. Так, в буддизме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что все рожденное обречено на страдание и должно преодолеть его и приобрести блаженство. В христианстве ценность человека усматривается в возможности искупления греховности и обретения вечной жизни во Христе, а в исламе — в отдаче себя Аллаху и исполнении его воли.

Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Флоренским, С. Булгаковым, Н. О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. П. Карсавиным и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы.

Человек в мире красоты

В этом смысле выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т.п. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также в виде духовных и материальных объектов, созданных человеком в виде произведения искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Начиная с античного идеала калокагатии как синтеза добра и красоты в человеке до триады: истина — добро — красота, эстетика прошла длительный исторический путь осознания сути прекрасного, смысла и содержания художественного творения. Главное в этом процессе — овладение понятием символа как знака, наделенного неисчерпаемой многозначностью художественного образа. Смысл символа — в интимной слитности с образом, но не тождественности последнему.

Справедливость и право

Для философского анализа значительный интерес представляет феномен эксплуатации, возникающий в обществе с появлением прибавочного труда. Вначале он носит характер самоэксплуатации человека человеком, человека обществом и государством и, наоборот, общества и государства человеком. В XX в. появились и набрали силу неэкономические формы эксплуатации, связанные с национализмом и расизмом, дискриминацией по признаку пола и экологическим кризисом. Все это так или иначе ведет к росту процессов отчуждения личности, к дисгармонии во взаимоотношениях личности и общества.

Сторонники концепции доминирования общественной собственности считают, что единственный способ преодолеть указанные трудности — уничтожить или резко ограничить частную собственность. Практика реального осуществления этих идей показала, что такой путь порождает еще более тяжелые проблемы. Это неэффективность производства, уравниловка в оплате труда и утрата творческих стимулов, рост бюрократии и ее влияния на все стороны жизни общества, духовный кризис и стагнация. Феномен эксплуатации принимает еще более уродливые формы, что приводит к деструктивным процессам в обществе.

Очевидно, что адекватное решение проблемы собственности и эксплуатации лежит в русле перехода мировой цивилизации к новым моделям экономического, социально-политического и духовного развития, связанным с глобальными проблемами современности, опирающимся на право и справедливость.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение

Ценности: понятия, сущность, виды

Ценности в литературе

Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в качестве определяет мотивацию поведения, оказывает существенное влияние на все стороны деятельности. Элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность поведения.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в круг природных явлений может выступать в качестве ценностей объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого.

Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем". В известном ракурсе культура может рассматриваться многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. Культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать вокруг себя, совершать красивые поступки.

Таким образом, более высокие ценности являются общечеловеческими и значимы во все времена.

Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека творческой природы способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности результата человеческого самоутверждения, мир подходе, реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями.

С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. Становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается в поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей.

Структура ценностей человека - характер и ранговый порядок верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры человека, качество "человеческого материала", человек есть , а не то, каким он себя осознает и желал видеть. Ценностное мироотношение - не феномен и структура сознания, а жизненно-бытийное, онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром он живет.

Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

Ценности в литературе

Современное поколение никогда не должно забывать о богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком-либо предмете, или явлении.

Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей увлекаются чтением. А ведь художественная литература может многому научить. В художественной литературе очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.

Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)

В.П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека.

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Очень важен для социологического исследования ценностного мира современной молодежи и исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

В каком отношении находятся эти ценности сегодня? Какие ценности разрушаются, а какие остаются? Как происходят и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего живут сегодня молодые люди в России?

Анализ духовных ценностей и социальных процессов является приоритетной задачей социологии. Ибо по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.

Гост

ГОСТ

Понятие ценности в философии

Ценность – это соотношение между тем, что есть объект, и тем, каким он должен быть по представлению субъекта.

Если эти параметры совпадают, то объект приобретает ценность для субъекта, он считается хорошим и ценным, если же объект не отвечает предъявляемым требованиям, то он считается безразличным или ценностно нейтральным.

Понятие ценности менялось на протяжении времени. В Древней Греции ценность связывали с материальными качества, т.е. это нечто, что можно продать и получить за это средства, значит, это ценно. Таким образом, в античной философии ценность связывалась прежде всего с категорией блага. Философы также начали использовать понятие ценности шире. Они рассматривали ценность как то, что в принципе может быть полезно, принести добро и пользу.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, ценность представляет собой многозначное понятие, которое можно представить в следующих аспектах:

Ценность и благо

Если в ранней философской трактовке ценность понималась как любой объект, имеющий значение / ценный с точки зрения рыночных отношений (купли-продажи), то с развитием теории ценностей стали различать понятие собственно ценности и блага. Ценности все больше мыслятся как философские категории, этические или эстетические ценности, ценности культуры. Это то, что было приобретено и усвоено из социально обобщенного опыта человечества, приобрело стабильность, является признанным и желаемым образцом. В таком виде ценность становится критерием постановки и выбора целей, действий и ожидаемых результатов. Каждое общество имеет свои главные цели, члены этого общества, в целом, их разделяют.

Я. Фриз, И. Гербарт понимали под ценностями именно социальные образцы поведения, на которые в основном отпираются выносимые оценки. Риккет также под ценностями подразумевал образцы, которые являются общезначимыми или трансцендентальными. При этом Риккет подчеркивал, что необходимо отличать ценности от блага, в котором последние могут воплощаться. В обычном словоупотреблении ценности и блага смешиваются и вводят в заблуждение. Блага представляют собой вещественные носители, предметы, в которых воплощаются ценности. Однако такое смешение приводит к снижению статуса самих ценностей в обществе, их релятивистское (относительное) понимание вследствие отождествления философско-моральных категорий и материальных ценностей. Такая ситуация может привести к формированию догматизма, когда в обществе происходит не различение ценности и блага, которое традиционно за ней закрепилось, в форме которого она воплощается слишком долгое время.

Наиболее ярким примером может быть ценность благополучия, которую часто воплощают в деньгах. Во многих обществах на протяжении истории количество денежных средств напрямую связывалось с добром и благополучием человека, однако личная удовлетворенность человека своей жизнь, его счастье, как известно, от количества денежных средств не зависят.

Целостность человека и проблема ценностей

Проблема связи ценностей и целостности человека приобрела особую актуальность в существующих исторических и культурных условиях, когда на повестку дня вышел релятивизм и постмодернизм, а человек живет в условиях отсутствия четко выраженной системы нравственных координат.

В этой сложной обстановке личностные ценности человека могут быть тем якорем, который не даст ему погрузиться в хаос сегодняшнего мира. Они выступают связью между реальными и идеальными аспектами бытия, на подсознательных началах человек всегда будет стремиться в своей деятельности и своих оценках к заданному ему началу-идеалу. Только через реализацию имеющихся ценностей человек способен раскрыть всю глубину собственного существования. Ценности как бы стягивают все духовные явления и духовное многообразие к разуму человека, заставляя его чувствовать и вырабатывать собственное личностно-эмоциональное отношение к миру.

Наличие ценностей у человека показывает его небезразличие по отношению к окружающему его миру, к нему самому и другим людям. При этом ценностное отношение предполагает наличие двух компонентов:

  • процессуальный (динамический)
  • содержательный

Ценности выступают как важнейший фактор самоорганизации человека, фактор проявлении его волевых качеств, как личностный ресурс, являющийся детерминантом целей, действий, что определяет образ жизни человека.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, потому что именно ценности характеризуют сам человеческий образ жизни, уровень отделения человека от животного мира.

Проблема ценностей приобретает особое значение в переходные периоды социального развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих систем ценностей, ставя людей перед дилеммой: либо сохранить устоявшиеся, привычные ценности, либо адаптироваться к новым, широко предлагаемым, даже навязываемым представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; какова связь между ценностями и оценкой; какие ценности являются первичными, а какие вторичными, имеют сегодня решающее значение.

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности - Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

  • ценность по своей природе социальная и имеет объективно-субъективный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет причин говорить о существовании ценностей. Потому что вещи, события без их связи с человеком, с жизнью общества не имеют никакого отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к гуманизированной природе, то есть ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, насыщенная кислородом атмосфера на Земле существовала задолго до появления человечества, но только с появлением человеческого общества можно было говорить о великой ценности атмосферы для жизни человека.

  • ценность возникает в процессе практической деятельности человека.

Вся человеческая деятельность начинается с цели, достижение которой является основным направлением деятельности. Целью является представление человека о конечном результате деятельности, достижение которого позволило бы человеку удовлетворить некоторые свои потребности. Таким образом, человек уже с самого начала рассматривает предполагаемый результат своей деятельности как ценность. Поэтому человек уже воспринимает сам процесс деятельности, направленной на достижение результата, как значимый, ценный для него.

Конечно, не все результаты и не вся человеческая деятельность становятся ценностями, а только те, которые социально значимы и отвечают социальным потребностям и интересам людей. И это включает в себя не только вещи, но и идеи, отношения, методы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие духа, и полноту чувств, и многое другое.

  • каждое значение характеризуется двумя свойствами: функциональный смысл и личный смысл.

Что это за свойства? Функциональная ценность — это совокупность общественно значимых свойств и функций объекта или идеи, которые делают его ценным в конкретном обществе. Например, идея имеет определенное информационное содержание и степень достоверности.

Личное чувство ценности — это отношение к человеческим потребностям. С одной стороны, чувство ценности человека определяется объектом, выполняющим функцию стоимости; с другой стороны, оно зависит от индивида. Когда индивидуум придает вещи смысл, он исходит не из собственной чисто естественной потребности в ней, а из потребности, культивируемой обществом, к которому он принадлежит, т.е. из общей социальной потребности. Он смотрит на это глазами других людей, общества и видит в нем то, что важно для его жизни в рамках этого общества. Человек, как общее существо, ищет общую сущность вещей, идею вещи, которая функционирует как смысл для него.

Следует отметить, что значение ценностей для людей неоднозначно, оно зависит от их положения в обществе и задач, которые они решают. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и объектом престижа, важным в данном случае как владение, дающее его владельцу определенный престиж в глазах других людей, или как средство получения дополнительного дохода и т.д. Во всех этих случаях один и тот же объект ассоциируется с разными потребностями.

Эта позиция может вызвать возражение. Ведь уже было сказано, что бессмысленно говорить о ценности, если нет субъекта. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, поэтому он рассматривается как нечто субъективное. Более того, вещь теряет свою ценность для человека, как только она перестает его интересовать, удовлетворять его потребности. Другими словами, не может быть никакой ценности вне субъекта, вне связи между вещью и его потребностями, желаниями, интересами.

И все же субъективизация ценности, ее превращение в нечто односторонне зависимое от человеческого сознания, не оправдана. Ценность, как и значение в целом, объективна, и это свойство коренится в субъективно-практической деятельности субъекта. В процессе такой деятельности у людей формируется определенное ценностное отношение к окружающей их среде. Иными словами, объектно-практическая деятельность является основой для того, чтобы вещи, объекты окружающего мира, сами люди, их взаимоотношения приобрели определенный объективный смысл, то есть ценность, для человека и общества.

Таким образом, ценность — это объективное значение различных составляющих реальности, содержание которых определяется потребностями и интересами социальных субъектов. Благожелательное отношение — это благожелательное отношение.

Ценностные ориентиры и их социальное отпечатывание

В окружающей действительности мало явлений, к которым человек равнодушен, явлений, к которым он не выражает ценностного отношения. Таким образом, существует столько же ценностей, сколько и явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это верно только в том случае, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество в целом. Диапазон ценностей, то есть явлений, представляющих интерес для одного человека, может быть очень узким и ограниченным. Ограниченность человека выражается в ограниченном количестве и характере его жизненных ценностей, жизненных интересов.

Разнообразие существующих в обществе ценностей диктует необходимость их однозначной классификации.

Следует отметить, что в современной аксиологии нет единого подхода к решению этой проблемы. Поэтому, если обобщить подходы к этой проблеме в разных концепциях, то можно классифицировать ценности по следующим признакам: по сферам общественной жизни; по субъектам или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

По основным сферам общественной жизни мы обычно различаем три группы ценностей:

  • Материал,
  • социально-политический сайт
  • духовный.

Материальная ценность — это ценные природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи прямого потребления. Природные ценности — это природные богатства, содержащиеся в природных ресурсах. Объектные ценности — это материальные объекты мира, созданные человеческим трудом и культурным наследием прошлого.

Социально-политические ценности представляют собой ценность социально-политических явлений, событий, политических актов и действий. Социально-политические ценности обычно включают в себя общественное благо, содержащееся в политических и общественных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.

Духовные ценности — это нормативная и оценочная сторона феномена общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовные ценности — это ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.

При всех их различиях материальные, общественно-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из них есть свой аспект другого вида ценностей. Кроме того, существуют ценности, которые могут быть связаны как с материальными, так и с общественно-политическими и духовными ценностями. Это ценности, которые имеют базовую человеческую ценность. К ним относятся жизнь, здоровье, свобода и т.д.

Сущность и общие характеристики ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации человека являются одним из основных структурных образований зрелой личности, в котором сходятся различные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека — одна из важнейших черт личности. Это связано с тем, что там ценностные ориентиры определяют отношение человека к другим людям и установление взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, ценностные ориентации оказывают регулирующее и определяющее влияние на поведение, действия и поступки человека.

Понимая и реализуя свои ценностные ориентиры, человек ищет свое место в мире, размышляет о цели и смысле своей жизни.

Структура ценностных ориентаций человека включает в себя три основные интегративные компоненты:

  • Когнитивный компонент.
  • Эмоциональная составляющая.
  • Поведенческая составляющая.

Каждый из этих компонентов активно участвует в формировании ценностных ориентаций личности, а совокупность компонентов определяет их характеристики, содержание, степень проявления и эмпирическую проверку.

Таким образом, изучение особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассматривать их как результат человеческого развития реальности и успешной социализации в обществе.

Ценности — это изолированные духовные, моральные и личные интересы человека.

Ценности обычно изучаются на основе двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

  • Нормативный подход к изучению личностных ценностей человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Описательный подход к изучению ценностей человеческой личности направлен на выявление иерархии системы ценностей индивида.
    Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и характеристики, которые составляют совокупность социальных идеалов, значимых для конкретного человека и представляющих его стандарт того, что правильно.

Формирование значений и ценностных ориентаций индивида

Процесс формирования значений и ценностных ориентаций индивида является постепенным и включает в себя ряд составляющих.

Компоненты постепенного формирования значений и ценностных ориентаций индивида:

  • Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир, его место в обществе, его отношение к себе, к окружающим его людям и к реальности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей. Мировоззрение человека — это совокупность взглядов на окружающую его реальность, основанная на системе убеждений, человеческом существовании и философии жизни.
  • Отражение — это критическая переоценка личных ценностей в соответствии с общим видением смысла жизни. Рефлексивность проявляется как пауза в процессе деятельности или отношений человека с другими людьми, в которой он психологически оценивает ситуацию, свое поведение и роль.
  • Ориентация — это совокупность достаточно стабильных мотивов, выстраивающих деятельность человека в соответствии с ситуацией вокруг него. Ориентация человека во многом зависит от его интересов, склонностей, идеалов и убеждений. Поэтому ориентация по своей сути является многогранной характеристикой человека.

Роль ценностей и ценностных ориентиров в развитии личности

Ценности и ценностные ориентиры имеют большое значение для развития личности каждого человека. Это связано с тем, что каждая человеческая деятельность напрямую связана с ними. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят и от его ценностных ориентаций, которые служат своеобразной моделью его становления.

Следует подчеркнуть роль ценностей и ценностных ориентиров в формировании жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы являются основой не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы — это планы, которые диалектически связывают непосредственные цели человека с его далеким будущим и его реальным настоящим, существующими условиями существования.

Уровень жизненных планов определяет развитие индивидуального сознания, успешность общественных отношений и специфику положения в обществе. Все эти компоненты чрезвычайно важны для развития всей жизненной программы индивидуума.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостный структурный комплекс, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических составляющих. В этом случае каждая из составляющих может иметь самостоятельное значение при формировании стоимостных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций указывает на определенный этап в становлении личности несовершеннолетнего, на возникновение таких психологических структур, которые вносят существенный вклад в формирование его мировоззрения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: