Презентация итоговое сочинение критерии оценивания

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Методика оценивания итоговых сочинений в 11 классе." — Транскрипт:

1 Методика оценивания итоговых сочинений в 11 классе

2 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) (обратить особое внимание на с. 19 – 51, 75 – 86) анализ сочинений и типологию ошибок)

5 Инструкция Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

7 Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!

9 Члены (эксперты) комиссии образовательной организации осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) участников и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Проверка каждого сочинения (изложения) проводится однократно.

10 Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации. Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников эксперты комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации. Член комиссии, назначенный руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения).

12 Итоговое сочинение в 11 классе

14 Алгоритм работы над сочинением 1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?). 2. Выделить ключевое (главное) слово (о нём!). 3. Если тема сформулирована как утверждение или понятие - переформулировать тему в вопросительное предложение. 3. Вступление: универсальное: придумать идею для вступления (учитывать кольцевой вариант связи вступления - заключения); уникальное: ключевое (главное) слово формулировки необходимо прописать в одном из предложений вступления. 4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части. 5. Основная часть: тезис, аргументы (2–3) для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова в формулировке темы. Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз). 6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению. 7. Заключение: идея вступления на уровне вывода (кольцевой вариант связи вступления заключения).

20 Дополнительные баллы Десятибалльная система оценивания используется для оценки итоговых сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену).

21 Сочинение Изложение 1.1. Соответствие теме Содержание изложения 2.2. Аргументация. Привлечение литературного материала Логичность изложения 3.3. Композиция и логика рассуждения Использование элементов стиля исходного текста 4.4. Качество письменной речи 5.5. Грамотность

23 Разграничение типов ошибок

24 ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - НЕВЕРНАЯ ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ И ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ, СВЯЗАННАЯ С ВУЛЬГАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В ТОЛКОВАНИИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИЛИ УПРОЩЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ; - ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ФАКТОВ; - НЕТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ ССЫЛКИ НА КНИЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ; - ИСКАЖЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ; - ОШИБКИ В ОБОЗНАЧЕНИИ ВРЕМЕНИ И МЕСТА СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; - ОШИБКИ В ПЕРЕДАЧЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И Т.П.

27 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ - УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ; - НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ; - СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ; - УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕАНАЗМ); - ПОВТОРЕНИЕ ИЛИ ДВОЙНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО СМЫСЛУ СИНОНИМОВ БЕЗ ОПРАВДАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (ТАВТОЛОГИЯ); - НЕОБОСНОВАННЫЙ ПРОПУСК СЛОВА; - НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ; - БЕДНОСТЬ И ОДНООБРАЗИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ;

28 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ - НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ; - НЕУДАЧНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ; - НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР ПРЕДЛОГА; - НАГРОМОЖДЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ; - НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ ИЛИ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ; - НАРУШЕНИЕ ОДНОРОДНОСТИ ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫХ ПОНЯТИЙ

31 СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ - НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ; - НЕОБОСНОВАННОЕ СМЕШЕНИЕ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ; - НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ; - УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ; - СМЕШЕНИЕ ЛЕКСИКИ РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ

32 Грамматические ошибки - нарушение согласования; - нарушение управления; - нарушение связи между подлежащим и сказуемым; - нарушение способа выражения сказуемого; - ошибки в построении предложения с однородными членами;

33 Грамматические ошибки - ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом; - ошибки в построении предложения с причастным оборотом; - ошибки в построении сложного предложения; - смешение прямой и косвенной речи; - пропуски необходимых слов; - нарушение границ предложения; - разрушение фразеологического оборота; - ошибочные словообразования; - ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов

34 п/п Вид ошибки Примеры 1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство. 2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает время. Билет с плацкартом. Новые крема. 3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше выглядит. 4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями. Обоим сестрам. 5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихние дети

35 6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули. Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее. 7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 8 Нарушение управления Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз. 9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла? 10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

36 11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я 'хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница. 12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство… Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. 13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 14 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. 15 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?

37 9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера… 10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой. 11 Искажение состава фразеологизма Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.

38 ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; - ОТСУТСТВИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; - НЕОПРАВДАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ВЫСКАЗАННОЙ МЫСЛИ; - НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; - ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; - ПЕРЕСТАНОВКА ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

41 3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето. 4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.

42 Неудачное заключение Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

44 При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс- папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

45 Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

46 Графические ошибки В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

48 К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

Презентация содержит сведения о критериях проверки итогового сочинения, пошаговое описание работы над сочинением.

ВложениеРазмер
obshchie_polozheniya_1_zanyatie.pptx 80.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

КАК ПИСАТЬ? Шаг I. Выбор темы. ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ. Я МОГУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (РАСКРЫТЬ ТЕМУ)?– ВЫДВИНУТЬ ТЕЗИСЫ СОЧИНЕНИЯ (К1). ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС. ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ – ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ? Я МОГУ ПОДОБРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ , КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДОКАЗАТЬ МОЮ ПРАВОТУ (К2)?

1. Задать себе вопросы: — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем) — На каком материале можно раскрыть данные темы? — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? 2. Выбрать одну из предложенных тем. При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала. СОВЕТ: на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения.

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме. 2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса: ЧТО (О ЧЁМ) писать? ЗАЧЕМ писать? КАК писать? 1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. 1. Определяю основную мысль сочинения. 1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) 2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. 2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения 2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации 3. Обдумываю композицию и форму сочинения 3. Пишу заключение

Напишите план а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное. б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала. в) Заключение (озаглавьте его!) Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?

Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть: — высказывание своего взгляда на проблему; — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; — обоснование причин обращения к этой теме; — эмоционально ввод в тему сочинения; — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю); — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы; — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи); — оформление вступления в виде вопросов

Шаг 4. Тактика ПРОВЕРКИ сочинения 1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (рекомендованное количество - 350 слов). Максимальное количество слов не устанавливается). 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы: Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? Я ОТВЕТИЛ(А) НА ВОПРОС? КАК ТО, ЧТО Я НАПИСАЛ(А), ОТНОСИТСЯ К ТЕМЕ СОЧИНЕНИЯ? ( Это критерий 1, обязательный для получения зачёта ) Приведены ли аргументы из художественных произведений? ( Это критерий 2, обязательный для получения зачёта )

Соблюдены ли правила построения сочинения ? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой , от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы? Есть ли выводы , завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? ( Это критерий 3 ) Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? ( Это критерий 4 ) Насколько грамотно написана работа? ВСЕ ЛИ СЛОВА ПРОВЕРИЛ(А) С ПОМОЩЬЮ ОРФОГРАФИЧ.СЛОВАРЯ? ( Это критерий 5 )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критерии оценивания итогового сочинения в 2019/2020 учебном году Подготовила.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Критерии оценивания итогового сочинения в 2019/2020 учебном году Подготовила.

Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888 К проверке по.

Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888 К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по.

Ответы на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению. Итоговое сочинение.

Ответы на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению. Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для предс.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть на.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы ит.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут. Экзаменац.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ
выпускников образовательных организаций,
реализующих программы
среднего общего образования,
впервые введено в 2014-2015 учебном
году во исполнение поручения Президента
Российской Федерации с целью выявления
у обучающихся умения мыслить,
анализировать и доказывать свою позицию
с опорой на самостоятельно
выбранные
произведения отечественной и мировой
литературы.
22:03

В 2019/20 учебном году
определены несколько дат
проведения итогового сочинения:
4 декабря
5 февраля
6 мая
22:03

Важно!
Ученики, не сдавшие итоговое
сочинение,
не будут допущены к ЕГЭ,
а соответственно, рискуют не
получить долгожданный документ
об образовании и лишиться права
продолжить обучение в ВУЗе

Сочинение оценивается по пяти критериям:
• соответствие теме
• аргументация, привлечение литературного
материала
• композиция
• качество речи
• грамотность
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных
организаций или экспертные комиссии, созданные на
муниципальном/региональном уровне

11. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Заметно стремление к искусственному расширению текстового
объема:
неоправданные повторы тезисов из формулировки темы
сочинения,
формальное
включение
заранее
заготовленных
афоризмов,
немотивированное
обращение
к
нескольким
литературным
источникам

ущерб
глубине
рассуждений).

Критерий 1. Соответствие теме
Типичные проблемы
•невнимание к ракурсу постановки проблемы;
•неумение выявить ключевые слова в теме;
•недостаточно четкое понимание терминов или нравственнопсихологических понятий в формулировке темы;
•подмена темы тематическим направлением (неумелое использование
домашней заготовки);
•подмена предложенной темы схожей темой того же направления
(неумелое использование домашней заготовки);
•частичное соответствие заданной теме: вступление отвечает
поставленной задаче, а литературный материал (а значит, и
аргументация) – нет;
•постепенный уход от темы, особенно в случае использования
домашних заготовок;
•неумение дать краткий, ясный ответ на вопрос темы.

• Не выявлено случаев обращения к публицистике, дневникам,
мемуарам, документальной литературе.
• Массовым является факт привлечения двух (а нередко и более)
литературных произведений. Причины:
влияние формата ЕГЭ по русскому языку (теперь
формат развернутого ответа ЕГЭ изменен);
увеличение объема сочинения при возникновении
трудностей
в
развертывании
полноформатного
рассуждения.
• Слабое знание выбранного для аргументации литературного
произведения, что приводит к фактическим ошибкам.
• Негативное влияние массовой // сетевой литературы на отбор
литературного материала.
• Примитивное
толкование
содержания
литературного
произведения, его упрощенное понимание.
• Преобладание пересказа при обращении к литературному
произведению в ущерб
анализу и рассуждению.

Методические рекомендации для учителей
Следовать идее преемственности как внутри курса литературы на одной ступени
обучения, так и между классами.
Интертекстуальный и интермедиальный подход к анализу текста на уроках русского языка
и литературы поможет выявить и понять культурно-историческую преемственность,
придать тексту смысловое измерение, включить в него лингво-культурные знания.
Соблюдать единые принципы изучения литературы как учебного предмета; изучение
литературного произведения как идейно-художественного целого, в котором каждый
элемент подчинён авторской идее.
Обратить внимание на формирование аналитических умений в курсе литературы,
формировать устойчивый навык аналитического чтения, позволяющий приблизиться к
пониманию авторского замысла, проблематики произведения, связи формы и содержания
в литературном произведении.
Обучать учащихся умению логически выстраивать устный и письменный ответы по
литературе, точно отвечая на поставленный вопрос. Обратить внимание на формирование
у учащихся умения аргументировать точку зрения, мнение, позицию по поводу
произведения, обращаясь к его тексту, привлекая текст в виде аналитического пересказа,
цитат и комментариев к ним.
Увеличить количество заданий продуктивного характера, связанных с самостоятельной
аргументированной интерпретацией художественного текста; совершенствовать систему
письменных обучающих работ.
22:03

Этапы работы над направлением:
1. В комментарии направления от ФИПИ
выявить круг проблем по данному
направлению.
2. Выявить ключевые слова и составить
словарь полярных понятий.
3. Определить возможные темы и
сгруппировать их в соответствии с
выявленными проблемами.
4. Подобрать цитаты и афоризмы,
сгруппировав их по проблемам.
5.Подобрать тексты, сгруппировав их по
проблемам.

30. ТЕМЫ МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПО ВИДАМ

Тема – номинативное
предложение
Тема - вопрос
Тема - цитата
Роль женщины в мире
Роль мужчин в мире
Роль женщины в семье
Роль мужчины в семье
Образ идеальной
женщины
Образ идеального
мужчины
Взаимная любовь
Безответная любовь
Брак по расчету
Брак по любви
Любовь как смысл
жизни
Какой должна быть
настоящая женщина
(мужчина)?
Что такое
женственность?
Чем отличается
внутренний мир
мужчины и женщины?
На что способна
вдохновить женщина
мужчину?
Умеют ли мужчины
любить?
Что разрушает любовь?
Что такое истинная
любовь?
Каковы последствия
безответной любви?
В чем заключается
секрет счастливого
брака?
Женщины без мужского общества
блекнут, а мужчины без женского
глупеют. Антон Чехов
Мужчина, обладающий большими
достоинствами и умом, никогда не
бывает безобразен.
Жан де Лабрюйер
Мужчине следует остерегаться
женщины, когда она любит: ибо
тогда она готова на любую жертву,
и все остальное не имеет никакой
ценности в глазах ее. Фридрих
Ницше
И самое умное, чего достиг
человек, — это уменье любить
женщину, поклоняться ее красоте:
от любви к женщине родилось все
прекрасное на земле.
Максим Горький

ВЫВОД (возвращение к тезису на новом уровне: перефразирование,
уточнение или расширение тезиса)
1)По точному замечанию С. Г. Бочарова, "Война и мир" - это ведь все в
человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с
тем ее самое глубокое противоречие", и эта полнота бытия с
несравненным мастерством воссоздана и передана в произведении
Толстого.
Какая мысль
литературо
веда
С.Бочарова
могла бы
стать
украшением
вступления
или
заключения?
В "Войне и мире" внутренний мир героев, освещаемый пристально –
аналитически, дан вместе с тем в движении, развитии и изменении, что
отражало как представления автора о "текучести" человека ("люди, как
реки") так и динамический характер изображенной в романе эпохи.
2)
3)Толстой делит всех своих героев на группы согласно коренным
представлениям о добре и зле, о правде и лжи, о подлинной и
неподлинной жизни. "Очевидно, что герои "Войны и мира" делятся на
два разряда - людей подлинной и неподлинной жизни. В центре
повествования - настоящая жизнь, и к ней причастны все любимые
герои, они рассматриваются пристально и глубоко.
4) Доминантой в структуре личности героев Толстого является
нравственное начало, нравственные ориентиры. В структуру личности
и характера входят также чувства и эмоции, интеллектуальное и
волевое начала. У каждого из героев эти ведущие начала личности и
характера выражены в разной мере, находятся в разных сочетаниях и
соотношениях. К примеру, все они умны, но у Наташи Ростовой это "ум

3-я МОДЕЛЬ. Формулировка темы может быть разделительной, с союзом
"или": Гордость или смирение обогащают личность? Гордость - это
положительное или отрицательное чувство?
В этих случаях она касается неоднозначной авторской или личностной
позиции пишущего, подразумевающей формально один ответ, но с
необходимостью предполагающей, что будут доказаны оба тезиса. В этом
случае при ответе следует осветить две разные, иногда полярные, грани
авторского отношения или характера персонажа, и композиция сочинения
двухчастна:
Вступление (комментарий ключевых слов вопроса)
Переход к основной части (в виде перефразированного вопроса)
Основная часть:
1. С одной стороны, …ТЕЗИС-ОТВЕТ.
Аргументация.
2. С другой стороны, …ТЕЗИС-ОТВЕТ.
Аргументация.
ВЫВОД (заключение о неоднозначности, противоречивости,
двойственности авторского или личностного отношения).

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 1

Слайд 3

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 3

бюююю
4 Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5 Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Слайд 4

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 4

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Слайд 5

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 5

Слайд 6

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 6

Слайд 7

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 7

Слайд 8

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 8

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКА
К 4. КАЧЕСТВО РЕЧИ
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. зачёт
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. незачёт

Слайд 9

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 9

ОЦЕНИВАНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКА
К 5. ГРАМОТНОСТЬ
Оцениваются речевые, орфографические, пунктуационные, грамматические нормы русского языка согласно школьной классификации зачёт
Речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). незачёт

Слайд 10

Критерии оценивания итогового сочинения, слайд 10

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: