Разлад мечты и действительности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

История, случившаяся с Пироговым, демонстрирует, что Пирогова нельзя назвать мечтательным человеком. В его жизни нет места мечтам, у него есть только желания. Если Пирогову удается воплотить желаемое в действительность, то хорошо, если же ему это не удается, то он все равно не расстраивается. Когда Пирогову не удается заполучить замужнюю блондинку, он этому нисколько не расстраивается. Все его переживания проходят, когда он заходит в кондитерскую и съедает два слоенных пирожка. Н.В. Гоголь показывает: так как у Пирогова не было мечты, в его жизни и не было столкновения мечты и реальности. Пирогов воспринимал только реальный мир и во всех ситуациях стремился найти собственную выгоду. У Пирогова нет чего-то особенного, к чему он стремился, любые желания, если они оказывались неосуществимыми, сразу же менялись на другие, более доступные и более реальные.

Мечтательным человеком является Пискарев. Это качество проявляется не только в случившейся с Пискаревым ситуации, но и во всей жизни героя. Раскрывая образ Пискарева, Н.В. Гоголь обращает внимание на его внутренний мир, показывая, что Пискарев стремится к идеальности. Кроме того, мечтательность вырабатывается у Пискарева в результате его творческой деятельности: Пискарев – художник.

Пискарев стремится к хорошей жизни, полной внутренней гармонии. Его не интересует тот разврат, которым живет Пирогов и другие жители Петербурга. Когда Пирогов влюбляется в прекрасную незнакомку, мечтой для него становится совместное счастье.

Н.В. Гоголь показывает, что мечта Пискарева сталкивается с реальной действительностью, потому что мечте героя не суждено сбыться из-за царствующего в обществе разврата, к которому принадлежит и незнакомка, которая была так дорога Пискареву.

В повести показано, как Пискарев стремится в ирреальный мир, где все его мечты сбываются. Пискарев делает все, чтобы уйти в мир сновидений, где он может встречать прекрасную брюнетку, где он может быть счастлив вместе с ней. Реальность с каждым разом становится для Пискарева отвратительным явлением, в котором он просто не может находиться.

Предприняв попытку обрести счастье в реальности, Пискарев получает от девушки отказ. Здесь происходит кульминация конфликта между мечтой и реальностью. Пискарев больше не видит смысла жить в реальном мире, где нет места осуществлению его мечтам. Столкновение мечты и реальности становится одной из главных причин совершения Пискаревым самоубийства.

Н.В. Гоголь показывает, что мечтательным, стремящимся к созданию идеального мира людям нет места в реальности, в ней остаются лишь те люди, которые равнодушно относятся к своим желаниям и привыкают находить в каждой ситуации собственную выгоду. Раскрывая образы Пирогова и Пискарева, автор повести показывает диаметрально противоположные точки зрения относительно мечты. Невозможность существовать в реальной действительности, свойственная Пискареву, и неспособность мечтать, свойственная Пирогову, показывают, что между мечтой и реальностью нужно находить середину, равновесие и гармонию. Нельзя жить в соответствии с животными инстинктами, как это делал Пирогов, но и нельзя жить иллюзиями и мечтами, которые никогда не сбудутся, как это делал Пискарев.

Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал.

Осенью 1833 года был написан пушкинский “Медный всадник”. Поэма имела подзаголовок: “петербургская повесть”. И в это же время начинал создавать свои петербургские повести Гоголь. Пушкин и Гоголь одновременно в поэзии и в прозе начинали освещать большую петербургскую тему в нашей литературе, продолженную за ними Некрасовым, Достоевским,

Эта тема открыла у наших писателей особый жанр “петербургских” произведений. В русской литературе северная столица показана фантастическим городом: в нем совмещались и переходили друг в друга до крайности противоположные облики – величие и ничтожество, бюрократическая махина императорской власти и темная, мелкая жизнь “петербургских углов”. “Город пышный, город бедный…” – так Пушкин в одной стихотворной строке и в простых словах объединил контрастные петербургские “лица”. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается у него в непомерных гиперболах,

В каждой из петербургских повестей есть кто-то один – “существо вне гражданства столицы”, кто ощущает себя исключительным, кто пропадает и гибнет. Эту судьбу одинаково разделяют и петербургский художник, и самый мелкий чиновник. Художник был любимой фигурой у писателей-романтиков как человек не от мира сего, во всем отличный от обычных людей.

Но петербургские художники в “Невском проспекте” – добрый, кроткий, очень робкий народ, звезда и толстый эполет приводят их в замешательство, они отвечают несвязно и невпопад. Словом, у мечтателя Пискарева и убогого Акакия Акакиевича Башмачкина оказывается много общего. Это сходство проливает свет на них обоих: в Пискареве становится лучше заметна его человеческая простота и демократизм, а Башмачкин оказывается своего рода мечтателем и ” Романтиком “. Обычное и необыкновенное очень тесно соединяются в их судьбе.

Повесть “Портрет” рассказывает о художнике, Уступившем соблазнам богатства и славы, Сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство – это не легкая способность, А подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы – читаем мы о Чарткове – он был знаток человеческой природы, Он много прочел бы в лице молоденькой девушки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, которую силилось передать его искусство. Очень важно, что “соблазнило” Чарткова тоже произведение живописи – необычайный портрет с живыми глазами. “Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета”.

Загадка портрета приводит в повести к размышлению о природе искусства, о различии в нем создания, где природа является “в каком-то свету”, и копии, где “однако же натура, эта живая натура”, но она вызывает в зрителе какое-то болезненнее, томительнее чувство – как эти глаза на портрете, как будто вырезанные из живого человека. “Живость” изображения у художника-копииста для Гоголя – это не просто поверхностное искусство: это орудие мирового зла и его конкретного социального воплощения – денежной власти: с портрета глядят живые глаза ростовщика. Это отвращает искусство от глубины, которую оно призвано раскрывать в явлениях жизни.

Гоголь называл Петербург городом “кипящей меркантильности”, потому наряду с конкретными социальными мотивировками, которые у писателя очень ясны, в повести основную роль получает мотив дьявольского соблазна. В чем значение этого мотива? Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, создавшего странный портрет с живыми глазами, вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив.

Но такие же необъяснимые факты случаются в жизни повсеместно: “Там честный, трезвый человек сделался пьяницей… там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока”. Вскоре после Гоголя, и Достоевский будет изображать подобные прозаические, распространенные факты как чрезвычайные, фантастические. Там, где нет видимых причин для происходящих на глазах превращений, – там бессильно простое наблюдение и описание, “копия”, там нужна проникающая сила воображения художника, которому в этих случаях может помочь фантастический образ.

После серьезной фантастики “Портрета”, события в повести “Нос” кажутся чепухой совершенной. Заметим, что так удивляется происходящему и сам автор повести, который вместе со своими персонажами тоже не знает, что и подумать обо всем этом. Каждому, кто упрекнет его в полном неправдоподобии, рассказчик заранее говорит: “Да, чепуха совершенная, никакого правдоподобия”. Автор заранее отказывается объяснять, как это может быть, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но в то же время разъезжал по Петербургу в ранге статского советника, а потом возвратился на законное место – “между двух щек майора Ковалева”.

В тех местах, где обрывки даже такого невозможного сюжета могли бы все-таки как-то связаться, Гоголь вдруг заявляет: “Но здесь прошествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.

Автор будто говорит нам, что и не надо искать правдоподобия, суть дела как раз не в нем, в “правдоподобных” границах никак не сойдутся конец и начало рассказа. В итоге, рассматривая с точки зрения правдоподобия сюжет повести, он идет на компромисс, решая трудный вопрос таким образом, что подобные происшествия “редко, но бывают”.

Интересно, что в первоначальной редакции повести происшествие в конце концов оказывалось сном Ковалева. Но в опубликованном тексте Гоголь исключил эту мотивировку, и все описанное стало происходить в действительности, хотя и вправду как будто во сне. Надо сказать, что повесть много бы потеряла в своем комическом эффекте и в серьезном значении, если бы оказалось, что это все-таки сон, где всякая фантастическая логика в порядке вещей. Другое дело – действительное событие, происходящее “как во сне”.

Здесь герою приходится несколько раз ущипнуть себя и убедиться, что это не сон. Вся странность “Носа” в том, что показана реальная жизнь, в которой невиданное событие происходит в самой обычной, будничной обстановке.

В повестях западноевропейских романтиков рассказывалось о том, как человек потерял свою тень или отражение в зеркале; это знаменовало потерю личности. Гоголевский майор потерял нос со своего лица.

Однако для самого майора случившееся имеет тот же смысл утраты всей личности: пропало “все что ни есть”, без чего нельзя ни жениться, ни получить место, и на людях приходиться закрываться платком. Ковалев “потерял лицо” и очутился вне общества, “вне гражданства столицы”, подобно другим отверженным и действительно гибнущим героям петербургских повестей.

Гоголь в одном письме шутил насчет человеческого носа, “что он нюхает все без разбору, и затем он выбежал на середину лица”. Именно это особое, выдающееся, центральное положение носа на лице “играет” в гоголевском сюжете. Ковалев так и объясняет в газете, что ему никак нельзя без такой заметной части тела.

Нос – это некое средоточие, “пик” внешнего достоинства, в котором и заключается все существование майора. Заметим для сравнения, что в трагическом “Портрете” роковую роль играли живые глаза.

Итак, чепуха “Носа” имеет свою логику. Речь идет, оказывается, о важных для человека вещах: как “сохранить лицо”, “не потерять себя”; речь идет о человеческой личности и “собственном месте в обществе”. Чепуха происходит от превращения этих понятий в какие-то самодостаточные внешние вещи.

Нос как видная часть становится в центре этих превращений: из части тела – в целого господина, из вещи – в лицо.

Вокруг тех же самых вопросов о личности и ее достоинстве кружатся “Записки сумасшедшего”. В творчестве Гоголя это единственное произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Поприщин ведет свой внутренний монолог, говорит “сам в себе”, во внешней же жизни, перед генералом и его дочкой, он и хотел бы много сказать и спросить, но у него язык не поворачивается.

Это противоречие внешнего положения и внутреннего самосознания пронизывает его записки, оно и сводит его с ума.

В первой петербургской повести Гоголя на Невском проспекте самостоятельно выступают усы и бакенбарды. Герой “Записок сумасшедшего” открывает, что его директор департамента – “пробка, а не директор… Вот которою закупоривают бутылки”. Мы понимаем, что в его безумном сознании происходит реализация сравнения.

В неосуществленном замысле комедии “Владимир Ш степени” герой себя самого воображал этим орденом. Художнику Пискареву грезится в сновидении какой-то чиновник, который в то же время чиновник и фагот. Художественный мир Гоголя полон подобными превращениями человеческого образа во что-то внешнее, неодушевленное, вещественное. Но если в этих уподоблениях, в сновидениях и сумасшествиях кроется действительная правда, то возникает она как сигнал на какой-то разлад в реальности, на несоответствие ее каким-то внутренним законам.

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Реальность разрушает мечту

Значение слова

Что же такое мечта? Это то, к чему стремится человек, то, во что он верит. Любой человек на Земле мечтает о чём-нибудь: о крепкой и счастливой семье, о большом количестве денег или просто попасть в Америку.

Сочинение на тему когда реальность разрушает мечту

Благодаря достижению желаемого люди могут светиться изнутри. Человек радуется исполнению своей мечты, ведь получается, что он не зря живёт в этом мире. Она может принести лёгкость или разочарование, проблемы или выход из сложной ситуации.

Довольно часто люди задаются вопросом: может ли реальность разрушить нашу мечту. Конечно, да. Реальность жестока и, сталкиваясь с ней лицом к лицу, не всякий может пронести своё чудо до самого конца. Реальность напоминает, что в этой жизни не всё так радужно.

Люди забываются в серых буднях, выбирают профессию, которая им не по душе, ходят туда, куда не хотят ходить, разговаривают с теми, с кем не хотят. И всё это заставляет её медленно разрушаться.

Некоторые люди пытаются и у других отбить стремление к исполнению мечты. Они просто не умеют или не хотят мечтать. Это разбитые люди, несчастные. Они рождаются в этом мире, чтобы сдаться. Соревнуются между собой, пытаются потянуть вниз как можно большее количество людей, превышая допустимые границы личного пространства. Из-за этого мечты разбиваются о жестокую реальность и рушатся.

Примеры из литературы

Произведение гранатовый браслет

  • не уверен в своих силах;
  • боится мнения окружающих.

Эта фантазия давала несчастному любящему мужчине существовать, но, к сожалению, реальность всё разрушила. Телеграфист умер, совершив самоубийство. Он погиб из-за своей мечты, из-за любви.

После его смерти Вера, наконец, поняла, кого потеряла, но было уже поздно. А ведь они могли быть вместе, ведь с мужем у княгини были только дружеские отношения, но она боялась осуждения со стороны общества.

Произведение Евгений Онегин

  • милой;
  • доброй;
  • стеснительной.

Спустя годы Татьяна встречается с Евгением вновь, но она уже была не тем легкомысленным ребёнком, верящим в сказки. Теперь Ларина отказала Онегину, который признавался ей в любви, хотя до сих пор испытывала к нему симпатию. Девушка не исполнила свою мечту.

Реальная жизнь

Иногда не только общество, но и сам человек виноват в том, что желание не сбылось. Он всё время мечтает и ничего не предпринимает для осуществления задуманного. Столкнувшись с реальной жизнью, он понимает, что необходимо приложить усилия ради исполнения мечты, и это заставляет его отказаться от ее осуществления.

Произведение Обломов

Мечта может быть убита под натиском реальности. Единственное, чего нельзя делать, — падать духом, поскольку желания осуществляются лишь у людей, которые добиваются их, несмотря на преграды, стоя́щие на пути.

Мечтать нужно, ведь это украшает жизнь, делает её ярче, красочнее, дает силы, чтобы продолжать идти дальше и выполнять поставленные задачи. Мечта окрыляет, а реальность человека ломает. Слабые люди могут просто разбиться о суровую реальность и отречься от своих принципов, утонуть в быту. Сильные же ищут другую дорогу или компромисс.

Читайте также: