Расти сынок из тебя настоящий человек выйдет сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
Парень спросил:
– Березу объезжаешь, значит?
– Нет, – тихо сказал Алька, – Это я играю.
Парень закурил и лениво сообщил:
– Ну, скоро твоей игре конец!
– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
Тот охотно объяснил:
– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок.
– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.
– Ха! Не надо! А мост?
– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. – Тут везде места много, чтобы его построить.
Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. Меня помощник ждёт на той стороне.
Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. По рукам?
Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.
Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
– Ползёшь, пацан?
Алька молча кивал и полз вверх по косогору. Он боялся сказать, что очень устал. Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то, что Алька выполнил его условие?
Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. – Руку давай. Ух, и увозился! Мать-то тебе задаст. А рейку где взял?
Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.
На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. Ах ты дуб-бина! Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! Я тебе устрою баню! А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.
– Берёзу?
– Ага. Вон ту. Потому что будет мост… Дяденька, правда срубят?
Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он.
– Моя… То есть она ничья. Я играю с ней. Правда срубят? – снова со страхом спросил он.
– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. – Чего же дерево губить?
Он обнял Альку и прижал к себе.
– Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет.

Берешь план и пишешь по нему сочинение.
Эх, в те времена был еще кто-то, кто был готов постоять за природу-матушку. Вставляешь кусок текста. Ну и оттуда по плану что-нибудь вроде: вот Алька-то какой молодец, не побоялся, березу свою отстоял, как настоящий мужик.

(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и пред­ставлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под об­лаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

(7)— Березу объезжаешь, значит?

(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил:

(11)— Ну, скоро твоей игре конец!

(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на не­званого гостя.

(13)Тот охотно объяснил:

(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.

(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Аль­ка. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.

(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, не­когда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое ме­сто. (28)По рукам?

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от кото­рого зависит жизнь Зелёной Гривы!

(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.

(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле та­щил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

(33)— Ползёшь, пацан?

(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и сру­бит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой ба­бушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А за­чем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.

(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.

(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.

(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево гу­бить?

(66)Он обнял Альку и прижал к себе.

(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По В. Крапивину)

Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.

Приведите в сочинении два ар­гу­мен­та из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):

  1. Тезис (формулируем, опираясь на предложенную цитату из текста, так как в ней заключён основной смысл того, о чём предстоит писать сочинение).
  2. Комментарий тезиса.
  3. Аргумент 1 (по тексту).
  4. Аргумент 2 (по тексту).
  5. Вывод.

Шаг 3. Оформляем тезис и комментарий к нему.

Шаг 4. Подтверждаем тезис и комментарий двумя аргументами из текста.

Аргумент 2. Алька – добрый, милосердный мальчик. Об говорит его заботливое отношение к берёзке: он ни под каким предлогом не хочет дать дерево в обиду – согласен даже нести на себе непосильную ношу (предложения 31, 32), ради спасения Зелёной Гривы. Такой поступок малыша сродни подвигу.

Шаг 5. Подумаем над выводом.

Шаг 6. Проверяем и корректируем сочинение.

Сочинение-рассуждение 15.2.

Алька – добрый, милосердный мальчик. Об этом говорит его заботливое отношение к берёзке: он ни под каким предлогом не хочет дать дерево в обиду – согласен даже нести на себе непосильную ношу (предложения 31, 32), ради спасения Зелёной Гривы. Такой поступок малыша сродни подвигу.

Шаг 7. Оформляем свой вариант сочинения.

Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам.
Было все хорошо, но вдруг нависла над Зеленой Гривой беда.
Подошел как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. На плече он нес длинную тяжелую рейку с белыми и черными отметинами.
Парень спросил:
– Березу объезжаешь, значит?
– Нет, – тихо сказал

Алька, – Это я играю.
Парень закурил и лениво сообщил:
– Ну, скоро твоей игре конец!
– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
Тот охотно объяснил:
– Здесь мост через овраг построят. (15)А березу твою – под корешок.
– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.
– Ха! Не надо! А мост?
– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. – Тут везде места много, чтобы его построить.
Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. Меня помощник ждет на той стороне.
Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
– Слушай, малек, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. По рукам?
Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!
– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.
Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. Он еле тащил ее и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
– Ползешь, пацан?
Алька молча кивал и полз вверх по косогору. Он боялся сказать, что очень устал. Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то, что Алька выполнил его условие?
Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. – Руку давай. Ух, и увозился! Мать-то тебе задаст.

А рейку где взял?
Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребенком делаешь?
– А что, Матвей Сергеевич, – все еще улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.
На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. Ах ты дуб-бина! Я тебя с практики к чертовой бабушке отошлю и в техникум напишу! Я тебе устрою баню!

А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
– Он сказал… березу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.
– Березу?
– Ага. Вон ту. Потому что будет мост…

Дяденька, правда срубят?
Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
– Твоя, что ли, береза-то? – поинтересовался он.
– Моя… То есть она ничья. Я играю с ней.

Правда срубят? – снова со страхом спросил он.
– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. – Чего же дерево губить?
Он обнял Альку и прижал к себе.
– Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет.

Прочитав этот небольшой рассказ, я с уверенностью могу сказать, что из Альки вырастет настоящий человек. Уже сейчас видно, как он любит природу, насколько небезразлична ему судьба своей любимой березы, которой он даже название придумал – “зеленая грива”. Кроме того, он не побоялся выручить Ваську, которому грозило отчисление из детского лагеря.

Я думаю, что он настоящий друг, а кроме того, человек, который с такой теплотой относится к окружающей природе никогда, ничего и ни кому не сделает плохого. Алька – это человек с добрым и любящим сердцем, добрыми и чистыми помыслами, человек, который умеет видеть и ценить все, что нас окружает, человек, который умеет быть настоящим другом.

Презентация на тему: " Сочинение-рассуждение С2.. (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки." — Транскрипт:

2 (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю. (10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост? (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.

3 ( 31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание. (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. (53)– Берёзу? (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят? (58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить? (66)Он обнял Альку и прижал к себе. (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)

5 Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я согласен с этим высказыванием. Как можно понять это высказывание? Попробуем объяснить данное утверждение. Это высказывание я понимаю так. Что имел в виду писатель (учёный)?

7 Включение примеров Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение приведу пример из … предложения текста. Рассмотрим … предложение. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

8 Задания-помощники в КИМах ГИА Лексические явления А2. Лексика и фразеология 2.1 Лексическое значение слова 2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы 2.3 Фразеологические обороты В Группы слов по происхождению и употреблению 2.5 Лексический анализ Грамматические явления В2 Грамматика. Синтаксис 5.1 Словосочетание В Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения В4, В5 5.7 Осложненное простое предложение В7,В Синтаксический анализ сложного предложения В Сложные предложения с разными видами связи между частями

9 Задания к тексту. А2 А2. Укажите, какие слова являются контекстными синонимами к слову а)ребёнок (малёк, пацан, малец, сынок) б) берёза (лошадь, конь, Зелёная Грива) Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте; их отбор делает речь яркой, художественной, они позволяют увидеть и охарактеризовать внутренний мир рассказчика или героя, их действия, состояния; отражают недостающие смыслы слова, показывают новые стороны слова. Задания к тексту. Задания к тексту. А2 Задания к тексту. Задания к тексту. А2

10 (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю. (10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост? (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.

11 ( 31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание. (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. (53)– Берёзу? (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят? (58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить? (66)Он обнял Альку и прижал к себе. (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)

13 Задания к тексту. В1 В1. Замените просторечное слово пацан (хватай, тащи, двигай, увозился, задаст) в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. В1. Замените книжное слово губить в предложении 64 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. В лексику разговорной речи включаются слова разговорной и просторечной окраски, которые характеризуются экспрессивностью, оценочностью, эмоциональностью. Просторечная лексика используется лицами, которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста оно служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей. Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном.

14 Синонимы 1)Для уточнения мысли; 2) для выделения наиболее важных смысловых оттенков; 3) для повышения образности и художественной изобразительности речи; 4) для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. Антонимы Выражают самые разнообразные оттенки значений и смысла сопоставление, противопоставление и т. д. Многозначные слова Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Образность, создаваемая ими, построена именно на переносном значении слова. Архаизмы и историзмы Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов. Характеристика лексических явлений в тексте

15 Фразеологизмы Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла, метко и точно характеризуют предмет, действие, признак и т.д. Однозначные слова Называют отдельное явление действительности Морфемы (корень, суффикс, приставка) В корне - основное лексическое значение, приставки и суффикс уточняют его. Характеристика лексических явлений в тексте

16 Характеристика грамматических явлений в тексте Формообразующие аффиксы (окончания) Показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов) Предлог Выражает в предложении грамматические отношения между именами существительными, местоимениями, которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами). Грамматическая роль предлога заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова Основные грамматические средства сочинительной и подчинительной связи в простом и сложном предложениях. Словосочетание Грамматическая связь в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога (согласование, управление)

18 Вывод Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль. Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение. Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону. Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного. В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире. В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о ….(предмете, действии, признаке и т.п.) Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики и т.д.

20 В2. Замените словосочетание ствол берёзы (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. В3. Выпишите грамматическую основу предложения 14. В4. Среди предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения с сочинительной (подчинительной) связью. В8. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соединением придаточных частей. Напишите номер этого предложения. В9. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями.

21 Задания к тексту. А2 А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово объезжаешь (предложение 7). 1) проезжаешь стороной 2)опережаешь, перегоняешь кого-либо при езде 3)бываешь всюду, во многих местах 4) приучаешь к ходьбе под седлом В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие. Многозначные слова делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Лексические явления Задания к тексту (А2)

22 Задания к тексту. А2 А2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм (номера предложений указаны) (выбился из сил, без зазрения совести, к чертовой бабушке, устрою баню ) Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека, его поступки, действия, помогают легче их представить; отношение человека к окружающему миру и т.д., позволяют индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным. Задания к тексту. А2

Читайте также: