Раскаяние в жизни человека сочинение мастер и маргарита

Обновлено: 02.07.2024

Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная — вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова. Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем. Маргарита любит Мастера, Мастер — Маргариту, им помогает Дьявол — все это стало общим местом и не нуждается в комментариях. Однако нуждается в комментариях следующее удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!” Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Она поселяется в их сердцах, и все последующее не к тому, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись — и возвращается Мастер. Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешлив, но смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Вся ненависть и месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол. Это никакая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство.
Любовь у Булгакова все искупает и все прощает. Всепрощение настигает каждого, неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем Коррвьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом, и Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу. Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая “как убийца из-за угла”, поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда он выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: “Вот твой дом, вот твой вечный дом”, — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца:
Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.


Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.

Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости

Проблема совести в романе

Тест по произведению

Одиночество – цена высокого положения в обществе

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

LiveInternetLiveInternet

Понтий Пилат - Иешуа (500x682, 63Kb)

Понтий Пилат — Иешуа

Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат — один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

https://www.mirvboge.ru/wp-content/uploads/2017/05/mirvboge.ru_суд-740x402.jpg

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

“Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.

Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?”
Этим вопросом М. А. Булгаков заканчивает свой роман “Белая гвардия”. А потом сам же на него и ответит своим произведением “Мастер и Маргарита”,

романом, который целиком устремлен в вечность, романом, являющимся одновременно и реальностью, и мифом, то есть пребывающим в вечности. Ведь достоверность рассказа засвидетельствована Воландом – очевидцем всех происходящих событий, – а затем, косвенно, и самим Иешуа, которые являются фигурами отнюдь не временными.
В последней же главе и Мастер с Маргаритой растворяются в вечности. “Слушай беззвучие, – говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной”. Именно тишина говорит от имени вечности. Финал

В последней главе происходит сцепление всех основных тем и мотивов повествования. В ней же заключено и прощание, и прощение.
Как известно, в первых редакциях романа (1929-1933) отсутствовал образ Мастера. В центре находился рассказ Воланда о Пилате и Иешуа (“Евангелие от Воланда”). То есть основной проблемой романа должна была стать проблема власти, связанная с личностью Пилата. С появлением образа Мастера эта проблема оказалась вытеснена и заменена более важной для писателя в 30-е годы фаустовской темой: чувство вины художника, совершившего сделку с Сатаной.

По-видимому, важным моментом в формировании этой линии послужило письмо писателя М. А. Булгакова к правительству и последующий телефонный разговор со Сталиным. Человек, молча позволивший совершиться у себя на глазах убийству, вытесняется художником, молча смотрящим на все совершающееся вокруг него из “прекрасного далека”. Пилат уступает место Мастеру. И именно Мастер отпускает Пилата, объявляет его свободным, то есть прощает.

И Пилат устремляется вслед за Иешуа. “Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней бросился бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит.

Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он”.
Вина Мастера менее конкретна, она не мучает, не подступает постоянно навязчивыми снами, но эта вина более общая и необратимая – вечная. Та вечная вина творческой личности, которая идет на компромисс с обществом, властью, уходит от проблем морального выбора, искусственно изолирует себя от обступающих проблем, чтобы получить возможность работать, реализовать свой творческий потенциал и достигнуть бессмертия, то есть, подобно Фаусту, вступить в сделку с Сатаной.
В последнем сне Мастера к нему является “непомерной красоты женщина”, уводящая его к луне, это можно рассматривать как указание на то, что в конце концов Мастер и Маргарита покидают свой приют и устремляются к свету по той же лунной дороге, по которой ушли ранее прощенные Пилат и Иешуа. А исчезновение того мира, уход от которого был главной виной Мастера, означает его освобождение от этой вины. “Кто-то отпускал Мастера на свободу”.
Мастер свободен от своей вины, следовательно, прощен. Но в то же время это и прощание со своей жизнью, городом, временем, ибо выполнена главная задача – прорыв в вечность. Наступило иное бытие.

Но есть грехи более серьезные. Барон Майгель— шпион и наушник— входит в доверие к иностранцам и доносит на них, обрекая людей на долгие годы заключения, а может, и на смерть. Поэтому Воланд лишает его жизни. Этот грех не искупить ничем, даже покаянием. Но Майгель и не способен раскаяться.

Другая жертва Воланда — Берлиоз. Казалось бы, он никого не предай и не убил. Однако он, глава МАССОЛИТа, идейный руководитель писателей, ведет их по ложной дороге. Он отрицает вечные истины и проповедует безверие, которое означает, что все дозволено сильным мира сего. Берлиозу была предоставлена возможность раскаяться, поверить в то, что Иешуа существовал. Но он ее не использовал и ушел в небытие, ибо каждый получает по своей вере.

Совершенно по-иному подействовало происшествие на Патриарших прудах на поэта Ивана Бездомного. После встречи с Воландом, а главное, после разговора с Мастером, Иван Николаевич начинает понимать, что совершал страшный грех: он писал чудовищные стихи про то, во что не верил, и внушал людям ложные идеи и мысли. Его покаяние начинается с обещания Мастеру не писать стихов. И он сдержал свое слово, став профессором истории. Однако он не до конца прошел трудный путь покаяния. В полнолуние ему нет покоя, и лишь приход из лунного света Мастера и Маргариты успокаивает его, напоминая о главном, о вечном.

Значит, искупление невозможно? Нет, возможно. Но за него нужно заплатить тысячелетиями одиночества и страданий. И только пройдя трудным путем покаяния, испив полную чашу нравственных страданий, Пилат получает свободу и идет по лунной дороге к тому, с кем не договорил когда-то о чем- то очень важном. Он получает ответ на так долго мучивший его вопрос, а была ли казнь? Иешуа отвечает, что казни не было, и Пилат, успокаиваясь, продолжает свой путь к луне.

По мнению Булгакова, миром правит Бог, а человек грешен. Но мал ли, велик ли его грех, все равно он должен прийти на путь покаяния. И если этого не случается, если он не обращает свой взгляд к вечному, его удел — небытие.

Тема нравственного выбора волновала и волнует человечество во все времена. Выдающийся писатель М. Булгаков не единожды ставит своих героев перед проблемой нравственного выбора. На своем жизненном пути с ней сталкиваются как герои самого Булгакова (Маргарита, Мастер), так и герои романа в романе, романа Мастера (Иешуа и прокуратор Понтий Пилат).
На балу у сатаны Маргарита, узнав историю Фриды, просит у Воланда помилования для грешницы. Цена этой просьбы велика: Маргарита, прося за Фриду, может навсегда потерять Мастера, но нравственные принципы героини не позволяют ей переступить через чужое горе и действовать во имя собственного блага; ради облегчения страданий Фриды она готова пожертвовать своей самой сокровенной мечтой — вернуть утраченного возлюбленного. Маргарита, женщина, согласившаяся на сделку с дьяволом во имя любви, проявляет в этой сцене не только милосердие, но и невероятную силу и стойкость духа.
Мастер, в отличие от Маргариты, не выдерживает испытание нравственным выбором — он сжигает свой роман, свое главное творение, творение всей жизни. Ослабевший, подавленный, гонимый литературным миром, преследуемый властью, он не видит другого выхода, кроме как сжечь роман, ставший главным источником его бедствий, самым страшным из которых стала для Мастера разлука с Маргаритой.
Нравственный выбор другого рода делает Иешуа в романе Мастера. Прокуратор Пилат хочет уберечь бродячего философа от казни, всячески подсказывая тому способ спасения, но Иешуа ставит правду выше всего на свете и готов ценой своей жизни эту правду защищать; его нравственные принципы и убеждения не позволяют ему лгать во спасение. Как и Маргарита, он проявляет необыкновенную внутреннюю силу и стойкость духа, только в его случае борьба за правду стоит ему жизни.
Ещё один герой, которого хочется рассмотреть лицом к лицу с нравственным выбором, — прокуратор Понтий Пилат. Его можно смело противопоставить Иешуа; если Иешуа готов отстаивать правду любой ценой, то Пилату страх за собственную жизнь не позволяет принять единственное правильное, гуманное решение и освободить философа. Собственная жизнь для Пилата дороже любых моральных устоев и человеческих ценностей. Он вроде бы и пытается проявить милосердие по отношению к Иешуа, но может сделать это лишь обманным путем, на который Иешуа никогда не согласится. Если Мастер, не выдерживая испытание нравственным выбором, обрекает на страдания себя и любимую женщину, то по вине Пилата умирает страшной смертью безвинный человек. Пилат беспомощен в своем эгоизме, в своей трусости, он и сам понимает это. На реплику Иешуа: “Трусость — один из самых страшных пороков. ” Пилат возражает: “. трусость — самый страшный порок”.
Таким образом, вопрос нравственного выбора в романе “Мастер и Маргарита” позволяет М. Булгакову раскрыть характеры, нравственные ценности, моральные принципы и устои своих персонажей.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: