Сочинение по первой части обломова

Обновлено: 04.07.2024

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

Можно отметить и то, что первая часть романа отличается от остальных трех частей. Первая часть представляет собой экспозицию. Здесь Гончаров знакомит нас Обломов, его характером, образом жизни, показывает истоки формирования его личности. В экспозиции Гончаров дает всю предысторию героя — описание его детства в Обломовке, отрочества в пансионе Штольца, юности в Петербурге. Экспозиция здесь сливается с прологом.

Таким образом, все эти персонажи имеют важное композиционное значение в романе. Каждый из них открывает О6-ломову какую-то сторону жизни, искушая героя, как будто предлагая ему активно включиться, вмешаться в эту жизнь. И такого рода предложения непосредственно присутствуют в речи персонажей. Так, Волков, Судьбинский и Пенкин зовут Илью Ильича в Екатерингоф на гулянье.

Однако Обломов на каждый из этих призывов отвечает своеобразным протестом против пустоты и суетности светской жизни, формализма российской карьеры, безыдейности и поверхностности писателей, человеческой серости и безынициативности, мошенничества и обмана. И протест этот заключается в бездействии. Илья Ильич отвергает все эти области жизни, так как он не видит в них внутреннего смысла, глубины, духовности, человечности.

Последним из посетителей Обломова является Штольц. Этот герой уже резко отличается от всех предыдущих персонажей. Штольц превосходит всех гостей Обломова умом, своими деловыми качествами, порядочностью. Андрей Иванович энергичен, деловит, практичен, решителен, целеустремлен. И в этом плане Штольц является в романе антиподом Обломова. Однако превосходит ли он Обломова в нравственном отношении? Сравнением Обломова и Штольца Гончаров как будто задает нам этот вопрос, а Ответом на него служат остальные части романа.

Стоит отметить, что внешне развитие действия идет зигзагом — то поднимаясь, то опускаясь: Обломов сомневается в подлинности чувств Ольги, в возможности своего счастья. Однако внутреннее движение чувств героя идет по возрастающей. Как замечает А. Г. Цейтлин, герой стремится прекратить свои отношения с Ольгой, пишет письмо, в котором предлагает расстаться (внешний спад действия), но любовь его усиливается. Кульминацией является поцелуй Ольги и Обломова, падение Ильи к ее ногам. Далее действие движется к развязке. Развязкой же становится последнее объяснение героев, где Ольга впервые ясно осознает, насколько она ошиблась в своем избраннике, и их расставание.

Четвертая часть романа является эпилогом в обломовском сюжете, связанном с Ольгой Ильинской. Но одновременно четвертая часть — это и новая любовная история Обломова. Однако начинается она еще в первой части романа. Экспозиция сюжета, связанного с Агафьей Пшеницыной, — это рассказ Тарантьева о тихом, уютном домике на Выборгской стороне. Узнав о проблемах Обломова, Тарантьев уговаривает его переехать на квартиру к своей куме. Таким образом, второй любовный сюжет Обломова частично накладывается на первый.

Так, завязка этого сюжета — знакомство Ильи Ильича с Агафьей Матвеевной — происходит в тот период, когда отношения его с Ольгой Ильинской достигают своего расцвета, кульминации. Жизнь Обломова в домике на Выборгской стороне — развитие действия.

Характерно, что само развитие действия подается через восприятие Штольца. Он трижды посещает Обломова в домике Агафьи Матвеевны. Штольц понимает то, чего не видит Илья, он как будто фиксирует отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной, придает им определенность, обозначает их словом.

Развязкой этой истории и всего романа становится смерть героя. Описание дальнейшей судьбы Агафьи Матвеевны, Анд-рюши, семьи Штольца — эпилог второго обломовского сюжета и одновременно эпилог всего романа.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Как бы вы определили жанровое своеобразие романа обломов?

Выводы

Тест по произведению

строго и отчетливо подчинен делению русского календаря на четыре времени года. Об этом говорит композиция гончаровского шедевра. Начинаются происходящие в нем события весной 1 мая. На лето приходится самое бурное действие — любовь Обломова и Ольги. А заканчивается зимой — первым снегом.

Такая композиция романа, вошедшая в годовой цикл, подводит все сюжетные линии к плавной завершенности. Создается такое впечатление, что построение романа заимствовано самим Гончаровым прямо из родной природы. Жизнь Обломова — от его любви до меню его обеда — включена в этот органический порядок и отражена в естественном годовом круговороте, находя в календаре масштаб для сравнения.

Изощренная, своеобразная структура романа Гончарова характерна для отечественной поэтики своей необычностью. Русская классика, не обремененная ветхими традициями, часто игнорировала готовые жанровые формы, предпочитая создавать их каждый раз заново, для своих специальных целей. И романы в стихах, и поэмы в прозе появлялись от переизбытка содержания, требующего оригинальной системы изложения.

Провокационно подсказывая нам выводы об Обломове в начале книги, автор на самом деле маскирует свою несравненно более сложную точку зрения на героя. Глубоко в ткань романа Гончаров вживил противоречивый голос рассказчика, который уничтожает однозначное толкование романа.

Эти два голоса — резонерский, педантичный тон Штольца и насмешливый, но сочувственный самого автора — сопровождают Обломова на всем его пути, не давая роману стать плоской зарисовкой нравов. Сложно переплетенные интонации не контрастируют, а дополняют друг друга: первая не отрицает вторую. Из-за такого построения авторской речи возникает многослойность книги. Как это обычно бывает в русском романе, за социальным планом проступает метафизическая тема.

Логика деления на части:

  • 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
  • 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
  • 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Тихоновной.
  • 4 часть — конец Обломова.

Художественные особенности ОБЛОМОВ Гончарова

Эта особая романная поэзия воплощает общечеловеческое нача­ло, вводит произведение в круг вечных тем и образов. Так в харак­тере главного героя романа Обломова варьируются черты шекспи­ровского Гамлета и сервантесовского Дон Кихота. Все это не только придает роману удивительное единство и целостность, но и опреде­ляет его непреходящий, вневременный характер.

Художественные особенности ОБЛОМОВ Гончарова

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

Первая часть романа — отображение характер героя

По замыслу Гончарова сюжет произведения разделен на 4 основные части. Цель первой части — показать характер Обломова от жизни в деревне и проблемах по службе.

  • 1 глава — портрет героя, обстановка, характеризующая его. Захар как альтер эго своего барина;
  • 2-4 главы — характеристика жизни, от которой отказывается Обломов

(Волков — воплощение светской жизни, Судьбинский — карьеры, службы, Пенкин — литературных занятий, публицистики, Волков и Тарантьев как приживалы при барине) ; подготовка появления Штольца;

  • 5-6 главы — рассказ о службе, причины отвращения к жизни у героя, рассказ о его учении. Внутренняя жизнь Обломова
  • Характеристика Захара и его отношений с барином
  • главы 2-8 — невозможность для Обломова действовать и решать практические дела: чтение письма из имения, обращение героя ко всем, даже доктору, за советом и помощью — неспособность к деятельности.
  • 9 глава — — центральное место романа, объясняющее суть обломовщины как явления.
  • 10-11 главы — проясняют характер слуг, в частности показывают преданность Захара барину, подготавливают приезд Штольца, который и появляется в конце 10 главы.
  • 1-2 главы — о Штольце как альтернативе Обломову, соединение немецкого (отец) и русского (мать) —
  • 3-4 главы — диалоги главного героя и Штольца. Обломовская критика современной жизни
  • 5 глава — Знакомство Обломова и Ольги Ильинской. Цель Штольца и Ольги -спасти Илью Ильича от обломовщины. Пение Ольги
  • Отношение Ольги к Обломову. Сначала только цель пробудить его к жизни

Ветка сирени (6 глава) как символ искренней любви не только героя, но и Ольги.

Вопрос:

Ответы:

Необычность в том, что автор вначале романа описывал Обломова, ленивую и неактивную личность. Обломов не встречает гостей, и не понимает их жизнь, ведь они ведут ее активно, проявляют какую-то деятельность, а он целыми днями лежит на диване в своем халате и ничего не делает. Хотя, он только делает ВИД, что что-то делает, но на самом деле ничего. Положительные качества Обломова, наверное, то, что он был добрым, спокойным, умел искренне любить и дружить. Он порвал со службой и с обществом, потому что ему это было не интересно. Он Он жил в покойной и беззаботной жизни. Обломов мечтал о жене, которая не будет его заставлять что-то делать, которая ничего не будет требовать от него. И он нашел эту жену, ею оказалась вдова Агафья Пшеницына.

В 3 части Гончаров показывает крушение своего главного героя. Илья Ильич не выдерживает испытания любовью. Появление другой героини — Агафьи Тихоновны.

  • 1-4 главы — вмешательство жизни, требующей от него действия: ситуация с квартирой не разрешена, Обломов остается. Внимание Обломова к Агафье Тихоновне

Начало интриги Ивана Матвеевича и Тарантьева против Обломова. Отсутствие у героя знаний о жизни. Разговоры о свадьбе и реакция на них Обломова

  • 5-6 глава -начало конца любви (в ответ на предложение Ольги покататься по Неве —

на разговоры о свадьбе —

Нежелание ехать к Ольге. Постепенное возвращение к прежнему образу жизни — мысли поселиться рядом с Ольгой-

  • 7 глава — объяснение с Ольгой, последний взлет

В 4 части писатель показывает постепенное приближение к концу. Временные рамки: прошел год, полтора, пять лет.

  • 5-7 главы — Штольц утраивает дела Обломова (раскрывает интригу Тарантьева и Ивана Матвеевича). Решительный поступок героя — пощечина Тарантьеву — ответ на оскробления Штольца.
  • 8 глава — жизнь Штольца и Ольги. Духовный рост Ольги. Женщина в русской литературе — духовно выше героя. Ольга об Обломове —
  • 9 глава — Последняя встреча Штольца и Обломова.
  • 10-11 главы — своеобразный эпилог — жизнь после смерти героя. Достоинство Агафьи Тихоновны

Деятельность Штольца. Воспитание сына Обломова, Андрея, в семье Штольца и Ольги. Судьба Захара как отражение судьбы барина. То же нежелание и неумение жить. Обломовщина — как приговор.

Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Таким образом, сюжетную основу произведения составляет исто-рия любви дворянского интеллигента, помещика Обломова к де-вушке цельного и одухотворенного характера Ольге Ильинской. Именно в любовной интриге сходятся все идейные линии романа, она составляет его идейно-композиционный центр. В драматиче-ском действии показан подлинный характер главного героя, кото-рый разительно отличается от того, который мы видим в 1 части.

Как может быть бездействие нормальным состоянием человека? Жизнь человеческая — это постоянное движение, постоянный поиск чего-то нового, новых впечатлений, наслаждений, постоянное стремление что-то сделать, что-нибудь изменить. Можно сказать, что жизнь человеческая бессмысленна по своей сути. Один человек не в состоянии изменить мир, к тому же далеко не каждому удается совершить что-то значительное. Но ведь смысл совсем не в том, чтобы совершить великое открытие или изменить мир.

Несомненно, что Обломов на самом деле является удивительно беспечным человеком. Он не задумывается о собственном благополучии, его устраивает абсолютно все. И вот именно это делает его счастливым. На мой взгляд, нельзя отрицать, что Обломов — по-настоящему счастливый человек. Он не приемлет суеты, светское общество утомляет его. Он живет в собственном мире, и, невзирая на его лень и безразличие к окружающей жизни, внутренний мир его достаточно богат. Обломов интересуется искусством, он ценит хороших людей. Получается двойственная картина. С одной стороны, Обломова можно назвать счастливым человеком потому что счастье — это прежде всего гармония с собой и с окружающим миром. А жизнь Обломова очень гармонична. Он ни о чем не жалеет, не переживает о том, что у него не получается. Он доволен своей жизнью, вполне доволен собой.

Трагедия Обломова заключается именно в этом нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний. Погруженность в себя, в свои мысли и мечты — безусловно, хорошее качество. Но одновременно его можно назвать бесперспективным и бесполезным. Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя. Ему безразлично, как он выглядит, какое впечатление производит на окружающих. Ему безразлично, что было вчера и что будет завтра. Ему важно только, чтобы был уютный диван, чтобы никто его не тревожил и не заставлял ничего предпринимать.

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Выводы

Читайте также: