Путь свидригайлова и путь разумихина почему раскольников отверг оба пути и выбрал свой сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Сходство героев

Родиона Романовича Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова объединяет то, что оба они переступили черту нравственного закона. Роднит их и то, что они неординарные личности. У них есть общие черты:

Различия


У Раскольникова и Свидригайлова разное социальное и материальное положение. Родион — бывший студент-юрист, принадлежит он, судя по всему, к дворянскому либо к мещанскому сословию. И он, и его родные (мать и сестра) очень бедны, вынуждены экономить на всём.

А Свидригайлов — помещик, свободный в деньгах. Хотя он считает себя небогатым, но по сравнению с Раскольниковым Аркадий Иванович богач.

Родион раньше старался учиться, давал за деньги уроки детям, но из-за нехватки средств вынужден был на время оставить учёбу и выйти из университета.

Раскольников, увлёкшись ложной идеей, не утратил ориентиры между добром и злом, а Свидригайлову свойственен цинизм и нравственный нигилизм.

Любовь к Соне спасает Раскольникова, поскольку он не утратил духовность. В конце романа этот герой вступил на путь к возрождению личности, на путь к новой жизни. Любовь к Дуне губит Свидригайлова, так как девушка ненавидит его, потому что он аморален. Проснувшаяся совесть заставила его сделать благородные поступки: поместить троих сирот Мармеладовых в приличные сиротские заведения и положить на каждого из них, до совершеннолетия, по 1500 рублей, а Соне он дал 3000 рублей, так как знал, что она поедет с Раскольниковым на каторгу. Но даже проснувшаяся совесть оказалась не способна возродить Свидригайлова, и он совершает самоубийство.

Взаимоотношения Раскольникова и Свидригайлова


Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым описана в части третьей (глава VI) и в части четвёртой (глава I). Свидригайлов приходит к Раскольникову для того, чтобы он помог ему повидаться с Дуней. Эта встреча нужна была ему для того, чтобы объяснить девушке, что выходить ей за Лужина не будет ни малейшей выгоды, а будет явный ущерб. Кроме того, он хотел предложить ей 10 тысяч рублей за то, что из-за него у неё были неприятности, и для того, чтобы облегчить разрыв с Лужиным.

Свидригайлов узнал о преступлении Раскольникова, подслушав его разговор с Соней на её квартире, и использовал это для шантажа Дуни. Аркадий Иванович надеялся, что ради спасения брата от ареста она согласится стать его любовницей.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (таблица)

Вывод

Психологически сложные образы Раскольникова и Свидригайлова отражают взгляды Достоевского на итог борьбы добродетели и зла в душах людей. Иногда зло торжествует, а иногда бывает повержено — когда человек через страдание, через истинную любовь, возвращается к Богу и духовно преображается.

Роман “Преступление и наказание” писался Ф. М. Достоевским в 1860-е гг., в тот период, когда в стране происходили неминуемые изменения. Народ двигался к капитализму, и в обществе становилось все больше людей, ценящих материальны блага. Без денег невозможно было учиться, питаться, жить, расти и развиваться.

Главный герой произведения – молодой студент, вынужденно оставивший учебу на юридическом факультете из-за отсутствия денег.

Фактически, Родион Раскольников оказался в состоянии материального тупика.

Он жил в убогой коморке в Петербурге, еле успевая заплатить арендную плату, он не мог помочь Матери и Сестре, что его еще больше угнетало. Он понимал, что честным трудом на жизнь не заработать и эти мрачные мысли его угнетали. Идею убить старуху-процентщицу он придумал не сам.

Она была им подслушана в трактире. До своего преступления молодой человек написал и опубликовал в газете статью под названием “О преступлении”.

В ней он выложил свою теорию о разделении общества на две группы людей: “обыкновенных” и “необыкновенных”. Первые от рождения были слабыми и безвольными, не способными изменить

ход истории. А вторые могли принести много пользы обществу, даже если решили бы убить определенное количество людей. Этой теорией он оправдывал убийство несносной Старушонки.

Ему казалось, что, убив одного плохого человека, он спасет сразу сто невинных людей.

Его идея потерпела крах в тот момент, когда ему пришлось убить и внезапно нагрянувшую сестру старушки Лизавету Ивановну – женщину, которая в жизни комара не обидела. Это было поражение. Он понял всю несостоятельность своей теории, но было уже поздно. В голове у героя происходит внутренняя борьба.

Он вроде бы понимает, что больше некуда идти, а сделать ничего не может. В перерывах, отвлекаясь от своих мрачных мыслей, он наблюдает за жизнью бедных Мармеладовых.

Все больше времени он проводит со старшей дочерью Катерины Ивановны – Соней, которая помогает ему обрести себя. Соня с ранних лет была вынуждена торговать своим телом, чтобы помочь матери прокормить всех детей в семье. С точки зрения общества она блудница, а с точки зрения христианства – святая, потому что жертвует собой ради блага других.

Родион Раскольников с точки зрения христианства – грешник, и не только потому что совершил преступление из гордости ума, но и потому что не любил людей.

В конце произведения мы видим, что герой раскаялся и после признания был отправлен на каторгу в Сибирь. Соня последовала за ним и часто его навещала. Именно эта сильная героиня помогла ему найти мир в себе, стать смиренным душой.

Таким образом, Достоевский показал путь раскаяния главного героя и победы над собой.

2. Беспринципен. Его трижды изгоняют: изгоняет Дуня, Раскольников, Либезятников. Его ничем нельзя пробить, никакие оскорбления его не трогают. Он как лужёный.

3. Портрет ( см. выше).

5. Его отличает известная последовательность. Он прославляет эгоизм и живёт им. Расчётливость - вот принцип его жизни. Эгоизм ещё один его принцип. С нашей точки зрения, это безнравственно, но Лужин этим не тяготится.

7. Предельно скуп (Поездка Пульхерии Александровны и Дуни в Петербург, номера, которые Лужин снял для них). Он везде преуспевает. Только со встречи с Раскольниковым у него начинается полоса неудач.

Теория Лужина - оборотная сторона теории Раскольникова : один нарушает нравственные законы, другой - официальные.

Аркадий Иванович Свидригайлов ( см. выше)

Вывод.Довёл до смерти жену, преследовал Дуню, стал виновником самоубийства дворового человека Фёдора и девочки, жестоко им обиженной.

Это доведённый до цинизма вариант теории Раскольникова. Проснувшаяся совесть, раскаяние приводят его к самоубийству

Раскольников и СоняОбраз Сони - это победа человеческого сердца, это победа жизни над теорией.

Первое настоящее свидание с Соней происходит в IV части романа.

- Чего добивается Раскольников от Сони в начале свидания?

(Бунта (Часть IV, глава 4). Он пытается заставить Соню возмутиться, бунтовать против обидчиков. (Катерина Ивановна – причина того положения Сони, в которое она попала, и Раскольников говорит ей об этом. Соня же защищает Катерину Ивановну. Она видит её страдания, её душу, силу её страданий. Соня сострадает Катерине Ивановне. Она живёт любовью к людям, а потому бунт невозможен.

- Тогда следует еще более острый вопрос: почему же она живёт в таком разврате и терпит это, она, которая должна жить высокой культурой жизнью?

(Она живёт не для себя. Истинная духовность не позволяет ей пасть. Перед Раскольниковым настоящее чудо, и он просит прочитать в Евангелии о чуде. Он понимает, что Соню к жизни привязывает не вера, а любовь, и она, падшая, даёт ему уроки сердцеведения. Раскольников целует ей ногу. Теория Раскольникова терпит крах. Соня даёт ему урок огромной любви к людям и веры в чудо, которых лишён Родион.

Нигилизм Раскольникова сталкивается с верой Сони. Живя в грязи, она сохраняет неприкосновенной свою душевную красоту. И она верит в Бога! Раскольникову дан пример веры в Бога и любви к людям. Соня одерживает нравственную победу, и Родион уходит в состоянии смятения. Он ведь считал, что она пойдёт с ним против всего света, а она не бунтует. Раскольников понимает, что люди, ради которых он преступил закон и все нравственные нормы, не приняли его поступка. Да, его деяние страшнее всякого обыкновенного преступления, ибо он не просто убил, а хотел утвердить правоту убийства, утвердить само право на преступление. Старуху Раскольников убил совершенно сознательно, ради утверждения правоты убийства. По мнению Достоевского, любая теория есть преступление против жизни. Достоевский стремится показать шаткость понятий и теорий).

Раскольников преступает нравственные законы только потому, что убедил себя в их ложности. В лице Сони он встречает человека другого, человека, который пробуждается в нём самом и которого он преследует как слабую и беспомощно дрожащую тварь, хотя и ощущает его рост в своей душе.

Эпизод признания перекликается в душе Раскольникова с эпизодом убийства Лизаветы. Тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми заставляет его принять от Сони крестик..

Суд Сони - это суд любовью, жалостью, состраданием. Людей, по мнению Достоевского, спасёт братское отношение друг к другу, а основу для единения людей надо искать в народной России.

Судьба Сони отвергает взгляд Раскольникова - теоретика. Перед нами отнюдь не дрожащая тварь и далеко не смиренная жертва обстоятельств. Не липнет к ней грязь убогой обстановки.

- А вера в Бога спасёт мир?

- А кто спасёт Соню, семейство Мармеладовых?

Вспомните этот разговор при первом свидании. На стороне Сони тот факт, что на ней нет крови, и она никогда не примет идеи Раскольникова. Так считает автор, но об этом чуть позже.

Итак, к Соне не липнет грязь обстановки, обстановки, казалось бы, совершенно исключающей добро и человечность. Соня находит выход: он в самопожертвовании, в добровольной сострадательной любви к людям. Путь Сони не радикален, но в нём нет и намёка на кровь. Она отдала всё, потому что нельзя отнять жизнь по совести, она понимает это и не приемлет идею Раскольникова: если Бога нет, то всё позволено, потому что тогда Я определяю, что есть добро и зло.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

+

1 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 1

Ответ

+

Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутреннем величии. Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Один из самых интересных и драматичных моментов в отношениях Сонечки и Раскольников наступает именно тогда, когда герой выбирает её для своей исповеди, так как страшная тайна о совершённом им убийстве стала для него невыносимой. Этот эпизод находится в четвёртой главе и является своеобразной кульминацией.

Раскольников приходит к Мармеладовой на квартиру, якобы для того, чтобы На самом деле, ему очень плохо, а в такие моменты необходимо видеть человека, которому ещё хуже. Родион хочет видеть в Соне страдание, такое же неизбывное, как и его. Именно поэтому так жесток он по отношению к девушке. Герой буквально мучает Соню во о том, что она будет делать со своими братьями и сёстрами, когда умрёт и её мачеха. Ведь девушка в её положении не может взять их к себе.

Герой не понимает, как можно, живя в подобных обстоятельствах (нищета, презрение), не имея надежды хоть на какой-то в будущем, продолжать существовать и не озлобиться. Вот он не может. Раскольников смотрит на Соню и не верит, что она в своём уме. То же самое думает и Мармеладова, не понимая, как можно быть таким злым и бессердечным.

А герой на самом деле очень жесток. В начале разговора он ведёт себя ещё спокойно, но с течением времени начинает всё более раздражаться. Так он почти насильно Соню прочитать о воскрешении Лазаря.

Жизнь для Сони держалась только на основании веры в Бога, только это её от погрязания в грехе, который пока только снаружи окружал её. Она вся преображается, когда читает Библию, вкладывает в это чтение всю душу. Соня уверена, что сможет дать почувствовать Раскольникову благодать, которая исходит от неё. Но герой не слушает, а только всё больше уверяется, что Мармеладова сошла с ума.

Этот эпизод показывает читателю двух бесконечно несчастных людей, они так похожи в своём горе.

Соня – христианское смирение. Раскольников – жестокий протест. Чему могут они друг друга научить, что дать? Они и сами не знают. Кажется, они только мучают себя, когда вместе. Но самое главное чувство, которое единит и сближает героев, – жалость друг к другу. В этом сострадании и кроется та притягательная сила, которая влечет Раскольникова к Соне. Таким путём они пытаются найти выход, и самое главное – найдут.Объяснение:

Читайте также: