Путь русского народа сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы. Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки, которые слегка похожи на слоги, но не на слова.В принципе, они друг друга неплохо понимали, но только представьте, как им в то время было трудно, и какие огромные возможности есть у нас сейчас.

Общение между людьми с помощью языка-прекрасная перспектива в развитии.Величайшие скульпторы и художники мира создают эскизы всеми любимых церквей, храмов, соборов.Благодаря многообразию слов и красоте языка, творцы могут во всех красках описать свою идею, а профессионалы своего дела выстраивают здания, которыми вдохновляется весь мир.А ведь это и есть культура.

А сколько великолепных литературных произведений написано на русском языке.Стихотворения, былины, сказания, сказки, книги и энциклопедии-все это кладези знаний.Дети с малых лет учатся и познают мир с помощью книг и стихотворений.Яркими примерами великих русских поэтов являются А.С.Пушкин, С.А.Есенин, А.А.Блок и многие другие. Таким образом, можно сделать вывод, что язык, грамотность очень важны для людей.С их помощью мы общаемся, учимся, работаем, живем.Язык-это то, к чему так долго шли люди и то, что поможет поделиться гениальными идеями и воплотить их в жизнь

Другие сочинения: ← Здравствуйте легкие звезды пушистого первого снега↑ по русскому языкуКультура речи →

Русский язык – язык мирового развития

Человек без языка — как рыба. Может лишь только плыть по течению. Нация — это общность людей, объединённых социально-экономическим, культурно-политическим и духовным единством. И в корне своём это единство, конечно же, представлено национальным языком. Язык — это средство передачи информации между людьми. И когда состоянии языка в народе ухудшается, тогда и люди перестают понимать друг друга в должной мере.

Что можно сделать в такой ситуации, когда люди теряют свой язык, а вместе с тем и национальную аутентичность? Кто-то выбирает радикальный путь и пытается провести законы о запрете на употребление заимствованных слов. На мой взгляд, это излишне. Мы живем в эпоху, когда запреты не действуют. Зато действуют акценты. И надо правильно их расставлять на общегосударственном уровне. Субсидировать киноиндустрию, заказывая фильмы по известным классическим произведениям, показывая их на всю страну. Заниматься пропагандой и популяризацией произведений, которые являются носителями и донорами русского языка. Отказаться от регулярного использования заимствований среди высших должностных лиц государства, дабы не подавать дурной пример окружающим. И, конечно, начать с себя. Больше читать. Воспитывать детей в любви к родному языку, а вместе с ним и к родной стране,её культуре и истории.

Один из читателей блога, Олег Григорьев, вчера попросил меня ознакомиться с написанным им материалом. Публикация настолько задела тетиву моей души, что незамедлительно пообещал автору опубликовать её здесь, на страницах блога.

Олег Григорьев пишет:

«Язык – одна из основ государства, народа, средство выражения чувств, мыслей, переживаний миллионов людей. С помощью языка происходит взаимодействие социальных групп, отдельно взятых людей, учеников и преподавателей, врачей и пациентов, руководства и подчиненных, родителей и детей. Без него невозможно представить деятельность как самой маленькой организации, так и всего государства. Помимо этого язык является носителем вековых традиций народа, культуры, духовности, основ существования. В сущности это идейно-нравственная основа жизни, определяющая психологию, взгляды на добро и зло, справедливость, отношение к религии, идеологии, смыслу жизни отдельно взятого народа. Язык хранит историю государства. Русь, Куликовская и Сталинградская битвы, победы Суворова и Кутузова, Великая Отечественная и Русско-Японская война, создание Российской империи и Октябрьская революция, Крещение Руси и Татаро-монгольское иго, объединение Руси и распад СССР. Язык является памятью народа, памятью о победах и поражениях, героизме и предательстве, успехах и неудачах. Он отражает историю Великой страны, Великого народа. Каждый человек посредством языка может прикоснуться к древнейшим временам и историческим событиям, полководцам и писателям, царям и крестьянам. Его роль в жизни государства невозможно переоценить. Русский язык во все времена объединял миллионы людей в одно большое государство. Даже после разделения великого народа на великороссов (русских), малороссов (украинцев) и белорусов, между нами существует связь, которую не в силах разорвать ни границы, ни политика, ни пропаганда. Мы всегда шли рука об руку, единым фронтом, единым государством, основой которого был русский язык.

Не раз в истории России были моменты, когда возникала опасность для языка, его будущего, а вместе с тем и будущего всей страны. Самый характерный пример этого – XVIII-XIX века, когда вся интеллигенция государства говорила на французском языке, носила французские вещи и употребляла французскую пищу. Дворяне перестали говорить на одном языке с народом, оторвались от своих корней, в их жизни появились новые идеи, философские течения, основы и традиции. Дворянское общество употребляло французский не только на официальных мероприятиях, но и в дружеском, неформальном общении. Все это могло повлечь за собой проникновение чужой речи и в жизнь простого народа, в результате чего вся Россия могла оказаться на грани гибели, сначала культурной, нравственной, а затем и физической. Русский язык сохранился и в дальнейшем развивался благодаря М.В.Ломоносову, Н.М.Карамзину, И.С.Тургеневу, Ф.М.Достоевскому и, конечно, А.С.Пушкину, который, несмотря на великолепное знание французского, являлся истинным патриотом своей страны, своей Родины.

Что это? Следствие нашего невежества, возвращение моды на все иностранное, пропаганда геополитических противников, информационная война против России? С наибольшей вероятностью, результат воздействия как вышеперечисленных, так и многих других причин. Несмотря на сложность проблемы, необходимо ее решение, причем деятельность в данном направлении должна начинаться сейчас, в противном случае можно опоздать. Вырождение народа начинается с искажения и дальнейшего угасания языка.

Русский язык является богатейшим, как по количеству слов, так и по смыслам, заложенным в словах и выражениях. Во всем мире знают, что он самый сложный в изучении. Любой из европейских языков можно быстро выучить и весьма неплохо изъясняться, при этом понимая и несколько родственных ему. Чтобы выучить наш язык, понять все правила, смысл пословиц и поговорок, юмора и произведений культуры, необходимы долгие годы и серьезные усилия. На протяжении долгих лет русский язык сопротивлялся иностранной оккупации. Пока язык не покорился, жива культура, жив народ. Безусловно, как и в любой сфере жизни, идет процесс совершенствования, какие-то слова устаревают, появляются новые. Главное, чтобы это были свои, русские слова, а не заимствованные на стороне или навязанные извне. Только в этом случае возможно дальнейшее развитие как языка, так и народа, страны, всей Русской цивилизации. Приятно слышать, когда персоны такого уровня, как В.В.Жириновский заявляют, что необходим законопроект для защиты русского языка. Безусловно, штраф за использование иностранных слов, это чересчур, но сам факт озвучивания и осознания проблемы на самом высшем уровне вселяет оптимизм. Главное, чтобы за этой идеей стоял искренний интерес и желание улучшить, сохранить русский язык, а не стремление к славе, вниманию и рекламе.

· поговорим о разнообразии языков;

· выясним, как язык связан с менталитетом народа.

· узнаем кое-что об особенностях русского языка.

Что он имел в виду?

И что мог иметь в виду Михаил Ломоносов, когда высказал вот такую мысль:

В этой цитате удивительно всё. Получается, что Карл Пятый разделял языки по их функциям. А Ломоносов указывает, что в каждом языке присутствуют определённые качества. Он даже называет их – великолепие испанского, живость французского и так далее…

Почему же так получается?

На самом деле, существуют определённые стереотипы о каждом языке. Так, считается, что итальянский язык – очень мелодичный. Отмечается, что немецкий язык звучит грубо, и в нем много длинных слов. А если мы говорим о китайском языке – нам сразу же представляется нечто сложное. Эти стереотипы не так уж далеки от истины, ведь у каждого языка есть особые признаки.

Но почему же вообще языки так сильно отличаются друг от друга?

Ведь мы знаем, что многие языки родственны друг другу. Мы можем представить множество знакомых нам языков в виде дерева. Корнем этого дерева будет индоевропейский язык-основа, который когда-то стал прародителем для всех языков.


Получается, что русский язык и, скажем, норвежский – дальние родственники. Однако они совершенно непохожи.

И даже близкие родственные языки могут иногда сильно отличаться.

Докажем это на примере… колбасы.

Что же влияет на формирование и изменение языка? Ну, например, климат и ландшафт.

Учёные выяснили, что если регион жаркий и лесистый, то в языке будет меньше согласных. А слоги в словах будут достаточно простыми. Это просто необходимо для выживания, ведь леса в жарком климате хорошо поглощают звук.

К слову, если в стране много гор и утёсов, то гласных в языке тоже становится больше. Ведь горная местность тоже очень хорошо поглощает согласные.

Обязательно влияет на формирование языка история и культура народа.

На формирование языка влияет и менталитет

. Так, например, в китайском языке иероглиф, обозначающий неприятности или проблемы, изображает двух женщин под одной крышей. Вот такое необычное олицетворение неприятностей в китайской культуре.

А как же русский язык? Немало иностранцев желает его изучить.

Однако русский язык может быть очень сложным. Это тоже своеобразный стереотип.

Иностранцы считают русский язык очень трудным.

Так, они не понимают, почему в словах начал, начать и начала – ударение ставится в разных местах, хотя это формы одного слова.

Ещё иностранцам сложно разобраться с премудростями рода. Почему гвоздь

– мужского рода, а
гроздь
– женского, хотя эти слова похожи, причем, это неодушевленные существительные?

Но чем же русский язык отличается от остальных языков?

Посмотрим сначала на фонетику

. В русском языке больше согласных звуков, чем гласных. В принципе, это обычно. Но зато ударение в русском языке
разноместное
и
подвижное
, а во многих языках ударение закреплено за определенным слогом в слове. Часто происходит и чередование звуков. Вообще, произношение и написание многих слов в русском языке
традиционное
и не объясняется никакими правилами.

При этом русский язык очень мелодичен и напевен

. А раньше он был еще мелодичнее! В древнерусском языке все слоги были открытыми, то есть заканчивались на гласные. Вот так выглядели слова
сон
и
палка
. Раньше буква ъ имела звук. Так что слова в русском языке было еще легче петь, чем сейчас.

Есть интересные особенности и в морфемике русского языка. Русский язык относится к так называемым флективным

языкам. То есть, в нём есть флексии – окончания. С их помощью можно выразить грамматическое значение слова.

Мы можем просклонять слово, и в этом нам помогут окончания. Пень, пня, пню

… такая же особенность существовала, например, в латинском языке. А вот в английском языке ее нет.

А ещё в русском языке очень много суффиксов оценки

. В литературном языке их около двадцати, а в диалектах – до восьмидесяти. Мы можем назвать книгу
книжкой
, или
книжечкой, книженькой, книжицей
… Или книжищей, книжиной – в зависимости от того, какую оценку мы хотим ей дать.

Чем же отличается лексика

Основой словарного состава являются исконно русские слова. Но много и заимствований из других языков

. Это доказывает, что русский язык активно взаимодействовал с другими языками. И пополнялся благодаря им нужными элементами. Сейчас это тоже происходит. При этом многие заимствования язык подстраивает под себя: они начинают склоняться, от них образуются слова с суффиксами оценки или русскими приставками… и так далее.

Кроме того, лексика русского языка очень богата

. Русский язык – один из самых богатых языков в мире.

Большой академический словарь русского языка включает около 150 000 слов. Но ведь это только слова литературного языка, а есть ещё жаргоны и просторечия!

При этом словарный запас языка постоянно пополняется.

В русском языке много слов, которые нельзя точно перевести на другие языки

. Не имеют точного перевода такие слова, как
надрыв, хамство, тоска, быт, беспредел
.

Со словом авось

связана одна забавная история, произошедшая в Москве в одном из университетов. Иностранный студент сдавал экзамен по русскому языку. Он блестяще показал себя, и экзаменаторы были довольны. Дополнительно они попросили студента продемонстрировать – как он знает механизмы языка. От студента требовалось разъяснить – что такое
авоська
. При этом нужно было рассуждать вслух.

Иностранный студент рассуждал так:

– это такое выражение для разгильдяев. Студенты говорят: авось, и сдам экзамен. Но в слове есть ещё суффикс -ка-. Он уменьшительный: есть в таких словах, как
ножка, мышка, тучка

И студент сделал вот такой вывод:

– Авоська – это такой маленький разгильдяй!

Логично, правда? Но русский язык не всегда логичен.

О непереводимых словах русского языка очень интересно высказался философ и художник Николай Рерих:

Но это лексика. А что же морфология?

Русский язык относится к синтетическим

языкам. Не торопитесь ужасаться и думать, что в языке завелась синтетика, как в ткани. В словах синтетического языка отражаются одновременно лексическое и грамматическое значение. То есть, происходит
синтез
значений. Проще говоря, мы можем изменять слова в зависимости от их роли в речи. А во многих языках грамматическое значение выражается только артиклями и предлогами.

Как мы уже говорили, для русского языка характерна категория рода. При этом по родам распределяются все существительные, одушевлённые они или нет, а не только слова, которые обозначают людей.

Носители языка определяют род легко – ведь мы привыкли к этой категории с детства. Но для иностранца эта категория обычно очень сложна.

Почему апельсин

– мальчик,
груша
– девочка, а
яблоко
– вообще оно?! Ответ этой тайны спрятан в глубине веков.

Удивителен и синтаксис русского языка. Прежде всего – это свободный порядок слов – а ведь во многих языках он фиксированный!

При этом порядок слов может меняться в зависимости от того, что именно мы хотим сказать.

В русском языке большое внимание уделяется интонации. Мы можем не переставлять слова в нашем предложении, а просто выделить интонационно какое-нибудь слово. И значение предложения тут же изменится.

Так что же можно сказать об особенностях русского языка?

На всех уровнях в нем проявляется:

· Верность традициям – многие явления объясняются только исторически.

· Вариативность – очень часто у явления есть вариант.

· Богатство, широта и разнообразие.

· Эмоциональность.

Русский язык часто не желает подчиняться правилам. Он таинственен и временами необъясним.

Тайны русского языка не всегда открываются даже его носителям. Однако тем интереснее его изучать!

В русском языке на всех уровнях отображается менталитет русского народа.

Писатель Александр Иванович Куприн сказал:

Санат Кумара :: Школа Вознесения

Статья о русском языке


Автор Эмилия Жилинская

А вот некоторые высказывания писателей прошлого о русском языке:

Культура речи и язык

«Культура речи – это орудие народной культуры. Но чтобы оно работало во благо, его нужно органично, красиво и грамотно использовать. Культура речи – это не только актуальная постановка ударений и правильное употребление слов, но и виртуозное оперирование богатейшим набором выразительных средств.

Чистая речь – залог здоровья общества

(Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями. Википедия).

Иные мучают язык тавтологиями и однообразием, не пытаясь придать повествованию и капли красочности. На бизнес-встречах с трибун звучит жаргон, а интернет пополняется неграмотными цитатами столичных политиков. Весь этот языковой хаос происходит по единственной причине – недостаточном уровне культуры речи.

Культура речи – что это?

Язык – это история народа




Мы благодарны тому, что нас приобщили к такой интересной и многогранной деятельности по сохранению и развитию родных языков. Ведь это особенно важно для детей, приехавших с Севера в большой город, которые скучают и долго привыкают к новой обстановке и жизни в условиях мегаполиса.

(356 слов) Каждого россиянина интересует исторический путь России, поэтому мы ищем информацию о прошлом, настоящем и будущем своей страны. Многие писатели посвящали этой теме свои книги и размышляли о том, что будет с нашим отечеством? Посмотрим, к каким выводам пришли некоторые из них.

Таким образом, исторический путь России — это тернистая тропа, где наш народ встретил множество испытаний и лишений. Но несмотря на все тяготы, он смог добиться исключительного положения на мировой арене. Сегодня мы и сами видим, что не все идеально. Но в наших руках жить по-иному и привести Россию в состояние летящей птицы-тройки.

Итоговое сочинение: Может ли гордость навредить человеку?

Автор: Самый Зелёный · Published 29.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 15.04.2021

Итоговое сочинение: Почему между личностью и обществом возникают конфликты? (2 варианта)

Автор: Самый Зелёный · Published 20.11.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Жизненный путь. Каким он должен быть. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по пути свой характер как в условиях мирного, так и военного времени. Об этом свидетельствуют произведения писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Шолохова, а так­же представителей литературы XX века Л. Боро­дина и Б. Васильева.

Писатель показывает активную жизненную по­зицию Плужникова. Он не растерялся в условиях начавшейся войны, а взял на себя командование над людьми, спрятавшимися в казематах крепо­сти. Без воды, без еды, без оружия Плужников ве­дёт войну с немцами, потому что Родина для него превыше всего. Этот человек ни разу не свернул с выбранного пути. Даже умирая, он не назы­вает ни своего звания, ни фамилии, а заявляет, что он русский солдат. Просто поражаешься его мужеству, внутренней стойкости и силе духа!

Б. Васильев показал поведение не только глав­ного героя в экстремальной обстановке, но и дей­ствия других бойцов, оказавшихся в казематах Брестской крепости. Среди них особенно хочется отметить сержанта Семишного, носившего знамя крепости под гимнастёркой, и военного врача, по­могавшего обречённым старикам и детям в казе­матах, причём последний, будучи больным, отка­зывался от еды, поскольку другим, по его мнению, это было нужнее.

Леонид Бородин показал его жизненный путь, как путь, наполненный сюрпризами. Случайное знакомство с белым офицером, приехавшим пови­даться с дочерью и умереть на родине, было для ге­роя испытанием на человечность. Риск и хлопоты не испугали Андриана. Он прячет их в тайге, при­чём помогая больному офицеру, старается поддер­жать добрым словом его дочь Людмилу и убедить её в ненужности случившейся бойни в результате борьбы за власть.

Как видим, Андриан Селиванов — человек необыкновенного характера. Он жесток, потому что справедлив, и добр, потому что русский!

Не зря в народе говорят: жизнь и судьба нахо­дятся в руках самого человека, но только нужно сделать правильный выбор, чтобы перед ним от­крывался простор. И не случайно Н. А. Некрасов заявил о том, что для русского народа нет преград в осуществлении намеченной цели.

"Язык - это история народа.
Язык - это путь цивилизации и культуры.
Именно поэтому изучение и сбережение
русского языка является не праздным
делом от нечего делать, а насущной
необходимостью". (А.И.Куприн)

Проходит время, сменяются поколения, но что же держит наш народ единым? Что так прочно связало нас между собой? Что вселяет веру даже в самые трудные времена и движет нами с самых давних времен русского Отечества? Язык: богатый и глубокий, чувственный и тонкий, ясный и точный. Как бы долго не старались, мы все равно не сумеем найти одного слова, которое бы смогло передать всю мощь и величие нашего языка.
Русский язык берет свое начало в глубокой древности. Сколько поколений пережил он, сколько изменений претерпел. Язык - это открытая книга русского народа в наших руках. Каким количеством крови и счастья, боли и величия пропитаны страницы его. История целой нации в, подумать только, одном русском языке. Переход от развлекательных частушек и колядок к более серьезным произведениям, восхваляющим наш народ или, наоборот,указывающим на его ошибки, несет в себе немалую роль для последующих поколений. Язык обладает уникальной способностью, проходя сквозь занавес времени, передавать нам информацию, помогающую нам, указывающую путь истины.
Давайте на время представим, что бы было, если бы не существовало русского языка. Глобальные открытия и достижения можно сразу смело вычеркнуть из истории нашего народа. Сила, единство, прогресс - все это рушится за неимением почвы в виде языка. Мы бы не имели возможности не то чтобы просвящать себя и народ, заниматься научной деятельностью, но и даже обычно общаться друг с другом. Отсутствие развития, прогресса цивилизации. Онемение народа, его неприкрытая беспомощность. Мертвая точка,сдвинуться с которой невозможно. Конец всему. Отсутствие письменности, книг, а вместе с тем и повторение ошибок прошлого. Такая жизнь исключает силу: она питает все соки, оставляя пустышку для своих детей, которая не дает возможности двигаться дальше.
Никакая цивилизация не может существовать без языка, без своей путеводной звезды среди темного неба. Чтобы дать народу жизнь, нужно беспрестанно пополнять свои знания, а вместе с тем и бережно хранить самое главное, что имеем - наш родной русский язык. Ведь именно он и есть глаза, уши, все наше естество. Русский язык - "насущная необходимость", без которой жизнь народа невозможна.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: