Сочинение на тему вешние воды

Обновлено: 05.07.2024

Знакомство героя с Джеммой

Когда Санину было двадцать два, он беззаботно путешествовал по Европе. Однажды, гуляя по Франкфурту, зашел в кондитерскую. Там красивая незнакомка попросила его о помощи: ее младший брат Эмиль потерял сознание. Санин растер мальчика щетками, и тот пришел в себя. Вскоре вернулась мать Эмиля вместе с доктором. За спасение мальчика Дмитрия пригласили на ужин.

Вечером Санин узнал: мать семейства звали Леонорой Джованни, а ее красавицу-дочь — Джеммой. Дмитрий был разочарован, узнав, что девушка помолвлена.

На следующее утро к Санину пришел Эмиль в компании Карла Клюбера — жениха Джеммы и весьма приятного молодого человека. Он пригласил Дмитрия на прогулку в близлежащий город Соден. Весь оставшийся день Санин провел в кондитерской с Джеммой.

Вспыхнувшие чувства

На следующий день состоялась поездка в Соден. Компания обедала на террасе трактира, когда к ним подошел подвыпивший офицер. Он выпил за здоровье Джеммы и бесцеремонно схватил розу, лежавшую возле ее тарелки. Клюбер поспешил расплатиться и увел невесту в гостиницу. Санин же отобрал у наглеца розу и тем самым напросился на дуэль. На обратном пути Джемма слушала самодовольные высказывания Клюбера и начала его стыдиться.

Вечер Дмитрий провел у Джеммы. Узнав о дуэли, девушка подарила ему ту самую розу. Тогда Санин понял, что влюбился. Настал день поединка. Противник Дмитрия — барон фон Донгоф — выстрелил в воздух, признал неправоту и предложил разойтись миром.

К Санину пришла мать Джеммы и рассказала, что дочь решила расторгнуть помолвку:

Однако во время разговора с девушкой Санин окончательно убедился в своих чувствах, которые оказались взаимными, и сделал ей предложение.

Узнав об этом, мать Джеммы пустилась в плач. Но, расспросив Санина о его материальном состоянии, успокоилась. Чтобы спасти кондитерскую, Дмитрию нужно было вернуться в Россию и продать свое небольшое имение. Перед его отъездом Джемма подарила жениху свой гранатовый крестик.

Уже собравшись в дорогу, Санин неожиданно встретил одноклассника Полозова. Его женой была богатая и красивая женщина. Дмитрий предложил однокласснику купить поместье. Но тот сообщил, что деньгами в их семье распоряжается жена и предложил познакомить Санина с ней.

Измена и расставание героев

Дмитрий приглянулся супруге Полозова. Она решила соблазнить молодого человека и даже заключила с мужем пари. Дмитрий не обращал внимания на флирт дамы, старался ей потакать, лишь бы выгодно продать ей свое имение. Однажды на конной прогулке их застал ливень. Когда они уединились в сторожке, госпоже удалось очаровать Дмитрия — и Полозов проиграл пари.

Санин признался Джемме в измене и полностью подчинился Полозовой. Спустя время она хладнокровно избавилась от любовника. Дмитрий вернулся в Россию и зажил одинокой тоскливой жизнью. Он жалел, что бросил любимую девушку ради той, кого даже не любил.

Судьба героев

От мыслей о прошлом на Санина нахлынули чувства, и он решил поехать во Франкфурт. Однако ни Джеммы, ни кондитерской там не нашел. Из немногих франкфуртских знакомых ему удалось разыскать только Донгофа. Тот рассказал Санину, что Джемма вышла замуж и уехала с мужем в Нью-Йорк, а также дал ее адрес.

Дмитрий написал ей письмо с просьбой о прощении, и вскоре пришел ответ. Джемма поблагодарила Санина за то, что не дал ей выйти за Клюбера. Она рассказала, что счастлива в браке и растит пятерых детей. В письме было фото ее восемнадцатилетней дочери Марианны, как две капли воды похожей на молодую Джемму. Санин отправил девушке гранатовый крестик в роскошном ожерелье из жемчуга. А потом, по слухам, и сам собирался в Америку.

Портрет Ивана Тургенева

Портрет Ивана Тургенева: Wikipedia / И. Е. Репин

История написания

  • Написание заняло почти полтора года. Писатель планировал закончить произведение к февралю 1871-го, но несколько раз откладывал срок сдачи. В итоге автор задержал материал почти до конца года.
  • По ходу написания Тургенев признавался, что объемы повести будут гораздо большими, чем он ожидал.
  • Прежде чем сдать готовую повесть редакторам, Тургенев трижды ее переписывал. Новые версии не отличались по сюжету. В них автор исправлял неудачные, на его взгляд, формулировки и добавлял новые детали.

Считается, что некоторые события повести были автобиографическими. Например, в жизни Тургенева был эпизод, когда во франкфуртской кондитерской красивая девушка попросила его о помощи — ее брат потерял сознание. Тогда писатель был очарован прекрасной незнакомкой, но вскоре уехал из Германии.

Значение названия

  • Весна ассоциируется с юностью, первой любовью, приятными воспоминаниями молодости.
  • Весенняя вода — что-то быстротечное, то, что вот-вот ускользнет и не оставит за собой и следа.

Таким образом, в повести Тургенева вешние воды — это символ быстротечности времени, первой юной любви. Она прошла, и ее уже не вернуть. На смысл названия намекает пролог к повести:

Веселые годы,

Счастливые дни —

Как вешние воды

Промчались они!

Жанр и композиция

  1. Оно повествует об одном главном герое и имеет одну сюжетную линию — о Санине и его воспоминаниях о возлюбленной Джемме.
  2. Главный двигатель сюжета — человеческие взаимоотношения. Герои — люди, наделенные достоинствами и недостатками, — сталкиваются с жизненными проблемами.
  3. В повести отражена эпоха, в которой жил автор, ее контекст и уклад жизни.

Сюжет повести излагается через воспоминания главного героя. Композиционно произведение состоит из сорока четырех глав и имеет следующую структуру сюжета:

  1. Экспозиция — знакомство с главным героем. Санин обнаруживает крестик давней возлюбленной и предается воспоминаниям.
  2. Завязка: Дмитрий встречает красивую девушку в кондитерской.
  3. Основное действие — возникновение чувств и развитие отношений между Саниным и Джеммой.
  4. Кульминация — конная прогулка Дмитрия с Полозовой, его измена.
  5. Развязка — расставание возлюбленных и их переписка спустя тридцать лет.

Проблематика повести

  1. Центральная проблема повести Тургенева — это, конечно, вопрос любви и предательства. Кульминационный момент произведения — измена Санина, которую автор осуждает. Санин поддается мимолетному порыву, забыв о чести и любви, из-за чего на всю жизнь остается одиноким и жалеет о своем поступке. В противовес Тургенев раскрывает образ Джеммы — искренней девушки, которая отказалась от выгодной помолвки ради чувств.
  2. Особое внимание автор уделяет проблеме одиночества. Тургенев не жалеет эпитетов и резких высказываний, чтобы описать отвратительное положение, в котором оказался Санин в старости.
  3. Проблема, к которой отсылает и название повести, — хрупкость и скоротечность счастья. Тургенев напоминает читателю, что все в жизни проходит, остаются лишь воспоминания. Поэтому важно наслаждаться каждым мгновением и ценить то, что имеешь.

По повести Тургенева снимали фильмы и ставили театральные постановки. Однако интерпретации текста не передают всей красоты и глубины тургеневского сочинения. Рекомендуем ознакомиться с этим выдающимся произведением полностью.

История создания

Жанр, направление

Направление — реализм. Герои решают жизненные проблемы, живут в реальном мире, не делятся на злых и добрых. В основе сюжета лежат человеческие взаимоотношения.

Композиция и конфликт

Композиция повести состоит из основных элементов — экспозиции (52-летний Санин находит крестик), завязки (22-летний Санин встречает Джемму в кондитерской), основного развития действия, кульминации (прогулка Санина и Полозовой) и развязки (Санин изменяет Джемме).

В повести три конфликта — Санина и Клюбера, Санина и Барона фон Донгофа и Санина и Джеммы.

  1. Первый конфликт на первый взгляд невидим. Клюбер не вызывает Дмитрия на дуэль после того, как тот уводит у него невесту. Но между ними происходит одна сцена, в которой Клюбер видит Джемму и Санина, последний вспыхивает от гнева и хочет подойти к Клюберу, но Джемма его останавливает.
  2. Конфликт Санина и Барона фон Донгофа завязывается на том, что Барон оскорбляет Джемму, и Дмитрий вызывает его на дуэль. Но как быстро он начался, так быстро и заканчивается. Барон нарочно выстреливает в сторону и признаёт свою вину.
  3. Санин и Джемма были в конфликте в течении тридцати лет, после того как Дмитрий изменил девушке. Спустя годы он написал ей письмо, и она ответила с теплотой, что означало окончание конфликта.

Смысл названия

«Весёлые годы, / Счастливые дни — / Как вешние воды / Промчались они!”, — ставит Тургенев в пролог повести, чтобы заранее предупредить о том, что события книги остались в прошлом, их не вернуть.

Суть: о чем повесть?

В основе повести лежит история любви Санина и Джеммы.

Главный герой, Дмитрий Санин путешествует по Европе и останавливается во Франкфурте, где встречает Джемму. Она в тот же момент вызывает у него симпатию. К сожалению, девушка уже помолвлена с Карлом Клюбером.

В один из дней, когда Санин проводит время с Джеммой и её женихом, девушку обижает офицер майнцского гарнизона — выпивает стакан спиртного и выхватывает розу Джеммы. Господин Клюбер не заступается за невесту, а Санин же вызывает грубияна на дуэль.

На другой день он приходит к Джемме, та дарит ему ту самую розу. Главный герой понимает, что влюблён. На дуэли Барон фон Донгоф специально стреляет мимо Санина, тем самым признаёт свою вину. Герои расходятся мирно.

После этого к Дмитрию приходит мать Джеммы, говорит, что та хочет расторгнуть помолвку с Клюбером и просит Санина повлиять на неё. Но после свидания герои признаются друг другу в чувствах, и мужчина делает девушке предложение. Санин небогат, поэтому принимает решение продавать своё поместье, чтобы выручить деньги на свадьбу. Он встречает своего одноклассника, который советует продать недвижимость его жене.

Санин приезжает к Полозовой, она просит его подождать несколько дней, пока не примет решение. Через три дня женщина соблазняет Дмитрия, и он изменяет своей невесте. Главный герой признаётся Джемме, но не получает ответного письма. Санин становится рабом Полозовой, выполняет все её приказания, пока она не бросает его. Герой понимает, что никогда не любил эту женщину по-настоящему.

Дмитрий и Джемма восстанавливают связь уже спустя тридцать лет. Мужчина получает от неё письмо, в котором она пишет, что счастлива в браке и имеет четырёх сыновей и дочь. Она благодарна Санину за то, что тот помог ей расторгнуть помолвку с Клюбером.

Главные герои и их характеристика

Санин Иван Сергеевич описывает рассказчика как статного, стройного, высокого молодого человека с расплывчатыми чертами, ласковыми голубыми глазами, золотистыми волосами, белой румяной кожей. Он отмечает его простодушное, доброе лицо с глуповатым выражением и свежесть, здоровья, мягкость во всём теле. О характере автор пишет, что Санин был и глуповат, и в то же время обладал некоторыми знаниями о жизни. Несмотря на заграничную поездку, он сохранил в себе детскую радость жизни, тяжёлые мысли не занимали его ум. В начале книги он представляется нам как благородный, честный человек — ведь он вызвал на дуэль обидчика Джеммы, но после измены невесте мы можем сказать о его безвольности и безнравственности.
Джемма Джемма предстаёт в глазах Санина как настоящая красавица, от которой невозможно отвести глаз: “Боже мой! какая же эта была красавица! Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос, как у Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти, — и особенно глаза, тёмно-серые, с черной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза, — даже теперь, когда испуг и горе омрачали их блеск…”. О её характере мы можем только догадываться по её поступкам. Во-первых, она заботливая — когда брату стало плохо, тут же побежала за помощью и сидела с ним, пока он не очнулся. Во-вторых, она решительная — поняв, что любит Санина, расторгла помолвку, несмотря на нелёгкое положение своей семьи, а также была готова взять религию мужа. В-третьих, она смелая — в одной из сцен она говорит, что готова умереть за Отечество.
Мария Полозова Хладнокровная, эгоистичная и циничная женщина, которая любит играть чувствами мужчин. Героиня надменна и высокомерна. Будучи богатой вдовой, она может позволить себе раскованное поведение и пользуется этим. Обладает холодной и царственной красотой.

  • Любовь. Отношения Санина и Джеммы развиваются плавно. Они впервые встречаются в кондитерской, Дмитрий спасет её брата, девушка приглашает его на вечер, он заступается за неё и вызывает обидчика на дуэль, она дарит ему розу, дав понять о своих чувствах. Их любовь светлая и бескорыстная. Они хотят пожениться, несмотря на бедность — как Санина, так и Джеммы.
  • Честь. Говоря о доблести, приведём всё тот же пример с заступничеством Санина за Джемму. Видя, как её оскорбил мужчина, он вызывает его на дуэль. Он не боится смерти — ему важно наказать обидчика ради любимой. Также герой не может умолчать о своей измене: он во всем признается возлюбленной, хоть и теряет ее навеки.

Проблемы

И это ещё не полная проблематика повести. Вы можете написать в комментариях о том, чего не хватает, Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел.

Смысл

Чему учит?

Вывод из повести следует такой: важно не причинять боль своим близким. Если уж дал обещание, то нужно его выполнить. А если не уверен — не давай его.

Критика

Редактор Ивана Сергеевича — Анненков хвалил стилистику и язык и пророчил популярность произведения среди фанатов, но также критиковал поведение Санина из-за того, что тот изменил Джемме, несмотря на пылкую влюблённость и обещание жениться.

Автор: Елена Леонтьева

Автор: Самый Зелёный · Published 23.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 20.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 12.02.2022

комментария 2

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Мое любимое произведение И.С. Тургенева – сочинение

Тургенев создал замечательные романы и множество повестей и рассказов, отражающих основные этапы русской общественной жизни.

В произведении перед нами предстает бедное итальянское семейство кондитера Розелли. Этих людей отличают непосредственность, честность, врожденное чувство красоты, благодарность, гордость. Выделяется среди них Джемма. Природа наградила ее не только удивительной красотой, умом, душевным благородством, но, и любовью к литературе и музыке, актерским талантом. Тургенев подчеркивает красоту и свободолюбие девушки: она мечтает об освобождении Италии от австрийского ига. Эта же мечта стала целью жизни ее брата Эмилио и друга семьи Розелли — старика Панталеоне. В их образах воплощен дух свободолюбивого народа, дух гарибальдийцев, которым глубоко сочувствовал Тургенев.

Избранник Джеммы – русский путешественник Санин. Любовь к Джемме пробудила все самое лучшее, самое честное, что было в душе Санина. Тургенев находит поэтические краски, изображая чувства влюбленных, воспевая первую любовь в духе той вольнолюбивой атмосферы, в которой жила его героиня:

Встретив блистательную красавицу госпожу Полозову, Санин изменяет своему чувству, влечение к красавице заставляет его отказаться от Джеммы. Резко меняется его жизнь: из мира честных, бедных, но благородных и свободолюбивых людей, Санин попадает в мир барства, лжи, угнетения. Полозова, миллионерша, утверждает, что ценит свободу выше всего, она именно ценит, то есть оценивает свободу, но эта не та свобода Джеммы, за которую погиб Эмилио. Это свобода от морали, от добра, от правды. Полозова не только развращенная женщина, она крепостница, ловкая коммерсантка.

Писатель тонко противопоставляет нам два мира: мир свободы — это мир Джеммы, овеянный романтикой революции, и мир Полозовой — мир рабства, дух угнетения, предоставляя возможность остальное додумать самим.

Для женитьбы Санин должен добыть средства. Мать Джеммы замечает:

Санина точно что в бок кольнуло. Он вспомнил, что разговаривал с госпожой Розелли и ее дочерью о крепостном праве, которое, по его словам, возбуждало в нем глубокое негодование, он неоднократно заверял их, что никогда и ни за что своих продавать не станет, ибо считает подобную продажу безнравственным делом.

— Я постараюсь продать свое имение человеку, которого я буду знать с хорошей стороны, — произнес он не без запинки, — или, быть может, сами крестьяне захотят откупиться.

— Это лучше всего, — согласилась фрау Леноре. — А то продавать живых людей.

— Варвары, — проворчал Панталеоне…

— Скверно! — подумал про себя Санин…

Не одной любви изменил Санин. Изменил Санин и тем идеалам, которые были священны для Джеммы, Эмилио, Панталеоне.

Поведение человека в его интимной жизни и его общественная позиция неразрывно связаны и, в конечном счете, одно определяет другое.

Создав повесть о любви, где, на первый взгляд нет ни социального, ни политического намека, автор поднимает серьезные проблемы.

В литературе прочно закрепился сложный и удивительно цельный типаж "тургеневской женщины"образ насколько духовно сильной, настолько необъяснимой натуры – образ женщины-загадки, созвучный самой русской природе.
Эти девушки способны ради искреннего глубокого чувства пренебречь условностями общественной морали, отказаться от выгодного брака по расчету. Джемма отказывается из-за вспыхнувшей любви к Санину от брака с господином Клюбером, благополучным торговцем.

Весёлые годы,
Счастливые дни –
Как вешние воды
Промчались они!
(Из старинного романса. )

Настроение писателя поэтически выражено в эпиграфе к повести. Дело в том, что находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом героини "Вешних вод" - Джеммы.

Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

Но "на пороге появилась молодая красивая дама в белом шёлковом платье, с чёрными кружевами, в бриллиантах на руках и на шее… Её густые русые волосы падали с обеих сторон головы-заплетёнными, но не подобранными косами".
И герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу.
Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова-железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним.
Из женского кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться. Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин воскрешая в памяти её образ) -во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды-это символ не только скоротечности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.

Читайте также: