Маленький человек в творчестве пушкина и гоголя сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Развитие темы "маленького" человека в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ социального неравенства "маленьких" людей, их беззащитности, суровой борьбы за повседневное существование. Художественные образы в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.02.2014
Размер файла 30,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №1

Реферат по литературе на тему:

Содержание реферата

Список используемой литературы

1. Введение

О чём же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь…

Кредо автора: человек рождается не для мучений и несчастий, каждый человек имеет право на хорошую жизнь и на борьбу за своё счастье.

Герой этой повести - Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, но очень беден. И это причина его унижения в обществе, его горестных переживаний. Но он пока ни на что не претендует. С чувством собственного достоинства он сидит в директорском кабинете и чинит

Почему же он бесправен, отчего так несправедливо устроен мир? Он мучительно пытается доискаться причины своего унижения и общественного неравенства вообще. С какой стати одним дано всё, а другие лишены всего? По мере того как растёт безумие Поприщина, усиливается в нём чувство человеческого достоинства. По мере того как прогрессирует безумие Поприщина, ожесточается его отношение к миру, усиливается его бунт и, что самое интересное, всё более осмысленным и разумным становится его отношение к действительности.

Удивительно ли, что мечта о новой шинели стала делом всей личной жизни Акакия Акакиевича. Добротная шинель защитила бы его от петербургского холода, от насмешек сослуживцев и придала бы ему некоторую уверенность: ведь по одёжке встречают, как говорит пословица. Башмачкин безмерно забит и унижен. (5, стр.48)

пушкин гоголь повесть социальный

Заключение

Жизнь и судьбы простых людей, их чаяния и стремления заняли важнейшее место в произведениях Герцена, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Чехова.

Список используемой литературы

Подобные документы

Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

реферат [40,2 K], добавлен 26.11.2008

Сущность и особенности раскрытия темы "маленького человека" в произведениях классической русской литературы, подходы и методики данного процесса. Представление характера и психологии "маленького человека" в трудах Гоголя и Чехова, отличительные черты.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 23.12.2011

Петербургская тема в русской литературе. Петербург глазами героев А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Медный всадник","Пиковая дама" и "Станционный смотритель"). Цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя ("Ночь перед рождеством", "Ревизор", Мертвые души").

презентация [3,9 M], добавлен 22.10.2015

Общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. "Петербургские повести" как особый этап в литературной деятельности Гоголя. Художественное постижение всех сфер русской жизни. Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.

презентация [2,9 M], добавлен 25.10.2011

"Вещь" как литературоведческое понятие. Культурологическая, характерологическая и сюжетно-композиционная функция вещей в "Петербургских повестях" Н. Гоголя. Методическая разработка урока по теме "Функции вещей в повести Н. Гоголя "Портрет" в 10 классе.

Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе.
Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести “Станционный смотритель” он “выводит” своего героя – “маленького человека” Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем.
Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей

кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель…”.
Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них – непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так

же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, – на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось.

Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел “свежим и бодрым”, несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром.

Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой – стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась.

А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию “маленького человека”, Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул “маленького человека” Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам.

У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
Что же собой представляет “маленький человек”, по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
Но “маленьким” этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как “смиреннейший”. Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает.

Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой.

Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина.

Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со “значительного лица”, который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема “маленького” человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире.

Эти писатели призывали увидеть в “маленьком человеке” личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Станционный смотритель”:

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.

Тема “маленького человека” в “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина и “Шинели” Н.В. Гоголя

Исследование роли литературных героев, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии. Изучение влияния правильного отображения его образа для успешности произведения. Рассмотрение развития образа маленького человека в “Станционном смотрителе”.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления19.05.2016
Размер файла16,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 1

Городского округа город Михайловка Волгоградской области

Проект по литературе

Тема “маленького человека” в “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина и “Шинели” Н.В. Гоголя.

Выполнила: ученица 8А класса

Проверила: Попова Наталья

Васильевна, учитель русского

языка и литературы

Волгоградская область, г. Михайловка, 2016 г.

литературный социальный произведение

Тема “маленького человека” в повести Станционный смотритель Пушкина

Сюжет строится на разрушенных отношениях отца и дочери. Глава небольшой семьи работает смотрителем на станции, где постояльцы могли поменять лошадей. Заработок был не очень-то большой. С трудом они могли прокормить себя. Станция располагалась у черта на куличках, вокруг ни одной души. Девочка взрослела, и ей хотелось повидать мир. Главный герой уже давно смирился со своей участью и не спешил менять свою судьбу. Возраст не тот, да и нет характера рискнуть на перемены. Думал ли отец, что дочь захочет вырваться из этого места? Конечно, думал. Но старался любить дочь. Она была смыслом его бытия.

Отец тут же начал искать дочь по всему свету. Спрашивал, не видел ли кто этого молодого человека с девушкой. Найти ему удается ее, но военный грубо обошелся с пожилым человеком, и выставил его за дверь. Дочь никак не поддержала отца.

Старик после этой ситуации совсем сник, и закончил свой земной путь на сельском кладбище. Приехала дочь потом к дому отца, горевала, да поздно: она своими необдуманными действиями загнала своего же папу в сырую землю-матушку.

Это произведение – назидание. Дети должны любить и уважать своих родителей, не сбегать из дома и во всем им помогать. Все-таки, это люди, которые подарили им жизнь.

Не стоит подчиняться обстоятельствам. Если бы отец более жестко воспитывал свою дочурку, то, возможно, она и не посмела бы сбегать.

Урок для мальчиков. В зрелом возрасте нужно следить за своими поступками. Обесчестив девушку, ты лишишь чести и их родителей. А они могут мстить, следует быть осторожным.

Пушкин дал описание того, как сложно живется маленькому человеку.

2 вариант

Произведение, увидевшее свет в 1830 году, затрагивает проблему обездоленных и беззащитных. А.С.Пушкин первый в русской литературе поднял злободневный вопрос, открыв миру заботы, тревоги и чаяния маленького человека. На примере главного героя писатель дает нам представление о людях, находящихся на низшей ступени иерархической лестницы, подводя нас к тому, что каждый человек достоин сострадания.

Жизнь Самсона Вырина яркий тому пример. Работая станционным смотрителем, он вынужден переносить все превратности судьбы, унижения и оскорбления. И лишь Дуня единственная радость жизни, яркий лучик на темном небосклоне жизни. Каждый постоялец при виде ее красоты сменяет гнев на милость, одаривая прелестницу подарками. Отец души в ней не чает, гордится ею. Дочка и умна, и весела, и рукодельница. Так и жили они, поддерживая друг друга. В те счастливые времена герой думал, что так будет продолжаться долго. Но однажды, к огромному несчастью смотрителя, заезжает на постоялый двор Минский. Гусар с первого взгляда влюбился в девушку и, когда настало время уезжать, сказался больным. Через некоторое время ротмистр едет домой, захватив с собой Дуню.

От горя и безысходности старик начинает пить, теряя интерес к себе, окружающим. В конце концов умирает, не выдержав разлуки. Дуня же соизволила навестить смотрителя лишь после его смерти. Долго лежала на могиле отца. Возможно, просила прощения. Да ушедшего уже не вернуть. В отличие от притчи о блудном сыне, она никогда не сможет покаяться перед близким человеком.

Сочинение 3

Вот он такой слабый, не очень заметный, но у него такие же сильные чувства, как и у других. Даже, может, они ещё сильней, так как он не забывается в веселье. И ему больше, чем другим приходится терпеть. На той же дороге! И тут он не злится, не грубит самим грубиянам. Он такой вежливый, угощает всех чаем, может даже пустить на ночлег. А так бы ругался в ответ! Но Самсон воспитывает в себе терпение. И вот даже с дочкой он ведь не устроил скандал, не стал в полицию обращаться… И отказался от денег! Хотя ему они очень бы пригодились! Но получилось бы, что он продаёт дочь. Нет, он так не сделал. Если она сделала такой выбор, то это на её совести!

Мне всё время жалко Самсона. У него такое имя героическое! А он простой и несчастный человек. Мне стало его жалко с самого начала рассказа, а дальше – ещё больше. И дочка с детства такая, что страшно – она могла устроить! Но могла бы и, наоборот, устроить хорошую жизнь. Вышла бы за хорошего человека, родила детей, помогала бы отцу. Он бы радовался внукам – и не на расстоянии, а рядом с собой. Играл бы с ними, разговаривал, учил всему. Вот уже было бы так замечательно! Но пришлось ему жить в одиночестве.

И ведь он ничего плохого не сделал в жизни. Никакого преступления не совершил! И жену ещё потерял, а теперь ещё и дочь. Вырастил её, выучил… Но не научил быть доброй к нему. Наверное, она думала, что всё нормально. Её в итоге тоже жаль, но Самсона – больше.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема маленького человека в повести Станционный смотритель


Популярные сегодня темы

Сказка про Конька – Горбунка, написанная автором Петром Павловичем Ершовым, изложена в стихотворном стиле и имеет очень интересный сюжет.

Все мы чего то боимся. Чувство страха дано человеку природой, ведь именно оно лежит в основе инстинкта самосохранения. Страх – это эмоция, а эмоция – это инструмент при помощи которого мы создаём реальность

Некоторые люди ужасно относятся к животным. Они считают, что это даже в порядке вещей и пытаются таким способом себя возвысить. Но тут даже об этом говорить не стоит, так как они только себя унижают, и ничего возвышенного нет.

Возвратившись домой из школы, мне всегда предстоит делать уроки. Не знаю, как у других, а у меня это занятие растягивается на всю вторую половину дня до позднего вечера.

ВложениеРазмер
referat.doc 136 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА И Н. В. ГОГОЛЯ

ученица 9в кл Киселева Ирина

учитель русского языка и литературы Ларионова Ирина Геннадьевна

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался всё актуальней, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Никогда не привлекали внимание окружающих забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди в какой-то момент, по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем. Поэтому на них обратили своё внимание писатели конца 18 – 19 вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала по весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим.

А.С. Пушкин был писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой

Во второй картине - отец в роли просителя перед Минским.

Третья картина - спустя два дня. Старик снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос.

И, наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.

Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, ". кроме фонаря, все дышит обманом". Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего". Герой произведения – Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству", преисполненный величайшего уважения к директору. "Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет. Какая важность в глазах. Не нашему брату чета!" - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему "что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам". По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".

Но однажды эта тема прозвучала без всяких предисловий, без всяких иносказаний, с предельной сатирической обнаженностью в “Повести о капитане Копейкине.” Здесь рассказана драматическая история об инвалиде - герое Отечественной войны 1912 года, прибывшим в Петербург за” монаршей милостью.” Защищая Родину, он потерял руку и ногу, и лишился каких бы то ни было средств к существованию. Капитан Копейкин добивался встречи с самим ми нистром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “ Маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида. Министр доса дует, что посетитель отнимает у него так много времени: “ Меня ждут дела важнее ваших.” И мы знаем , какие это дела, ждут решений и приказаний генерала - словом важные государственные дела. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы “государственные” интерес к простому человеку.

По своему внутреннему смыслу, по своей идее “Повесть о капитане Копейкине” является элементом в идейном и художественном замысле писателя. Повесть как бы венчает всю страшную картину поместно - чи новно - полицейской России. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чего же стоит это бездушное правительство, если оно не может оказать помощь защитнику Отечества!

“ Повесть о капитане Копейкине” содержала в себе очень острое политическое жало. И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбрать всю повесть, либо внести в нее суще ственные исправления. “ Повесть о капитане Копейкине” дала автору возможность включить в произведение тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и сто лицы России, характерно для них эгоизма, красотой человеческого духа, нравственным величием подвига в защиту Отечества.

Сильный и мужественный, исполненный человеческого достоинства, Копейкин являл собой разитель ную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати. Всем этим людям противостоял Копейкин - смелый, добрый человек с героической и печальной судьбой. Никогда еще тема “ маленького человека” не звучала у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо “ маленький человек” вырастает здесь в фигуру величественную - в защитника и спасителя Родины.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер. Гоголь продолжил развитие этой темы, но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем “ма ленький человек” приобретает чувство собственного достоинства, способ ность любить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное — он уже не ничтожен в душе 5. Список литературы.

4. В.Г. Белинский. Критические статьи.

6. Д.Д. Благой Творческий путь Пушкина. М., 1967.

8. Энциклопедия для детей. Русская литература, М.: Аванта+, 1998г.

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался всё актуальней, чем более демократичной становилась литература. Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. . “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха.

Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди , по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем.

Поэтому на них обратили своё внимание писатели конца 18 – 19 вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала по весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим

А.С. Пушкин был писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой

В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.

Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесят.Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой.

Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.

“Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пы тается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ.

Главным героем является Евгений. Он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жиз нью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его воз любленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бесси лен перед стихией, все же пытается найти виноватых. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, а значит, обвиняет и всю госу дарственную машину, тем самым вступает в неравную схватку Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Ведь только в состоянии безумия он осмеливается грозить Медному всаднику. Вследствие огром ного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним.

Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего".

Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".

Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. А.С. Пушкин был одним из первых, в сферу творческого внимания кото рого стала входить вся огромная Россия.

У Гоголя маленький человек обладает большой верой , существует там, где невозможно существовать в общественном смысле. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу

В произведениях Гоголя сконцентрировано основное внимание на судьбе личности “маленького человека.

Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека

Читайте также: