Путь из города на черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Как действуют на наш организм лекарства? Для пациентов механизм действия лекарств прост и понятен: принял таблетку – и голова болеть перестала. А для фармакологов судьба препаратов в организме – непрекращающаяся головная боль.

Желатиновые капсулы или оболочки таблеток могут защитить лекарственные вещества от соляной кислоты в желудке, пищеварительных ферментов и других химически активных веществ. Но в клетки кишечника препарат всасывается в виде беззащитных перед очередными ферментами молекул. В крови на него могут наброситься антитела и другие белки. Потом лекарство попадает в печень, главная задача которой – разрушать все чужеродные вещества, и в почки, которые выводят их из организма. В результате не только меняется концентрация препарата в расчете на килограмм веса пациента, но и само действующее вещество после множества химических реакций может превратиться в нечто бесполезное и даже вредное.

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1)В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями. (2)И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

(3)От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, – цвет незапамятных времен, цвет вечности. (4)И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.

(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.

(6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.

(7)Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый. (8)Воздух был действительно тонок и опасен. (9)Но не потому, что от этого воздуха легко было простудиться, а потому, что, вдохнув его, уже нельзя было избавиться от желания, чтобы такая осень стояла, не иссякая, над Одессой, с ее мягким уличным говором и смехом.

(10)Следует сказать несколько слов о Черноморской улице. (11)Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

(12)Путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. (13)Я часто испытывал это на себе. (14)Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. (15)Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный переулки, окружавшие Черноморскую, услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

(19)С Черноморской улицы открывалось море, великолепное, во всякую погоду. (20)Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. (24)Шум ее садов говорил о разной силе ветра. (25)Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта.

(По К.Г. Паустовскому)

1) Это был холодный зимний воздух.

2) От этого воздуха можно было легко простудиться.

3) Этот воздух рождал желание остановить время и наслаждаться прекрасной осенью вечно.

4) В воздухе приятно пахло спелыми овощами и фруктами.

1) Автор считал, что столь глубокое наслаждение красотой побережья доступно ему одному.

2) Побережье было безлюдным.

3) Автор владел собственностью на побережье.

4) Автор никого не пуска в свой мир.

Как характеризует Черноморскую улицу информация, заключённая в предложениях 10 – 25?

1) Это была одна из больших центральных улиц Одессы.

2) С Черноморской улицы открывался прекрасный вид на море.

3) На этой улице располагался порт Одессы.

4) Улица упиралась в крутой обрыв над морем.

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. К Каких из них предложения связаны отношением добавления, присоединения?

Использование этого слова говорит о…

1) множестве ржавый мин 1912 года, которые валялись на берегу.

2) том, что такой цвет берега приобрели от солнца и воды.

3) берег был глинистым и из-за этого имел цвет ржавчины.

4) на берегу было много выброшенных морем водорослей цвета ржавчины.

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

Замените слово НЕЗАПАМЯТНЫХ из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Из предложений 21 – 25 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами,(1) старыми канатами,(2) чабрецом,(3) ржавыми минами образца 1912 года,(4) валяющимися на берегу,(5) пристанскими настилами,(6) поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный,(1) Стурдзовский или Батарейный переулки,(2) окружавшие Черноморскую,(3) услышать шелест старых акаций,(4) увидеть темный плющ на оградах,(5) освещенных золотеющим солнцем зимы,(6) почувствовать веяние моря на своем лице,(7) и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие,(1) что весь этот сухой берег с его колючками,(2) осыпями,(3) золотым дроком,(4) ветрами,(5) зернистым пляжем,(6) грудами водорослей,(7) небом и облаками,(8) все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или,(10) вернее,(11) принадлежит только мне одному.

Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ (предложение 6), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Среди предложений 3 – 7 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 3 – 6 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

Среди предложений 13 – 18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 11 – 21 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

(1)В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями. (2)И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

(3)От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, – цвет незапамятных времен, цвет вечности. (4)И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.

(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.

(6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.

(7)Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый. (8)Воздух был действительно тонок и опасен. (9)Но не потому, что от этого воздуха легко было простудиться, а потому, что, вдохнув его, уже нельзя было избавиться от желания, чтобы такая осень стояла, не иссякая, над Одессой, с ее мягким уличным говором и смехом.

(10)Следует сказать несколько слов о Черноморской улице. (11)Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

(12)Путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. (13)Я часто испытывал это на себе. (14)Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. (15)Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный переулки, окружавшие Черноморскую, услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

(19)С Черноморской улицы открывалось море, великолепное, во всякую погоду. (20)Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. (24)Шум ее садов говорил о разной силе ветра. (25)Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта.

(По К.Г. Паустовскому)

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 9.1 – это сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Значит основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. При выполнении этого задания придется рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. Сформулируйте свое понимание этого утверждения. Указывая на факты языка, обязательно раскрывайте их функции.

2. Подберите аргументы, доказывающие справедливость вашей позиции, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний. (Например, знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность предложений; использование синонимов позволяет сделать речь более яркой, точной).

3. Перечитайте текст.

4. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

5. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названное явление можно на примере …. предложения текста.

• Пример использования диалектной лексики можно найти в предложении … .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

7. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский запись закреплена

". следует сказать несколько слов о Черноморской улице. Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

Самый путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. Я часто испытывал это на себе. Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. Но стоило мне войти в безлюдные переулки, окружавшие Черноморскую,- в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный,-услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

Все эти переулки состояли из оград. Дома скрывались в глубине садов за глухими калитками. Переулки приводили на Черноморскую улицу. Она тянулась по краю высокого обрыва над морем. Слово "тянулась" здесь вряд ли подходит, так как улица была недлинная. Ее можно было пройти за несколько минут.

С Черноморской улицы открывалось море - великолепное во всякую погоду. Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой и пыльной марью, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

Черноморская улица была морским форпостом Одессы. Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. Шум ее садов говорил о разной силе ветра. Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта".

(1)В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами, старыми канатами, чабрецом, ржавыми минами образца 1912 года, валяющимися на берегу, пристанскими настилами, поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями. (2)И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.

(3)От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, – цвет незапамятных времен, цвет вечности. (4)И на эти ржавые берега, на обнаженную, окаменелую глину равномерно набегают из столетия в столетие неисчислимые волны.

(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, которые завалили жаркое и лиловое побережье, не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному.

(6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры.

(7)Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый. (8)Воздух был действительно тонок и опасен. (9)Но не потому, что от этого воздуха легко было простудиться, а потому, что, вдохнув его, уже нельзя было избавиться от желания, чтобы такая осень стояла, не иссякая, над Одессой, с ее мягким уличным говором и смехом.

(10)Следует сказать несколько слов о Черноморской улице. (11)Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

(12)Путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. (13)Я часто испытывал это на себе. (14)Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. (15)Но стоило мне войти в безлюдные Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный переулки, окружавшие Черноморскую, услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

(19)С Черноморской улицы открывалось море, великолепное, во всякую погоду. (20)Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. (21)Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

(22)Черноморская улица была морским форпостом Одессы. (23)Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. (24)Шум ее садов говорил о разной силе ветра. (25)Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта. (По К.Г. Паустовскому)

1) Это был холодный зимний воздух.

2) От этого воздуха можно было легко простудиться.

3) Этот воздух рождал желание остановить время и наслаждаться прекрасной осенью вечно.

4) В воздухе приятно пахло спелыми овощами и фруктами.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове КАМЕННЫМИ (предложение 1) пишется две НН, так как одна Н входит в основу слова.

2) В слове РЫБАЧЬИХ (предложение 6) пишется разделительный Ь.

3) В слове ОСВЕЩЁННЫХ (предложение 15) пишется две НН, так как это полное страдательное причастие, в котором есть приставка .

4) В слове НЕДЛИННАЯ (предложение 18) частица НЕ пишется слитно, так как слово не употребляется без НЕ.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

А7. В каком слове правописание личного окончания глагола является исключением из правила?

В1. Замените слово НЕЗАПАМЯТНЫХ из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ (предложение 6), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление .

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В4. Среди предложений 3 – 7 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

В Одессе прибой пахнет раскаленными каменными молами,(1) старыми канатами,(2) чабрецом,(3) ржавыми минами образца 1912 года,(4) валяющимися на берегу,(5) пристанскими настилами,(6) поседевшими от соли, и розовыми рыбачьими сетями.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Все это сообщало ветру тот запах, (1) о каком я здесь упоминаю,(2) – освежающий и чистый. Воздух был действительно тонок и опасен. Но не потому,(3) что от этого воздуха легко было простудиться,(4) а потому,(5) что, (6) вдохнув его, (7) уже нельзя было избавиться от желания,(8) чтобы такая осень стояла,(9) не иссякая,(10) над Одессой, (11) с ее мягким уличным говором и смехом.

В8. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 16 – 19 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие ваше понимание роли лексических знаний в жизни общества.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Именно с помощью слов мысли и чувства одного человека становятся достоянием другого или других.

Константин Паустовский - Том 5. Повесть о жизни. Книги 4-6

Константин Паустовский - Том 5. Повесть о жизни. Книги 4-6 краткое содержание

Том 5. Повесть о жизни. Книги 4-6 - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Константин Георгиевич Паустовский

Собрание сочинений в восьми томах

Том 5. Повесть о жизни. Книги 4-6

Повесть о жизни

Время больших ожиданий

Предки Остапа Бендера

В февральский день 1920 года во время пронзительного норда деникинцы бежали из Одессы, послав напоследок в город несколько шрапнелей. Они лопнули в небе с жидким звоном.

Белые оставили после себя опустошенный город. Ветер наваливал около водосточных труб кучи паленой бумаги и засаленных деникинских денег. Их просто выбрасывали. На них нельзя было купить даже одну маслину. Магазины закрылись. Сквозь окна было видно, как толпы рыжих крыс-пацюков судорожно обыскивали пыльные прилавки. Базарные площади — все эти Привозы, Толчки и Барахолки — превратились в булыжные пустыни. Только кошки, шатаясь от голода, неуверенно перебегали через эти площади в поисках объедков. Но ни о каких объедках в то время о Одессе не могло быть и речи.

Жалкие остатки продовольствия исчезли мгновенно. Холод закрадывался в сердце при мысли, что в огромном и опустелом портовом городе ничего нельзя достать, кроме водопроводной воды с привкусом ржавчины. Водопровод каким-то чудом еще качал из Днестра тонкую струю этой воды.

Я жил в то время в Одессе, в пустом санатории доктора Ландесмана на Черноморской улице.

Незадолго до прихода советских войск Яша сказал мне, что надо выметаться от Ландесмана, так как большевики, когда войдут в Одессу, санаторий национализируют, а нас все равно выкинут.

— Возможны крупные неприятности! — произнес Яша роковым голосом.

Какие именно могут быть неприятности, он не объяснил. Но так как в те времена ожидание неприятностей было повседневным состоянием людей, то я его и не спрашивал.

Мы с Яшей сняли по соседству с санаторием дворницкую у оборотистого домовладельца, священника-расстриги Просвирняка.

До нас Просвирняк сдавал дворницкую профессору Новороссийского университета по кафедре политической экономии, обрусевшему немцу Швиттау. Профессор переделал дворницкую под маленький удобный особняк, окружил его куртинами маргариток, перевез в дворницкую свою библиотеку, но вскоре, предчувствуя приближение опасных времен, бросил все и бежал в Константинополь.

Профессорская библиотека состояла почти сплошь из немецких книг по экономике, таких аккуратных, что казалось, к ним ни разу никто не прикасался. К тому же они представлялись мне неимоверно скучными из-за своего готического шрифта.

Книги источали острый запах лизола и гвоздики. С тех пор этот запах стал для меня признаком вяжущей скуки, в особенности запах гвоздики — черных, похожих на маленькие обойные гвозди семян тропического растения.

Но зато в библиотеке у профессора стояли и все восемьдесят шесть томов энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Это было завидное богатство.

Живя среди книг и вещей, оставленных Швиттау, я за глаза составил представление об этом профессоре. Он, конечно, был доволен собой, чисто умыт, румян, носил русую бородку и золотые очки, и в глазах его присутствовал тот водянистый блеск, какой бывает у застарелых девственников. Мне был неприятен этот мой воображаемый предшественник. Поэтому при каждом удобном случае я держал окна раскрытыми настежь, чтобы выветрить из дворницкой добропорядочный профессорский дух.

Прежде чем перейти к описанию дальнейших событий, следует сказать несколько слов о Черноморской улице. Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.

Самый путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. Я часто испытывал это на себе. Иногда я возвращался из города в полном унынии из-за какой-нибудь неудачи. Но стоило мне войти в безлюдные переулки, окружавшие Черноморскую, — в Обсерваторный, Стурдзовский или Батарейный, — услышать шелест старых акаций, увидеть темный плющ на оградах, освещенных золотеющим солнцем зимы, почувствовать веяние моря на своем лице, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

С Черноморской улицы открывалось море — великолепное во всякую погоду. Слева внизу были хорошо видны Ланжерон и Карантинная гавань, откуда уходил, изгибаясь, в море обкатанный штормами старый мол. Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой и пыльной марью, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

Черноморская улица была морским форпостом Одессы. Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него. Шум ее садов говорил о разной силе ветра. Мы научились определять ветер по этому шуму, как моряки по шкале Бофорта.

Существовали и другие звуки, даже незначительные, но и они сообщали нам о состоянии погоды. Так, например, частый стук созревших каштанов о тротуар свидетельствовал, что ветер крепчает и доходит до четырех баллов.

Черноморская улица всегда была безлюдна. Редкие ее обитатели предпочитали сидеть дома. Поэтому когда на ней появился однажды черный угольщик со своей клячей, то это было встречено как фантастическое событие. Прежде всего потому, что древесный уголь в то время продавался на вес золота. И еще потому, что угольщик, бесстрашно разоблачая свою частноторговую сущность, кричал мохнатым, мрачным голосом ласковые слова:

— Вот уголь, уголек, уголечек!

В то время Илья Арнольдович Ильф еще не был писателем, а ходил по Одессе в потертой робе, со стремянкой и чинил электричество. С этой стремянкой на плече Ильф напоминал длинного и тощего трубочиста из андерсеновской сказки.

Читайте также: