Пушкин и власть сочинение

Обновлено: 06.07.2024

4. Список литературы

Что же такое власть? Почему на протяжении многих и многих веков происходит борьба между людьми за право обладать ею, и в процессе этой борьбы часто на её алтарь приносят в жертву десятки, сотни, тысячи жизней других людей и даже свою собственную? Для начала попробуем дать определение власти.

Власть - это право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведениями кого-либо;

-Могущественное влияние чего-либо, неодолимая сила чего-либо.

-Форма управления страной и некоторые другие определения.

Зачем нужна власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме сопутствовать его развитию.

В общем и широком смысле власть означает господство одного лица над другими лицами, возможность действовать не только одному, но и диктовать, т.е. приказывать. Без власти нет государства. Она выражает право общественного подчинения его частей.

В своей работе я, анализируя ряд пушкинских произведений, пыталась понять, как Пушкин рассматривал данную проблему.

Литературоведы до сих пор спорят, кто главные герои этой трагедии Пушкина и какую цель ставил перед собой поэт. Главный герой трагедии Годунов? Но он умирает, а действие продолжается? Самозванец? Но его личность вообще не занимает центрального места. Бояре? Но их роль всё-таки эпизодична, хотя, по моему мнению, без их образов невозможно выразить основной цели произведения, Народ? Но большую часть трагедии он лишь толпа, действиями которой руководят всякие кому вздумается.

Какая же идея собирает эти образы воедино, делая их, все, несомненно, ведущими в пушкинской трагедии?

Рискну предположить, что одним из основных желаний Пушкина – драматурга было рассмотреть проблему власти: на чем основывается, что движет людьми, стремящимися к личной всеобъемлющей власти и на что они готовы пойти ради такой цели. Именно с этой позиции я буду рассматривать образы трагедии.

И, прежде всего, рассмотрим центральный образ- образ самого Годунова.

Из слов Карамзина можно сделать вывод, что Годунов был правителем, при котором и Россия, и её народ процветали и благоденствовали и, как следствие, царь Борис был любим и почитаем народом. Но из истории нам известно, что именно правление царя Бориса было одной из причин возникновения эпохи Смутного времени. И именно этот царь вызывал у народа особую ненависть.

По одной из гипотез историков, Борис Годунов, стремясь к власти, идёт на преступление: по его приказу был умерщвлен сын Иоанна Грозного. Именно поэтому мудрое правление царя Бориса, вызвало у его народа лишь ненависть. Как же освещает эту проблему Пушкин? Как он изображает столь противоречивую фигуру?

Уже в начале трагедии Пушкин рисует нам сцену восшествия Годунова на престол, как хороший спектакль, срежиссированный самим Годуновым. Отказ Бориса от трона, мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, что перед нами сцена государственного спектакля, где Борис якобы не хочет царствовать, а народ и бояре без него погибнут. Шуйский убежден в том, что отказ Бориса от престола притворство: Борис еще поморщится немного,// И, наконец, по милости своей// Принять венец смиренно согласится.

Ещё более утончена игра Бориса, когда он первый раз появляется перед приближенными: Ты, отче патриарх, вы все бояре.//Обнажена моя душа пред вами://Вы видели, что я приемлю власть//Великую со страхом и смирением.

Один: Все плачут, Первый: Я также. Нет ли луку?

Заплачем, брат, и мы Потрём глаза.

Другой: Я силюсь, Брат, Второй: Нет, я слюной помажу

Да не могу. Что там ещё?

Первый: Да кто их разберёт?

Как же Пушкин изображает Бориса как царя?

Уже с первых строк трагедии Пушкин акцентирует внимание на том, что вступающий на престол Борис Годунов повинен в смерти наследника престола, об этом мы узнаем из беседы князей Шуйского и Воротынского:

Воротынский: Ужасное злодейство! Полно, точно ль//Царевича сгубил Борис?

Шуйский: А кто же?

Я в Углич послан был

Исследовать на месте это дело:

Наехал я на свежие следы;

Весь город был свидетель злодеянья;

Царь: …Пошлю тебя начальствовать над ними;

Не род, а ум поставлю в воеводе;….

Он хитрый и мудрый правитель, это понятно из его поучений сыну Фёдору:

Советника, во - первых, избери… Для войска нынче нужен

Надежного, холодных, зрелых лет, Искусный вождь: Басманова пошли

Любимого народом. И с твёрдостью снеси боярский ропот.

Борис осознавал необходимость развития науки: «Учись мой сын, наука сокращает//Нам опыты быстротекущей жизни.

Но, несмотря на благие намерения и даже на определенные щедрости, народ его не принимает, народ отвернулся от него:

Я думал свой народ Бог наслал на землю нашу глад-

В довольствии, во славе успокоить, Народ завыл, в мученьях погибая;

Щедротам любовь его снискать-… Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы-

Они ж меня, беснуясь, проклинали.

Как молотком стучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…!

И рад бежать, да некуда, ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!-

подводит итог своим страданиям Борис.

Итог недолгого царствования Бориса Годунова-смерть не только его, но и его безвинных детей, а для страны - погружение в смуту, принесшую горе и разорение, а для некоторых, более безнравственных, чем Борис Годунов- возможность, имея определенную ловкость, оказаться на троне Российском.

Итог преступления Бориса – это появление Самозванцев. И чтобы доказать это Пушкин показывает судьбу Дмитрия Самозванца (Гришки Отрепьева).

Впервые мы встречаемся с этим героем в сцене с Пименом. Именно из рассказа Пимена, монашек Григорий узнает об ужасном злодеянии, свершенном царем Борисом:

О страшное, невиданное горе!//Прогневали мы бога, согрешили!//Владыкою себе цареубийцу!//Мы нарекли.

Раз власть правящим царем достигнута незаконно, и везде, и всюду говорят об этом, почему не сыграть роль Дмитрия? И Отрепьев начинает сою игру. Он предприимчив и находчив.

Монашеской неволею скучая, К украинцам, в их буйные курени,

Под клобуком свой замысел отважный Владеть конём и саблей научился;

Обдумал я, готовя миру чудо- Явился к ним; Димитрием назвался

И наконец, из кельи бежал И поляков безмозглых обманул

- признаётся Григорий Марии Мнишек.

Шуйский: Сомненья нет, что это самозванец.// Но, признаюсь, опасность не мала.//Весть важная! И если до народа// Она дойдёт, то быть грозе великой

Самозванец понимает, что полякам, да и тем, кто встает под его знамя, не нужен он, а нужно лишь его имя, благодаря которому за него пойдет народ. Но его это не смущает. Во время объяснения с Мариной Мнишек он признает: «…Но знай,// Что ни король, ни папа, ни вельможа//Не думают о правде слов моих,//Дмитрий я иль нет - что им за дело?// Но я предлог раздоров и войны.// Им это лишь и нужно…

На границе с Литвой в Самозванце все – таки просыпается совесть:

Кровь русская, о Курбский, потечет.

Вы за царя подняли меч, вы чисты

Я ж вас веду на братьев! Я Литву

Позвал на Русь.

Необходимо отметить, что эти муки совести единственные, затем совесть Самозванца преспокойно засыпает и спит и во время сражения, когда льётся и с той и с другой стороны кровь, и после разгрома его войска.

Лжедмитрий: Пушкин(про себя):

Мой бедный конь! Как бодро поскакал Ну вот о чем жалеет?

Сегодня он последнее сражение Об лошади! Когда все наше войско

И, раненый, как быстро нес меня. Погибло в прах.

Мой бедный конь!

Самозванец: Что ж Курбского не вижу между вами?

Лях: Он лег не поле смерти.

Самозванец: Честь храброму и мир его душе!

замечает и тут же переводит разговор на другое!

Изменники! Злодеи – запорожцы,

Не выдержать и трех минут отпора!

Таким образом, вместо Бориса, свершившего свое единственное убийство, приходит Самозванец, на совести, которого уже сотни, тысячи загубленных жизней в борьбе за то, чтобы он обрел не принадлежащую ему власть.

Самозванец: Друзья, не станем ждать. Мы Шуйского…

А в сцене убийства детей Годунова появляются имена других бояр:

Ксения: Братец, братец кажется, к нам бояре идут.

Федор: Это Голицын, Мосальский. Другие мне не знакомы.

Мне поприще откроется, когда//Он сломит рог боярству родовому!//Соперников по брани я не знаю://У царского престола стану первый…//И может быть…

Мысль оборвана, но направленность её ясна: Басманов думает о престоле. Причем мечтаниям о власти он предается за несколько минут до того, как престол вновь окажется открытым - перед смертью Бориса. Композиционное место этих размышлений Басманова очень важно в общей концепции Пушкинской драмы - не прекращающейся борьбы за власть . Поставленный Федором во главе войска, сражающегося с Самозванцем, Басманов искренне возмущен предложением Гаврилы Пушкина прекратить сопротивление:

Но изменить присяге!//Но заслужить бесчестье в род и род!//Доверенность младого венценосца//Предательством ужасным заплатить.

Во-первых, Пушкин размышляет о власти и о тех путях, которыми идут люди, пытаясь её достигнуть, а также о том, что является оплотом этой самой власти. Пушкин приходит к выводу, что стремление к власти свойственно и большинству людей способны на все ради её достижения.

Кроме того, Пушкин делает вывод, что власть, полученная нечестным, преступным путем, ведет к новым преступлениям, а страну – к хаосу. Так, как это и было в России после правления Бориса Годунова.

Пушкин принципиально корректирует и тему, и сюжет пьесы Шекспира. Вместо психологической драмы с испытанием Анджело властью он пишет поэму о трагедии власти - о невозможности монарху быть гуманным правителем. Меняется потому и исходная ситуация – в поэме Пушкина дается противопоставление двух типов правления – просвещенной монархии Дука и деспотической – Анджело, чтобы выяснить их равную неспособность осуществлять справедливую политику, направлять власть на благо граждан, утверждать человеческие порядки в стране.

Таким образом, сюжетная новизна поэмы Пушкина в том что он начинает испытывать не человека властью, а саму власть, два противодействующих друг другу типа монархического правления.

К чему же это привело?

Лишь только Анджело вступил в управленье

И всё тотчас другим порядком потекло,

Пружины ржавые опять пришли в движенье,

Законы поднялись, хватая в пасти зло,

На полных площадях, безмолвных от боязни

По пятницам пошли разыгрываться казни,

И ухо стал себе почесывать народ,

Восстановление Анджело жестоких, давно забытых законов было нарушением реальных, уже сложившихся условий существования в обществе, где утверждались права человечности. Клавдио, один из главных героев поэмы, должен быть наказан по введенному Анджело закону, и казнь его есть торжество порядка. Но Анджело неожиданно для себя тоже подчиняется голосу природы, закону, который он истреблял, он воспылал страстью к Изабелле, сестре Клавдио.

Анджело ведет себя в это время трусливо и подло - он в страхе объявляет Изабеллу помешанной.

И Дук его простил. Прощен преступник – ведь преступления Анджело показаны наглядно, они очевидны, и прежде всего Дуку. Дук простил Анджело, потому что был добр. Доброта пришла в противоречие со справедливостью. Доброта Дука отлично характеризует его как честного человека. Но у отца народа есть долг, который повелевает ему быть справедливым властителем. Милость как акт монарха в данном случае – произвол, она лишена гуманности.

А заканчивается поэма тем, что добрый Дук прощает преступника. Всё вернулось на круги своя. У власти вновь добрый монарх, и бедствия, и беззаконие, безнаказанность будут вновь по-прежнему терзать общество.

Таким образом, актуальность поэмы Пушкина в постановке острейших политических и этических проблем монархической власти, в раскрытии бессилия не только деспотии, но и просвещенного абсолютизма.

Поэма открывается вступлением, которое в экспозиции переносит нас в эпоху Петра:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.,

И вдаль глядел…

Во-первых, с точки зрения военно – стратегического положения: для обеспечения политической независимости.

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Во-вторых, с точки зрения культурного общения с Западом:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

В-третьих, для развития экономики и торговли страны, для полного торжества России!

Сюда, по новым по волнам

Все флаги в гости будут к нам

Так в замечательной поэтической форме Пушкин даёт историческое обоснование замыслов Петра 1. Проходит сто лет, и замысел Петра осуществился: заложенный при его жизни Петербург стал дивным городом:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен: корабли

Толпой со всех концов земли.

К богатым пристаням стремятся…..

Но торжественный тон вступления, так подходящий для гимна прекрасному городу, меняется на печальный, как только автор переходит от вступления к 1-ой части, рассказывающей о наводнении 1824 года.

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом…

Картины нарядного и праздничного Петербурга сменяются описанием бедных кварталов столицы: Почти у самого залива-

Забор некрашеный, да ива

И ветхий домик…

При помощи особых композиционных приемов поэт устанавливает между Петром и Евгением некую внутренне осознаваемую связь. Он достигает это тем, что Петр и Евгений появляются перед нами в совпадающих композиционных местах поэмы, используя параллелизм при изложении мыслей того и другого героя.

И Петр, и Евгений в момент появления каждого из них в поэме – оба думают, но ход их мыслей – контрастный.

Думы Петра: Здесь будет город заложен Думы Евгения – о другом:

Назло надменному соседу. О чём же думал он?

Природой здесь нам суждено Что был он беден, что трудом,

В Европу прорубить окно, Он должен был себе доставить

И независимость и честь…

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

Восхищение Петром здесь граничит у Пушкина с ужасом. И остро встает вопрос:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта!

Мечты Петра воплощены в образе прекрасного города, но именно эти воплощенные мечты вступают в противоречие с мечтами Евгения. Прекрасный город, при возведении которого не подумали о бедняках, своим существованием приносит беду Евгению:

Осада! Приступ! Злые волны, Народ:

Как воры, лезут в окна. Челны Зрит божий гнев и казни ждёт.

С разбега стекла бьют кормой. Увы! Всё гибнет. Кров и пища

Лотки под мокрой пеленой, Где будет взять?

Обломки хижин, брёвна, кровли

Добро, строитель чудотворный-

Шепнул он, злобно задрожав,-

Это кульминационный момент поэмы. Евгений восстает против царя - строителя и преобразователя потому, что в его, чудотворных замыслах свершениях не нашлось места для счастья маленького человека. Что, собственно, дал Петр личности, выстроив державу?

Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своем бессилии перед лицом рока, но в его деяниях не хватает заботы о маленьком человеке. Петр велик в государственных замыслах, но жесток и жалок в отношении к личности.

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы.

Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви в Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести.

Пушкин не решает проблему личности и государства однозначно. Но он стремится показать, чем могут обернуться великие дела правителей.

Пушкин понимал, что

- власть имеет особое притяжение для людей с сильным, авантюрным характером (Годунов, Отрепьев… др.).

-власть, полученная нечестным, преступным путем ведет к новым преступлениям, а страну, где все это происходит, - к хаосу.

- власть никогда не будет надеждой, если она не имеет поддержки народа.

Список литературы

4. Д.Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1862 гг.) Москва – Ленинград: 1950 г.

Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой. Кем должен быть поэт: жрецом искусства, отшельником или обыкновенным человеком, который не может жить без общества, шума и суеты? Пушкин считал, что поэт должен быть бескорыстным и благородным, честным и справедливым, а главное – быть смелым и решительным, не опасаясь ничьих насмешек и осуждения:

Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя

Главной наградой для поэта является то, что его стихотворения живут в сердцах людей, побуждая их совершать смелые поступки и творить добро. Поэт судит себя строже, чем это может сделать толпа, так как только он один способен понять и осознать, чего стоит его собственный труд:

Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Поэт нужен людям и поэтому должен жить среди них, однако он должен также оставаться в стороне для того, чтобы в бытовой каждодневной суете не погиб его дар прорицателя:

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Поэт должен “глаголом жечь сердца людей”, а если это становится по каким-то причинам невозможным, то жизнь начинает казаться ему бессмысленной и пустой: Пока не требует поэта К священной жертве АПОЛЛОН, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон… Одним из наиболее ярких произведений А. С. Пушкина является стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”. В нем он говорит о том, что его “памятник” вознесся выше “главою непокорной Александрийского столпа”.

Пушкин уверен, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, что дорога к нему не зарастет, что, пока будет существовать поэзия, слава его не увянет. Право на это бессмертие и любовь народа Пушкин, по его мнению, вполне заслужил.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

В этом стихотворении автор подводит итог и дает оценку своему творчеству, ставя себе в заслугу то, что он всегда служил своему народу. Поэт подчеркивает народность своего творчества, торжествует победу над временем, над властью: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Поэт верит в силу своих стихов, в силу своей поэзии, в свое бессмертие.

Главным поэт считает именно это – “восславил свободу”. И конечно же, тема свободы была одной из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования.

Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, она – высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств. Прославляя закон как прочную основу свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах.

В них он видит источник несвободы… Поэт – противник насилия, свобода не может быть достигнута в результате революции. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.

Свобода для Пушкина – это возможность иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать “громкие права, от коих не одна кружится голова”. Искренний, правдивый, глубокий человек, Пушкин заложил основы русской литературы, определив ее своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности. Лирический герой А. С. Пушкина больше всего дорожит свободой, он не согнется ни перед каким тираном и только своему родному народу готов служить добровольно и самозабвенно.

Проблема личности и государства проходит через большинство произведений Александра Сергеевича. Его творчество можно разделить на две категории: до ссылки и после от этого и зависит отношение самого писателя к государству.

Во времена до ссылки Пушкин демонстрировал несовершенство государственного устроя и к проблемe справедливости через образ правителя. Поэт хотел, чтобы у каждого человека была свобода. Чего стоит его стихотворение "к Чаадаеву". Последние сроки его способны надолго закрепиться в голове, невозможно сосчитать, скольким людям они дают мотивацию каждый день.

.
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В современной России этот отрывок можно спроецировать на ситуацию с нашими органами управления и наказания, по сей день его изучают в школах, какое же он значение имеет в истории России.

Второй этап творчества Пушкина начинается, когда он проходит ссылку в Михайловском, после которой, поэт осознает, что цельной свободы для каждого не существует, потому что всегда будет угнетенный чужой свободой. К Александру Сергеевичу постепенно приходит мысль, что именно народ управляет и должен управлять властью. По его мнению победа на той стороне, на чьей находится народ. Данная мысль прошла через произведение "Борис Годунов". Эта идея перестала бы быть просто идеей, теорией из книг, на примере восстания декабристов, только взялось одно но. Неуверенность народа. Это был главный камень преткновения, это и помешало выразить недовольство власти, и народ проиграл…

В дальнейшие же годы Пушкина сильно трогает проблема "маленького человека", и рассматривается в множестве произведений: "Станционный смотритель", "Повести Белкина" и главный пример данной темы - "Медный всадник", восхваляющей Петра Первого, среди ключевой проблемы - отношение народа с властью. И снова личность проигрывает.

К сожалению, великий поэт ушел слишком рано, кто знает, что Александр Сергеевич еще мог дать нам, но мы точно знаем, благодаря его произведениям мы уже можем сделать вывод относительно так необходимого нам вектора развития, но, к сожалению, и по сей день люди боятся всего, что мешает развитию нашей страны. Возможно, когда-нибудь в будущем, народ научиться брать волю в кулак и противостоять проблемам сообща. Будем надеяться, что так и будет!

Вариант 2

Правители забыли главный закон – закон равенства и справедливости. Но в жизни такого не бывает никогда! Только в наивных идеях социалистов-утопистов!

Но поражение декабристов наводит его на мысль, что народ ещё не готов управлять государством. И декабристы были очень далеки от народа. Они не рассматривали его, как основную силу свержения власти. Решили, что это могут сделать только военные. Поэтому, в оторванности от народа, все попытки свергнуть государя обречены на провал.

Русский народ долго раскачивается, но быстро действует. Не заметит государь, как и слетит с трона.

Далее он задумывается о судьбе простых русских людей, их взаимоотношении с властью.

Поэтому, в одиночку бороться с государством – изначально обречено на провал. И все протесты одиночки бессмысленны. Интересная мысль – Пушкин почти додумался, что для свержения самодержавия нужно объединиться в сильную мощную силу.

Также читают:

Картинка к сочинению Личность и государство в творчестве Пушкина

Популярные сегодня темы

Одним из ребят у костра был Ильюша, которому было около двенадцати лет. Мальчик с неяркой внешностью и вытянутым лицом. Он имел горбатый нос, плохо видел: сидя у костра, он постоянно щурился.

Петербург во всех произведениях наших классиков издавна несет в себе историческое наследие и важнейший образ – личность, когда и кем он не был описан. Будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов или другие поэты и писатели нашей классики.

Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать

Все сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика

Чудо – это такое необыкновенное явление, которое вызывает удивление и восхищение. Чудеса привлекают людей во всём мире, люди стремятся к ним. Проверим данное утверждение на примерах.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Министерство образования Саратовской области

Тема власти в произведениях Пушкина

МОУ – сош № 1 г. Петровска

Что же такое власть? Почему на протяжении многих и многих веков происходит борьба между людьми за право обладать ею, и в процессе этой борьбы часто на её алтарь приносят в жертву десятки, сотни, тысячи жизней других людей и даже свою собственную? Для начала попробуем дать определение власти.

Власть - это право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведениями кого-либо;

-Могущественное влияние чего-либо, неодолимая сила чего-либо.

-Форма управления страной и некоторые другие определения.

Зачем нужна власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме сопутствовать его развитию.

В общем и широком смысле власть означает господство одного лица над другими лицами, возможность действовать не только одному, но и диктовать, т.е. приказывать. Без власти нет государства. Она выражает право общественного подчинения его частей.

В своей работе я, анализируя ряд пушкинских произведений, пыталась понять, как Пушкин рассматривал данную проблему.

Литературоведы до сих пор спорят, кто главные герои этой трагедии Пушкина и какую цель ставил перед собой поэт. Главный герой трагедии Годунов? Но он умирает, а действие продолжается? Самозванец? Но его личность вообще не занимает центрального места. Бояре? Но их роль всё-таки эпизодична, хотя, по моему мнению, без их образов невозможно выразить основной цели произведения, Народ? Но большую часть трагедии он лишь толпа, действиями которой руководят всякие кому вздумается.

Какая же идея собирает эти образы воедино, делая их, все, несомненно, ведущими в пушкинской трагедии?

Рискну предположить, что одним из основных желаний Пушкина – драматурга было рассмотреть проблему власти: на чем основывается, что движет людьми, стремящимися к личной всеобъемлющей власти и на что они готовы пойти ради такой цели. Именно с этой позиции я буду рассматривать образы трагедии.

И, прежде всего, рассмотрим центральный образ- образ самого Годунова.

Из слов Карамзина можно сделать вывод, что Годунов был правителем, при котором и Россия, и её народ процветали и благоденствовали и, как следствие, царь Борис был любим и почитаем народом. Но из истории нам известно, что именно правление царя Бориса было одной из причин возникновения эпохи Смутного времени. И именно этот царь вызывал у народа особую ненависть.

По одной из гипотез историков, Борис Годунов, стремясь к власти, идёт на преступление: по его приказу был умерщвлен сын Иоанна Грозного. Именно поэтому мудрое правление царя Бориса, вызвало у его народа лишь ненависть. Как же освещает эту проблему Пушкин? Как он изображает столь противоречивую фигуру?

Уже в начале трагедии Пушкин рисует нам сцену восшествия Годунова на престол, как хороший спектакль, срежиссированный самим Годуновым. Отказ Бориса от трона, мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, что перед нами сцена государственного спектакля, где Борис якобы не хочет царствовать, а народ и бояре без него погибнут. Шуйский убежден в том, что отказ Бориса от престола притворство: Борис еще поморщится немного,// И, наконец, по милости своей// Принять венец смиренно согласится.

Ещё более утончена игра Бориса, когда он первый раз появляется перед приближенными: Ты, отче патриарх, вы все бояре.//Обнажена моя душа пред вами://Вы видели, что я приемлю власть//Великую со страхом и смирением.

Один: Все плачут, Первый: Я также. Нет ли луку?

Заплачем, брат, и мы Потрём глаза.

Другой: Я силюсь, Брат, Второй: Нет, я слюной помажу

Да не могу. Что там ещё?

Первый: Да кто их разберёт?

Как же Пушкин изображает Бориса как царя?

Уже с первых строк трагедии Пушкин акцентирует внимание на том, что вступающий на престол Борис Годунов повинен в смерти наследника престола, об этом мы узнаем из беседы князей Шуйского и Воротынского:

Воротынский: Ужасное злодейство! Полно, точно ль//Царевича сгубил Борис?

Шуйский: А кто же?

Я в Углич послан был

Исследовать на месте это дело:

Наехал я на свежие следы;

Весь город был свидетель злодеянья;

Царь: …Пошлю тебя начальствовать над ними;

Не род, а ум поставлю в воеводе;….

Он хитрый и мудрый правитель, это понятно из его поучений сыну Фёдору:

Советника, во - первых, избери… Для войска нынче нужен

Надежного, холодных, зрелых лет, Искусный вождь: Басманова пошли

Любимого народом. И с твёрдостью снеси боярский ропот.

Борис осознавал необходимость развития науки: «Учись мой сын, наука сокращает//Нам опыты быстротекущей жизни.

Но, несмотря на благие намерения и даже на определенные щедрости, народ его не принимает, народ отвернулся от него:

Я думал свой народ Бог наслал на землю нашу глад-

В довольствии, во славе успокоить, Народ завыл, в мученьях погибая;

Щедротам любовь его снискать-… Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы-

Они ж меня, беснуясь, проклинали.

Как молотком стучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…!

И рад бежать, да некуда, ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!-

подводит итог своим страданиям Борис.

Итог недолгого царствования Бориса Годунова-смерть не только его, но и его безвинных детей, а для страны - погружение в смуту, принесшую горе и разорение, а для некоторых, более безнравственных, чем Борис Годунов- возможность, имея определенную ловкость, оказаться на троне Российском.

Итог преступления Бориса – это появление Самозванцев. И чтобы доказать это Пушкин показывает судьбу Дмитрия Самозванца (Гришки Отрепьева).

Впервые мы встречаемся с этим героем в сцене с Пименом. Именно из рассказа Пимена, монашек Григорий узнает об ужасном злодеянии, свершенном царем Борисом:

О страшное, невиданное горе!//Прогневали мы бога, согрешили!//Владыкою себе цареубийцу!//Мы нарекли.

Раз власть правящим царем достигнута незаконно, и везде, и всюду говорят об этом, почему не сыграть роль Дмитрия? И Отрепьев начинает сою игру. Он предприимчив и находчив.

Монашеской неволею скучая, К украинцам, в их буйные курени,

Под клобуком свой замысел отважный Владеть конём и саблей научился;

Обдумал я, готовя миру чудо- Явился к ним; Димитрием назвался

И наконец, из кельи бежал И поляков безмозглых обманул

-признаётся Григорий Марии Мнишек.

Шуйский: Сомненья нет, что это самозванец.// Но, признаюсь, опасность не мала.//Весть важная! И если до народа// Она дойдёт, то быть грозе великой

Самозванец понимает, что полякам, да и тем, кто встает под его знамя, не нужен он, а нужно лишь его имя, благодаря которому за него пойдет народ. Но его это не смущает. Во время объяснения с Мариной Мнишек он признает: «…Но знай,// Что ни король, ни папа, ни вельможа//Не думают о правде слов моих,//Дмитрий я иль нет - что им за дело?// Но я предлог раздоров и войны.// Им это лишь и нужно…

На границе с Литвой в Самозванце все – таки просыпается совесть:

Кровь русская, о Курбский, потечет.

Вы за царя подняли меч, вы чисты

Я ж вас веду на братьев! Я Литву

Позвал на Русь.

Необходимо отметить, что эти муки совести единственные, затем совесть Самозванца преспокойно засыпает и спит и во время сражения, когда льётся и с той и с другой стороны кровь, и после разгрома его войска.

Лжедмитрий: Пушкин(про себя):

Мой бедный конь! Как бодро поскакал Ну вот о чем жалеет?

Сегодня он последнее сражение Об лошади! Когда все наше войско

И, раненый, как быстро нес меня. Погибло в прах.

Мой бедный конь!

Самозванец: Что ж Курбского не вижу между вами?

Лях: Он лег не поле смерти.

Самозванец: Честь храброму и мир его душе!

замечает и тут же переводит разговор на другое!

Изменники! Злодеи – запорожцы,

Не выдержать и трех минут отпора!

Таким образом, вместо Бориса, свершившего свое единственное убийство, приходит Самозванец, на совести, которого уже сотни, тысячи загубленных жизней в борьбе за то, чтобы он обрел не принадлежащую ему власть.

Самозванец: Друзья, не станем ждать. Мы Шуйского…

А в сцене убийства детей Годунова появляются имена других бояр:

Ксения: Братец, братец кажется, к нам бояре идут.

Федор: Это Голицын, Мосальский. Другие мне не знакомы.

Мне поприще откроется, когда//Он сломит рог боярству родовому!//Соперников по брани я не знаю://У царского престола стану первый…//И может быть…

Мысль оборвана, но направленность её ясна: Басманов думает о престоле. Причем мечтаниям о власти он предается за несколько минут до того, как престол вновь окажется открытым - перед смертью Бориса. Композиционное место этих размышлений Басманова очень важно в общей концепции Пушкинской драмы - не прекращающейся борьбы за власть. Поставленный Федором во главе войска, сражающегося с Самозванцем, Басманов искренне возмущен предложением Гаврилы Пушкина прекратить сопротивление:

Но изменить присяге!//Но заслужить бесчестье в род и род!//Доверенность младого венценосца//Предательством ужасным заплатить.

Во-первых, Пушкин размышляет о власти и о тех путях, которыми идут люди, пытаясь её достигнуть, а также о том, что является оплотом этой самой власти. Пушкин приходит к выводу, что стремление к власти свойственно и большинству людей способны на все ради её достижения.

Кроме того, Пушкин делает вывод, что власть, полученная нечестным, преступным путем, ведет к новым преступлениям, а страну – к хаосу. Так, как это и было в России после правления Бориса Годунова.

Пушкин принципиально корректирует и тему, и сюжет пьесы Шекспира. Вместо психологической драмы с испытанием Анджело властью он пишет поэму о трагедии власти - о невозможности монарху быть гуманным правителем. Меняется потому и исходная ситуация – в поэме Пушкина дается противопоставление двух типов правления – просвещенной монархии Дука и деспотической – Анджело, чтобы выяснить их равную неспособность осуществлять справедливую политику, направлять власть на благо граждан, утверждать человеческие порядки в стране.

Таким образом, сюжетная новизна поэмы Пушкина в том что он начинает испытывать не человека властью, а саму власть, два противодействующих друг другу типа монархического правления.

К чему же это привело?

Лишь только Анджело вступил в управленье

И всё тотчас другим порядком потекло,

Пружины ржавые опять пришли в движенье,

Законы поднялись, хватая в пасти зло,

На полных площадях, безмолвных от боязни

По пятницам пошли разыгрываться казни,

И ухо стал себе почесывать народ,

Восстановление Анджело жестоких, давно забытых законов было нарушением реальных, уже сложившихся условий существования в обществе, где утверждались права человечности. Клавдио, один из главных героев поэмы, должен быть наказан по введенному Анджело закону, и казнь его есть торжество порядка. Но Анджело неожиданно для себя тоже подчиняется голосу природы, закону, который он истреблял, он воспылал страстью к Изабелле, сестре Клавдио.

Анджело ведет себя в это время трусливо и подло - он в страхе объявляет Изабеллу помешанной.

И Дук его простил. Прощен преступник – ведь преступления Анджело показаны наглядно, они очевидны, и прежде всего Дуку. Дук простил Анджело, потому что был добр. Доброта пришла в противоречие со справедливостью. Доброта Дука отлично характеризует его как честного человека. Но у отца народа есть долг, который повелевает ему быть справедливым властителем. Милость как акт монарха в данном случае – произвол, она лишена гуманности.

А заканчивается поэма тем, что добрый Дук прощает преступника. Всё вернулось на круги своя. У власти вновь добрый монарх, и бедствия, и беззаконие, безнаказанность будут вновь по-прежнему терзать общество.

Таким образом, актуальность поэмы Пушкина в постановке острейших политических и этических проблем монархической власти, в раскрытии бессилия не только деспотии, но и просвещенного абсолютизма.

Поэма открывается вступлением, которое в экспозиции переносит нас в эпоху Петра:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.,

И вдаль глядел…

Во-первых, с точки зрения военно – стратегического положения: для обеспечения политической независимости.

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Во-вторых, с точки зрения культурного общения с Западом:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

В-третьих, для развития экономики и торговли страны, для полного торжества России!

Сюда, по новым по волнам

Все флаги в гости будут к нам

Так в замечательной поэтической форме Пушкин даёт историческое обоснование замыслов Петра 1. Проходит сто лет, и замысел Петра осуществился: заложенный при его жизни Петербург стал дивным городом:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен: корабли

Толпой со всех концов земли.

К богатым пристаням стремятся…..

Но торжественный тон вступления, так подходящий для гимна прекрасному городу, меняется на печальный, как только автор переходит от вступления к 1-ой части, рассказывающей о наводнении 1824 года.

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом…

Картины нарядного и праздничного Петербурга сменяются описанием бедных кварталов столицы: Почти у самого залива-

Забор некрашеный, да ива

И ветхий домик…

При помощи особых композиционных приемов поэт устанавливает между Петром и Евгением некую внутренне осознаваемую связь. Он достигает это тем, что Петр и Евгений появляются перед нами в совпадающих композиционных местах поэмы, используя параллелизм при изложении мыслей того и другого героя.

И Петр, и Евгений в момент появления каждого из них в поэме – оба думают, но ход их мыслей – контрастный.

Думы Петра: Здесь будет город заложен Думы Евгения – о другом:

Назло надменному соседу. О чём же думал он?

Природой здесь нам суждено Что был он беден, что трудом,

В Европу прорубить окно, Он должен был себе доставить

И независимость и честь…

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

Восхищение Петром здесь граничит у Пушкина с ужасом. И остро встает вопрос:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта!

Мечты Петра воплощены в образе прекрасного города, но именно эти воплощенные мечты вступают в противоречие с мечтами Евгения. Прекрасный город, при возведении которого не подумали о бедняках, своим существованием приносит беду Евгению:

Осада! Приступ! Злые волны, Народ:

Как воры, лезут в окна. Челны Зрит божий гнев и казни ждёт.

С разбега стекла бьют кормой. Увы! Всё гибнет. Кров и пища

Лотки под мокрой пеленой, Где будет взять?

Обломки хижин, брёвна, кровли

Добро, строитель чудотворный-

Шепнул он, злобно задрожав,-

Это кульминационный момент поэмы. Евгений восстает против царя - строителя и преобразователя потому, что в его, чудотворных замыслах свершениях не нашлось места для счастья маленького человека. Что, собственно, дал Петр личности, выстроив державу?

Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своем бессилии перед лицом рока, но в его деяниях не хватает заботы о маленьком человеке. Петр велик в государственных замыслах, но жесток и жалок в отношении к личности.

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы.

Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви в Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести.

Пушкин не решает проблему личности и государства однозначно. Но он стремится показать, чем могут обернуться великие дела правителей.

Пушкин понимал, что

- власть имеет особое притяжение для людей с сильным, авантюрным характером (Годунов, Отрепьев… др.).

-власть, полученная нечестным, преступным путем ведет к новым преступлениям, а страну, где все это происходит, - к хаосу.

- власть никогда не будет надеждой, если она не имеет поддержки народа.

Список литературы

Д.Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1862 гг.) Москва – Ленинград: 1950 г.

Читайте также: