О какой болезни говорит автор в конце своего предисловия сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Ориентация на результаты образования:
• разработка и проверка гипотез;
• формирование картины мира;
• универсальные учебные действия (УУД)
• предметные компетентности;
• уметь учиться;
• овладение
методологией
познания,
способами познания;
• развитие
репрезентативного,
символического, логического мышления;
• от стихийной учебной деятельности к ее
целенаправленной организации;
• ведущая роль в умственном развитии через
содержание.

Напомним несколько дат, связанных с созданием романа:
1838 год - начало работы
1840 год - 1-ое издание романа
1841 год - 2-ое издание романа
Нетрудно понять, что роман заинтересовал читающую
публику: уже через год последовало 2-ое издание.
Немаловажно знать, что во 2-ом издании произведения
появилось авторское предисловие, предшествующее всему
роману. О чем же автор торопился уведомить читающую
публику?
Откроем предисловие. См. раздаточный материал

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем
последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения,
или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно
читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных
нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это
так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и
простодушна, что не понимает басни, если в конце ее на
находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует
иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в
порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не
может иметь места; что современная образованность изобрела
орудие более острое, почти невидимое и тем не менее
смертельное, которое, под одеждою лести, наносит
неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на
провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов,
принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что
каждый из них обманывает свое правительство в пользу
взаимной нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе еще недавно
несчастную доверчивость некоторых читателей и
даже журналов к буквальному значению слов. Иные
ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример
такого безнравственного человека, как Герой Нашего
Времени; другие же очень тонко замечали, что
сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих
знакомых. Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь
так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме
подобных нелепостей. Самая волшебная из
волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в
покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои,
точно, портрет, но не одного человека: это портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения, в
полном их развитии. Вы мне опять скажете, что
человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что
ежели вы верили возможности существования всех
трагических и романтических злодеев, отчего же вы не
веруете в действительность Печорина? Если вы
любовались вымыслами гораздо более ужасными и
уродливыми, отчего же этот характер, даже как
вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли,
что в нем больше правды, нежели бы вы того желали.

Герой Нашего Времени = портрет, составленный из пороков всего поколения
Итак, создавая главный образ, Лермонтов создает портрет. Но портрет вовсе
не идеальный и не индивидуальный, а собирательный портрет, в котором
отразились пороки времени.
Дочитаем последний абзац предисловия, чтобы восполнить нашу схему. Что
же является целью автора, изображавшего порочный портрет героя
времени?
Интересно узнать болезнь поколения, которую, по сути, диагностирует автор
романа.
Герой Нашего Времени = портрет, составленный из пороков поколения =
диагноз болезни этого поколения
Вы прочитали роман. Попробуйте назвать болезнь поколения, диагноз,
определяющий и объясняющий и пороки поколения.

Изобразите (в рисунке, схеме, таблице и пр.) систему
персонажей, Покажите, как каждый из персонажей,
интересный сам по себе, становится фоном для
раскрытия главного образа – героя времени.
Зачем и как Лермонтов смещает акценты с фабульной
загадочности на характер героя?
Зачем понадобилось многоаспектное изображение – раскрытие
образа извне и изнутри?
Почему роман начинается с середины, а за две трети до его
конца сообщается о смерти героя?
Сколько рассказчиков в романе? Почему они оказались
востребованы?
Что объединяет все эти вопросы? Ответив на эти вопросы,
запишите, в чем ключ к разгадке
характера героя?

На фоне кавказской природы, с изображением экзотических
персонажей разворачиваются отношения Печорина с
красавицей горянкой.
Кто рассказывает эту историю?
Остановимся на моменте встречи автора-рассказчика и
Максима Максимыча.
Как автор-рассказчик вводит его портрет?
Какова особенность портретного описания Максима
Максимыча?
Докажите, что Максим Максимыч – литературный
родственник капитана Миронова, один из демократических
образов нашей литературы? Как Максим Максимыч отнесся к
Печорину, к Бэле?
Почему в его рассказе важно упоминание имени генерала
Ермолова? Это историческое лицо. Наведите справки, кто он
такой, рассмотрите его портрет.

Глазами Максима Максимыча дан и первый
портрет Печорина. Найдите его в повести и
прочитайте. Какова главная особенность
Печорина, подмеченная Максимом Максимычем
почти сразу?
Чтение наоборот
nenarts
Как в портретном описании проявляется его
странность?

Что к нашим представлениям о Максиме Максимыче добавит
новелла, названная его именем?
Выделите два фрагмента новеллы, которые нам необходимо
проанализировать, аргументируйте свой выбор.
Выбери:
- портретное описание Печорина
- встреча с Максимом Максимычем
- экспозиционная часть
- описание талантов Максима Максимыча

Именно в Максиме Максимыче Лермонтов
увидел и показал красоту и притягательность
обыденного, понял величие малого. Максим
Максимыч – пушкинский тип героя. У него
цельное миросозерцание - гармоничное,
спокойное, светлое. В простой и будничной
оболочке раскрылось Лермонтову добро и
тишина. Он осознал величие простого
человека.Простой человек – не классовое, а
экзистенциальное* понятие, выражающее
духовную подлинность. Рядом с такими людьми
легко и радостно многим. Подумайте, так ли уж
заблуждался император Николай Павлович,
увидевший именно в штабс-капитане героя
времени. (Экзистенциальный* – существующий в основе мира, не
зависящий от сознательной воли человека и неизменно проявляющийся в
реальности)

Именно в Максиме Максимыче Лермонтов увидел и показал красоту и
притягательность обыденного, понял величие малого. Максим
Максимыч – пушкинский тип героя. У него цельное
миросозерцание - гармоничное, спокойное, светлое. В простой и
будничной оболочке раскрылось Лермонтову добро и тишина. Он осознал
величие простого человека. ПОВТОР
Простой человек – не классовое, а экзистенциальное понятие,
выражающее духовную подлинность. Рядом с такими людьми легко и
радостно многим. Подумайте, так ли уж заблуждался император Николай
Павлович, увидевший именно в штабс-капитане героя времени.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое
сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не
побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный
сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговоцы, позволял разглядеть
ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные
перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он
снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна
и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности
характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и
я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на землю, то прямой
стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его
тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит Бальзакова
тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого
взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему
тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность;
белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный
благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы
морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуту
гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были
черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади.
Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной
белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не
случалось замечать такой странности у некоторых людей. Это
признак – или злого нрава или глубокой постоянной грусти. Изза полуопущенных ресниц ни сияли каким-то фосфорическим
блеском, если можно так выразиться. То не было отражение
жара душевного или играющего воображения: то был блеск
подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;
взгляд его непродолжительный, но проницательный и
тяжелый, оставлял на себе неприятное впечатление
нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был
столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на
ум, может быть, только потому, что я знал некоторые
подробности его жизни… Скажу в заключение, что он был
вообще очень недурен и имел одну из тех притягательных
физиогномий, которые особенно нравятся женщинам.

Перечитайте портретное описание Печорина.
Чем этот портрет отличается от пушкинских литературных портретов:
Знак Выбери:
- величиной, протяженностью описания
- психологизмом
- описанием противоречивости характера персонажа
- лаконизмом
- обобщенным описанием
- краткостью характеристик
Каждую из выбранных характеристик аргументируйте.
Это первый психологический портрет в
русской литературе.

Назовите романтические приметы повествования
• Кавказ – место действия, фон
• Подробные психологические описания-характеристики
• Характер пейзажей
• Ночь, море, тайна
• Странные, загадочные люди
• Корсары-разбойники
Каждый выбранный тезис аргументируйте, подкрепите
цитатами из новеллы, сделав закладки
Докажите, что ,несмотря на романтические особенности
повествования, Лермонтов порывает с романтической
традицией, что основной конфликт новеллы решен сугубо
реалистически

Переходим к эпизоду дуэли. Докажите, что это кульминация повести.
Перед анализом эпизода дуэли перечитайте записи Печорина, которые он сделал
накануне. Это записи человека перед смертельным испытанием. Что они добавят к
нашему исследованию о печоринском типе, что подтвердят.
Добавят …
Подтвердят …
Составьте несколько вопросов к этой части дневника Печорина..
Выпишите из этого отрывка ключевые слова для понимания характера Печорина.
Сравните с нашим:
скучно;
увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных;
утратил навеки пыл благородных стремлений;
любил для себя;
никогда не мог насытиться;
живешь из любопытства.
Прокомментируйте каждую из записей. Как эти качества характеризуют мировоззрение

Какую тактику выбрал Печорин, чтобы привлечь к себе внимание Мери?
Что случилось на балу в ресторане? Как Печорин использовал свое
преимущество перед Грушницким?
Подумайте, что ущербно в отношениях Грушницкого и Печорина с Мери?
- знание психологии, направленное против человека
- заключение пари
- само чувство
- игра в кошки-мышки
- обман, провокационное поведение
- ставка на офицерское звание
- самолюбование
- эгоизм, самолюбование
-…

Поразмышляйте над афоризмами Печорина. Какое мировоззрение персонажа они раскрывают?
… один из двух друзей всегда раб другого…
…О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел
приподнять земной шар…
Женщины любят только тех, кого не знают.
А что такое счастье? Насыщенная гордость.
…я люблю врагов, хотя не по-христиански.
Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу?
Я люблю их (женщин) во сто раз больше с тех пор, как их не
боюсь и постиг их мелкие слабости.
Врожденная страсть противоречить

Проследите, как Лермонтов вводит в сюжет поручика
Вулича. По портрету Вулича, его характеристике
обоснуйте романтическую природу этого образа.
Запишите аргументы.
Прочитайте и прокомментируйте полилог Вулича,
Печорина и остальных офицеров. Проследите за тем,
как развивается и толкуется тема судьбы.
Заполните таблицу суждений персонажей о
предопределении (судьбе)

Печорин
Вулич
-Утверждаю, что нет предопределения …
высыпая на стол два десятка червонцев…
Читал какой-то странный отпечаток
неизбежной судьбы…
-Вы нынче умрете!
-Неспособны к великим жертвам ни для блага
человечества, ни даже для собственного
нашего блага … и равнодушно переходим от
сомнения к сомнению…
-… имея правило ничего не отвергать
решительно и ничему не вверяться слепо…
…подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.
После всего этого как бы, кажется, не сделаться
фаталистом? …и как часто мы принимаем за
убеждение обман чувств или промах рассудка.
Я люблю сомневаться во
всем…
-Господа. Вам предлагаю
испробовать на себе, может ли
человек своевольно
располагать своею жизнию,
или каждому из нас заранее
назначена роковая минута…
- Он прав!
Кто же фаталист?

К чему привел человека, человечество кризис
веры?
Почему можно утверждать, что, во-первых,
Печорин – герой любого времени и, вовторых, что духовная смерть предшествовала
физической?
Самостоятельно составьте вопросы для
дискуссии по роману Лермонтова. Подберите
заголовок для вашего разговора.
Составьте темы сочинений по роману
Лермонтова.

•Печорин и Базаров как герои своего времени.
•Сравнительная характеристика Репетилова,
Грушницкого, Ситникова. Какая
художественная роль в произведении отведена
каждому из этих героев?
•Чацкий, Онегин, Печорин как литературные
типы.
•Стилистические особенности прозы Пушкина,
Гоголя, Лермонтова

Преобразование базовых оснований культурного сознания и константы литературного образования
УЧЕБНЫЕ ТЕСТЫ

Какие пороки свойственны главному герою романа?
Скука,
тоска
Неутоленность души
Способность манипулировать людьми
Знание психологии людей
Погоня за приключениями
Безжалостность
Способность играть роль топора в руках
судьбы
Неспособность к покаянию
Неспособность к любви

Какие типичные черты духовного облика поколения
объективировал Лермонтов в романе?
Слабые
стороны самопознания,
рефлексии
Чрезмерный самоанализ
Охлаждение чувства
Утрата духовных сил
Утрата высшего смысла жизни
Болезненная раздвоенность

К какому типу персонажей можно
отнести Печорина?
Байронический герой
Антигерой
Лирический герой
Резонер

Какую болезнь века запечатлел
Лермонтов в образе Печорина?
Сомнение
Разочарование
Бегство от жизни
Ненависть

80. О каких произведениях идёт речь?

81. Это характеристика каких персонажей?

82. В каких произведениях даны

83. Какие типичные персонажи представлены в цитатах из произведений и литературной критики?

84. В какой из сюжетных линий звучит тема раскола в среде русского дворянства?

85. Раскрытию характеров главных персонажей-типов (А – Чацкого; Б – Печорина; В – Чичикова) помогают следующие особенности

произведений:
дневник
ретроспективное повествование о детстве
стихотворные монологи
авторские характеристики
новеллы, содержащие портреты героя,
данные через посредство других персонажей

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Во вся­кой книге пре­ди­сло­вие есть пер­вая и вме­сте с тем по­след­няя вещь; оно или слу­жит объ­яс­не­ни­ем цели со­чи­не­ния, или оправ­да­ни­ем и от­ве­том на кри­ти­ки. Но обык­но­вен­но чи­та­те­лям дела нет до нрав­ствен­ной цели и до жур­наль­ных на­па­док, и по­то­му они не чи­та­ют пре­ди­сло­вий. А жаль, что это так, осо­бен­но у нас. Наша пуб­ли­ка так еще мо­ло­да и про­сто­душ­на, что не по­ни­ма­ет басни, если в конце её не на­хо­дит нра­во­уче­ния. Она не уга­ды­ва­ет шутки, не чув­ству­ет иро­нии; она про­сто дурно вос­пи­та­на. Она ещё не знает, что в по­ря­доч­ном об­ще­стве и в по­ря­доч­ной книге явная брань не может иметь места; что со­вре­мен­ная об­ра­зо­ван­ность изоб­ре­ла ору­дие более острое, почти не­ви­ди­мое и тем не менее смер­тель­ное, ко­то­рое, под одеж­дою лести, на­но­сит не­от­ра­зи­мый и вер­ный удар. Наша пуб­ли­ка по­хо­жа на про­вин­ци­а­ла, ко­то­рый, под­слу­шав раз­го­вор двух ди­пло­ма­тов, при­над­ле­жа­щих к враж­деб­ным дво­рам, остал­ся бы уве­рен, что каж­дый из них об­ма­ны­ва­ет своё пра­ви­тель­ство в поль­зу вза­им­ной неж­ней­шей друж­бы.
Эта книга ис­пы­та­ла на себе ещё не­дав­но не­счаст­ную до­вер­чи­вость не­ко­то­рых чи­та­те­лей и даже жур­на­лов к бук­валь­но­му зна­че­нию слов. Иные ужас­но оби­де­лись, и не шутя, что им ста­вят в при­мер та­ко­го без­нрав­ствен­но­го че­ло­ве­ка, как Герой На­ше­го Вре­ме­ни; дру­гие же очень тонко за­ме­ча­ли, что со­чи­ни­тель на­ри­со­вал свой порт­рет и порт­ре­ты своих зна­ко­мых. Ста­рая и жал­кая шутка! Но, видно, Русь так уж со­тво­ре­на, что всё в ней об­нов­ля­ет­ся, кроме по­доб­ных не­ле­по­стей. Самая вол­шеб­ная из вол­шеб­ных ска­зок у нас едва ли из­бег­нет упре­ка в по­ку­ше­нии на оскорб­ле­ние лич­но­сти!
Герой На­ше­го Вре­ме­ни, ми­ло­сти­вые го­су­да­ри мои, точно, порт­рет, но не од­но­го че­ло­ве­ка: это порт­рет, со­став­лен­ный из по­ро­ков всего на­ше­го по­ко­ле­ния, в пол­ном их раз­ви­тии. Вы мне опять ска­же­те, что че­ло­век не может быть так дурён, а я вам скажу, что ежели вы ве­ри­ли воз­мож­но­сти су­ще­ство­ва­ния всех тра­ги­че­ских и ро­ман­ти­че­ских зло­де­ев, от­че­го же вы не ве­ру­е­те в дей­стви­тель­ность Пе­чо­ри­на? Если вы лю­бо­ва­лись вы­мыс­ла­ми го­раз­до более ужас­ны­ми и урод­ли­вы­ми, от­че­го же этот ха­рак­тер, даже как вы­мы­сел, не на­хо­дит у вас по­ща­ды? Уж не от­то­го ли, что в нём боль­ше прав­ды, не­же­ли бы вы того же­ла­ли.
Вы ска­же­те, что нрав­ствен­ность от этого не вы­иг­ры­ва­ет? Из­ви­ни­те. До­воль­но людей кор­ми­ли сла­стя­ми; у них от этого ис­пор­тил­ся же­лу­док: нужны горь­кие ле­кар­ства, едкие ис­ти­ны. Но не ду­май­те, од­на­ко, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-ни­будь гор­дую мечту сде­лать­ся ис­пра­ви­те­лем люд­ских по­ро­ков. Боже его из­ба­ви от та­ко­го не­ве­же­ства! Ему про­сто было ве­се­ло ри­со­вать со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, каким он его по­ни­ма­ет, и к его и ва­ше­му не­сча­стью, слиш­ком часто встре­чал. Будет и того, что бо­лезнь ука­за­на, а как её из­ле­чить — это уж бог знает!

О какой болезни говорит автор в конце своего предисловия в герое нашего thumbnail

герой 5-а

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.

герой 5

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Вариант ответа № 1.

Вариант ответа № 2.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Показать текст целиком

В конце предисловия к роману ‘Герой нашего времени’ М. Ю. Лермонтов говорит о ‘болезни’ века, выраженной в образе главного героя Печорина, ‘портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии’. Его ‘болезнь’ — это крайний индивидуализм, порождающий неверие и губящий не только людей вокруг героя, но и его самого. ‘Болезнь’ Печорина — это также и эгоизм. Герой не думает о чувствах других людей, играя их судьбами, как в случае с

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 3К1Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1К2Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Эта книга испытала на себе ещё недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурён, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не от-того ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали.

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!

Показать текст целиком

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 2К1Соответствие ответа заданию
  • 1 из 2К2Привлечение текста произведения для аргументации
  • 1 из 2К3Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 4 из 6

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает своё правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе ещё недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурён, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не от-того ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали.

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!

Показать текст целиком

В приведенном фрагменте М.Ю. Лермонтов под болезнью имеет в виду те печальные свойства характера, которые он отразил в портрете Григория Александровича Печорина (‘составленный из пороков нашего времени’). Из-за ни

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 3К1Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1К2Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Эта книга испытала на себе ещё недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурён, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не от-того ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали.

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!

Показать текст целиком

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Если говорить о моем отношение к Печорину, то оно неопределенное. Так как в каких-то моментах он мне нравится, а где-то вообще появляется отвращение. В самом начале рассказа он предстает перед нами как герой, которого хочется любить и уважать. Но некоторые его поступки говорят о его скверном характере. И понемногу образ славного героя уходит от нашего воображения, а ведь мы привыкли к тому, что ключевой герой романа положительный и никак не может быть отрицательным персонажем. С каждым его поступком появляется все большее и большее отвращение к нему. По прочтению романа у него появляется болезнь, но не внешняя, там не грипп, не простая простуда, а душевная болезнь, которая у него появилась из-за разочарования в идеалах, скука от жизни, бесцельность существования, неумение найти смысл своей жизни, холодность чувств, самолюбие, безразличие. Может это и стало причиной болезни, которая до сих пор существует? С этого момента появляется некое сочувствие к герою романа.

Автор показывает нам его как некого злодея, который разрушает чужие жизни. Но если посмотреть с другой стороны, то Печорин одарён судьбой и талантами, которые не раз ему помогут. Нельзя сказать, что Печорин есть олицетворение бесчеловечности, ведь это далеко не так. Он просто не умеет любить, и дарить добро, из-за своего равнодушия и эгоизма. Но сам же Печорин часто обсуждает себя и свою жизнь, тем самым вынося себе приговор.

Печорин не однозначный персонаж, в каких-то моментах у меня появлялся страх, осуждение главного героя, сопереживание и где-то даже сочувствие. Ну а, чтобы если бы он использовал свои таланты во благо общества? То возможно Максим Максимыч не умер бы напрасно, а сам же Печорин стал положительным героем, который способен нести добро и стать счастливым, возможно даже никто не пострадал бы от его поступков.

Таким образом, мое отношение к Печорину расплывчато. Михаил Юрьевич Лермонтов сделал его интересным и загадочным персонажем, которого хочется узнать получше, но с каждой главой становится понятно, что не такой уж он и интересный, он такой же простой человек, как и все в то время. Лермонтов написал очень уникальное произведение, которое актуально и по сей день.

Другие темы: ← Путешествие на поле славы↑ ЛермонтовМцыри как романтический герой →

Знакомство Печорина и Грушницкого

Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.


Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.


После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый город
    Мне кажется, каждый человек мечтает посетить свой любимый город, да и любимый город есть в общем то у каждого человека. Очень часто у людей являются любимыми городами те места
  • Сочинение Описание картины Утро Яблонской для 6 класса
    На своей картине Утро художница Татьяна Яблонская изобразила свою старшую дочку в собственной киевской квартире. Картина написана в 50-х годах предыдущего века и квартира
  • Сочинение на тему Летний день 3, 5 класс
    Мой летний день начинается в шесть часов утра. Наверное, на первый взгляд такое раннее пробуждение кажется странным, ведь в городе я просыпаюсь намного позже. Однако летом все меняется.

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину. Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте. Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование. Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.



Композиция

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живет собственной жизнью, имея свое строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть, смерть главного героя.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.

История создания

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман. В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть. Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.

Читайте также: