Птицы в небе сочинение

Обновлено: 01.06.2024

Птицы – это прекрасные создания природы. Как и все, что есть на земле, они имеют свою особенность: птицам открыто небесное пространство. Человек испокон веков стремится освоить небо, но это почти не удается сделать. Птицам же от природы дана такая возможность. Они с высоты своего птичьего полета могут наблюдать за жизнью во всем мире. Птицы умеют летать, что позволяет им передвигаться по всему миру. Я думаю, многие люди хотели бы иметь способности птиц. Иметь возможность летать и передвигаться по всей планете – это действительно здорово.

Гуси, лебеди, утки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые края. Они имеют возможность перелетать с места на место, однако всегда возвращаются на Родину, иначе зимой им не удастся здесь выжить. Данное явление показывает значение мест, в которых происходит рождение, не только для человека, но и для других представителей природы. Птицы возвращаются в родные края, демонстрируя свою любовь к Родине. И этому стоит поучиться у птиц.

Птицы для человека имеют большое значение. Они становятся определенным символом, олицетворяющим свободу. Многие писатели и поэты отмечали то, что только птицы имеют настоящую свободу, и часто сравнивали себя и своих героев с птицей, находящейся в клетке, то есть в несвободе.

Птицы и их образы тесно вошли в жизнь человека и его разум. Ведь часто людей, которые любят спать до обеда, называют совами, а людей, просыпающихся очень рано, – жаворонками. Это означает, что люди издавна стремились сравнивать себя с птицами, быть похожими на них.

Птицы – хорошие друзья людей. Попугаи – частые обитатели человеческих домов. На то, что птицы имеют огромные способности, указывает то, что некоторые попугаи могут разговаривать. Это действительно здорово. Некоторые люди в своих домах держат голубей, в деревнях есть голубятни. Это тоже умные птицы, которые со временем перестали бояться людей. Голуби часто встречаются на улицах.

В лесах можно встретить дятлов, иволгу, ворон, сов и других птиц. Все они имеют свои особенности и свои красоты, которые запоминаются людям. Почти каждый может отличить один вид птиц от другого, потому что наш интерес к птицам с каждым днем растет.

Жизнь птиц и людей очень взаимосвязана, хотя редко кто это замечает. Птицы часто делают добро садоводам, поедая вредных насекомых и помогая в размножении растений. Мы в то же время помогает птицам – строим для них кормушки.

Помогать птицам – это обязанность человека, потому что птицы – это представители природы, а природа – наш дом. Делая кормушки для тех птиц, которые остались зимовать рядом с нами, и подкармливая их, мы делаем доброе дело, которое отзовется в будущем добром и для нас. Птицы помогают человеку, сохраняя природу в балансе.

Если мы будем истреблять птиц и равнодушно к ним относиться, количество пернатых сократится, и это приведет к трагичным последствиям: будет много насекомых, которые будут поедать весь урожай, который необходим для жизнедеятельности человека, а также будет минимальное количество растений. Поэтому, просто положив корм в кормушку, мы спасаем всю планету.

Весенние заботы птиц – это строительство гнезд и выведение птенчиков.
С того самого момента, когда на деревьях распускаются почки, птицы уже тут как тут.
Многие из них возвращаются весной из теплых краев.
Это грачи, утки, гуси, чижики, иволги, ласточки, стрижи, аисты и другие птицы. Всех их и не перечислишь.
Стаи птиц весной прилетают в родные места.
Кто-то возвращается раньше, как грачи, кто-то позже, например, ласточки, которые летят из самой Африки.
Но птицы не отдыхают после путешествия, а сразу принимаются за дело.
Те,

у кого нет пары, ищут пару для выведения птенцов.
А потом пара птичек строит гнездо.
Многие возвращаются на место своего прошлогоднего гнезда и ремонтируют его, если оно сохранилось.
Каждая птица строит свое, особенное гнездо.
Никто ее не учил, но она умеет это делать, потому что ею руководит инстинкт природы.
Ласточка строит гнездо из комочков земли и склеивает их слюной.
Ворона вьет гнездо из веточек на дереве, а утка – в камышах на земле.
У орла гнездо из сучьев, а у маленькой птички ремеза – в форме пуховой рукавички.
Воробьи часто селятся в дуплах.
Стрижи устраивают свои гнездышки

в норах на берегах рек, над обрывами.
Получаются целые птичьи городки!
Птичьи заботы наполняют оживлением сады и леса.
Птицы строят гнезда с радостью.
Они звонко щебечут днем и красиво поют на рассвете, выводя музыкальные трели.
В мае некоторые птицы-самки уже высиживают яйца в гнездышках.
А самцы в это время кормят их, принося жучков, мух и червячков.

Весеннее солнышко согревает землю. Сквозь прошлогодние палые листья пробивается зеленая травка. А в небе кричат стаи птиц, которые возвращаются из дальних стран. Они перезимовали в теплых краях и спешат на Родину, к нам.

Небо всю зиму было серым, безжизненным и пустым. А теперь небо поголубело и как будто ожило. Оно наполнилось голосами перелетных птиц. Сверху доносится их перекличка: скоро родные гнезда! Каждая стая птиц возвращается туда, откуда улетела. Удивительно, но птицы не ошибаются.

Какие птицы прилетают весной? Первыми возвращаются на Родину грачи. Не зря грачей называют вестниками весны. Потом прилетают чибисы, скворцы, жаворонки, утки и гуси. Позже появятся кукушки, стрижи, ласточки, аисты и другие перелетные птицы. Птицы совершают очень большое путешествие, чтобы вернуться домой. Некоторые, например, летят из самой Африки!

Перелетные птицы радуются, вернувшись домой. Они бесконечно поют и выводят веселые трели. Радостным птичьим гомоном наполняются лесные рощи, поля и луга. То же самое происходит в городах и селах: парках, садах и палисадниках у людей. Птицы приносят туда весеннее настроение.

Птицы вьют новые гнездышки или чинят старые с помощью веточек и прутиков. Ведь многие птицы оставили свои гнезда здесь, когда улетали на юг. Тогда голод и холод заставили их покинуть свои дома. Но теперь они миновали! Среди свежей листвы птицы готовятся выводить в своих гнездах птенчиков. А те, у кого еще нет пары, ищут себе жениха или невесту, чтобы летом воспитывать вместе птенцов.

В какие страны летят перелётные птицы?

Многие из них любят Африку. Туда прилетают пернатые даже из Арктики и Сибири. Большинство водоплавающих, например, утки и лебеди, зимуют в западной Европе. Из России дрозды и скворцы перемещаются на французский или испанский юг, а вот журавли – любители берегов реки под названием Нил. Среди марафонцев на дальние расстояния – ветреники из Восточной Сибири. Они облюбовали для зимовки берега Новой Зеландии.

Однако есть среди перелётных птиц патриоты, которые перемещаются в пределах нашей страны поближе к тёплому отечественному югу. Среди них серая ворона и чёрный грач.

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий. Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.


Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.


Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

ЦАПЛЯ



На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (А. Картина) Вы, конечно, догадались, что эти стихи посвящены цапле. Цапли обитают на берегах водоемов и болот всех континентов нашей планеты, кроме Антарктиды. Любимая еда цапель – мелкие рыбешки и лягушки. Подкарауливая добычу, цапля может долгое время простоять на одном месте неподвижно, иногда опираясь на одну ногу. Завидев подплывающую рыбку, цапля делает резкое движение головой и хватает жертву. Особое строение шеи позволяет цапле совершать очень быстрые и резкие выпады головой. Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечают. А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами ног. Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв цапле. Цапли селятся большими семьями, гнезда устраивают на деревьях, а то и просто на земле. Самка откладывает крупные зеленоватые яйца, из которых примерно через месяц вылупляются птенцы. Они совершенно голые и беспомощные. Птенцы все время просят есть, и самец цапли вынужден весь день проводить в поисках пищи. Самка остается в гнезде. Когда птенцы немного подрастают, самка отправляется на охоту вместе с самцом. Интересно наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперед, то цапли, наоборот, втягивают шею глубоко в плечи. У некоторых видов цапель на голове, шее или спине имеется своеобразная грива из длинных перьев. ЗАГАДКИ У этой птицы Клюв, как две спицы. По воде она гуляет, То и дело нос купает. (Цапля) * * * Это кто стоит в болоте На одной ноге в дремоте? У кого на клюве капля? Ну конечно, это… (цапля)

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.


В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

ВОРОБЕЙ

Волшебно-экологическая сказка. Как животные и птицы Насте помогли.

— Нет, доченька, — сказала бабушка, — не приходил к нам сегодня Алёшенька. По хутору сегодня люди чужие ходили, алюминий собирали, лицом смуглые, бородатые, дед мой говорит, что это курды. Не украли уж они нашего мальчика?

Что делать – участкового на хуторе нет. Бросилась Настя сама искать братца. Выбежала в степь, а со степи ветер горячий гонит, горьковатым запахом полыни обдаёт, аж сердце у неё защемило! Над степью воздух раскалённый колышется, поднимается! Взмолилась Настенька:

— Марево! Марево! Не видело ли ты, в какую сторону чужие люди поехали, и с ними ли мой Алёша?

Отвечает сонное марево:

— Скучно мне! Развлеки меня: станцуй или песню спой – тогда скажу?

Взмолилась девочка, что некогда её, да и на душе тоска – не до танцев и песен. А Марево ни в какую! Собралась Настя с духом и сплясала свой любимый танец живота! Расхохоталось, развеселилось Марево, да и говорит:

Бросилась Настенька на восток. Бежит, ног под собой не чует! Пробежала несколько километров, видит в степи мальчишек- одноклассников. Подбежала к ним и спрашивает:

— Нет! А зачем она тебе?

Рассказала Настя о своей беде. Мальчишки посочувствовали и предложили ей взять один из своих велосипедов.

— А чем вы здесь занимаетесь? – спросила девочка, увидев у них много пластиковых бутылок с водой.

— Как вы можете! – начала стыдить мальчиков Настя. – Разве вы не помните, что нам говорил учитель биологии Николай Валентинович, что популяция сусликов сильно сократилась за последнее время. Их надо беречь, а не уничтожать.

Усовестились мальчишки, повыливали воду в траву, а одну бутылку Насте в дорогу отдали.

Поехала Настя дальше, только немного отъехала, выбегает ей навстречу суслик.

— Спасибо тебе девочка! Я отблагодарю тебя за спасение моих детей. Под землёй всё хорошо слышно. Машина, в которой находится твой брат, проехала здесь совсем недавно. Если ты поедешь вот по этой тропинке, то сократишь путь.

Поблагодарила девочка зверька и нажала на педали. Едет долго ли, коротко ли, видит степной орёл, бежит медленно, крылья распустил, по земле волочит их, клюв раскрыл. Пригляделась Настя и видит, что запутались ноги птицы в целлофановом пакете. Остановилась девочка, догнала орла, распутала ему ноги, водой напоила. Говорит ей орёл:

— Чем мне отблагодарить тебя, добрая девочка!

Рассказала Настя о своём горе, взмыл орёл под облака, увидел похитителей, указал их точное местонахождение.

Едет девочка дальше. Солнце палит, пот глаза заливает. Остановилась она водицы испить. Вдруг слышит, неподалёку в овраге кто-то стонет. Подошла Настя поближе и видит лисичку, которая в капкан попала. Освободила Настя лису, водичкой напоила. Та её поблагодарила и сказала, что она добро помнит и обязательно отблагодарит девочку за её доброе сердце.

Едет девочка дальше. Одна степь кругом, дороги в разные стороны разбегаются, виляют. Туда ли она едет? Вдруг увидела она пёстрый бугорок в степи, пригляделась, а это птица – дрофа. Им её на уроке показывали. Сидит птица, еле голову держит, из крыла кровь сочится.

— Кто же тебя поранил?

— Проезжали люди злые, охотниками называются.

— Как же можно быть такими жестокими ?! — удивилась Настя. – Ведь дрофа занесена в Красную книгу. В настоящее время ведутся работы по искусственному содержанию и разведению дрофы.

Завязала Настя крылышко платочком, водичкой напоила. Ожила птица и говорит:

— Возьми, Настя, моё пёрышко, куда оно полетит – в той стороне твой брат.

Помчалась Настя за пёрышком, а оно не по дороге летит, а напрямую — через балки, кустарник. Бросила девочка велосипед и побежала за пёрышком, боится его из виду упустить. Вскоре привело её пёрышко к пруду, где курды решили привал сделать. Увидела Настя брата своего зарёванного, еле удержалась, чтобы не броситься с кулаками на обидчиков. Затаилась, выжидает удобный момент…. Только мужчины пошли купаться, а Настя тут как тут. Схватила Алёшу и бросилась бежать.

Долго ли бежала, коротко ли. Только слышит, сзади мотор загудел. Откуда ни возьмись появились на степной дороге лисы. Настин след хвостами заметают, пыль столбом поднимают. Не видно похитителям дорогу, заехали они в кювет, выскочили из машины, стали толкать, сами лопочу по-своему. А Настя ног под собой не чует, старается подальше убежать. Только слышит опять сзади звуки погони. Откуда ни возьмись поднялась в небо стая орлов. Стали они виться над машиной, всё стекло помётом загадили – не видно курдам, куда ехать. Выскочили они из машины, начали стекло отмывать, а птицы стали пикировать на них, в кровь их исклевали, одежду порвали.

А Настя тем временем дальше бежит, да тяжело ей тягаться с автомобилем. Опять слышит сзади звуки настигающего мотора. Вдруг откуда ни возьмись, за её спиной поднялось Марево колышущееся. Увидели преступники мираж, когда видно мнимое изображение, смещённое относительно предмета и поехали в другую сторону. А Настя тем временем уже к хутору подбегала, а навстречу ей бежали хуторяне. Мальчишки рассказали про беду и людей подняли.

А вскоре и родители приехали, подарки привезли, и стали они жить-поживать и добра наживать. А Настя больше не стала так долго за компьютером время проводить. Теперь Интернет у неё есть в телефоне.

Перелётные птицы подают нам знак, что скоро наступят заморозки, пора собирать урожай. Осенью они покидают наши края, забирая с собой подросших птенцов. Весной они вернутся. Кто-то найдёт своё уютное гнёздышко, а кто-то будет строить новые гнёзда для высиживания маленьких птенцов.

Перелётные птицы высоко взлетают, сильно взмахивают своими крыльями. При этом они успевают с нами прощаться, громко оповещая, что улетают в тёплые края. Никто не может пройти мимо, не полюбовавшись своеобразным косяком перелётных птиц. Хочется целый день смотреть в окно, чтобы увидеть очередную стаю.

Птицы улетают стаями, которые различаются между собой. Журавли летят ровным аккуратным клином. Они гордо, сильно размахивают крыльями, держа голову в нужном направлении. Грачи создают огромную чёрную тучу, не имеющая точной формы, потому что из-за суетливости птиц она меняется.

Куда они летят? Что их ожидает на другом конце Света? Такими вопросами задаётся ребёнок, взрослый. Хочется, чтобы случилось чудо, и появились крылья, чтобы присоединиться к перелётным птицам, пролететь через весь континент…

Пройдёт зима, птицы снова к нам вернутся. Они оповещают нас о скором приближении тёплой весны. Кажется, что птицы на своих крыльях принесли тепло и делятся им с нами. Пусть за окном прохлада, но весна обязательно найдёт момент, чтобы порадовать мир первоцветами, оживляющими почками на деревьях, пригревающим ярким солнышком.

Перелётные птицы летят дружно, невзирая на хмурую погоду. Мы не остаёмся равнодушными к их перелёту. Мы наблюдаем за ними, благословляя их долгий тяжёлый путь. Весной они вернутся в наши края. На сердце почувствуется оттепель. Наступление весеннего тепла – природный инстинкт, который заложен в каждом живом существе. Поэтому птицы знают, когда им начать своё долгое путешествие.

Весенняя пора готовится к встрече птиц, заливая всё солнечным светом. Природа способна изменить человека, подарив ему ощущение нежности, любви. Тепло весны необходимо для живых существ. Без него мы не услышим прелестное пение птиц, не сможем любоваться их горделивыми взмахами крыльев. Птицы — великолепные создания матушки-природы. Они делают мир прекраснее.

Читайте также: