Против чего протестует дубровский сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В основу сюжета романа положена ссора двух помещиков, живших по соседству, Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Последний – благородный человек, который судит о людях не по титулам и состоянию, дворовые крестьяне для него, прежде всего, личности, он не считает их рабами, не имеющими ни на что права. Чего не скажешь о Троекурове. Своенравный барин Кирила Петрович вообще не берет в расчет тот факт, что крепостные тоже люди, относится к ним грубо и жестоко, считая, что ценность их существования только в том, чтобы служить помещику.

Решение уездного суда о переходе всех крестьян Дубровского в собственность Троекурова вызвало волну возмущения. Дворовая челядь, наслышанная о нраве Кирилы Петровича и его обращении с прислугой, не желала уходить от прежнего хозяина, которым после смерти отца стал молодой барин Владимир Дубровский.

Да и сам он вдруг меняет свое решение. Сначала молодой человек хотел тихо проститься с родными местами и уйти. Но письма матери заставили свернуть с намеченного пути и поджечь родовой дом, чтобы не отдавать его на разорение чужим, посторонним людям.

Бунт в сердце юноши, порожденный нежеланием осмеяния памятных для него вещей, поддержали все дворовые люди. Дом со спящими в нем приказчиками горел, и никто не стал их спасать. Зато кузнец Архип, рискуя сгореть в огне, бросился на помощь кошке, которая металась по крыше, не зная, как оказаться в безопасности.

Родовое имение превратилось в пепелище. После этого случая в окрестностях стала разбойничать шайка, которая грабила только богатых и знатных людей. И во главе нее стоял Владимир Дубровский, переступивший черту между добром и злом и вставший на защиту бедных, униженных и оскорбленных. К нему присоединились все те, кто жаждал справедливости, кто желал бороться за нее из последних сил.

Протест крестьян против самодурства и жестокости Кирилы Петровича Троекурова находит отклик в душе Владимира, ведь это и его заклятый враг. Он готов всю свою жизнь положить на то, чтобы отомстить этому человеку за смерть отца. Дубровский всем сердцем ненавидит и чиновников, готовых ради денег на все: обманывать, подтасовывать факты, переделывать документы.

Бунт в душе народа, тем более еще и под предводительством молодого и благородного юноши непременно должен был вылиться в борьбу, что и произошло на страницах романа.

Но по закону жанра победить должно добро, поэтому Александр Сергеевич заканчивает свое произведение исчезновением банды, оставляя возможность додумать, что настанет время, когда она снова встанет на защиту простых и честных людей.

2 вариант сочинения

Перед Пушкиным, тревожно размышлявшим над судьбой русского крестьянства, над будущим своей родины, среди других стоял вопрос: каковы взаимоотношения между помещиками и крестьянами?

Рассказывая на страницах повести о забавах и обычаях властного барина, А. С. Пушкин тем самым обличает и осуждает принятые в богатом поместье деспотизм и произвол, вызывая справедливый гнев и возмущение читателей.

Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне. Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.

Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного кичливого барина.

Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров получил достойный отпор в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек-так и не довел дело мести до конца.

Рассказывая на страницах повести о забавах и обычаях властного барина, А. С. Пушкин тем самым обличает и осуждает принятые в богатом поместье деспотизм и произвол, вызывая справедливый гнев и возмущение читателей.

Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне. Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.

Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного кичливого барина.

Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров получил достойный отпор в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек-так и не довел дело мести до конца.

Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести “Дубровский”, – время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.

Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избалованного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли. Он держал под замком горничных, которые должны были заниматься

рукоделием, насильно выдавал их замуж по своему усмотрению.

В то же время собакам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился “строго и своенравно”, те боялись барина, однако надеялись на его покровительство в отношениях с соседями.

Совсем другие взаимоотношения сложились с крепостными у соседа Троекурова – Андрея Гавриловича Дубровского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали приезда сына Андрея Гавриловича – молодого Владимира Дубровского.

Случилось так, что ссора между бывшими друзьями

– Дубровским и Троекуровым – привела к передаче имущества первого Троекурову. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело переживший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.

Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозяевам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защищать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старого барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя заступился за приказных, которые приехали разъяснить положение дел после передачи имущества.

Крестьяне уже собрались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: “Ребята! долой их!”, когда молодой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.

Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправедливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяснил, что он “пришел… было проведать, все ли дома”, но после честно признался в своем глубинном желании: “всех бы разом, так и концы в воду”.

Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен поместья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уверен и в том, что “не приказные виноваты”.

Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достался чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.

Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить проверить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет.

Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку.

Это он укоряет мальчишек, радующихся неожиданной забаве: “Бога вы не боитесь: божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь”.

Кузнец Архип – сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.

Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Григорий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.

В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он “славился умом, отважностью и каким-то великодушием”. Провинившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестокостью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд “народных мстителей”.

Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубровским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримиримую борьбу со своими угнетателями.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 6 КЛАССЕ

Тип урока: комбинированный

Необходимое техническое оборудование: компьютер с проектором.

  1. Организационный момент. Проверка присутствующих в классе. (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания. (3-4 минуты)

На дом Вам было дано составить письменно в тетрадях сравнительные характеристики героев, а именно Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Давайте вместе с Вами проверим, какие же портреты этих героев у нас с Вами получились.

Один из учеников у доски рассказывает характеристики героев. Попутно проверить письменное наличие домашнего задания у остальных учеников.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно.

От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

— Где еще мы встречаем эпиграфы к главам? Как они характеризуют содержание? (Глава IV
Где стол был яств, там гроб стоит)

Пред тем как начать, давайте вспомним с Вами основные ключевые моменты произведения. Проведем мини-викторину на знание содержания.

  1. Как называется деревня Дубровского? Кистиневка
  2. Где жил молодой Дубровский? Санкт-Петербург
  3. Сколько душ крестьян было у Дубровского? 70
  4. Сколько лет было Дубровскому по полицейскому описанию? 23
  5. В каком звании вышел Владимир Дубровский из кадетского корпуса? корнет
  6. Как звали няню Владимира Дубровского?
    Орина Егоровна Бузырева.
  7. Как звали заседателя, которого Троекуров подговорил помочь отнять имение Дубровского? Шабашкин
  1. Работа с текстом. Совместный анализ. (10-13 минут)
  1. Устная работа с текстом.

Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

  1. ПИСЬМЕННЫЙ ВЫВОД – Владимир решил сжечь дом потому, что…

Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

Хотел ли Дубровский смерти приказных?

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

ПИСЬМЕННЫЙ ВЫВОД – Архип погубил подьячих, потому, что…., но кошка…

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

Где мы уже слышали эти слова?

Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ:

Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

В повести “Дубровский” отражены многие проблемы русского общества, волновавшие Пушкина: произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, беспринципность царского суда, распространение вооруженного сопротивления среди народных масс.

Пушкин знакомит нас с типичным “русским барином” – Кирилой Петровичем Троекуровым, человеком необразованным, жестоким, высокомерным, избалованным, привыкшим “давать полную

Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне.

Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.

Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного Кирилу

Петровича. Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров встретил достойного противника в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек так и не довел дело мести до конца.

Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. “Что сказать, – говорил он, – о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. Эти люди никогда не скажут: дружба, не прибавя: “сие священное чувство, коего благородный пламень” и проч.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат…”

Одним из выдающихся прозаических произведений Пушкина является повесть “Дубровский”, в основу которой положена реальная история дворянина Островского, у которого был судебный процесс за землю с соседом, позже вытесненного из имения и постепенно пришедшего к грабежу.

В “Дубровском” среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Как и в большинстве своих прозаических произведений, Пушкин ярко и правдиво изобразил жизнь поместного дворянства, нарисовал картину быта и нравов помещичьей среды того времени. Критик В. Г. Белинский отмечал: “Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью”. Троекуров – богатый и властный,

Избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству. Он демонстрирует презрение к окружающим его мелкопоместным дворянам, которых автор изображает с тонким юмором.

Дворяне и губернские чиновники угождают малейшим прихотям Кирилы Петровича. Сам же он “принимал знаки подобострастия как надлежащую дань”. Избалованный средой и окружением, Троекуров давал полную волю всем своим прихотям, “выказывал все пороки человека необразованного”.

Его обычные занятия сводились к разъездам около собственных владений, продолжительным пирам и проказам: “… он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе”.

С острой критикой нравственного облика дворянского аристократического общества автор выступает, создавая образ князя Верейского, у которого внешняя культура и лоск сочетаются с низким феодальным нравом. “Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал”. Привыкший всегда находиться в обществе, князь проявлял значительную любезность, особенно по отношению к женщинам. Совершенно не испытывая сомнений или угрызений совести, он настойчиво добивается брака с Машей, которая любит другого.

Сатирическими красками изображает А. С. Пушкин и “чернильное племя” продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крестьянам не меньше, чем Троекуров. Картина помещичьей провинции была бы неполной без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа и других подобных персонажей.

Среди отвратительной картины помещичьей жизни ярко выделяется образ Дубровского – бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма. Этот образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждают восстать, поднять бунт. Хотя Дубровский не становится единомышленником крестьян.

Вероятно, чувствуя это, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: “Теперь все ладно”.

Тему крестьянских восстаний, начатую в повести “Дубровский”, поэт продолжал и развивал во многих своих произведениях, выступая активным защитником крепостного крестьянства. Именно Пушкин одним из первых проявил внимание к крепостному вопросу, который с 40-х годов позапрошлого века стал ведущим в передовой русской литературе.

Читайте также: