Пророчество салтыкова щедрина и русская история 20 века сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Оглянитесь вокруг… Каждый предмет, который вас окружает, наполнен воспоминаниями… вашими воспоминаниями: когда-то на домашнее кресло был пролит горячий чёрный чай, выпитый после тяжёлого рабочего дня, вон на полке лежит книжка из того самого города, в который вы мечтали поехать, а в комоде под одеждой хранятся школьные записки с уроков тех, с кем было проведено так много лет. Судьба человека неразрывно связано со страной, в которой он живёт, а у России многовековая история: от самодержавия до демократии, от раздробленности до единения, от полного подчинения власти до страшнейших бунтов, унёсших жизни тысячи людей. Как и в любом государстве, в России были проблемы, но у людей, вооруженных пером, хватило смелости их осветить. Одним из таких людей являлся Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин .

С юности Михаил Евграфович задумывался о том, как изменить Россию . Так в 1845 году он вступил в кружок своего лицейского друга Михаила Васильевича

В 1872 году были изданы “Дневники провинциала в Петербурге ” - исторически интересное произведение, в котором показаны особенности развития капитализма в России . Рассказчик - провинциал слабый характером мечтатель. Но опять, как и все герои салтыковских сказок, он сталкивается с действительностью: взяточничество, несправедливость, огромная пропасть между разными слоями общества.

К сожалению, ни одна страна мира не может предложить рабочее лекарство от продажности - это уже дело воспитания каждого человека. Во всех своих сказках Михаила Евграфович Салтыков-Щедрин придерживался радикального решения проблем путём революции, но в то время писатель ещё не знал, какую цену заплатят за правление в 1917 году члены царской семьи и каковы будут последствия для народа России . Многие проблемы, о которых писал наш земляк, до сих пор не решены, однако за каждым из нас будущее, в котором мы можем посвятить себя поиску лучших решений и вместе выковать лучшее грядущее нашей Родины.

Работу выполнила выпускница 9 класса (15 лет) МОУ гимназия “Школа искусств” им. А.А. Цветкова г. Талдом
Прудникова Дарья Александровна
Преподаватель Щевинова Марина Викторовна

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

1 Иллюстрация к рассказу Салтыкова Щедрина История одного города

5 Иллюстрация к рассказу Салтыкова Щедрина История одного города

Главные герои повести - градоначальники, каждый из которых
сумел чем-то запомниться в истории города Глупова с 1731-1826
годы. Говорится о двадцати двух правителях, один другого хуже
и чудней. Поскольку портретов градоначальников повесть
описывает немало, наиболее значимые персонажи следующие:

4

10 Иллюстрация к рассказу Салтыкова Щедрина История одного города

Фердыщенко - его алчность и похоть едва ли не погубили
горожан. Прыщ - к такому правителю, как он, народ оказался
не готов: слишком хорошо людям жилось при нем, не
вмешивающимся ни в какие дела. Угрюм-Бурчеев - при всем
своем идиотизме сумел не только стать градоначальником, но
и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь
свою бредовую идею.

21 Иллюстрация к рассказу Салтыкова Щедрина История одного города

Народ, как водится, второстепенные герои, и показан как
собирательный образ. Автор в целом изображает его как
повинующегося своему правителю, готового терпеть все
притеснения и различные странности своей власти. Вообщем,
безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг
происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.

18

19

Наконец, всякий администратор добивается, чтобы к нему питали
доверие, а какой наилучший способ выразить это доверие, как
не беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь?

12

Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает
на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные
рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные
злодеяния вполне беспрепятственно.

17

26 Иллюстрация к рассказу Салтыкова Щедрина История одного города

20

11

Одним словом, вопросы глуповцев делались из рук вон
щекотливыми. Наступила такая минута, когда начинает говорить
брюхо, против которого всякие резоны и ухищрения
оказываются бессильными.

16 Иллюстрация к рассказу Салтыкова Щедрина История одного города

Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя
сиротами и, сверх того, боялись подпасть под ответственность
за то, что повиновались такому градоначальнику, у которого на
плечах вместо головы была пустая посудина.

22

Выслушав такой уклончивый ответ, помощник градоначальника
стал в тупик. Ему предстояло одно из двух: или немедленно
рапортовать о случившемся по начальству и между тем начать
под рукой следствие, или же некоторое время молчать и выжидать,
что будет. Ввиду таких затруднений он избрал средний путь, то
есть приступил к дознанию, и в то же время всем и каждому
наказал хранить по этому предмету глубочайшую тайну, дабы не
волновать народ и не поселить в нем несбыточных мечтаний.

6

37

- И тех из вас, которым ни до чего дела нет,
я буду миловать; прочих же всех - казнить.

13

. ежели человек, произведший в свою пользу отчуждение на
сумму в несколько миллионов рублей, сделается впоследствии
даже меценатом и построит мраморный палаццо, в котором
сосредоточит все чудеса науки и искусства, то его все таки
нельзя назвать искусным общественным деятелем, а следует
назвать только искусным мошенником.

14

. он был твердой души прохвост, а это тоже своего
рода сила, обладая которою можно покорить мир.

32

Нет ничего опаснее, как воображение прохвоста, не сдерживаемого
уздою и не угрожаемого непрерывным представлением о возможности
наказания на теле. Однажды возбужденное, оно сбрасывает с себя
всякое иго действительности и начинает рисовать своему
обладателю предприятия самые грандиозные.

3

Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они
непременно злы (в идиоте злость или доброта совершенно
безразличные качества), а потому, что они чужды всяким
соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на
которой они очутились, принадлежит исключительно им
одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых,
но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно
стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический
обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со
всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят
вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с
каким бы то ни было порядком явлений…

36

Обыкновенно противу идиотов принимаются известные меры,
чтоб они, в неразумной стремительности, не все опрокидывали,
что встречается им на пути. Но меры эти почти всегда касаются
только простых идиотов; когда же придатком к идиотству
является властность, то дело ограждения общества
значительно усложняется.

9

А глуповцы стояли на коленях и ждали. Знали они, что
бунтуют, но не стоять на коленах не могли. Господи! чего
они не передумали в это время!

34 Иллюстрация к рассказу Салтыкова Щедрина История одного города.

. Глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большою
находчивостью противопоставили энергию бездействия. - Что хошь
с нами делай! - говорили одни, - хошь - на куски режь; хошь - с
кашей ешь, а мы не согласны! - С нас, брат, не что возьмешь! -
говорили другие, - мы не то что прочие, которые телом обросли!
Нас, брат, и уколупнуть негде! И упорно стояли при этом на коленях.

23

15

Видно было, как вздрогнула на лице его какая-то административная
жилка, дрожала-дрожала, и вдруг замерла. Глуповцы в смятении
и испуге повскакали с своих мест. Кончилось.

24

Но все, как бурные, так и кроткие, оставили по себе благодарную
память в сердцах сограждан, ибо все были градоначальники.

35

Народ, доведенный до вздыхания, -
какого идеала еще можно требовать!

33

Не только спокойствие, но даже самое счастье казалось
обидным и унизительным, в виду этого прохвоста, который
единолично сокрушил целую массу мыслящих существ.

39

7

А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые,
пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не
головотяпами, а глуповцами.

М. Е. Салтыков-Щедрин

40

27

Книгу сию желательно иметь как настольную и для чтения
семейного, и во всяком учебном заведении. А уж что до
господ чиновников и прочих властей предержащих особ,
так те и вовсе за долг свой почесть должны с трудом сиим
ознакомление, дабы их хождение во власть еще большей
бедой для Отечества не обернулось.

Сюжет романа развивается в одном городе, в котором друг за другом меняются начальники, но всё это не приносит абсолютно никаких результатов. Ни одному из них не удается хоть как-то стабилизировать и улучшить качество жизни горожан.

В романе описывается не только обстановка этого конкретного города, но и проблемы всей России в целом. Начальство отличается глупостью и каждый из обладающих какой-либо властью, преследует свои собственные цели.

Автор описывает город Глупово каждый раз по новому: иногда у него это столица, иногда небольшой городишко, а иной раз и вовсе большая деревня. В основном произведение посвящено высмеиванию местных градоначальников, которых ставят во главе управления городом, а они, вместо того, чтобы способствовать его развитию и процветанию, медленно, но верно растаскивают его по кускам.

Уделяется также внимание и местному населению. Создаётся такое впечатление, что жителям вообще наплевать, что происходит в их родном городе. Они даже не пытаются изменить что-либо в сложившихся обстоятельствах и не рискуют идти против системы. Народ просто принимает позицию молчаливого наблюдателя и равнодушно следит за привычной уже сменой руководства. Горожане в очередной раз подстраиваются под нового начальника и смотрят, как он разрушает их город, а вместе с ним и их собственную жизнь, при этом ни на что не надеются и смиренно довольствуются тем, что имеют.

Всех неоднократно сменившиеся начальников объединяет особое деспотичное отношение и откровенная тирания народа. К примеру, люди боялись и трепетали от одного только взгляда последнего из градоначальников, Угрюм – Бурчеева и подобно зомби беспрекословно подчинялись и готовы были следовать за ним повсюду. Именно ему пришла в его бестолковую голову идея разрушить город до основания, а затем начать отстраивать его заново. Разрушить то он его разрушил, а вот строительство нового города так и не началось и остались его жители жить на этих развалинах.

В своем романе автор обвиняет в сложившейся ситуации не только власть имущих, но и равнодушный народ. Он не призывает никого к восстанию, а просто даёт понять, что руководителю в одиночку не под силу управлять ни городом, ни страной. Поддержка простых людей ему просто необходима.

Краткая суть произведения

Описывая героев романа, автор преследовал цель обнаружить пороки людей, о которых никто не смел плохо отзываться. Роман повествует о жизни города Глупов во времена правления различных градоначальников, которых было великое множество.

Внешне повествование, казалось бы, охватывает совершен но определенный исторический период — с 1873 по 1825 г. Н с самых первых страниц писатель постоянно соотносит событие XVIII в. с живой современностью. Поэтому нельзя воспринимав книгу Салтыкова-Щедрина как сатиру на историю, хотя в описаниях некоторых градоначальников и можно найти намеки на те или иных царей, министров. Так, в образе Негодяева есть что-т от Павла I, Грустилов напоминает Александра I, Угрюм-Бурчеева и Аракчеева и т. д.

Однако глуповские градоначальники в целом вовсе не олицетворяют собой конкретных русских царей или их министров. Значение щедринской сатиры значительно шире. В ней речь идет о всей системе самодержавного правления, системе антинародной и античеловеческой, оставшейся в своих основных чертах неизменной. Раскрывая суть своего замысла, Щедрин писал: «Может быть, я и ошибаюсь, но во всяком случае ошибаюсь совершенно искренне, что те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII в. , существуют и теперь.

Предельной концентрации деспотическая сущность антинародной политики самодержавия достигла в образе Угрюм-Бурчеева. Он превращается в страшный символ мертвенной, механической, бездушной власти, правящей Глуповым. Потеряв всякую жизненную опору, представители самодержавно-крепостнического режима живут в каком-то фантастическом мире. Впрочем, сама по себе фантастика у Щедрина не так уж далеко отстоит от реальной действительности. Сатирик лишь доводит до логического конца, заостряет, гиперболизирует то, что зафиксировано в народном творчестве; порою он как бы материализует метафорические выражения, уже существующие в языке.

Глуповцы могут быть способными и на протест. Символичны и эпизоды с рекою, которую вознамерился запрудить Угрюм-Бурчеев и которая, несмотря на все его усилия, упрямо текла в прежнем направлении. Означает ли это, что в конце у Салтыкова-Щедрина начинают звучать оптимистические нотки? Ответ на этот вопрос прямо связан с тем истолкованием, которое можно дать последним абзацам главы «Подтверждение покаяния.

С одной стороны, Салтыков-Щедрин высмеивает народ за пассивность, верность начальству, даже сердится на него, с другой — сочувствует, показывая его забитость и доверчивость. Но самое страшное, что история ничему не учит этих людей!

Бригадир Фердыщенко остался у власти, продолжая бесчинствовать.

Надо отметить, что все градоначальники принимались глуповцами покорно, сначала даже с восхищением. Мероприятия, ими проводимые, приветствовались обывателями бездумно, а последствия переносились терпеливо.

Но у сатириков не бывает рецептов всеобщего счастья. Они любезны читателю тем, что, не опасаясь последствий, высмеивают всё то, что отстаёт от времени.

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


27 января 1826 года родился Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Этот пророк описывая события века XVIII , по недосмотру затесался в век XXI . Не верите? Прочитайте и удостоверьтесь

Б р у д а с т ы й, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и

имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был "Ор-

ганчиком". Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, за-

пущенные его предместником.

В августе 1762 года в городе Глупове происходило необычное движение

по случаю прибытия нового градоначальника, Дементия Варламовича Брудас-

того. Жители ликовали; еще не видав в глаза вновь назначенного правите-

ля, они уже рассказывали об нем анекдоты и называли его "красавчиком" и

"умницей". Поздравляли друг друга с радостью, целовались, проливали сле-

зы, заходили в кабаки, снова выходили из них и опять заходили. В порыве

восторга вспомнились и старинные глуповские вольности. Лучшие граждане

собрались перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, пот-

рясали воздух восклицаниями: "Батюшка-то наш! красавчик-то наш! умни-

Явились даже опасные мечтатели. Руководимые не столько разумом,

сколько движениями благородного сердца, они утверждали, что при новом

градоначальнике процветет торговля, и что, под наблюдением квартальных

надзирателей, возникнут науки и искусства. Не удержались и от сравнений.

Вспомнили только что выехавшего из города старого градоначальника и на-

ходили, что хотя он тоже был красавчик и умница, но что, за всем тем,

новому правителю уже по тому одному должно быть отдано преимущество, что

он новый. Одним словом, при этом случае, как и при других подобных,

вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глу-

Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их бы-

ли, по малой мере, преждевременны и преувеличенны. Произошел обычный

прием, и тут в первый раз в жизни пришлось глуповцам на деле изведать,

каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное на-

чальстволюбие. Все на этом приеме совершилось как-то загадочно. Градона-

чальник безмолвно обошел ряды чиновных архистратигов, сверкнул глазами,

произнес: "Не потерплю!" - и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели;

за ними остолбенели и обыватели…

Увы! последующие события не только оправдали общественное мнение обы-

вателей, но даже превзошли самые смелые их опасения. Новый градона-

чальник заперся в своем кабинете, не ел, не пил и все что-то скреб пе-

ром. По временам он выбегал в зал, кидал письмоводителю кипу исписанных

листков, произносил: "Не потерплю!" - и вновь скрывался в кабинете. Нес-

лыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города; частные

пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали; будоч-

ники позабыли, что значит путем поесть, и с тех пор приобрели пагубную

привычку хватать куски на лету. Хватают и ловят, секут и порют, описыва-

ют и продают. А градоначальник все сидит и выскребает все новые и но-

вые понуждения. Гул и треск проносятся из одного конца города в дру-

гой, и над всем этим гвалтом, над всей этой сумятицей, словно крик хищ-

ной птицы, царит зловещее: "Не потерплю!"…..

- И хоть бы он делом сказывал, по скольку с души ему надобно! - бесе-

довали между собой смущенные обыватели, - а то цыркает, да и на'-поди!

Глупов, беспечный, добродушно-веселый Глупов, приуныл. Нет более

оживленных сходок за воротами домов, умолкло щелканье подсолнухов, нет

игры в бабки! Улицы запустели, на площадях показались хищные звери…

Начали ходить безобразные слухи. Говорили, что новый градоначальник

совсем даже не градоначальник, а оборотень, присланный в Глупов по лег-

комыслию; что он по ночам, в виде ненасытного упыря, парит над городом и

сосет у сонных обывателей кровь. Разумеется, все это повествовалось и

передавалось друг другу шепотом; хотя же и находились смельчаки, которые

предлагали поголовно пасть на колена и просить прощения, но и тех взяло

раздумье. А что, если это так именно и надо? что, ежели признано необхо-

димым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной гра-

доначальник? Соображения эти показались до того резонными, что храбрецы

не только отреклись от своих предложений, но тут же начали попрекать

друг друга в смутьянстве и подстрекательстве…

И остался бы наш Брудастый на многие годы пастырем вертограда сего, и

радовал бы сердца начальников своею распорядительностью, и не ощутили бы

обыватели в своем существовании ничего необычайного, если бы обстоя-

тельство совершенно случайное (простая оплошность) не прекратило его де-

ятельности в самом ее разгаре.

Немного спустя после описанного выше приема письмоводитель градона-

чальника, вошедши утром с докладом в его кабинет, увидел такое зрелище:

градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным

столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде ще-

гольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова.

Но как ни строго хранили будочники вверенную им тайну, неслыханная

весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облете-

ла весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали

себя сиротами, и сверх того боялись подпасть под ответственность за то,

что повиновались такому градоначальнику, у которого на плечах, вместо

головы, была пустая посудина. Напротив, другие хотя тоже плакали, но ут-

верждали, что за повиновение их ожидает не кара, а похвала.

Публика начала даже склоняться в пользу того мнения. что вся эта

история есть не что иное, как выдумка праздных людей, но потом, припом-

нив лондонских агитаторов и переходя от одного силлогизма к другому,

заключила, что измена свила себе гнездо в самом Глупове. Тогда все члены

заволновались, зашумели и, пригласив смотрителя народного училища, пред-

ложили ему вопрос: бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжа-

лись, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?

Смотритель подумал с минуту и отвечал, что в истории многое покрыто мра-

ком; но что был, однако же, некто Карл Простодушный, который имел на

плечах хотя и не порожний, но все равно как бы порожний сосуд, а войны

вел и трактаты заключал.

Ситуацию прояснил часовых дел мастер Байбаков:

В прошлом году, зимой, - не помню, ка-

кого числа и месяца, - быв разбужен в ночи, отправился я, в сопровожде-

нии полицейского десятского, к градоначальнику нашему, Дементию Варламо-

вичу, и, пришед, застал его сидящим и головою то в ту, то в другую сто-

рону мерно помава'ющим. Обеспамятев от страха и притом будучи отягощен

спиртными напитками, стоял я безмолвен у порога, как вдруг господин гра-

доначальник поманили меня рукою к себе и подали мне бумажку. На бумажке

я прочитал: "Не удивляйся, но попорченное исправь". После того господин

градоначальник сняли с себя собственную голову и подали ее мне. Рассмот-

рев ближе лежащий предо мной ящик, я нашел, что он заключает в одном уг-

лу небольшой органчик, могущий исполнять некоторые нетрудные музыкальные

пьесы. Пьес этих было две: "Разорю!" и "Не потерплю!". Но так как в до-

роге голова несколько отсырела, то на валике некоторые колки расшата-

лись, а другие и совсем повыпали. От этого самого господин градона-

чальник не могли говорить внятно или же говорили с пропуском букв и сло-

Выслушав показание Байбакова, помощник градоначальника сообразил, что

ежели однажды допущено, чтобы в Глупове был городничий, имеющий вместо

головы простую укладку, то, стало быть, это так и следует.

Началась анархия, то есть безначалие. Начальстволюбие, временно потрясенное странным

Читайте также: