Произведения древнерусского искусства 7 класс сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Киев, Новгород, Владимир, Суздаль, Псков, Москва. Да разве перечислишь все города на Руси, овеянные многовековой славой, города, в которых сохранились памятники древнерусского искусства. Нас и теперь поражают своей красотой и величием кремли и монастыри, златоглавые белокаменные храмы, причудливые, будто сказочные деревянные церкви.

До нас почти не дошла гражданская архитектура времени расцвета Киевского государства и начала феодальной раздробленности — X — начало XII в. Только из раскопок и по скупым литературным свидетельствам мы узнаем, что простой люд жил в полуземлянках, что дома (хоромы) богатых людей и князей строились из нескольких деревянных срубов со сложными переходами и крышами, что возводились и богато украшенные каменные дворцы. От той поры до нас дошли остатки крепостных валов, древние врата, церковные здания, башня дворца в Боголюбове — памятник древнерусской гражданской архитектуры XII в.

Изумительные памятники искусства Киевской Руси сохраняют наши музеи. Произведения живописи, рукописные книги, украшенные миниатюрами и заставками, предметы, вырезанные из дерева, кости, камня, ювелирные украшения говорят об очень высокой художественной культуре. Успехи прикладного искусства объясняются высоким развитием всевозможных ремесел (Киевская Русь знала их свыше 60).

В храмах Древней Руси не только совершали церковную службу — в них принимали послов, проводили церемонию утверждения князей на правление, хранили казну, библиотеки. В Новгороде вокруг храмов происходили собрания горожан (вече). Древние летописи рассказывают нам, что в храмах многократно спасались люди от врагов во времена набегов монголо-татарских завоевателей.

Грандиозные здания соборов XI в. и теперь стоят в Киеве и Новгороде. Они были названы Софийскими в честь главного собора столицы Византии Константинополя (теперь Стамбул) — св. Софии. Русские, приняв религию византийцев — православие, старались подражать им в роскоши и величии дворцовых церемоний и церковной службы.

Внутреннее убранство Софийского собора в Киеве (заложен в 1037) поражает великолепием. Он украшен мозаиками из разноцветных камней, керамики и смальты (кусочки стекла, окрашенные в различные цвета) и фресками (см. ил. в т. 8 ДЭ, с. 196). Образы святых и сцены из их жизни на фресках и мозаиках монументальны и величественны. Однако роспись храма прославляла не только христианскую религию, но и могущество государственной власти. На хорах храма был портрет его основателя — князя Ярослава Мудрого, его дочерей и сыновей (теперь сохранились только изображения дочерей и младших сыновей), а на стенах вдоль лестниц, ведущих на хоры, — сцены конных состязаний, охоты, цирковых представлений.

В начале XII в. в Киеве и Новгороде продолжают строить громадные здания соборов. Примером таких сооружений в Новгороде могут служить стоящие на берегах реки Волхов соборы Антониева (1117) и Юрьева (1119; мастер Петр) монастырей.

Древнейшие здания возводились из светлого узкого кирпича, скрепляемого связующим раствором, который, застывая, образовывал широкие полосы — цемянки. Часто в стены закладывали, большие необработанные камни. Теперешняя белая окраска стен принадлежит более позднему времени.

В середине и конце XII в. в Новгороде и Пскове возводятся уже небольшие по размерам одноглавые церкви в форме куба с тремя полукруглыми выступами — апсидами. Внутри эти храмы предельно просты. Типичные постройки такого рода — церкви Георгия в Старой Ладоге (вторая половина XII в.), Спаса на Нередице (1198) в Новгороде, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (ок. 1156) в Пскове и др.

С начала XII в. начинает развиваться, приобретая все большее значение, Владимиро-Суздальское княжество, или, как говорили в древности, Залесская земля.

В городах Залесья — Ростове, Переславле-Залесском, Суздале и Владимире — при князе Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо возводят крепостные стены, строят дворцы и соборы. Строительство велось из местного белого камня, здания богато украшались резьбой — аркатурными поясками с масками (аркатура — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений), перспективными порталами, сложно профилированными окнами. Таковы Успенский собор (1158 — 1160; перестроен после пожара в 1185 — 1189) и Золотые ворота (башня с проездной аркой, увенчанная надвратной церковью; 1164) во Владимире, церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165), башня дворца в Боголюбове (1158 — 1165) и др. Стены же Дмитриевского собора во Владимире (1194 — 1197) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230 — 1234), как ковром, покрыты изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц, растений.


Софийский собор в Новгороде. 1045 — 1050.

По свидетельству литературных источников, древние соборы были богато украшены иконами, однако дошло до нас от той поры менее 30 икон.

Изучение их стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда ученые разыскали их в церквах и монастырях, а реставраторы расчистили их от более поздних слоев живописи.

Иконы писали на досках, которые скреплялись поперечными деревянными брусками — шпонками. На доску обычно наклеивали холст — паволоку. Паволоку покрывали левкасом — смесь мела и клея. Левкас полировали до блеска и по нему писали яичной темперой — минеральными и растительными красками, разведенными желтком. Готовую икону покрывали олифой. Олифа со временем темнела, икона покрывалась грязью и копотью, и тогда ее записывали новой живописью. Некоторые иконы обновляли по три и более раз. Эту-то более позднюю живопись и приходится расчищать реставраторам, чтобы обнаружить древнее письмо.

Художники в иконах умели передавать и свои чувства и надежды, свое отношение к добру и злу, идеалы своего народа.

Самые древние русские иконы относятся к концу XI — началу XIII в. Они полны спокойного величия, изображают мужественных, сильных, умных людей, готовых на подвиг. Таковы воины — Дмитрий Солунский на иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, и Георгий на иконе, находящейся в музее Московского Кремля. Они смелые воины, в полных доспехах, в сильных руках у них мечи и щиты.

Художники древней поры использовали насыщенные по тону синие, зеленые, вишневые краски, которые казались еще глубже в соседстве с розовыми и голубыми оттенками, ярко-красным и белым цветом. А благодаря сочетанию этих красок с золотым и серебряным фоном красочная гамма приобретала особую торжественность и звучность

Развитие владимиро-суздальского искусства было прервано в конце 30-х годов XIII в. вторжением монголо-татар. Города были разрушены, села сожжены. Началось многовековое монголо-татарское иго.


Церковь Покрова Богородицы на реке Нерли (близ города Владимира). 1165.


Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1374.


Георгий-воин. Икона XI -XII вв. Государственные музеи Московского Кремля.


Чудо Георгия о змие. Икона. Начало XVI в. Государственная Третьяковская галерея. Москва.


Феофан Грек. Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378.

В Новгороде и Пскове, не пострадавших от монголо-татар, строились в XIV в. небольшие каменные храмы. Расписывали их и русские и приезжие мастера. В новгородской церкви Спаса на Ильине улице (1374) работал знаменитый художник уроженец Византии Феофан Грек (1330-е — ок. 1410). Созданные им фрески построены на тонком сочетании различных коричневых, голубых, синих и сиреневых оттенков. Темные лица, на которые нанесены энергичные белые мазки (пробела), полны необычайной внутренней силы и экспрессии.

Однако русские города начинают постепенно возрождаться из пепла. Блестящие традиции владимиро-суздальского искусства и вдохновляющие это искусство идеи объединения Руси были подхвачены и развиты в XIV в. художниками Москвы. Ведущая роль в художественной культуре с конца XIV в. переходит к Москве, возглавившей объединение русских земель и борьбу за освобождение от монголо-татарского ига.

Рублёв работал также над росписью Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и в Андрониковой монастыре, где был, видимо, и похоронен около 1430 г. Рублёв, как и другие художники Древней Руси, никогда не подписывал свои произведения, поэтому вопрос об его авторстве в каждом конкретном случае не раз вызывал споры ученых.


Андрей Рублёв. Троица. Икона. 1-я четверть XV в. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В иконе все гармонично, согласно. Чистые краски: ярко-васильковая, нежно-зеленая, золотисто-желтая, голубая — напоминают нам краски русской природы в ясный июньский день.

Во многих клеймах изображена реальная архитектура того времени: белые храмы с шлемовидными крышами, звонницы. В конце XV в. в Новгороде были написаны первые произведения, которые можно отнести к историческому жанру, — это иконы, иллюстрирующие историческую повесть о победе новгородцев над суздальцами в 1169 г. (одна из них хранится в ГТГ, другая — в ГРМ, третья — в Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике).

Ценнейшими произведениями древнерусского искусства являются рукописные книги. Трудно даже передать то глубокое эстетическое чувство, то волнение, которое охватывает человека, когда он перелистывает древнерусскую рукописную книгу. Кожаный или парчовый переплет, нередко украшенный ювелирными изделиями; белый гладкий пергамент (бумага появилась только в XV в.); тщательно выведенные буквы; полные фантазии, созданные из рисунков зверей, птиц, цветов, листьев и различных завитков инициалы; яркие, затейливые, многокрасочные заставки; мастерски написанные миниатюры — все это делает книгу настоящим произведением искусства.

Книги писались и украшались от руки в многочисленных скрипториях — мастерских письма при монастырях. И сейчас в библиотеках хранятся тысячи рукописных книг, созданных в Древней Руси.

Сначала тиражи печатных книг были очень малы, поэтому и во второй половине XVI и даже еще в XVII в. наряду с печатными создавались и рукописные книги. Продолжали писать рукописные книги и для особо торжественных случаев.


Преображенская церковь в Кижах. 1714.

Новым в зодчестве XVI в. было строительство каменных церквей с шатровым покрытием, т. е. покрытием в виде четырехгранной или многогранной пирамиды, напоминающим шатер. Такой храм был построен в селе Коломенском под Москвой, по преданию, в честь рождения Ивана Грозного (церковь Вознесения, 1532, ныне в черте Москвы). Шатровое покрытие имеет и Покровский собор, воздвигнутый в 1555 — 1560 гг. в Москве на Красной площади в ознаменование победы над Казанским ханством по проекту русских зодчих Бармы и Постника. Позднее, в конце XVI в., к собору была сделана пристройка и по ней его назвали собором Василия Блаженного. Собор поражает оригинальностью и смелостью архитектурного решения. Первоначально он был двухцветным — красным и белым. Нынешняя раскраска, покрывающая его сверху донизу, как драгоценное шитье, относится к XVII в. и отвечает народным вкусам того времени.



Портрет (парсуна) князя М. В. Скопина-Шуйского. 1-я половина XVII в. Государственный исторический музей. Москва.


Жатва. 1680 — 1681. Фреска из церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Неповторимо прекрасные произведения деревянной архитектуры, многие из которых дошли до наших дней, создавались в основном в XVI, XVII и XVIII вв. Особенно много их в северных районах. Небольшие часовни, шатровые и многокупольные церкви, деревянные избы, баньки, мельницы — все они строились без гвоздей, при помощи одного топора и являются примером удивительного мастерства народных умельцев.

В XVII в. архитектура становится нарядной и многокрасочной. Дома и храмы украшаются резными наличниками, крыльцами; широко применяются изразцы с разнообразными яркими изображениями. Во многих городах создаются архитектурные ансамбли, зодчие работают над планировкой городов.

На всем протяжении своего сложного и длительного развития — с X до конца XVII столетия — древнерусское искусство было тесно связано с историческими судьбами народа, с его борьбой за независимость, с укреплением его национального самосознания. Даже в условных, символических образах религиозного искусства художники Древней Руси сумели воплотить идеалы и мечты своего народа.

Московский Кремль

Зубчатые стены, башни, увенчанные красными рубиновыми звездами, Спасская башня, на которой установлены знаменитые кремлевские куранты, Красная площадь, лежащая рядом, — все это Московкий Кремль, центр нашей Родины.

Восьмое столетие стоит Кремль на берегу Москвы-реки. Впервые о нем упоминается в летописи в 1147 г. Сначала он был деревянный. При Дмитрии Донском были возведены белокаменные стены, которые впоследствии, начиная с 1485 по 1516 г., были заменены существующими ныне кирпичными стенами и башнями. В конце XVII в. башни были надстроены и получили шатровое покрытие.

Во время своего создания Кремль был первоклассной европейской крепостью, построенной по всем правилам тогдашнего фортификационного искусства. Кремлевские стены имеют форму огромного треугольника, длина их более 2 км. Высота стен колеблется от 5 до 19 м, их толщина — 3,5 — 6,5 м. Кремль имеет 20 башен. Но у Кремля было не только оборонное значение, но и политическое: он воплощал силу Москвы — столицы освободившегося от монголо-татарского ига единого Русского государства.

Человек, приходящий в Кремль, попадает на Соборную площадь — одну из самых красивых площадей мира.


В центре ее высится главный Успенский собор, сложенный из белого камня, увенчанный пятью золотыми главами. Стены его расчленены лопатками, заканчивающимися мягкими полукружиями.

Собор строился в 1475 — 1479 гг. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире, построенный в XII в. Расписывал собор замечательный русский художник Дионисий.


Почти напротив Архангельского собора стоит построенный в 1484 — 1489 гг. псковскими мастерами Благовещенский собор. В 1508 г. сын Дионисия Феодосии расписал его фресками. Собор известен и тем, что в нем находится иконостас работы знаменитых художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва.

Московский Кремль пережил многовековую историю, и в каждом веке строились в нем новые здания. В 1635 — 1636 гг. русские мастера Антип Константинов, Ларион Ушаков, Важен Огурцов и Трефил Шарутин построили Теремной дворец, который во многом напоминал деревянные строения. Здание увенчивала высокая крыша, окна были нарядно украшены резными цветными наличниками. В 1702 — 1736 гг. был возведен Арсенал, в котором хранилось и изготовлялось оружие.

В 1776 — 1778 гг. знаменитый архитектор М. Ф. Казаков возвел здание Сената (теперь здание Верховного Совета СССР). В 1844 — 1851 гг. строится Оружейная палата, которая и теперь является хранилищем национальных ценностей и оружия.

В 1839 — 1849 гг. по проекту архитектора К. А. Тона и при участии архитекторов Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова и других строится Большой Кремлевский дворец. В этом дворце происходят заседания Верховного Совета СССР и РСФСР, съезды и пленумы Коммунистической партии Советского Союза, всесоюзные совещания.

В 1959 — 1961 гг. по проекту группы архитекторов во главе с М. В. Посохиным был построен Дворец съездов.

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона , формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.

Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре , оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина . В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.

 Фрески Софийского собора

В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов

Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.

Фрески Софии Киевской

Мозаики Софии Киевской

Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.

Икона Божией Матери Владимирской

Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).

Новгородское искусство.

Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.

Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.

Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.

Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.

Владимиро — Суздальская школа.

Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

Владимирская икона Божьей Матери

Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.

В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.

Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире

Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире

В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.

Рельефы Дмитриевского собора во Владимире

Рельефы Дмитриевского собора во Владимире

После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.

Древнерусское искусство : 5 комментариев

Древнерусское искусство стало источником зарождения всех современных видов народно — прикладного искусства, промыслов, а также художественного искусства и архитектуры. Немалую роль в становлении современного искусства сыграла суздальская и новгородские школы. Многие памятники той эпохи мы можем видеть до сих пор.

Искусство Древней Руси представляет собой целый пласт своеобразного культурного наследия, которое формировалось на основе народных художественных промыслов. За времена правления киевских князей многие виды искусств достигли значительного развития и выделились в отдельные сферы. Но все же главенствующую роль играла архитектура. Принципы ее строительства во многом были подчинены церковным канонам.

В период существования Древнерусского государства было чрезвычайно развито ювелирное искусство. Работы мастеров того времени отличаются изяществом и роскошью исполнения.

Искусство Древней Руси можно разделить на несколько самостоятельных течений, главным из которых все же была архитектура. Но и она подчинялась строгим церковным канонам. Именно поэтому все постройки того периода характеризуются изяществом и красотой.

Икона — обычно деревянная поверхность для нанесения художественного представления — изображения, например, мамы Иисуса Христа вместе с Ним (так по традиции следует)


Собор Святой Софии (в Киеве) расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и ещё несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приёмы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 м 2 мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи м 2 фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Читайте также: