Проективная методика сочинение о своем ребенке с использованием контент анализа

Обновлено: 02.07.2024

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Процедура проведения методики

Родителю предъявляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложении с достаточным свободным местом для их завершения. Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.

Список незаконченных предложений

Когда я думаю о своем ребенке, то.

По сравнению с другими детьми его/ее возраста.

Я люблю, когда мой ребенок.

Я хотел(а) бы, чтобы.

Меня беспокоит в нем/ней.

Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания.

Я очень раздражаюсь, когда.

Когда он/она рос (ла).

Моего ребенка интересует.

Мне приятно, когда мы с моим ребенком.

Скорее всего, он/она.

Когда мы с ним/ней бываем среди других детей.

Мне нравится в моем ребенке.

Я всегда мечтала о том, что.

Хотелось, чтобы он/она перестал(а).

Мне не нравится в нем/ней.

Когда он/она был(а) маленьким(ой).

Мой ребенок любит.

Мой ребенок и я.

Я всегда замечал(а).

Самое главное в характере моего ребенка.

Мой ребенок силен в.

Я был(а) бы рад(а), если бы.

Мне бы не хотелось, чтобы…

Мой ребенок достаточно способен, чтобы.

Думаю, что ему/ей мешает.

Самое трудное, что пережил мой ребенок.

Наши отношения с ребенком.

Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.

Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий. При анализе содержания высказываний необходимо учитывать их временную направленность – на прошлое, будущее, настоящее; центрирование - на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом; эмоциональный знак - положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный.

Распределение незаконченных предложений по шкалам

Номера предложений в сочинении

Сравнительная оценка ребенка

Значимые характеристики ребенка

Позитивные особенности ребенка

Возможные страхи, опасения

Интересы, предпочтения ребенка

В общем виде категории делятся на следующие блоки:

- 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения – высокий уровень отвержения;

- 2 балла приписывается высказываниям, характеризующим не столь явное, а скорее скрытое отвержение ребенка – средний уровень отвержения;

- 1 балл приписывается высказываниям со слабой выраженностью неудовлетворенности ребенком или отношениями с ним – низкий уровень отвержения;

0 баллов приписывается нейтральным высказываниям, в которых приводятся конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;

+ 1 балл приписывается высказываниям, близким к нейтральным, но все же содержащим слабую выраженность позитивного отношения к ребенку – низкий уровень принятия;

+ 2 балла приписывается высказываниям, отражающим позитивное отношение к ребенку – средний уровень принятия;

+ 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено максимально позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие тех его качеств и особенностей, о которых пишет родитель — высокий уровень принятия.

По результатам суммирования баллов, приписываемых высказываниям, делаются выводы о характере отношения родителя к ребенку и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком.

Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.

Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда я думаю о своем ребенке, то .

- Скорее всего, он/она .

- Я всегда замечал(а) .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- По сравнению с другими детьми его/ее возраста .

- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Самое главное в характере моего ребенка .

- Мой ребенок силен в .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Я люблю, когда мой ребенок .

- Мне нравится в моем ребенке .

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

- Я хотел(а) бы, чтобы .

- Я всегда мечтала о том, что .

- Я был(а) бы рад(а), если бы .

- Мой ребенок достаточно способен, чтобы .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Меня беспокоит в нем/ней .

- Мне бы не хотелось, чтобы .

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания .

- Хотелось, чтобы он/она перестал(а) .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Я очень раздражаюсь, когда .

- Мне не нравится в нем/ней .

- Думаю, что ему/ей мешает .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда он/она рос(ла) .

- Когда он/она был(а) маленьким(ой) .

- Самое трудное, что пережил мой ребенок .

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Моего ребенка интересует .

- Мой ребенок любит .

- Мне приятно, когда мы с моим ребенком .

- Мои ребенок и я .

- Наши отношения с ребенком .

Протоколы сочинений родителей детей

Пример 1. Протокол сочинения мамы Светы Ш.

1. Когда я думаю о своем ребенке, то . думаю, как хорошо, что она есть.

11. Скорее всего, он/она .

21. Я всегда замечал(а) .

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста . как все.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей . она лидирует, командует.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка . упрямство, целеустремленность.

23. Мой ребенок силен в . спорте, есть успехи.

Положительные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок . хорошо кушает, не капризничает, занят делом.

13. Мне нравится в моем ребенке . все: внешность, красота фигуры, серьезность.

4. Я хотел (а) бы, чтобы . в жизни у нее было все хорошо.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что . она будет заниматься спортом, и она занимается.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы . все у нее в 1-м классе было хорошо.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы . у нее все было хорошо.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней . иногда капризы.

15. Я боюсь, что . она будет болеть.

25. Мне бы не хотелось, чтобы . она капризничала.

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания . чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) . капризничать.

7. Я очень раздражаюсь, когда . она беспричинно ревет.

17. Мне не нравится в нем/ней . КАПРИЗЫ.

27. Думаю, что ему/ей мешает . лень.

8. Когда он/она рос(ла) .

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) . она была, как кукла: красивые голубые глаза, кудрявые волосы.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок .

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует . спорт (горные лыжи), ходит в секцию.

19. Мой ребенок любит . рисовать, играть в куклы, ее хобби — это спорт.

29. Он/она предпочитает . отдых в Турции, на юге.

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком . вместе.

20. Мой ребенок и я . очень привязаны друг к другу, все свободное время ясней.

30. Наши отношения с ребенком . мы любим друг друга.

Пример 2. Протокол сочинения мамы Марии П.

1. Когда я думаю о своем ребенке, то . радуюсь, что она у меня есть.

11. Скорее всего, он/она . общительный ребенок.

21. Я всегда замечал(а) . что мой ребенок очень добрый и ласковый.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста . мой ребенок говорит по-английски.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей . она иногда стесняется и не знает, как начать играть с другими детьми.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка . доброта.

23. Мой ребенок силен в . пении и рисовании.

Похожие документы:

Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии пс

. воспитания; родительский тренинг (повышение родительской компетент­ности . тода неоконченных предложений и изучения рисунков детей. Метод неоконченных предложений . задания Заключение Дата Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись. Форма 3 .

Программа, содержание, методики проект разработан по заказу министерства образования Оренбургской области

. Методики изучения учащегося 5.3. Методики изучения семьи учащегося ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ . литературу 53,7% . указывают 32% . схематичности, неоконченности его . организационную форму родительского собрания . предложения в решение родительского . сочинениях мальчиков .

Existential psychotherapy

. их сочинений, проникнутых . заключенные во . использованием ТАТа и неоконченных предложений, показывают, . , окрашенная родительской тревогой и . и с формой психопатологии. Полезависимость . (“Emergency”)32, в . методика личностных . к ним”53. “Присутствующие .

Становление личности

. и вознаг- 53 Brown W. Science . Vol. 32. № 1. P. 14-32. 30 DeSilva . эту методику, Кроутпришел к заключению, что . проработать сочинения, например . или к худшему, родительские установки в определенной . использовал две формы теста неоконченных предложений: одни .

Меня зовут Оганесян Сос Горович. Я родился 22 октября 2009 года в 14:30 в г. Саратове весом 2 кг 200 г, ростом 46 см. Совсем маленький! Мама даже боялась брать меня на руки, но в скором времени я набрал вес. Меня назвали в честь дедушки, и я горжусь этим! В роддоме, где я родился, было очень весело. В палате, где я провёл первые дни своей жизни, находились ещё три девочки. Нам так дружно и интересно было вместе! Мы каждое утро ходили взвешиваться и были довольны, что набрали пару граммов. В больнице мама кормила меня грудью, и ещё бутылочку с молоком давали мне заботливые медсёстры. И вот, спустя семь дней нас выписали. Урааа! Наконец-то я увижу своего папу! За мной приехали мои родственники: мои любимые тёти, дяди и друзья. Но где мой папа? Ах, ну конечно, вот он берёт меня на руки. Когда меня увидела моя тётя, она стала умиляться надо мной, что я такой маленький, и тогда мои родители предложили ей стать моей крёстной мамой, чему я безмерно рад. А когда мы приехали домой, за столом нас ждали все остальные родственники. Они ещё долго отмечали моё рождение, поочередно улыбаясь, вглядывались в мои умные глазки и перехватывали меня из одних надежных рук в другие. Я устал и уснул…. Со временем я перестал брать пустышку, ну я же настоящий мужчина!

План работы с родителями (1-й год обучения) Главное в работе любого ДОУ - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развиие, обеспечение условий.

Семья и развитие детей

Возраст: 3-4 класс ( переход в среднее звено).

Время проведения: 45 минут.

Материалы: рачки, листочки.

Интерпретация:

  • Оценка интеллектуального развития (способность вербального мышления).

Высокий уровень – раскрытие главной мысли, отражение существенных признаков ситуации, понимание причинно-следственных связей закономерности реальности.

Средний уровень – наличие главной мысли и ее минимальное раскрытие.

Низкий уровень – имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.

Очень низкий уровень – нет главной мысли в предложениях.

Примечание: уровень грамотности на оценку не влияет, но может являться показателем для консультации логопеда или отражением низкого усвоения специальных школьных навыков (грамотности).

  • Выраженность качеств субьекта учебной деятельности.

Это освоение и присвоение способов и форм познавательной деятельности, принятых в обществе. Формируется опосредованность мыслительных операций принятыми в обществе стандартами, инструментарием мыслительного процесса.

Очень высокий уровень – наличие композиции, полное освоение стандарта мыслительной деятельности. И на его основе – своеобразие выражения.

Высокий уровень – наличие композиции (вступление, основная часть, заключение)

Средний уровень – удовлетворительное владение речью, как инструментом мышления.

Низкий уровень – не освоен стандарт выражения мыслей.

Это наличие готовности к самостоятельной организации деятельности, объем необходимой помощи. Определяется с учетом 3 показателей:

  • объем сочинения (среднее количество слов – 70);
  • аккуратность оформления;
  • аккуратность речи ( как отражение интеллектуального волевого усилия – проявляется в грамотности и правильном построении фраз)

Высокий уровень – есть все три показателя.

Средний уровень – 2 показателя.

Низкий уровень – 1 или ни одного показателя.

Определяется по содержанию сочинения. Эмоциональное отношение к школе проявляется в виде доверия, открытости, либо недоверия.

Положительный фон – есть личностно значимое содержание, отражает личностный смысл.

Нет доверия к школе – сочинение формально или нейтрально, проявляются негативные эмоции.

5.Личностно – социальное развитие.

Это освоение социальных сфер жизни, отношений, переживаний, освоение социального пространства (ОСП). Определяется по наличию социальных интересов, их направленности:

  • игровой;
  • на освоение социального пространства, различных областей деятельности людей, на ролевые отношения, связанные с деятельностью, на взаимоотношения со сверстниками, на социально-значимые качества личности и свои тоже;
  • на микросоциальные отношения (фиксация на семейных отношениях в отличие от интереса к более широкому социальному окружению)

Выявляется наличие эмоциональных проблем, препятствующих освоению социума.

Есть ОСП – выражен интерес к освоению социального пространства.

Нет ОСП – либо игровой уровень, либо явная фиксация на какой – то проблеме.

Примечание: ОСП может проявляться в освоении различных сфер деятельности, познании различных сторон общественной жизни.

Приятное общее впечатление положительный признак, позволяющий предположить, что эмоциональное состояние человека благоприятно.

Основные параметры анализа сочинения.

Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.

Особенности принятия задания. Категорический отказ выполнить задание может быть расценен как проявление психологической защиты и барьеров на пути осознания своих взаимоотношений с ребёнком. Настойчивые вопросы о содержании сочинения, актуализируемые и после повторения исследователем инструкции, свидетельствуют о высокой социальной тревожности и личностной неготовности родителя.

Объём сочинения. Малый объём может быть интерпретирован как неприятие задачи, пассивный отказ от её выполнения или чисто формальное выполнение задания. Чрезмерно большое по объёму сочинение отражает высокую эмоциональную включённость автора.

Форма повествования, стиль и язык сочинения. Могут быть выделены следующие формы повествования: канцелярская (напоминает автобиографически-канцелярскую характеристику, формальную по содержанию) может расцениваться как показатель значительной дальности дистанции во взаимодействии с ребёнком, трудностей в общении с ним; чисто описательная форма, которая, как правило, не содержит информации о проблемах и жалобах родителя; проблемная форма характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребёнка вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребёнка, и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора; описательно-проблемная форма предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребёнка.

Подчёркивания в тесте. Позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Иногда подчёркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, на другого члена семьи или ребёнка.

Рисунки в тексте. Могут представлять собой либо наброски по типу каракуль, либо тематический рисунок. В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором об эмоциональной вовлечённости в родительско-детские отношения.

Наиболее важны для интерпретации материнских сочинений содержательные показатели. К ним относятся: соответствие сочинения заданной теме; соотношение трёх планов сочинения; использование в сочинении имени ребёнка; описание истории развития ребёнка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенности взаимоотношений ребёнка с автором сочинения и другими членами семьи; оценка ребёнка; отношение автора к ребёнку; описание системы воспитания, реализуемой родителем, и оценка её эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме важный показатель принятия задачи. Уход и отступление от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребёнка и актуализации защитных механизмов.

Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:

Сведения об истории развития ребёнка. Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего как проявление воспитательной неуверенности матери.

Описание качеств и предпочтений ребёнка. Избирательность матери в выделении определённого сочетания качеств, характеризующих ребёнка (физические особенности и внешность ребёнка, формально-биографические сведения, описание знаний, умений, навыков ребёнка, его достижений, особенности поведения, общения, выполнения требований родителей, описание интеллектуальных, морально-волевых и эмоционально-волевых качеств, особенности полоролевой идентичности), во многом отражает значимость этих свойств для самой матери и позволяет судить о разделяемых ею ценностях воспитания.

Описание особенностей типа материнского воспитания может включать открытое декларирование ценностей и приоритетности целей воспитания. Следует обратить внимание на методы поощрения и наказания ребёнка. Следует также обратить внимание на высказывание матери о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой по отношению к своему ребёнку, и тех методов, которые применялись по отношению к матери, когда она была ребёнком, в её прародительской семье.

Читайте также: