Проделаем такой фантастический опыт помножим число людей сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

Симон Львович Соловейчик.

Учение с увлечением

— Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги. — Это не роман, а обман!

Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки героев, а действие её происходит по всему миру. Чем не роман?

Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.

В учении всё зависит от науки, от учителя и от ученика.

О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя — миллионы, А для ученика?

Есть руководства для юных конструкторов, созданы инструкции по разведению рыбок в аквариуме, есть самоучители игры на гитаре. Но книги о любви к учению нет!

Может быть, вы, читатель?

Учение с увлечением!

Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чём люди думают.

Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей

девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;

девять — о всей своей жизни и о всей стране;

одна мысль — о вечности и человечестве.

Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Люди думают о себе, о стране и о человечестве. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. Нельзя вечно думать о вечном: человек живёт сейчас, а не в будущем. Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.

Вот круг на плоскости. В нём можно разместить неисчислимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. Так и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

Все остальные главы этой книги будут посвящены сугубо практическим вещам, деловым проблемам учения.

Но несколько минут жизни, несколько первых страниц книги посвятим главным, трудным, центральным мыслям.

Само собой разумеется, что книга про учение должна открываться разъяснениями, зачем же человеку учиться. Пожалуй, и читатель будет расстроен, если автор не убедит его, что учиться — хорошо, а не учиться — плохо. Что хорошо учиться — лучше, чем учиться плохо. Что ученье — свет, а неученье — тьма.

Признаться, я с этого и начал: я написал не одну, а несколько глав, в которых доказывал, что учиться — это хорошо, а не учиться — плохо. Я привёл прямые доказательства и доказательства от противного, собрал мнения многих мыслителей, подобрал примеры из жизни великих людей, доказывающие, что ученье — свет, свет и свет, А неученье — тьма. Темень тёмная и непроглядная. Даже предельно невежественный человек, тот, для кого неученье не тьма, а именины сердца, — даже он, прочитав эти главы, дрогнул бы душой, задумался бы о своей неправильной жизни и, сам того не замечая, потянулся бы к учебнику ботаники, всем существом своим осознав, что ученье (вы слышали?) — свет, а неученье, что там ни говори, — тьма.

Но не дрогнет ничья душа. Никто не прочитает прекрасные главы. Я их выбросил. Никому они не нужны. Потому что любой читатель, только попроси его, с изумительным вдохновением докажет, что ученье — свет, а неученье… Докажет и это: что неученье — тьма!

Вслушаемся в слова: образование дают, образование получают… Дают и получают — как наследство, как богатство. В нашей стране образование бесплатное, чтобы все дети получили одинаковую возможность учиться, независимо от положения родителей. Но ведь и за это бесплатное образование народ платит своим трудом. Из воздуха, сами собой, средства для содержания школ не появляются. Бесплатно — для семьи, но для народа — вовсе не бесплатно.

Так что же понапрасну рассуждать, зачем и для чего учиться? Что уж так интересоваться, свет учение или не свет? Есть один простой и деловой вопрос: какие у нас, у меня реальные возможности получить хорошее образование? Как этими возможностями воспользоваться?

Ещё не кончилась гражданская война, когда в зале на Малой Дмитровке, в Москве, где сейчас Театр имени Ленинского комсомола, собрались молодые люди со всех концов страны, многие — с фронта. Они знали, что должен выступить Ленин, и нетерпеливо ждали, что же он скажет, потому что этот человек, Ленин, вот уже почти четверть века говорил самое нужное людям.

Ленин приехал на этот съезд и действительно сказал точное и своевременное слово, хотя оно и показалось неожиданным. Слово было такое: учиться.

В предложенном для анализа тексте Симон Львович Соловейчик ставит проблему “центральных мыслей”.

Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит в пример один из вопросов, волнующих людей тысячелетиями: "Зачем человек учится?". Ходить в школу, получать знания — для многих простые заботы каждого дня, не связанные с течением времени и всем человечеством в принципе, однако публицист не зря обращает внимание читателя на отношение состоятельных, довольных своим местом в жизни людей к учебе: своих детей они стремятся отдать в лучшие заведения.

Это поведение писатель объясняет пониманием успешного человека причин возникновения собственного богатства, а следовательно, наличием ответа на сакраментальный вопрос. В противопоставление этой точке зрения большинства миллионеров публицист приводит взгляды того, кто не в состоянии отвлечься от сиюминутной усталости и задуматься о великом. О нем публицист говорит как о человеке, обреченном вечно хныкать и не двигаться с места, тем самым указывая читателю на четкую взаимосвязь мироощущения и насущных проблем.

Нельзя не согласиться с публицистом в том, что даже на мысли, не выходящие за границы насущного, оказывают влияние размышления о вечности. Подобные, “центральные” мысли формируют наше мировоззрение, а оно в свою очередь находит отражение даже в самых, казалось бы, простых делах. Человек, не сознающий своего назначения в контексте пространства и времени, убеждённый, что ни одно великое свершение не имеет смысла, так как любому объекту во Вселенной суждено в какой-то момент бесследно исчезнуть, вряд ли станет тратить лишние силы на такие повторяющиеся бытовые мелочи как протирание неизменно скапливающейся пыли.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что в среднем человек за день чаще думает о практических заботах, о своей жизни, о всей стране, но именно редкие мысли о вечном составляют всю его духовную жизнь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Приглашаем на обновлённый блог о дошкольном образовании в нашей школе.

AZALIA

Человек должен учиться потому, что он человек. (С.Соловейчик)

Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чём люди думают.

Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что п риблизительно из каждых ста мыслей

девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;

девять — о всей своей жизни и о всей стране;

одна мысль — о вечности и человечестве.

Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Люди думают о себе, о стране и о человечестве. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. Нельзя вечно думать о вечном: человек живёт сейчас, а не в будущем. Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве. Вот круг на плоскости. В нём можно разместить неисчислимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. Так и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.


В учении всё зависит от науки, от учителя и от ученика-С.Соловейчик


Моя коллега, учитель -логопед Фёдорова Ольга Викторовна знает, как дать знания, которые станут понятными, интересными и полезными:Учение без увлечения стало не просто плохим учением, как было всегда, — оно теперь немыслимо. Сегодня учение с увлечением — завтра увлекательная жизнь. В жизни часто приходится делать неинтересное? Нет! Расспросите людей, добившихся значительных успехов, будь то учёный, журналист, сталевар, слесарь, учитель. Все они скажут, что никогда не делали того, что не хочется делать. Они выполняют всё, что требует от них жизнь и долг, но именно это они и сами хотели бы делать. Долг — на первом месте для таких людей, интерес — на втором, но долг и интерес идут следом, как два сцепленных тепловоза, ведущих тяжёлый состав.

У тех, кто работает по чувству долга, но с отвращением, и у тех, кто работает с интересом, но при этом не выполняет свой долг, у тех и у других неполная, неполноценная, мучительная жизнь. Радость приходит к тому, кто выполняет свой долг с радостью!

1. Стоит хоть немного повысить интерес, как работа сразу идёт лучше.

2. Человек в принципе может сам заинтересоваться даже очень скучным делом .


3. Работа кажется более интересной, если мы настроились на то, что она будет интересной .


4. Не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.

Руководствуясь этими фактами, можно, пожалуй, выработать некоторую стратегию — генеральный план борьбы с порочным кругом, мешающим учиться.

Если нам так важно садиться за работу с определённым настроением, а настроение зависит от поведения, то надо сначала посмотреть, что же с нами происходит, когда мы принимаемся за любимую работу.

-Мы потираем руки от удовольствия.

-Мы улыбаемся.

-Мы тщательно готовимся, предвкушая удовольствие.

Другими словами, мы производим ряд физических (потирание рук) и мысленных действий.

Вот точно то же самое надо делать тогда — и особенно тогда! — когда садишься за приготовление уроков по нелюбимому предмету.

По закону взаимосвязи, после некоторых повторений — а не в первый раз! — обязательно должно появиться хорошее настроение. Появится установка на интересную работу, и она, работа, действительно станет хоть немножко интереснее!

Нет, не надо ожидать, что мы сразу и навсегда полюбим, например, географию, если прежде не любили её. Чтобы полюбить какой-нибудь учебный предмет, надо хорошенько позаниматься им, мы уже говорили об этом,

Не географию полюбим сначала, а свою работу над нею! К работе отнесёмся с интересом!А это уже выглядит вполне реальным.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт,
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Удивительно:как перекликается мудрость книги С.Соловейчика "Учение с увлечением" и то, что может сделать по-настоящему творческий, ищущий учитель. Я желаю Ольге Викторовне дальнейшего творчества, удачных поисков и открытий!

Фрагменты

— Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги. — Это не роман, а обман!

Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки миллионов героев, а действие ее происходит по всему миру. Чем не роман?

Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.

В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика.

О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя — миллионы. А для ученика.

Обычные романы строятся по такой схеме: двое встречаются, и сразу, с первого взгляда, вспыхивает любовь.

Итак, безнадежный случай? Неминуем трагический конец?

Нет, как и во всяком романе, здесь тоже возможны два окончания, печальное или счастливое.

Наша задача — привести роман с обычными школьными науками к счастливому концу, к победе любви.

Но возможно ли это?

Даже сама мысль — научиться любить — кажется на первый взгляд странной, сумасшедшей. Разве любовь приходит по желанию? Разве мы можем управлять своими интересами?

Но не стоит торопиться. В науке всегда так: каждая новая мысль поначалу кажется абсурдной. Потом говорят, что в ней ничего нового нет. Потом привыкают к ней и оценивают ее по справедливости.

Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чем люди думают.

Если не быть слишком строгими в подсчетах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей:

Учение с увлечением. Как сделать так, чтобы ребенок полюбил учиться

Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти все наше время. Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.

Вот круг на плоскости. В нем можно разместить неисчислимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. Так и среди мыслей наших есть центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, ее устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

Все главы этой книги будут посвящены сугубо практическим вещам, деловым проблемам учения.

Но несколько минут жизни, несколько первых страниц книги посвятим главным, трудным, центральным мыслям.

Само собой разумеется, что книга про учение должна открываться разъяснениями, зачем же человеку учиться.

Признаться, я с этого и начал: я написал не одну, а несколько глав, в которых доказывал, что учиться — это хорошо, а не учиться — плохо. Я привел прямые доказательства и доказательства от противного, собрал мнения многих мыслителей, подобрал примеры из жизни великих людей, доказывающие, что ученье — свет, свет и свет. А неученье — тьма. Темень темная и непроглядная.

Но никто не прочитает прекрасные главы. Я их выбросил. Никому они не нужны. Потому что любой читатель, только попроси его, с изумительным вдохновением докажет, что ученье — свет, а неученье.

Есть один простой и деловой вопрос: какие у нас, у меня реальные возможности получить хорошее образование? Как этими возможностями воспользоваться?

Образование дают, образование получают.

Но надо еще уметь его взять!

Почти семьдесят процентов из них считают, что они могли бы учиться лучше. Что же им мешает? Может быть, не хватает способностей, трудно учиться?

Большая часть ребят жалуется, что им не хватает организованности и нет у них достаточного интереса к учению, к школе. Но две эти причины можно свести в одну, потому что тот, кому интересно учиться, никогда не страдает от лени и неорганизованности.

Вот главная причина наших школьных бед и неприятностей, вот что мешает многим из нас получить достойное образование: неумение заинтересоваться учением! Между тем только любовь к знанию, к школе дает силы для того, чтобы преодолеть многотысячный массив уроков и получить хорошее среднее образование.

Долгое время считали, что без скуки учения вообще нет, а нелюбовь к учению — обычное, естественное явление. Считалось, что это нормально, что дети не хотят учиться, а учитель заставляет их.

И вдруг положение резко изменилось. Вдруг оказалось, что недостаточно просто учиться, а необходимо всем учиться с увлечением.

Что же произошло?

Есть по крайней мере три причины этой перемены.

Первая причина — в обязательности среднего образования. Прежде было так: не хочешь учиться — не учись, твое дело. А теперь никто не спрашивает, хочешь или не хочешь, считаешь себя способным или не считаешь. Учись! Развивай способности!

Но если охоты учиться нет — учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой.

Третья причина в том, что по окончании школы далеко не все выпускники сразу находят свой путь в жизни, выбирают карьеру, поступают в институты. Как же подготовить себя к тому, что до поры до времени, пока не определишься со своим выбором, надо будет браться за любую работу? Да еще и так, чтобы образование пошло впрок, не привело к разочарованию.

Путь один: приучить себя везде работать с интересом, никогда не теряя чувства полноты жизни.

Но, скажут, в жизни часто приходится делать то, чего не хочется. Разве может всякая работа быть увлекательной? Разве могут, например, все школьные предметы быть одинаково интересны? И что получится, если человек привыкнет делать только интересное для него?

Здесь что ни вопрос — то ошибка.

В жизни часто приходится делать неинтересное? Нет! Расспросите людей, добившихся значительных успехов, будь то ученый, журналист, сталевар, слесарь, учитель. Все они скажут, что никогда не делали того, что не хочется делать. Они выполняют все, что требует от них жизнь и долг, но именно это они и сами хотели бы делать.

Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной?

Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать это хорошо.

Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной. Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела. Катастрофическая неспособность увлекаться любой работой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников.

Умение работать с любовью на всякой работе, умение с увлечением заниматься любым необходимым и важным делом, умение искать и находить интерес в нем — это свойство характера самому можно воспитать в себе. Вот основная мысль этой книги, основная цель исследования, главная гипотеза: человек может сам научиться работать с увлечением! Школа не развлекает.

Школа воспитывает культуру отношения к жизни.

Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Понятна ли разница?

Быть выше условий — быть человеком

Как только я начинаю работать медленно, максимально медленно, я начинаю думать не о работе, а о себе в работе. Я начинаю наполнять пространство работы собой. Я начинаю изобретать собственные траектории движения. И работа перестает на меня давить своей жестокой внешней необходимостью — я начинаю чувствовать себя свободным в своей работе! Ведь я могу делать ее так, как мне заблагорассудится, и столько, сколько заблагорассудится. Я могу не торопиться, а смаковать и получать удовольствие от все новых и новых извивов моей работы и моего воображения. Я могу становиться поэтом уборки дома и поэтом приготовления уроков…

И главное — я перестаю быть рабом работы, я становлюсь человеком работы. То есть начинаю чувствовать себя в работе человеком. Хозяином того, что я делаю.

Эта книжка совсем про другое: про то, как, используя школьные барьеры, пробудить и развить в себе человека.

И как вообще пробуждать и развивать в себе человека — вопреки тем неблагоприятным условиям, в которых мы все живем. Про то, как делать человеческое из нечеловеческого.

И оттого книжка эта — вовсе не про школу. Книжка эта — про человеческое в человеке.

Что особенно замечательно во всех рассуждениях Соловейчика: он упорно обращается к чувству собственного достоинства. Он абсолютно уверен в том, что каждый ребенок — может, каждый ребенок — способен, у каждого ребенка есть силы. Потому что в душе каждого ребенка есть достоинство.

Человек — это существо, способное уважать себя и побеждать свои страхи. Человек — это существо, которое всегда больше тех условий, в которых оно оказалось. И только потому это существо — человек. Вот о чем говорит Соловейчик, и вот почему читающие Соловейчика подростки слышат его.

Учение с увлечением. Роман о любви.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

hello_html_7cef0d0.jpg

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

(1)Свечение моря испокон веков оставалось одной из величайших загадок океана. (2)Учёные пытались объяснить этот феномен и свечением содержащегося в воде фосфора, и электрическими разрядами, возникающими при трении молекул воды

и соли, и тем, что ночной океан отдаёт поглощённую днём энергию Солнца. (3)…

в 1753 году был найден ответ, когда естествоиспытатель Беккер разглядел под увеличительным стеклом крохотные, величиной около 2 мм в диаметре, одноклеточные организмы, снующие в капле морской воды при помощи биения жгутика и отвечающие вспышками света на любое механическое или химическое раздражение. (4)Светящиеся одноклеточные жгутиконосцы были названы ночесветками, но ещё долгое время мало кто из учёных верил, что деятельность этих ничтожных созданий действительно способна вызвать явление столь грандиозного масштаба. (5)Сейчас уже не подлежит сомнению тот факт, что свечение моря вызвано биологическими причинами, главной из которых является массовое размножение некоторых видов одноклеточных жгутиковых.

1 .Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Свечение моря вызвано биологическими причинами, главной из которых является массовое размножение некоторых видов одноклеточных жгутиковых.

2) Одноклеточные организмы, названные ночесветками, размножаясь, вызывают свечение моря.

3) Свечение моря вызвано биологическими причинами: ночной океан отдаёт поглощённую днём энергию Солнца.

4) Долгое время свечение моря оставалось одной из величайших загадок океана, и лишь в 1753 году естествоиспытатель Беккер разглядел под увеличительным стеклом крохотные, величиной около 2 мм в диаметре, одноклеточные организмы, снующие в капле морской воды при помощи биения жгутика и отвечающие вспышками

света на любое механическое или химическое раздражение.

5) Долгое время жизнедеятельность ночесветок не признавалась в качестве основной причины свечения моря.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3 ) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

ТолькоДаже Но Причём Ведь

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

РАЗРЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённомфрагменте словарной статьи.

РАЗРЯД , а, м.

1) Подразделение внутри какого-нибудь класса . Разряд растений .

2) Класс, выделяемый по качеству. Ателье второго разряда.

3) Степень, официально утверждённый уровень квалификации в профессии, спор

те. Слесарь седьмого разряда .

4) В математике: место, занимаемое цифрой при записи числа. Единица второго

5) Освобождение от заряда. Разряд батареи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

мастерскИ коклЮш освЕдомиться бронИрованный (автомобиль) гастронОмия

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное

слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке.

Эти двое парней обладали ДЕЙСТВЕННОЙ силой, благодаря которой ситуация быстро разрешилась.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ в нашей организации правила не позволяют сотрудникам отлучаться с рабочих мест более чем на 10 минут.

ДОЖДЕВУЮ воду мы всегда собирали, а затем поливали ею комнатные цветы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПЯТИСТА километров

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с прямой речью

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении

предложения с однородными членами

1) Дельфины могут запоминать названия предметов и команды, но добиться ими составления предложений биологам не удалось.

2) Существуют две теории, пытающихся объяснить образование планет-гигантов.

3) Пока ещё есть время понять, что от надёжности микроэлектроники не только зависят успешные запуски роботов, но и жизнь космонавтов.

4) Дельфины постоянно выныривают и так что им нужно одинаково хорошо видеть и в воде, и над водой.

5) У каждого домика есть свой непременный палисадник, и английские хозяева отдают много души и сил украшению его.

7) Мы живём в эпоху научных доказательств того, что нашим предкам казалось аксиомой.

8) Исследования большого числа планетарных систем позволит понять, насколько наша Солнечная система, как и планета Земля, уникальны на просторах Вселенной.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пер..одический прим..рять (друзей) пл. вчихасенок..силкав..стибюль

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…чудливый, не пр…минуть,

на. гортанник, о. логий

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

гуттаперч..вый письм..цо варень..це виш…нка баш..нка

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я .

кол..щие кле..т (они) мел..щий (зерно)стел..щийся бор..щийся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ) ЗАБЫВАЕМОЕ впечатление оставила гроза в деревне.

(НЕ) СМОЛКАВШИЕ ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии страха.

Пословицы и поговорки имеют (НЕ) ТОЛЬКО прямой, но и переносный смысл.

Окна были (НЕ )ЗАНАВЕШЕНЫ.

Лебеди плавали, (НЕ) ЗАМЕЧАЯ меня.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СВЯЗИ с изменением расписания нам (ПО)БЫСТРЕЕ надо скорректировать

Гиппопотам, ТО(ЕСТЬ) бегемот, живёт в Африке, (ПРИ)ЧЁМ предпочитает местность с водоёмом.

Всякий раз, когда КТО(ТО) настаивал, Кирилл рассказывал одно и ТО(ЖЕ) стихотворение.

(ПО)УТРУ пели соловьи, (ЗА)ТО к вечеру всё стихало.

(С)ИСПУГА кот вздрогнул и зарычал (ПО)ТИГРИНОМУ.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Племя(1)ица Вербицкого образова(2)а, но надме(3)а, а её манеры не в полной мере

изыска(4)ы и приятны, а всё потому, что она воспита(5)а жема(6)ой и чва(7)ой тётушкой.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

с концами и даже имел небольшую прибыль. (В. К.)

2) Теперь стук тележки да звон колокольчика одни нарушают окрестное безмолвие. (А. П.)

3) Вожатая потрепала его за ухо но Бим руки не лизнул а просто посеменил лапами сидя и отстучал хвостом соответственно случаю приветствие. (Г. Т.)

4) Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи. (С. Е.)

5) Даша точно вышла из этой синевы и света и прошла пропала в толпе. (А. Т.)

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не раз замечал, что именно вещи (1) едва замеченные днём (2) мысли (3) не доведённые до ясности (4) слова (5) сказанные без души (6) и оставленные без внимания (7) возвращаются ночью (8) облечённые в плоть и кровь (9) и становятся темами сновидений.

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так (1)воспитаньем(2) слава богу(3)

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был(4) по мненью многих(5)

(Судей решительных и строгих)(6)

Ученый малый, но педант.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре (7)

Коснуться (8) до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм . (Александр Пушкин)

18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Когда же стало белеть за окнами (1) пожелтели огни светильников (2) и сплошною

белизною (3) окружила дом утренняя мгла (4) шедшая с утихающего моря (5) он лёг (6) и покрыл лицо своим походным плащом (7) отдавшись участи всех смертных.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифру (-ы), на месте которых в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Когда Лиля подходила к ним (1) стараясь погуще затесаться в толпу (2) чуткие одноклассницы (3) либо отступали немного (4) либо пробегали вперёд (5) а (6) когда

она вступала в опасное пространство (7) Бодрик отталкивался ногой и (8) чуть пропустив её вперёд (9) направлял гнусно скрипящие ворота ей в спину.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

(1)Проделаем такой фантастический опыт. (2)Помножим число людей на Земле

на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. (3)Произведение получится огромным. (4)Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чём люди думают.

(5)Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей девяносто - о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях; девять — о всей своей жизни и о всей стране; одна мысль — о вечности и человечестве. (6)Люди думают о дне, о жизни и о вечности. (7)Люди думают о себе, о стране и о человечестве. (8)Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. (9)Нельзя вечно думать о вечном: человек живёт сейчас, а не в будущем. (10)Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.

(11)Вот круг на плоскости. (12)В нём можно разместить неисчислимое множество

точек. (13)Но только одна точка из этого множества - центральная, центр. (14)Она

одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. (15)Так

и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? (16)Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.

(17)Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. (18)Потому

(21)…Сколько мир стоит, все, у кого была возможность, учились. (22)И в древнем мире, о котором мы много знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше,

в школы сверхдорогие и сверхпрекрасные. (26)Возможность получить образование

* Симон Львович Соловейчик (1930–1996) — советский и российский публицист и драматург, теоретик педагогики.

1) Люди думают о сегодняшнем дне и заботах, о своей жизни и стране, о вечности

2) Нельзя постоянно думать о вечном, но нельзя о нём и не думать.

3) Среди наших мыслей есть центральные, но на них мы не сосредоточены постоянно.

4) Ответ на центральные мысли люди получают во время учёбы.

5) Возможность получить хорошее образование есть только у богатых.

1) В предложениях 6, 7 дано обобщение информации, представленной в предложениях 1–5.

2) В предложениях 6–10 представлено рассуждение.

3) Предложения 21–26 включают описание.

4) Предложения 27–32 содержат повествование.

5) Предложения 32, 33 связаны отношением противопоставления.

23. Из предложений 27–32 выпишите разговорное слово.

24. Среди предложений 27–32 найдите такое (-ие), которое(-ые) соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Список терминов:

2) вопросно-ответное единство

5) разговорная лексика

9) риторический вопрос

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: