Прочитайте выделите слова и фразеологизмы не относящиеся к общеупотребительным напишите сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Весь словарный состав языка, все слова, которые есть в нашем языке, можно разделить на общеупотребительные и необщеупотребительные. Эта не самая известная тема, но она включена в школьную программу и ее проходят на уроках русского языка.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Что такое общеупотребительные слова

Общеупотребительные слова (по-другому общенародные) используются в разных языковых сферах. Их смысл понятен всем, кто говорит по-русски, независимо от их места жительства, рода деятельности, образа жизни: лето, земля, красный, три, жизнь, машина, пить и др.

Общеупотребительные слова

Это стилистически нейтральные слова, которые нужны для повседневного употребления. Они составляют ядро русского национального языка.

Общенародная лексика включает и слова общепонятные, но употребляемые не всеми говорящими из-за грубости, вульгарности этих слов: жрать, брехня, стерва, рыло, патлы, слямзить, оплеуха, задрипанный. Такие слова называются просторечия, они имеют сниженную экспрессивно-стилистическую окраску.

И есть слова, которые не могут употреблять в предложениях некоторые носители языка в силу недостаточного культурного развития: идентифицировать, апатичный, визуальный, экспрессия, адекватный, безапелляционный.

Что такое необщеупотребительные слова

Необщеупотребительными являются слова, ограниченные в сфере активного употребления: территорией, профессиональной деятельностью или социальными группами.

Виды ограниченной в употреблении лексики: диалектизмы, профессионализмы, слова-термины, жаргонизмы, арготизмы.

Диалектная лексика

Диалектизмами называются слова, употребляемые лишь жителями определенной местности.

Диалектизмы

Они не входят в состав общеупотребительных слов, т. к. их значение может быть непонятно жителям других областей:

туесок (сосуд из бересты);

баской (красивый);

дюже (очень);

хилять (уходить);

сбочь (сбоку).

Диалекты имеют большое количество бытующих в народе ярких слов, которые через литературу становятся общеупотребительными:

Примеры диалектизмов

Диалектные слова встречаются в речи лиц, которые не вполне овладели нормами литературного языка. Писатели используют их для создания колорита местности и для речевой характеристики персонажа.

Так, в стихотворении С. Есенина читаем:

Данные слова вносят дополнительную эмоциональность и выразительность в повествование, поскольку нельзя не почувствовать их внутреннее значение.


Профессионализмы

Специальная лексика и профессиональные слова свойственны людям одной профессии. Это названия специальных понятий и предметов в производстве, ремесле, промысле.

Весь словарный состав языка иначе называется лексикой. Часть ее используют лишь некоторые носители языка, а часть – все. Это общеупотребительная лексика, которая и составляет ядро русского языка.

Общеупотребительная лексика – примеры

Общеупотребительная лексика и её отличие от лексики ограниченного употребления

Если общеупотребительная лексика включает в себя слова, понятные всем носителям языка, то лексика ограниченного употребления понятна не всем, а лишь определённым группам.

К лексике ограниченного употребления обычно относят

  • диалектизмы, то есть слова, употребляемые жителями той или иной местности;
  • профессионализмы – те слова, которые применяют в своей речи представителя каких-либо специальностей;
  • жаргонизмы, то есть слова, лежащие за пределами русского литературного языка, которые бытуют в речи представителей каких-нибудь социальных групп (например, школьников, студентов, уголовников и так далее).

Общеупотребительные слова – это основной пласт русского языка. Они могут быть употреблены в любом стиле речи, причем как в письменной речи, так и в устной. Напротив, лексика ограниченного употребления тяготеет, как правило, либо к письменным текстам (профессионализмы), либо к устной речи (диалектизмы и жаргонизмы).

Какие слова относятся к общеупотребительной лексике

К общеупотребительной лексике относятся самые обычные слова – те, которые называют явления реальной жизни.

Примеры:

  • названия времён года и месяцев, времени суток (зима, утро, минута);
  • названия различных явлений природы и элементов окружающей действительности (дождь, река, город, ветер и так далее);
  • слова, обозначающие людей, их профессии, а также животных и растения (девочка, врач, кошка, дуб).

Разумеется, этот список не полный. Он далеко не исчерпывает примеров общеупотребительной лексики, ведь это все те слова, которые мы встречаем в газетах и журналах, в книгах, слышим на улице или по радио, видим в официальных документах или в энциклопедии. Это большая часть русского языка.

Эмоциональная окраска речи

Достаточно спорным является вопрос о том, входят ли в состав общеупотребительной лексики экспрессивно окрашенные слова.

С другой стороны, оно, безусловно, является экспрессивно окрашенным и, следовательно, не может быть употреблено в любой речевой ситуации. Скажем, оно совершенно неуместно в официальном документе или в тексте научного стиля. Ученые по-разному рассматривают экспрессивно окрашенные слова. Одни относят их к общеупотребительной лексике, другие выделяют в особую группу слов.

Ни в коем случае не относятся к общеупотребительной лексике грубые ругательства. Они лежат за пределами литературного языка.

Что мы узнали?

Общеупотребительная лексика составляет основу русского языка. Она может быть употреблена в любой речевой ситуации, при любых обстоятельствах, в устной или письменной речи, в тексте любого стиля. Этим она противопоставлена лексике ограниченного употребления, которую могут поменять лишь представители определенных групп. Лексика ограниченного употребления непонятна многим носителем языка, в то время как общеупотребительная лексика понятна для всех.

Сборник упражнений с ключами по русскому языку к разделу

а) Из выступления А.А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 г.

Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь.

б) Протокол заседания ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 г.

Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.

1)Доклад о Северном фронте.

Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.

2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов. Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в

Исполнительном комитете или выйти оттуда.

Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.

Упражнение 2. Выделите в составе синонимов общеупотребительные, книжные, разговорные слова. Какие из членов синонимического ряда относятся к внелитературным элементам (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова)? Какие из слов имеют эмоционально-экспрессивную окраску? За справками обращайтесь к толковым и синонимическим словарям. а) Бессмысленный, глупый, дурацкий, идиотский;

б) бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять;

в) болтун, балаболка, пустобрёх, трепач, трепло;

г) дорога, путь, стезя;

д) думать, мыслить, мозговать, кумекать;

е) местный, здешний, тутошний;

ж) свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить;

з) сильный, мощный, могучий, могутный, дюжий;

и) печалиться, кручиниться;

Упражнение 3. Распределите слова по группам: нейтральные, высокие, сниженные. По толковым словарям проверьте наличие у слов дополнительных стилистических помет. Какие из этих слов имеют также ограничения по употреблению в конкретных стилях русского литературного языка?

Сад, берег, разгильдяй, головушка, дом, стол, день, работяга, трава, носатый, ручища, говорить, умничать, старикашка, воздух, стена, стезя, повествовать, негативный, чинуша, держава, чаяния, белый, огонь, языкастый, человечишка, книга, тетрадь, роща, крепыш, разиня, сумерки, туман, ручей, рассвет, хапуга, злюка, верзила, разглагольствовать, рифмач, виртуоз, стяг, зодчий, повергать, военщина, вечерком, балбес, реять, отчий, голубить.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Упражнение 4. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.

• В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, излагается теория, исследуется проблема, обосновывается тезис, обобщается опыт, описывается теория, освещается проблема, показывается сущность, приводится анализ, разбирается проблема, дано описание).

• Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач).

• В связи с этим автор касается (выделяет).

• Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами.

• По мнению автора, .

• Как отмечает (считает) автор, .

• Вместе с тем, как подчёркивает автор, .

• Особое внимание уделяется.

• Важное значение имеет.

• Далее освещается проблема (вопрос).

• В этой связи раскрываются также причины.

• Касаясь причин. автор подчёркивает, что.

• Во-первых. во-вторых. в-третьих.

• Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах.

• В следующей главе прослеживается.

• Примером этого могут служить.

• При этом подробно освещается роль.

• В частности, отмечается, что.

• Подчёркивается исключительная важность.

• Этот тезис иллюстрируется примером.

• Это положение подкрепляется, в частности, примером.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Упражнение 5. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к официально-деловому стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

а) Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства

измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

б) Инструкция

1. Перед пользованием будильником следует завести пружину хода, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.

2. Кнопку часовой и минутной стрелок поворачивать только в указанном на крышке направлении.

3. Момент сигнала звонка устанавливать по сигнальной стрелке кнопкой, направление вращения которой указано стрелкой у отверстия. Вначале следует установить стрелку на нужное время, затем завести пружину звонка, для чего вращать ключ в направлении, указанном стрелкой на крышке.

4. С часами следует обращаться осторожно. Резкие толчки и удары могут повредить часы.

5. Будильник рекомендуется заводить каждые сутки в одно и то же время.

6. Во избежание прекращения действия гарантии вскрывать механизм часов, смазывать, разбирать или ремонтировать часы самостоятельно не рекомендуется.

Упражнение 6. Используя данный ниже образец, напишите текст протокола собрания класса с повесткой: выборы редколлегии класса.

собрания учащихся 11 класса средней школы № 1 г. Москвы

от 22 сентября 2001 года.

Присутствовало 35 человек.

Председатель собрания – Р. Мамаев.

Секретарь собрания – О. Петрова. Повестка дня:

1. Организация помощи отстающим ученикам.

Слушали: об организации помощи отстающим ученикам; М.О. Озерова, куратор класса, отметила низкую успеваемость некоторых учащихся.

1. Организовать индивидуальные занятия с отстающими учениками. Поручить Орлову Сергею заниматься с Сидоровым Игорем по русскому языку, Ивановой Ольге – с Семёновой Анной – по алгебре.

2. Заслушать отчёты об успеваемости Сидорова и Семёновой на следующем классном собрании (через месяц).

Председатель собрания ___________ Р. Мамаев

Секретарь собрания ___________ О. Петрова

Упражнение 7. Используя данный ниже образец, напишите текст собственного заявления с просьбой освободить Вас от занятий по физкультуре.

Директору средней школы № 1

Сергеевой Марине Геннадиевне ученика 11 класса

Фёдорова Сергея Ивановича

Прошу освободить меня от учебных занятий на пять дней (с 1 по 5 октября 2001 г.) в связи с поездкой в г. Петербург на слёт юных журналистов.

20.09.01 С.И. Фёдоров

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Упражнение 8. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов).

Упражнение 9. Укажите источники речевой экспрессии (тропы, фразеологизмы, крылатые слова и т.д.) в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано употребление тропов в приведенных примерах?

Упражнение 10. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.

1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова). 2. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). 4. Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (Ахматова). 5. Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6. Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова.

Став незримой, хоть жива (Бродский). 7. Жить – так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8. Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок). 9. Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 10. И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 11. Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова).

Упражнение 11. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей.

Всегда ли оправдано их употребление?

Упражнение 12. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

Упражнение 13. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Баранца относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

Упражнение 14. Докажите, что приведённый ниже текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка. знаменитая. М. А как же, ну, а как же!

Н. Наверно, играли там? В детстве?

М. На Собачьей? Мы не играли, а. проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была.

Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.

Н. Угу. М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.

Упражнение 15. Прочитайте отрывок из записи разговора. Докажите, что он относится к разговорному стилю. Попробуйте записать содержание этого разговора, используя нормы письменной речи.

Шо-то помню чё-то такое вот. Так. Теперь на этом месте, где наш дом, там же, вот это вот, где щас стоит, новое же здание. Ве. Верховного. суда. Российской Федерации, где новое. туда, в сторону, немножко. Ну угол-то как раз, как раз угол. Улица Поварская щас. Опять назвали Поварской. А сюда – Ржевский. Вот угол, тут была церковь. И вот этот. и. этого ж дома не было. Было мале. маленьк. ну, небольшое здание. Туда. Дальше. Вот к церкви сюда. В сторону церкви.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ТИПЫ

Упражнение 16. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.

Упражнение 17. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 18. Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза – не более тысячи рублей денег. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы.

Упражнение 19. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д.

Отредактируйте предложения.

Упражнение 20. Найдите примеры неоправданного использования штампов и экспрессивных средств, немотивированного употребления нелитературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д. Где данные недочёты используются как стилистический приём? Всегда ли этот приём кажется Вам оправданным?

Упражнение 21. Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

Упражнение 22. Прочитайте отрывки из газет, публичных выступлений и других жанров публицистического стиля. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лин.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лин.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Подготовка к ОГЭ.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

«Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу напи.

Обучающая: совершенствовать навыки написания сочинения – рассуждения на лингв.

Обучающая: совершенствовать навыки написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ
Развивающая: актуализировать познавательную деятельность, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности.
Воспитывающая: формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.


«Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экс.

Запомните! 1. Фразеологизм можно заменить общеупотребительным словом. 2. Фр.

Запомните!
1. Фразеологизм можно заменить
общеупотребительным словом.

2. Фразеологизм всегда имеет переносное значение.

3. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.

А как скажет русский? Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга.

А как скажет русский?

Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?
(Как две капли воды)

Если англичанин знает что либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?
(Как свои пять пальцев)

Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?
(У него денег куры не клюют)

Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?
(Зарубить себе на носу)

В каждом языке есть фразеологизмы. Это говорит о стремлении народа сделать св.

В каждом языке есть фразеологизмы. Это говорит о стремлении народа сделать свой язык ярким и выразительным, при помощи фразеологизмов можно ярко, красочно выразить своё отношение к миру.
Вывод:

Знаешь ли ты фразеологизмы? Работа над сочинением о роли фразе.

Знаешь ли ты фразеологизмы?

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал. Поэтому дома Вовка сначала напряжённо думал над предложенной темой, а потом торопливо написал что-то. Он решил, что в худшем случае ловко обманет учителя, сказав, что забыл тетрадь. Вовка невнимательно прочитал написанное, беззаботно улёгся перед телевизором и вскоре крепко уснул.
Однако он не сообразил, что его учитель – человек опытный , и моментально раскроет Вовкин обман….

Выбрать подходящие фразеологизмы из данной группы:
в мгновение ока, бил баклуши, стреляный воробей, в голову не пришло, обвести вокруг пальца, ломать голову, как свои пять пальцев, клевать носом, как по маслу, спать без задних ног, с лёгким сердцем, пробежать глазами, как рыба в воде, схватывать на лету, на скорую руку, на худой конец.

Сравним: Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по масл.

Сравним:
Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках всё схватывал на лету, а вот его друг Вовка в это время бил баклуши и порой даже клевал носом. Поэтому дома Вовка сначала ломал голову над предложенной темой, а потом на скорую руку написал что-то. Он решил, что на худой конец обведёт учителя вокруг пальца, сказав, что забыл тетрадь. Вовка пробежал глазами написанное, с лёгким сердцем улёгся перед телевизором и вскоре уснул без задних ног. Однако ему в голову не пришло, что его учитель – стреляный воробей, и в мгновение ока раскроет Вовкин обман….

Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают: • особенности душевного состояни.

Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают:
• особенности душевного состояния, поведения человека,
• его поступки, действия, помогают легче их представить;
позволяют
• индивидуализировать речь героев,
сделать язык насыщенным, колоритным.

«Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрес.

Алгоритм работы с текстомВнимательно читаем высказываниеВыдел.

Алгоритм работы с текстом
Внимательно читаем высказывание
Выделяем в нем слова, связанные с лингвистикой
Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте
Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль

(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым. (2)Недоброжелатели считали.

(19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном. – (20)А вы разве зад.

(42)Он сидел за пустой партой далеко от меня. – (43)Ты чего это. (44)Он не.

(42)Он сидел за пустой партой далеко от меня.
– (43)Ты чего это.
(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. (46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.
– (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы?
(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду .
(54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него немка, подумаешь, несчастье! (57)Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе. (58)И всё же, окажись Павлик на моем месте, назвал бы он меня? (59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык. (61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару.
(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, но Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю. Нагибину)*
*Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) –русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягки.

Ищем фразеологизмы в тексте


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингв.

Композиция сочиненияВступление. Рассуждение о смысле высказывания.Первый прим.

Композиция сочинения
Вступление. Рассуждение о смысле высказывания.
Первый пример и его роль в тексте
Второй пример и его роль в тексте
Вывод

Задание для групп: Каждая группа работает над отдельным элементом сочинения и.

Задание для групп:
Каждая группа работает над отдельным элементом сочинения и записывает в таблицу.
I группа работает над вступлением.
II группа над первым аргументом (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать).
III группа работает над вторым аргументом (выбирает тот фразеологизм, значение которого может истолковать).
IV группа - над заключением.

Написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, используя другие фр.

Написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, используя другие фразеологизмы из текста.

Весь словарный состав языка иначе называется лексикой. Часть ее используют лишь некоторые носители языка, а часть – все. Это общеупотребительная лексика, которая и составляет ядро русского языка.

Общеупотребительная лексика – примеры

Общеупотребительная лексика и её отличие от лексики ограниченного употребления

Если общеупотребительная лексика включает в себя слова, понятные всем носителям языка, то лексика ограниченного употребления понятна не всем, а лишь определённым группам.

К лексике ограниченного употребления обычно относят

  • диалектизмы, то есть слова, употребляемые жителями той или иной местности;
  • профессионализмы – те слова, которые применяют в своей речи представителя каких-либо специальностей;
  • жаргонизмы, то есть слова, лежащие за пределами русского литературного языка, которые бытуют в речи представителей каких-нибудь социальных групп (например, школьников, студентов, уголовников и так далее).

Общеупотребительные слова – это основной пласт русского языка. Они могут быть употреблены в любом стиле речи, причем как в письменной речи, так и в устной. Напротив, лексика ограниченного употребления тяготеет, как правило, либо к письменным текстам (профессионализмы), либо к устной речи (диалектизмы и жаргонизмы).

Какие слова относятся к общеупотребительной лексике

К общеупотребительной лексике относятся самые обычные слова – те, которые называют явления реальной жизни.

Примеры:

  • названия времён года и месяцев, времени суток (зима, утро, минута);
  • названия различных явлений природы и элементов окружающей действительности (дождь, река, город, ветер и так далее);
  • слова, обозначающие людей, их профессии, а также животных и растения (девочка, врач, кошка, дуб).

Разумеется, этот список не полный. Он далеко не исчерпывает примеров общеупотребительной лексики, ведь это все те слова, которые мы встречаем в газетах и журналах, в книгах, слышим на улице или по радио, видим в официальных документах или в энциклопедии. Это большая часть русского языка.

Эмоциональная окраска речи

Достаточно спорным является вопрос о том, входят ли в состав общеупотребительной лексики экспрессивно окрашенные слова.

С другой стороны, оно, безусловно, является экспрессивно окрашенным и, следовательно, не может быть употреблено в любой речевой ситуации. Скажем, оно совершенно неуместно в официальном документе или в тексте научного стиля. Ученые по-разному рассматривают экспрессивно окрашенные слова. Одни относят их к общеупотребительной лексике, другие выделяют в особую группу слов.

Ни в коем случае не относятся к общеупотребительной лексике грубые ругательства. Они лежат за пределами литературного языка.

Что мы узнали?

Общеупотребительная лексика составляет основу русского языка. Она может быть употреблена в любой речевой ситуации, при любых обстоятельствах, в устной или письменной речи, в тексте любого стиля. Этим она противопоставлена лексике ограниченного употребления, которую могут поменять лишь представители определенных групп. Лексика ограниченного употребления непонятна многим носителем языка, в то время как общеупотребительная лексика понятна для всех.

Читайте также: