Является ли лингвистика наукой сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Для тех же, кто посвятил студенческие годы изучению любого языка, очевидна научная стройность лингвистических фактов, методов и теорий. Особенно если речь о так называемой математической лингвистике, которую сейчас всё чаще называют компьютерной. В 1950-х, когда она зародилась, общение с машиной на человеческом языке представлялось голубой мечтой, а сегодня это реальность, местами уже повседневная.

Так ли это? Недавно я в очередной раз столкнулась с лингвоскептиком из адвокатской среды и реш ила дать наконец внятный ответ о научном статусе лингвистических дисциплин.

(Кстати, уж скорее в махровом субъективизме можно уличить юриспруденцию, вам не кажется? Но это к слову)

В соответствии с этим подходом получается, что лингвистика с её обилием научных школ находится ещё в стадии зарождения. Хотя вообще-то это одна из самых древних наук, в которой ещё именитые античные философы упражнялись.

В защиту лингвистики можно сказать следующее.

1. У неё есть свой объект исследования – язык. И он настолько сложен, что, во-первых, самих лингвистик существует несколько (психолингвистика, структурная лингвистика, когнитивная лингвистика, генеративная лингвистика и проч., и проч.), а во-вторых, имеется множество школ и подходов к разным аспектам языка. Которые, как отмечает Касевич, не углубляются в разные аспекты языка, а исследуют одни и те же, но по-разному. То есть находятся в оппозиции. Причём правы представители всех одновременно. Для лингвистики это норма – в силу, повторюсь, непреходящей сложности объекта.

2. У неё есть вполне конкретные предметы исследования — в разных областях лингвистики свои (скажем, в нейролингвистике это поиск взаимообусловленности между языком и мозгом, в частности, между речевыми расстройствами и нарушениями работы мозга).

3. У неё есть свои специфические методы исследования, скажем, лексикографический, когда лингвист выводит наиболее полное значение слова из сопоставления толкований в разных словарях и контекстах употребления. Или метод трансформационного анализа – когда, меняя отдельные элементы во фразе (обычно грамматическую форму слов, залог, вид глагола и т.п.), лингвист доказывает, что у неё не меняется смысл от замены компонентов, а значит, фраза имеет конкретное значение, не зависящее от тех или иных формальных показателей. Обычно эти методы присущи только лингвистике, в крайнем случае, некоторые из них используют ещё и литературоведы (например, филологический анализ текста).

Аналогично есть некие устоявшиеся значения слов и выражений. И спасибо, что они есть и зафиксированы – как раз благодаря этому мы с вами вообще можем хотя бы в целом понимать друг друга (это, конечно, если отвлекаться от личной языковой картины мира, личного жизненного опыта, кругозора, возраста и сотни других показателей, которые определяют образы и ассоциации, которые лично каждый человек вкладывает в то или иное понятие. В целом будем считать, что мы худо-бедно понимаем друг друга, то есть примем, что когда один из собеседников говорит фразу, другой, воспринимая сказанное, имеет в виду то же самое, что и говорящий).

Объективно существуют и давно выделены структурные компоненты предложения, описаны структурные схемы, характерные для русского и других языков. Такого рода явления обычно изучаются в сравнении, и наличие сходных моделей предложения в разных языках, безусловно, говорит о вполне определённом объекте лингвистике.

То есть я говорю о том, что модели предложения, членение предложения на некие постоянные элементы объективно существует в разных языках (хотя не во всех языках мира эти элементы одинаковы). Речь не о том, что учёные со всего мира просто договорились (как это было, например, с математическими терминами, которые называют только мыслительные конструкты, но не объективные явления), как эти элементы будут называться, — например, подлежащее, сказуемое, дополнение (или, в терминах семантического синтаксиса, субъект, предикат, атрибут). А о том, что эти элементы в принципе есть, и разные учёные, исследуя разные языки, их заметили и вычленили. Вот вам и воспроизводимость.

Топологическое исследование (сравнение) языков доказывает, что лингвистика не абстракциями занимается, а исследованием конкретных признаков объекта, и умеет применять полученные данные, чтобы сделать наш мир более комфортным. В частности, данные, полученные учёными-лингвистами, успешно применяются в цифровой лингвистике, в теории перевода, в обучении русскому языку как иностранному.

Словом, хм… С наукой вообще в современном мире всё как-то неоднозначно, вы не находите? Истина в том, что научная картина мира, которая была абсолютным фетишем в XVIII веке, сегодня не доминирует. Критерии научности и понятие об объективности размылись. Или, вернее, грань между точными, естественными и гуманитарными науками понемногу стирается. Появляется и расцветает всё больше конвергентных наук на стыке – та же нейролингвистика.

Итак, резюмируем. Лингвистика – это наука. Но наука гуманитарная, а значит, нужно понимать, что у неё есть свой предел объективности и проверяемости, напрямую связанный с человекоориентированностью. Я бы сказала так: о языке мы знаем так же много, сколько мы знаем о человеческой природе вообще. Как бы ни упирали учёные на свои познания, человеческая природа – самый малоизученный феномен в мире. Изучение его всё время продолжается, данные о ДНК, устройстве мозга, психике, ауре и других видах энергии, исходящей от человека, постоянно пополняются и углубляют научную картину мира. Соответственно, лингвисты узнают больше о языке и пополняют научный аппарат.

Думаю, размытость критериев объективности неизбежна, пока мы живём в человекоориентированном мире. Всё вышеизложенное неожиданно подвело меня к пугающей мысли: насколько люди смогут формализовать свою природу, настолько они смогут формализовать сам язык, а значит, и науку о нём. Если в последующие лет семьдесят искусственный интеллект выселит нас с планеты, лингвистика, конечно, станет весьма объективной наукой с чётко просчитываемыми и предсказуемыми значениями и универсальными конструкциями. Просто объект, который она исследует, будет языком роботов. Не думаю, что нынешним любителям объективности и строгой научности это понравится…

По упражнению 324
В дни, когда над сонным морем
Духота и тишина,
В отуманенном простор..
Еле движется волна.
Если ж вдруг дохнёт над бездной
Ветер, грозен и могуч,
Закипит волна грознее
Надвигающихся туч.
И помчится, точно в битву
Разъярённый шпорой конь
Отражая в брызгах пены
Молний солнечной огонь.
И рассыпавшись о скалы
Изомнёт у берегов
Разскачавшиеся перья
Прошумевших тросников

Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке.
Проблемы языка интересовали людей издавна. Первые научные сведения о языке появились еще в Древнем мире: Древней Индии, Древнем Египте, Вавилоне. Люди составляли словари и грамматики, чтобы изучать чужие языки, размышляли над связью между вещью и ее названием. Язык был и остается объектом изучения разных наук, но как самостоятельная наука языкознание сложилось сравнительно недавно - в XIX веке.
Языкознание не изолировано от других научных исследований. Ф. де Соссюр писал: "Чтобы язык изучить полностью, надо открыть двери многих наук". Изучая язык, лингвистика опирается на данные других наук: социальных, естественных и точных.
Многообразие связей лингвистики с другими науками еще раз подчеркивают ее сложность. Лингвистика не только пользуется данными других наук, но и сама открыта для заимствования. Многие ученые помнят завет М. Сервантеса: "Проникнуть в суть вещей можно только через дверь языка".
Так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление, то и наука о нем является сложной системой отраслей, лингвистических дисциплин, изучающих разные стороны языка и речи.
Прежде всего, языкознание как наука делится на теоретическое и прикладное.
Прикладное языкознание - это применение лингвистической теории для решения конкретных практических задач. Прикладная лингвистика имеет следующие отрасли применения: методика преподавания языка, логопедия, перевод, аннотирование и реферирование информации, создание письменности для бесписьменных народов, совершенствование письма.
Теоретическое языкознание рассматривает важнейшие общие вопросы применительно к языку вообще и к конкретным языкам.
В зависимости от объекта исследования языкознание делится на общее и частное.
Общее языкознание изучает то общее и существенное, что свойственно всем языкам человечества. Это наука о языке вообще. Она систематизирует данные по всем языкам и вырабатывает теорию, применимую к любому языку. Образно говоря, общее языкознание - это компас, которым нужно пользоваться, чтобы не утонуть в море частных языков.
Частное языкознание - это науки об отдельных языках или группах родственных языков: японистика, славистика, романистика, тюркология, например, русистика - наука о русском языке.

Рассмотрение науки, изучающей различные языки мира и человеческий язык вообще как уникальное явление. Характеристкиа языкознания как науки о языке. Определенеие основных особенностей разделов лингвистики. Исследование принципа идеи о врожденности языка.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.10.2015
Размер файла 15,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лингвистика как наука

I. Языкознание как наука о языке

Лингвистика (языкознание) - наука, изучающая различные языки мира и человеческий язык вообще как уникальное явление.

Практическое и научное изучение языка сильно различаются.

Практическое изучение языка - это овладение иностранными языками или совершенствование знаний родного языка (с профессиональными или иными целями). Как правило, такие знания языка являются неосознанными: мы часто не можем объяснить, почему говорим так, а не иначе.

Научное изучение языка - это поиск ответа на вопросы, связанные с тем, что такое язык и как он функционирует:

Как устроен язык вообще и конкретные языки в частности? Почему так, а не иначе?

Чем различаются языки? Что может быть в языке, а чего быть не может?

Как и почему меняются языки?

Как люди (в особенности дети) овладевают языками?

встречаются необычные звуки, например, глухая пара к звуку [l] (кавказские, кельтские) или даже глухие гласные (африканские);

есть языки, где нет ни одного падежа и в целом имена и глаголы не изменяются (вьетнамский), а есть языки, в которых насчитывают около 50 падежей (кавказские).

Но можно выделить общие свойства, присущие всем языкам, а значит, и человеческому языку вообще (языковые универсалии). Так, во всех языках мира:

есть гласные и согласные.

есть местоимения и союзы.

слова употребляются в переносном значении.

II. Разделы лингвистики

Язык - многоаспектное явление, поэтому лингвистика - это сложная наука, в которой есть много разделов.

Теория vs. практика

Теоретическая лингвистика исследует, что такое язык, как он устроен и используется и т.п.

Прикладная лингвистика решает практические задачи, связанные с языком.

Многие важные практические задачи нельзя решить без развитой теории. Знания, полученные лингвистами-теоретиками, оказываются востребованными в политике, рекламе и СМИ (проблемы речевого воздействия), в практике перевода и преподавания иностранных языков.

Отдельно стоит отметить два актуальных направления прикладной лингвистики:

Компьютерная лингвистика - машинный перевод, распознавание и синтез речи, разработка поисковых систем и др.

Лингвистическая экспертиза - ответ на юридические вопросы связанные с языком (является ли высказывание оскорбительным, есть ли в тексте плагиат и т.п.).

Направления теоретической лингвистики (самостоятельное изучение!):

Частная лингвистика исследует конкретный язык или группу языков - англистика, славистика (славянские языки) и др.

Общая - все языки, язык вообще.

Ученые по-разному изучают и объясняют сходства и различия в языках мира (см. лекцию о классификации языков мира):

Сравнительно-историческое языкознание выявляет сходства языков, вызванные их генетическим родством, реконструирует языки-предки и т.д.

Ареальная лингвистика исследует сходства в языках, обусловленные контактами народов.

Лингвистическая типология изучает сходства и различия в языках, не связанные с родством языков или их влиянием друг на друга.

Данные о языках мира лингвисты получают из разных источников:

Специалисты в области полевой лингвистики работают с носителями языков и изучают ранее не описанные языки.

Динамика и статика

Лингвисты могут изучать язык в синхронии (синхроническая лингвистика), т.е. исследовать язык на каком-то временном срезе. Пример - работы о временных формах глаголов в современном русском языке.

Другое дело - изучать язык в диахронии (диахроническая лингвистика), т.е. исследовать какой-то фрагмент языка в его развитии. Пример - работы по истории временных форм в русском языке: когда-то в русском языке было много прошедших времен (перфект, плюсквамперфект, который использовался для обозначения ситуации, предшествующей другой ситуации в прошлом, и другие), а с течением времени осталась всего одна форма прошедшего времени.

Фрагменты и аспекты языка

Фонетика и фонология - звуковой строй языка.

Графика - отражение звучащей речи на письме.

Орфография - правописание слов.

Лексикология - словарный состав языка.

Фразеология - устойчивые выражения (фразеологизмы).

Этимология - происхождение слов и других единиц языка.

Словообразование - способы образования слов.

Морфология - грамматические классы и категории слов (время, падеж и т.п.), морфемы; иногда считают, что морфология занимается только морфемами с грамматическим значением - окончаниями и т.п.

Синтаксис - построение словосочетаний и предложений.

Стилистика - использование языка в различных сферах общения (например, в науке и средствах массовой информации).

Прагматика - использование языка в коммуникации (например, как мы делаем комплименты или упрекаем друг друга).

Семантика - значение языковых единиц (слов, грамматических форм и т.д.).

В последнее время усиливаются связи между различными науками, а многие открытия делаются на стыке наук. Так, возникла когнитивная наука, которой занимаются психологи, лингвисты, биологи и другие ученые, исследующие мышление и познание.

Есть много областей знания, которые возникли на стыке лингвистики и других наук:

Этнолингвистика (лингвокультурология) - связи языка и культуры народа.

ІІІ. Значение лингвистики

Язык возник одновременно с человеком и сопровождает человека в различных сферах деятельности. Понять, как устроен и функционирует язык, - значит приблизиться к пониманию того, что такое человек, как он думает и живет. язык лингвистика врожденность человеческий

Человек устроен так, чтобы говорить. За очень короткое время ребенок, который еще очень мало знает о мире, овладевает языком на достаточно высоком уровне, т.е. самостоятельно создает в своей голове очень точный учебник родного языка (маленьким детям, как правило, не объясняют грамматику их родного языка и т.п.).

Подобные документы

Рассмотрение языкознания как науки на современном этапе развития, а также этапов ее становления, связи с другими науками. Описание языкознания как разветвленной многоаспектной лингвистики, имеющей связи практически со всеми областями современного знания.

реферат [28,9 K], добавлен 06.09.2015

Зарождение языкознания как науки о естественном человеческом языке. Подходы к изучению языка до XVII-XVIII вв. Связь важнейших функций языка с основными операциями над информацией. Формы существования конкретных языков и членения языкознания на разделы.

презентация [1,1 M], добавлен 13.09.2014

Проблема юридизации языка. Этапы становления юридической лингвистики как науки, ее методологическая специфика и задачи. Юридический аспект языка как предмет изучения юрислингвистики, проблема интерпретации текста закона и ясности языка законодательства.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 20.11.2010

Современная лингвистика как продукт длительного исторического развития лингвистического знания. Характеристика основных этапов развития и методология лингвистики. Философия языка XIX и ХХ вв. Становление психолингвистики как науки, ее методология.

курсовая работа [52,7 K], добавлен 26.08.2011

Гендерная лингвистика, как новое направление в изучении языка. Структуралистский подход Соссюра к пониманию языка как дискурса. Понятие и значение языкового знака и его произвольность. Вклад когнитивной традиции в разработку проблемы значения слова.

реферат [62,8 K], добавлен 14.08.2010

Характеристика интерлингвистики – науки, изучающей искусственные языки. Анализ принципа международности, однозначности, обратимости. Отличительные черты искусственных языков: окциденталь, эсперанто, идо. Деятельность интерлингвистических организаций.

реферат [52,2 K], добавлен 18.02.2010

Становление структурной лингвистики на рубеже XIX – ХХ веков. Статистические методы в изучении языка. Применение математических методов в лингвистике во второй половине ХХ века. Изучение языка методами формальной логики. Особенности машинного перевода.

Наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой). Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику (звуки речи), морфемику (состав слова), лексику (словарный состав языка), морфологию (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).

В лингвистике выделяется несколько разделов.

Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также основные пути его развития и причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слова.

Фразеология рассматривает вопросы, связанные со значением, морфолого-синтаксическими и стилистическими особенностями фразеологизмов, а также - их классификацией и основными способами образования.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (на краю света - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький и т. д.).

Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.

Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.

Грамматика изучает особенности построения языка.

В настоящее время грамматика - один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.

Части речи - это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разные функции. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т. д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще служат для связи самостоятельных слов.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение служит для выражения высказывания, является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - одним из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетания.

В русском языке есть много случаев, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на определенное правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой.

Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.

Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Школьная грамматика дает представление о 10 знаках препинания:

Точка с запятой;

Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой.

Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности, а также условиях использования их в речи.

Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Читайте также: