Проблема творческой свободы в романе мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Творчество в понимании Берлиоза

Творчество для Ивана Бездомного

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

В романе обозначены три главных героя, связанные с творчеством, это Берлиоз, поэт Бездомный и главный персонаж произведения Мастер. Это три совершенно разных типа людей. У ни разные судьбы, они ведут разный образ жизни. И отношение к тому что они делают тоже имеет свою разницу.

В начале книги читатель знакомится с Берлиозом, для которого творчество является славой и признанием. В творчестве Берлиоз находит свое развитие, признание и продвижение по службе. Он всегда стремился получать награды и звания. Государство требует о него бдительности, чтобы он развивал и продвигал идеи партии. По этой причине произведения Бездомного не имеют никакой художественной ценности.

Поэт Бездомный, старался относиться к своему делу очень трепетно, он мечтал о наградах. Но в паутине лжи и притворства запутывается и в итоге его произведения теряют свою суть, и становятся все под шаблон заказа. Конечно же он не сразу осознает это и по итогу он решил прекращать писать. Он признается что под давлением Берлиоза его произведения просто чудовищны. Он считает, что в его стихотворениях нет творчества, а существует лишь давка на сознание читателя.

Мастер, наверно единственный человек во всем мире, которого можно назвать творческой личностью. Именно так называла его возлюбленная Маргарита. Его книгу она считала величайшим творением. Критики не видели в его произведении политического смысла, поэтому не принимали его, что в итоге уничтожило веру Мастера в себя. У Мастера опустились руки, он перестал раскрывать свой талант. По итогу он просто уничтожил свое творение. Но как известно рукописи не горят.

Михаил Булгаков этим произведением показал читателю настоящее и ложное творчество. Поэт Бездомный осознал для себя какой он поэт, и какие произведения он пишет. Берлиоз закончил жизнь трагической гибелью, так и не осознав ошибок своего суждения. Мастер же наконец обретает покой. Этим произведением Михаил Булгаков, раскрывает читателю три примера. И только промер мастера является поистине настоящем, именно он остается верным своему делу.

2 вариант

Михаил Берлиоз — это редактор Толстого журнала, работник МАССОЛИТа. Он воплощает в себе ложное искусство. Берлиоз стремится показаться образованным, начитанным, умным человеком, хотя не является таким. Он относится к литературе как к работе, способу заработать деньги. Берлиоз не думает о духовности, внутреннем содержании произведений. Для него важно, чтобы книга соответствовала господствующей идеологии.

Иван Бездомный тоже является членом МАССОЛИТа, но выделяется на фоне других литераторов. В образе молодого поэта изображен человек, который очень хочет быть поэтом. Чтобы исполнить свою мечту, он вынужден писать на темы, которые ему дают. Ивану Бездомному нечего сказать своим читателям. Со временем герой понимает, что ему не суждено стать поэтом, но Иван Бездомный умеет тонко чувствовать искусство и понимать его. Это он узнает после своей встречи с Мастером.

Мастер символизирует истинное творчество, искусство. Его произведения отражают его сущность. Писательство для него — это способ самовыражения, самопознания, поиска себя. Он не стремится заработать на литературе деньги. Для Мастера искусство — это способ познания мира и отражения своего видения, метод решения нравственных и психологических конфликтов.

Конечно же, истинное искусство сталкивается с искусством ложным. Книга Мастера про Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри была отклонена. Она не соответствовала советской идеологии, поэтому не могла быть напечатана. В этом выражается мнение писателя о том, что искусство должно быть аполитичным. Творчество — это то, что стоит выше привычного человеку мира. Оно должно полностью поглощать все население земного шара.

Тема творчества

Мастер интересовался только своим романом, в ещё Маргаритой, которая стала его музой. Они совсем не мешала его творчеству. Что важно, она понимала его… В отличие от критиков. Мастер наивно надеялся, что его роман смогут оценить. Пусть он и о сыне Бога, но в этой истории столько правды психологической, что её должны оценить даже в Советском Союзе. Даже если не поверят в историчность, то оценить слог люди ведь могут. Известно ведь, что Холмса тоже не было в реальности! Но критики, не вчитываясь, просто вылили поток идеологической брани на писателя. И хотя любимая хотела бы оградить его от их зла, но у неё не получилось. Разгромные статьи стали ударом для него. И он даже оказался в сумасшедшем доме. Мастер и до этого говорил, что его мучили приступы страха. Наверное, сейчас бы сказали о панических атаках. Ему казалось, что к нему тянутся холодные щупальца, ему было очень плохо… Да, у творческих людей богатая фантазия, часто расшатанные нервы. Роман, его судьба были самым важным для Мастера. И травля подорвала его здоровье. Хорошо, что в итоге его и спасли из психушки, и дали подарили в компании любимой.

Травили его критики Массолита, но и его работники тоже не приняли бы его в свою компанию. Ведь их ценности очень отличаются от его. Они готовы писать, как строгать – на заданную тему. Без огня, вдохновения, но за зарплату, за питание и дачу. Не могли бы себе и представить, чтобы написать что-то против системы. Они б покрутили пальцем у виска! Даже не сказали бы, что у Мастера есть талант, так как они друг другу там все завидовали. А ещё для них важны звания – народный, заслуженный писатель… Мастер был выше этого.

Вот это литературное творчество, но в романе упомянуто ещё и Варьете. О творчестве там совсем мало говориться. Всё больше показаны работники варьете: бухгалтер, кассир… Представление Воланда сложно отнести к творчеству, хотя Клетчатый вроде и показывал фокусы. Никаких талантливых певиц, танцовщиц… Всё только о деньгах! А ещё работники варьете часто вели нездоровый образ жизни, который ассоциируется, кстати, с творческими людьми. Вот только пить и гулять может любой, а проявить творчество в новой повести или в танце сможет не каждый.

Булгаков говорил о важности творчества, об избранности творца – в своем романе.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Все времена года великолепны! Особенно красива весна. Это время, когда оживает природа, земля и весь мир! Весна нам дарит свою неповторимую красоту, вольные мечты и счастье! С её приходом хочется жить, любить и делать людям добро!

Повесть Поездка в прошлое Абрамова не была опубликована при жизни писателя, это произошло только спустя 15 лет. Книга интересна тем, что конфликт, который развивается в ней, мог произойти только в социальной

Грибной дождь – это естественно природное явление. Он проходит тихо и спокойно с небольшой интенсивностью, и с присутствием солнечного света.

Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека.

Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Его не называют по имени, видимо, потому, что он – олицетворение трагической судьбы художника в том мире, в который он приходит со своим романом.

Обратите внимание, что впервые

мы встречаемся с Мастером в психиатрической больнице, которая в романе названа “домом скорби”. Это продолжение страшного реального мира уже потому, что, принимая больных, здесь спрашивают в первую очередь, являются ли они членами профсоюза.

Жизнь Мастера, историка по образованию, была бесцветной. Однако была у него мечта – написать роман о Понтии Пилате, воплотить собственное видение истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Вскоре представилась возможность осуществить эту мечту – он выиграл сто тысяч рублей.

Мастер весь отдался работе. Вместе с творчеством

приходит к нему настоящая любовь – он встречает Маргариту. Именно Маргарита назвала его Мастером, торопила его, сулила ему славу.

Роман был дописан. “Ия вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась!” Начинаются испытания: роман не принят к печати, удалось напечатать лишь часть, критика отозвалась на публикацию разгромными статьями. Мастер подвергается аресту, попадает в психиатрическую больницу. “Мой бедный окровавленный Мастер!” – говорит М. Булгаков в пьесе о Мольере. По М. Булгакову, “окровавленность”, тяжелые испытания – гарантия подлинности судьбы художника.

На фоне других писателей МАССОЛИТа Мастер выделяется именно своей подлинностью. М. Булгаков показывает, что у этих так называемых творческих людей совсем не творческие интересы. Они мечтают только о дачах (“дач всего двадцать две, нас в МАССОЛИТе три тысячи”), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель – на рассказ-новеллу, до одного года – на роман), о том, чтобы вкусно и дешево поесть.

Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе, но вслед за автором готов воскликнуть: “Словом, ад… О боги, боги мои, яду мне, яду…” Но этого мало. Они творят в условиях несвободы, и это кажется им вполне нормальным.

Темы произведений писателям навязывают, так же как и исполнение: недаром Берлиоз в начале романа отчитывает Бездомного, что он не сумел написать, как требовалось, заказанную ему религиозную поэму. Авторы эти (во всяком случае, многие из них, например Бездомный, Рюхин) прекрасно осознают, что таланта у них нет, они не верят в то, что пишут.

Совсем иначе с произведением Мастера. Тему своего романа он выбирает свободно, но с этой свободой не так все просто. Обратим внимание, что текст романа Мастера в булгаковском романе существует как бы помимо Мастера.

Вначале мы узнаем этот текст из рассказа Воланда, затем из сна Бездомного и лишь в конце, когда мы знаем, что роман сожжен, – из восстановленной Боландом рукописи. Эта ситуация символична: “рукописи не горят”, потому что подлинное художественное творчество существует не только на бумаге и даже не только в сознании художника. Оно существует объективно, как реальность, равноправная жизненной, и писатель ее не столько создает, сколько угадывает (“Как я все угадал!” – говорит Мастер).

Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: “Ваш роман вам принесет еще сюрпризы”. Это произошло и с книгами самого М. Булгакова. Теперь русская литература XX века немыслима, непредставима без “Белой гвардии”, “Собачьего сердца”, “Мастера и Маргариты”.

Читайте также: