Проблема совести сочинение егэ тендряков

Обновлено: 01.07.2024

В предложенном для анализа тексте знаменитый русский писатель В. Ф. Тендряков поднимает проблему дурных поступков.

Автор по-своему осмысливает и раскрывает данную проблему. Писатель повествует о том, что ему много раз приходилось совершать нехорошие деяния: он “врал учителям”, а также “давал слова не драться и не сдерживал его”, но его последний поступок заставил его задуматься над тем, что он совершал ранее. Несмотря на то, что каждому солдату в роте было положено определенное количество хлеба, он решил украсть еще, потому что “пятеро суток ничего не ел”, однако сослуживцы быстро заметили пропажу. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, автор изменил свое представление л жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.

В. Ф. Тендряков выражает свою точку зрения ясно и однозначно. Он считает, что скверные поступки делают человека безобразным и уродливым, однако, чтобы осознать это, человек должен ощутить на себе весь стыд и унижение за содеянное.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, мы все совершаем что-то нехорошее при жизни, кого-то мучает совесть, и он сразу пытается извиниться перед окружающими, другие привыкают к этому и поэтому вновь и вновь делают свои гнусные дела. Все зависит от самого человека и от того, есть ли у него совесть или нет.

В подтверждение своего мнения хочу привести в пример произведение М. Горького “Челкаш”, в котором главный герой, Гришка Челкаш, сходив на “дело” с молодым парнем по имени Гаврила, ввязывается с ним в драку по поводу выручки за проделанную работу. Гаврила был совсем молодым и неопытным, увидев большую сумму денег в руках Челкаша, решает ограбить его, забрав всю выручку. Автор в своем произведении показал, насколько ужасными могут быть поступки людей, которые поддались человеческим порокам.

Ф. М. Достоевский в своем произведении “Преступление и наказание” показывают нищего Родиона Раскольникова, который убил двух невинных людей и ограбил квартиру. Он не думал о нравственности, он думал о своих проблемах, затмевающий его разум. После сделанного Родион понял свои ошибки, понял, что совершил ужасные поступки, ради проверки своей “теории”.

Таким образом, люди, совершившие плохой поступок, рано или поздно одумываются, ведь в каждом человеке заложено такое чувство – совесть. Она помогает человеку взглянуть на себя со стороны и понять в чем он провинился. Однако некоторым просто необходимо ощутить стыд и унижение за содеянное, ведь только так они смогут увидеть, какими стали “безобразными и уродливыми” со стороны.

Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. Мы, это так — остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы — счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. Отдых… два свинцово-тяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки. Отправку на фронт встретили с радостью.

Очередной хутор на нашем пути. Лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

Через полчаса старшина вернулся.

— Ребята! — объявил он вдохновенно. — Удалось вышибить: на рыло по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара!
Кто со мной получать хлеб. Давай ты! — Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
у меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая.
Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки — семь и еще половина.
Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил ее себе на плечо.
Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и меня. Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… Да, тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. Как и я!
В жизни мне случалось делать нехорошее — врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемет, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… Но всякий раз я находил для себя оправдание:не выучил задание — надо было дочитать книгу, подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемета голавля — но перемет-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашел…
Теперь я и не искал оправданий. Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
С обочины дороги навстречу нам с усилием — ноет каждая косточка — стали подыматься солдаты. Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи.

Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием.

В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:

— А где. Тут полбуханка была!

Произошло легкое движение, темные лица повернулись ко мне, со всех сторон — глаза, глаза, жуткая настороженность в них.

— Эй ты! Где?! Тебя спрашиваю!

Я молчал.
Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

— Лучше, парень, будет, коли признаешься.
В голосе пожилого солдата — крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

— Да что с ним разговаривать! — Один из парней вскинул руку.

И я невольно дернулся. А парень просто поправил на голове пилотку.

— Не бойся! — с презрением проговорил он. — Бить тебя… Руки пачкать.

В приведённом тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему совести и её влияния на человека. Хочется отметить актуальность данной проблемы, ведь именно совесть помогает нам осуществлять нрав¬ственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что, совершая дурные поступки, человек идёт против важного нравственного чувства – против совести. Я полностью согласна с мнением В.Ф.Тендрякова, ведь нелегко приходится людям, избравшим путь бесчестья в жизни.

Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. Мы, это так — остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас; казалось бы, - счастливцы, какой-никакой отдых от окопов.

(1)Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Мы, это так — остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. (3)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас; казалось бы, - счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. (4)Отдых… два свинцовотяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки, поэтому отправку на фронт все встретили с радостью.

(5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

(7)Через полчаса старшина вернулся.

—(8) Ребята! — объявил он вдохновенно. — (9)Удалось вышибить на рыло по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб?(11)Давай ты! — я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

(12) У меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая. (13)Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки — семь и еще половина.

(14)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

(15)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (16)К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и меня. (17)Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… (18)Да, тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (19)Как и я!

(20)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемёт, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… (21)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание — надо было дочитать книгу, подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемёта голавля — но перемёт-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашёл… (22)Теперь я и не искал оправданий. (23)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(24)С обочины дороги навстречу нам с усилием — ноет каждая косточка — стали подыматься солдаты. (25)Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (26)Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием.

(27)В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:

— (28)А где. (29)Тут полбуханка была!

(30)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон — глаза, глаза, жуткая настороженность в них.

— (31)Эй ты! (32)Где?! (33)Тебя спрашиваю!

(35)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

— (36) Лучше, парень, будет, коли признаешься.

(37)В голосе пожилого солдата — крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия.

(38)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

— (39)Да что с ним разговаривать! — один из парней вскинул руку. (40)И я невольно дернулся.

(41)А парень просто поправил на голове пилотку. — (41)Не бойся! — с презрением проговорил он. — (42)Бить тебя…(43) Руки пачкать.

(44)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы — тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (45)Среди красивых людей — я уродлив.

(46)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой.

(По В.Ф. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (5 декабря 1923— 3 августа 1984) — русский и советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах общества, о жизни в деревне.

С позицией автора нельзя не согласиться. Человек должен стремиться к самовоспитанию и самосовершенствованию. Жаль только то, что толчок к самовоспитанию люди получают, попав в экстремальную ситуацию. Однако в такие моменты одни клянутся себе, что с этого момента они будут поступать по-другому, например, бросят курить или пить, перестанут врать или будут смелее. Но не все выполняют данные себе обещания, как это сделал герой текста Тендрякова.

Нравственное совершенствование – непростой путь, но каждый человек должен к этому стремиться. Совершив плохой поступок, один или несколько, неважно, главное, найти силы начать работать над собой. Пусть у каждого человека будет хотя бы один шанс подумать об этом, ведь чтобы стать честным, благородным, смелым не обязательно идти на войну или попадать в какие-то другие экстремальные условия, надо лишь сделать первый шаг…
Таким образом, хотя война и обнажает все качества человека, показывает его истинный характер, надо стремиться к тому, чтобы становиться лучше в любой момент своей жизни.

Война - страшное и тяжелое событие для всех людей, оказывающие влияние на их мышление и моральные принципы. В своем тексте В.Ф.Тендряков задает вопрос: служит ли война оправданием неблагородного и низкого поступка?

Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о том, что автор считает: даже на войне надо оставаться человечным , не позволять себе обманывать людей и придерживаться морально-нравственным ценностям.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 4 из 5 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 0 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 2 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 0 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 12 из 24

Ком­мен­та­рий про­бле­мы тя­го­те­ет к про­сто­му пе­ре­ска­зу. Боль­шое ко­ли­че­ство оши­бок раз­лич­но­го ти­па сни­зи­ло ка­че­ство ра­бо­ты и за­труд­ни­ло её про­вер­ку. Язык со­чи­не­ния от­ли­ча­ет­ся на­ру­ше­ни­ем грам­ма­ти­че­ской нор­мы, речь - сло­во­блу­ди­ем, неяс­но­стью и неточ­но­стью. Со­ве­ту­ем об­ра­тить­ся к на­шим за­ме­ча­ни­ям и про­ана­ли­зи­ро­вать недо­чё­ты. Успе­хов!

Читайте также: