Проблема отношения к природе в рассказе носова кукла сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: 1. учить думать над насущными вопросами отношения к природе;

2. создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни;

3. формировать в детях доброе отношение к человеку, к продукту человеческого труда;

4. развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный интерес.

5. учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника.

2. Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве одного из талантливых современных писателей-прозаиков – о творчестве Евгения Ивановича Носова

Проблема вызова: как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе Носова? А что можно рассказать о кукле? (ответы детей)

Да, обо всем этом говорит автор в рассказе. А еще он рассказывает о том, как человек сам убивает жизнь на земле.

Если озоновый слой растянуть по всей земле, то он покроет её слоем всего в несколько сантиметров, и то в ней будут дыры площадью, может быть, с нашу республику.

Давайте посмотрим, как эту проблему видит писатель.

Сейчас вы получите задания, обдумайте их и приготовьтесь отвечать на свои вопросы. Выводы будем записывать в тетрадь.

Самостоятельная работа по группам (выдаются карточки-задания) в течение 5-7 минут.

Выступление 1 группы: (выразительное чтение описания Липиной ямы раньше) Что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину?

Беседа после чтения: - Что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину?

Запись 1: писатель любит родную землю, подчеркивает величие и красоту России.

- Только ли красивую природу показывает писатель? Как называется такой приём в литературе? (контраст) С другой стороны, на фоне торжественных красок природы дикими и безрассудными кажутся последствия деятельности человека. На протяжении всего рассказа писатель использует приём противопоставления, или контраста, как основной художественный приём.

Выступление 2-й группы: Г ерои рассказа. - От чьего имени ведется повествование (от 1-го лица) - Кто его герои? (автор-повествователь и Акимыч). Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? (чтение детьми записей) – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный).

Запись вывода 2: Акимыч и автор-рассказчик разные люди, но они оба неравнодушные, беспокойные, не могут смотреть, как гибнет природа.

- Обратимся еще к одной пейзажной зарисовке, запечатлевшей речной водоворот. Вот та же река, то же место через несколько лет (чтение описания Липиной ямы теперь)

Запись 3: отношение людей к природе, к земле, к воде, по мнению Евгения Носова, уродливо и преступно: природа гибнет, значит, общество нездорово. Умный, внимательный читатель чувствует свою вину перед природой за её трагическое состояние.

Выступление 3-й группы по вопросам: - Как сказались изменения на реке на судьбах людей? Изменилась ли жизнь их в нравственном плане? В какую сторону? Стали ли люди лучше, добрее, человечнее – или наоборот?

Запись вывода: всем ходом повествования Носов убеждает читателей в том, что, забывая о своём долге перед природой, не желая и не умея беречь её, люди утрачивают что-то очень важное. Что же это важное? ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

Учитель: О чем говорит вам такая картина? (чтение абзаца о изуродованной кукле) / пауза.

Как бы вы назвали такой поступок? Что это – баловство, шутка, бессердечность? Что же заставило так бессердечно, бесчеловечно, по-варварски поступить с куклой? (моральное обнищание, нравственное падение человека, разнузданный цинизм).

Разбор слова по составу: корень тать – вор, святотатец – вор, грабящий церкви, храмы, святыни.

Чтение эпиграфа. Кто говорит эти слова?

Выступление 7 группы: Что сделалось с Акимычем? Почему он окаменел? О чем напоминают ему растерзанные куклы? Что сделал Акимыч с куклой?

Рефлексия. Продолжить предложение «Рассказ Е. Носова поразил меня… «Автор заставляет читателей задуматься о том….

Обобщающая беседа: о чем же советует нам задуматься Носов? На какие раздумья наталкивает этот рассказ?

Запись: писателя очень тревожит мысль, способны ли молодые сохранить духовные, исторические ценности народа? Он заставляет нас задуматься, для чего мы живем, можем ли мы продолжить дела старших…

Слово учителя: любимые герои Е. Носова всегда поступают по совести, так, чтобы людям рядом с ними было хорошо. Конечно же, писатель мечтает и нас, читателей, видеть такими же…

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о том, ответственны ли люди, а значит и вы, за то, что творится на нашей планете, в России, в нашем поселке? Можете ли вы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию? Что вы можете сделать для сохранения природы?

Словарная работа, выявление непонятных слов.

(Работа с устаревшими словами).

Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение.

Быстрина – ускоренное течение с водоворотами.

Водоворотить –образовывать вращательное движение воды.

Гукать – издать глухой звук.

Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры.

Донная (тина ) – находящаяся на дне.

Дурнишник – род однолетних трав.

Задубелые (пальцы) – закоченевшие.

Куга – болотное растение (камыш).

Меляк – нарост загрязнений на реке.

Перемёт – рыболовная снасть с крючками.

Святотатство (книж.) – поругание, оскорбление чего-нибудь святого, заветного.

Сиж – шалаш на льду.

Согбенно – сгорбленно, согнуто.

Фугас – заряд взрывчатого вещества

Цинично – бесстыдно, нагло, пренебрежительно

Карточки-задания для групповой работы:

2 группа: Герои рассказа. - От чьего имени ведется повествование - Кто его герои? Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный).

3 группа: Как сказались изменения на реке на судьбах людей? Изменилась ли жизнь их в нравственном плане? В какую сторону? Стали ли люди лучше, добрее, человечнее – или наоборот?

4 группа: Прочитать абзац о изуродованной кукле. Как бы вы назвали такой поступок? Что это – баловство, шутка, бессердечность? Что же заставило так бессердечно, бесчеловечно, по-варварски поступить с куклой? ( моральное обнищание, нравственное падение человека, разнузданный цинизм).

Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

Ключевой темой рассказа представляется автором проблема отношения человека к окружающей природе, а также взаимоотношения людей в системе общечеловеческих ценностей.

Сюжетная линия произведения начинается с описания писателем природного пейзажа некогда богатых речных мест, которые в связи с негативным влиянием человека на природу, обмелели, захламляясь результатами людской неаккуратности, беспечности, безалаберности, и потеряли былую красоту.

Главный герой рассказа, будучи неравнодушным человеком, с грустью и сожалением наблюдает за гибелью природных даров, воспринимая происходящее в качестве личной трагедии, понимая пагубную и вредную деятельность отдельных представителей человечества на окружающую среду, не думающих о негативных последствиях своих деяний.

В один из дней Акимыч, работая школьным сторожем, находит в грязи придорожной канавы куклу, вид которой заставляет героя ужаснуться, поскольку над игрушкой цинично и с особой жестокостью издевались какие-то отморозки, раздев куклу, выдавив глаза, оторвав ноги, вырвав часть волос, истыкав тело сигаретными окурками.

Ветеран Акимыч, прошедший на собственном опыте лишения и трудности военного времени, переживший многочисленные людские смерти, воспринимает свою находку в качестве живого существа, родного и близкого, поэтому решает осуществить захоронение детской игрушки так, как это принято у людей, по-человечески, закопав куклу в землю.

Повествуя о событиях рассказа, писатель раскрывает неравнодушное отношение обычного сельского человека не только к окружающей природе, но и к небольшому символу его детства, имеющего человеческий вид, сломанного, искалеченного, оскверненного по прихоти жестокого человека, остро акцентируя внимание читателей к грубости, бессердечности, отсутствия милосердия и сострадания в современном обществе, необходимости чувствовать необратимость последствий, которые являются результатами человеческих негативных поступков.

Анализ произведения Кукла

Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.

В рассказе "Кукла" перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли. Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом. Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.

Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо. Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства. И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает. Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.

Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.

После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.

Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кукла

Популярные сегодня темы

Александр Александрович Блок – гениальный русский поэт серебряного века. Он подарил миру очень много хороших произведений, многие из которых знают даже те, кто мало знаком с литературой.

Феврония и Петр главные герои повести. Несмотря на то, что девушка была из простой семьи, а Петр – князем, оба обладали сильными характерами, умели отстоять свою точку зрения

Лекарь Харитон – один из крепостных барыни, однако он на несколько позиций выше них, так как барыня заметили в нём потенциал хорошего доктора, и с тех пор он лечит её, назначая ей самые причудливые лекарства и настои.

На протяжении своей жизни человек постоянно сталкивается с трудностями. Возникают такие ситуации, когда сделанный выбор влияет на дальнейшую судьбу и способен изменить сложившееся восприятие.

На уроках литературы, перелистывая страничку за страничкой затертой маленькой книжечки, я не могла оторваться, отвести взгляд от романа, ставшего для меня учителем, воплотившем в себе моральные и духовные принципы общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект выполнен ученицей 7 класса Метиковой Татьяной, реализован в ходе филологической декады.

В наше время появилось большое количество проблем в жизни человека. Людям всё чаще приходиться их решать. В своём рассказе Е.И. Носов показывает одну из проблем, которая очень актуальна на сегодняшний день. Это проблема экологии.

Выполнила : уч-ца 7 класса

Метикова Татьяна

Руководитель: Чигаева О. В.

В наше время появилось большое количество проблем в жизни человека. Людям всё чаще приходиться их решать. В своём рассказе Е.И. Носов показывает одну из проблем, которая очень актуальна на сегодняшний день. Это проблема экологии.

А когда через некоторое время он приезжает на родину, видит абсолютно другую картину. Река стала грязной , мрачной, все живые краски поблекли. Люди начали выбрасывать в неё мусор, отходы. Да ещё и удобрения с полей ветрами сносит. И ,конечно, всё попадает в реку.

Вывод На сегодняшний день перед людьми встала большая проблема, которую Е.И.Носов отразил в рассказе и показал её причину. Очень много загрязнённых водоёмов по вине человека . Мы не задумываемся о последствиях, о тех, кто живёт в водоёмах, о том ,что там растёт. Человек сам страдает от своих действий: люди ловят и едят отравленную рыбу, отравленной водой поливают поля, птицы кормятся отравленными рыбой и червяками. Последствия этой цепочки очень печальны. Давайте все вместе поддержим и сохраним родную природу ! Ведь, если мы погубим природу, мы погубим и себя!

Вывод

На сегодняшний день перед людьми встала большая проблема, которую Е.И.Носов отразил в рассказе и показал её причину. Очень много загрязнённых водоёмов по вине человека . Мы не задумываемся о последствиях, о тех, кто живёт в водоёмах, о том ,что там растёт. Человек сам страдает от своих действий: люди ловят и едят отравленную рыбу, отравленной водой поливают поля, птицы кормятся отравленными рыбой и червяками. Последствия этой цепочки очень печальны. Давайте все вместе поддержим и сохраним родную природу ! Ведь, если мы погубим природу, мы погубим и себя!

Передо мной тема сочинения: "Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?", которая заинтересовала меня. Ведь каждый человек сталкивался с технологическими новшествами и экологическими проблемами, думал о влиянии научно-технического прогресса, о способах равновесия между материально-техническими достижения и духовными ценностями человечества. Могу предположить, что прогресс имеет как положительное, так и отрицательное влияние на экологическую среду.

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению Татьяны Толстой "Кысь".

Действия в произведении происходят после взрыва. В результате чего земля была опустошена и изуродована, люди имели пол лица, уши по всему телу и другие разные мутации. Потому что с достижениями науки связаны большие риски по отношению к экологии. Самое ужасное, что трагедия случается, когда люди не задумываются о том, как влияет прогресс на окружающую среду. Ведь есть токсичные вещества, которые выделяются фабриками и заводами в атмосферу. И надо предотвращать избыточное количество выбросов, иначе катастрофа неизбежна. Тем самым, можно сделать вывод, что прогресс несёт положительное влияние на экологию, когда люди задумываются над возможностью её сохранения, делая все возможное.

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится о влиянии прогресса на внешнюю среду. В рассказе Е. Носова "Кукла" описываются последствия локальной экологической катастрофы в регионе. Если раньше можно было ходить на глубокие и чистые озера и уносить с собой богатый улов, то теперь водные резервуары иссохли и обмельчали, воду затянуло болото. Такое произошло из-за промышленного бума и индустриального развития городка. В воде стали видны обломки пенопласта, горлышки бутылок и другой мусор. С полей в реки попадали удобрения, из-за чего воду заволокла чёрная тина, рыба ушла, а также красота этой местности. Тем самым автор показывает нам, какое влияние несёт технологическое явление прогресса.

Все вышеперечисленные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что прогрессом спасти землю от экологической катастрофы нельзя. Так как люди подчистую не задумываются о негативных последствиях этого явления.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком.

ВложениеРазмер
Конспект урока 38.76 КБ
презентация к уроку 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 1. учить думать над насущными вопросами отношения к природе;

2. создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни;

3. формировать в детях доброе отношение к человеку, к продукту человеческого труда;

4. развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный интерес.

5. учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника.

2. Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве одного из талантливых современных писателей-прозаиков – о творчестве Евгения Ивановича Носова

Проблема вызова: как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе Носова? А что можно рассказать о кукле? (ответы детей)

Да, обо всем этом говорит автор в рассказе. А еще он рассказывает о том, как человек сам убивает жизнь на земле.

Если озоновый слой растянуть по всей земле, то он покроет её слоем всего в несколько сантиметров, и то в ней будут дыры площадью, может быть, с нашу республику.

Давайте посмотрим, как эту проблему видит писатель.

Сейчас вы получите задания, обдумайте их и приготовьтесь отвечать на свои вопросы. Выводы будем записывать в тетрадь.

Самостоятельная работа по группам (выдаются карточки-задания) в течение 5-7 минут.

Выступление 1 группы: (выразительное чтение описания Липиной ямы раньше) Что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину?

Беседа после чтения: - Что можно сказать об отношении автора к родной земле? Для чего он рисует такую картину?

Запись 1: писатель любит родную землю, подчеркивает величие и красоту России.

- Только ли красивую природу показывает писатель? Как называется такой приём в литературе? (контраст) С другой стороны, на фоне торжественных красок природы дикими и безрассудными кажутся последствия деятельности человека. На протяжении всего рассказа писатель использует приём противопоставления, или контраста, как основной художественный приём.

Выступление 2-й группы: Г ерои рассказа. - От чьего имени ведется повествование (от 1-го лица) - Кто его герои? (автор-повествователь и Акимыч). Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? (чтение детьми записей) – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный).

Запись вывода 2: Акимыч и автор-рассказчик разные люди, но они оба неравнодушные, беспокойные, не могут смотреть, как гибнет природа.

- Обратимся еще к одной пейзажной зарисовке, запечатлевшей речной водоворот. Вот та же река, то же место через несколько лет (чтение описания Липиной ямы теперь)

Запись 3: отношение людей к природе, к земле, к воде, по мнению Евгения Носова, уродливо и преступно: природа гибнет, значит, общество нездорово. Умный, внимательный читатель чувствует свою вину перед природой за её трагическое состояние.

Выступление 3-й группы по вопросам: - Как сказались изменения на реке на судьбах людей? Изменилась ли жизнь их в нравственном плане? В какую сторону? Стали ли люди лучше, добрее, человечнее – или наоборот?

Запись вывода: всем ходом повествования Носов убеждает читателей в том, что, забывая о своём долге перед природой, не желая и не умея беречь её, люди утрачивают что-то очень важное. Что же это важное? ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

Учитель: О чем говорит вам такая картина? (чтение абзаца о изуродованной кукле) пауза.

Как бы вы назвали такой поступок? Что это – баловство, шутка, бессердечность? Что же заставило так бессердечно, бесчеловечно, по-варварски поступить с куклой? (моральное обнищание, нравственное падение человека, разнузданный цинизм).

Разбор слова по составу: корень тать – вор, святотатец – вор, грабящий церкви, храмы, святыни.

Чтение эпиграфа. Кто говорит эти слова?

Выступление 7 группы: Что сделалось с Акимычем? Почему он окаменел? О чем напоминают ему растерзанные куклы? Что сделал Акимыч с куклой?

Рефлексия. Продолжить предложение «Рассказ Е. Носова поразил меня… «Автор заставляет читателей задуматься о том….

Обобщающая беседа: о чем же советует нам задуматься Носов? На какие раздумья наталкивает этот рассказ?

Запись: писателя очень тревожит мысль, способны ли молодые сохранить духовные, исторические ценности народа? Он заставляет нас задуматься, для чего мы живем, можем ли мы продолжить дела старших…

Слово учителя: любимые герои Е. Носова всегда поступают по совести, так, чтобы людям рядом с ними было хорошо. Конечно же, писатель мечтает и нас, читателей, видеть такими же…

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о том, ответственны ли люди, а значит и вы, за то, что творится на нашей планете, в России, в нашем поселке? Можете ли вы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию? Что вы можете сделать для сохранения природы?

Словарная работа, выявление непонятных слов.

(Работа с устаревшими словами).

Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение.

Быстрина – ускоренное течение с водоворотами.

Водоворотить –образовывать вращательное движение воды.

Гукать – издать глухой звук.

Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры.

Донная (тина ) – находящаяся на дне.

Дурнишник – род однолетних трав.

Задубелые (пальцы) – закоченевшие.

Куга – болотное растение (камыш).

Меляк – нарост загрязнений на реке.

Перемёт – рыболовная снасть с крючками.

Святотатство (книж.) – поругание, оскорбление чего-нибудь святого, заветного.

Сиж – шалаш на льду.

Согбенно – сгорбленно, согнуто.

Фугас – заряд взрывчатого вещества

Цинично – бесстыдно, нагло, пренебрежительно

Карточки-задания для групповой работы:

2 группа: Герои рассказа. - От чьего имени ведется повествование - Кто его герои? Что о них рассказывает писатель? Отчего сблизились такие разные люди? Что их объединяет? – Автор-рассказчик внешне спокоен и сдержан. А на самом деле он каков? (зачитывание цитат) Какой человек предстаёт перед нами? (беспокойный, неравнодушный).

3 группа: Как сказались изменения на реке на судьбах людей? Изменилась ли жизнь их в нравственном плане? В какую сторону? Стали ли люди лучше, добрее, человечнее – или наоборот?

4 группа: Прочитать абзац о изуродованной кукле. Как бы вы назвали такой поступок? Что это – баловство, шутка, бессердечность? Что же заставило так бессердечно, бесчеловечно, по-варварски поступить с куклой? ( моральное обнищание, нравственное падение человека, разнузданный цинизм).

Читайте также: