Проблема осмысления взрослым человеком пережитого в юности сочинение егэ

Обновлено: 06.07.2024

Юрий Маркович Нагибин рассказывает о своей юности, о своем выпускном предвоенном классе и о Жене Румянцевой, девочке-однокласснице. Лирический рассказ Юрия Нагибина - о невстрече через десять лет, о любви и юности - ставит сложную проблему судьбы, трагическую проблему утрат на жизненном пути.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2022 г.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2 )Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным . (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох .

(5)В класс заглянула Женя Румянцева: ‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно: ‒ Зачем? ‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик. ‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(29) Больше Женя не бывала с нами . (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32) Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я ‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал: ‒ Где же и когда мы встретимся? ‒ (36) Через десять лет, двадцать девятого мая , в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41) Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно .

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души , так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь.

Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.

Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

В класс заглянула Женя Румянцева:

- Сережа, можно тебя на минутку?

Я вышел в коридор.

- Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.

Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:

— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.

Между нами никогда не было дружеской близости. В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах.

Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.

- Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.

- Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии.

Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.

- Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.

- К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!

С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

- Где же и когда мы встретимся?

- Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.

Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.

Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.

Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.

Его герой Сергей в день окончания школы ошарашен признанием одноклассницы Жени Румянцевой в том, что все школьные годы нравился ей, и предложением Жени встретиться через 10 лет, чтобы узнать, как сложатся их судьбы.

Рассказ Ю. Нагибина грустный, тревожит душу, напоминает каждому, как легко можно пройти мимо важного в жизни, мимо своего счастья.

Текст Ю. Нагибина обращен прежде всего к юношеству, молодым людям той прекрасной, но сложной поры, когда очень важно не допустить ошибки, о которой можно сожалеть всю жизнь.

Содержание сочинения

К2. Приведено два примера (упущенная возможность Сергея в детстве и осознание ошибки уже во взрослой жизни). К обоим примерам дано пояснение, однако лучше выделять пояснения, а не преподносить их также в повествовательной форме. Не указана и не проанализирована смысловая связь между примерами ( 4 из 6 ).

К3. Позиция автора не сформулирована. 4 абзац никак не выражает мнение Ю. Нагибина , а лишь говорит о чувствах, которые вызывает текст ( 0 из 1 ).

К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора и обосновал его ( 1 из 1 ).

Речевое оформление

К5. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения. Отсутствуют нарушения абзацного членения, но есть логические ошибки ( 1 из 2 )

К6. Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи ( 1 из 2 ).

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм ( 2 из 3 ).

К8. Соблюдение пунктуационных норм ( 2 из 3 ).

К9. Соблюдение грамматических норм ( 1 из 2 ).

К10. Соблюдение речевых норм ( 2 из 2 ).

1) Повтор: помнятся, вспомнился

К11. Соблюдение этических норм ( 1 из 1 ).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале ( 1 из 1 ).

Заключение

В работе нет смысловой связи, авторской позиции, присутствуют ошибки, поэтому данное сочинение требует существенных доработок

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Задание 27 № 39834

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5)В класс заглянула Женя Румянцева:

— Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

— (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы. (11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

— (20)Давайте покатаемся на пруду, — предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. — (21)Будем воображать, что мы в Химках.

— (22)Или в Средиземном море, — вставил Павлик.

— (23)Или в Индийском океане, — восторженно подхватила Женя.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

— (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я. (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

— Где же и когда мы встретимся?

— (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю. М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920−1994) — русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Взросление – это не просто слово. Это целый этап в жизни. Ведь если вы считаете себя взрослым человеком, то жизнь уже не будет прежней. Взросление – это самостоятельность и независимость, здравый смысл, логика и упорство.

Лучшие сочинения про Взросление для ОГЭ и ЕГЭ

Что такое Взросление – сочинение

Взросление – неотъемлемый процесс, который происходит в жизни каждого человека. К нему приходят, как правило, в подростковом возрасте или юности. Получая определённый жизненный опыт, человек становится мудрее, приобретает особые моральные качества, выстраивает для себя ряд ценностей.

В процессе взросления очень часто происходит переоценка ценностей, утверждение конкретного взгляда на мир, появляется стремление к саморазвитию и анализу всех событий, происходящих вокруг.

Взрослый и разумный человек всегда думает заранее о своих поступках и их возможных последствиях, здраво делает выбор, умеет взвешивать аргументы, отвечает за свои слова и действия, трезво формулирует собственные желания.

К сожалению, часто взрослые люди становятся слишком серьёзными и строгими как по отношению к себе, так и к окружающим. Они боятся выйти за рамки дозволенного, изменить свою жизнь, расслабиться, иногда просто подурачиться и посмеяться от души. Но даже в этом нужно знать меру, ведь очень непривычно будет выглядеть человек, который ведёт себя как ребёнок и бесится.

У каждого есть свой возраст взросления, возраст, в котором приходит мудрость и осознание жизни. Есть дети, которые за свою небольшую жизнь пережили многое и могут быть мудрее любого старика. Есть старики, ничему не наученные жизнью, которые совершают много глупостей.

На ошибках учатся и получают свой опыт тоже именно на ошибках, это доказывает мысль о том, что какой бы ужасной ни казалась ситуация, происходящая сейчас в жизни, в ней всё равно есть хоть немного хорошего. Это настраивает на оптимистическое восприятие в жизни и сподвигает радоваться каждому прожитому дню.

Сочинение на тему Взросление

Взросление – это процесс становления личности, во время которого человек переходит от детского мировоззрения ко взрослому. Процесс этот проходит у каждого человека по-разному, может быть резким, может затянуться на многие годы, а может вообще растянуться на всю жизнь.

Когда человек взрослеет, кажется, что мир вокруг него тоже меняется. Почему так происходит? Мне кажется, что мир не меняется, он остается прежним, меняется сам человек, его мысли, стремления, желания, цели, ощущения. Он просто начинает смотреть на мир другими глазами.

Так начинается процесс взросления героев, когда на передний план выходит чувства к человеку, новые планы, а не окружающий мир. Если раньше мальчик повелевал природой, то сейчас его желание — оказаться рядом с Надей.

Эти примеры показывают, что взросление меняет мировоззрение и приоритеты человека, потому мир вокруг него тоже меняется.

Что я понимаю под словом Взросление

К примеру, для девушек – это боязнь выглядеть не так идеально, как раньше. У каждого, без исключения, есть страхи, только кто-то их старается подавлять, а кто-то подчиняется воле.

Взросление – это особый процесс, трансформация человека из одного в другого. Этот момент становления личности. Нет каких-то определенных границ, когда происходит взросление. Это чисто индивидуальное. Каждый переживает взросление по-своему и связывает этот процесс с определенными событиями в жизни.

Так же, взрослению содействует среда обитания, в которой проживает человек. Многие люди взрослеют очень рано, так как так сложились обстоятельства.

Как только человек созревает морально, он хочет обзавестись семьей. Данное желание возникает у взрослых людей, которые понимают, что готовы к такому важному шагу. Ведь здесь уже ты несешь ответственность не только за себя, но и за свою семью.

Так же ключевым фактором является, так называемая, зона комфорта, от которой так же зависит взросление. Чем раньше человек выходит из этой зоны, тем быстрее он становиться самостоятельным, то есть взрослым.

Взросление происходит постепенно. С каждым днем человек созревает и приходит к той мысли, что он уже взрослый. Старается преодолеть свои страхи, справляться с эмоциями.

Не каждый может это принять, многие просто не хотят взрослеть и выходить из привычного ритма жизни. Однако, как ни крути, каждый должен пройти этот этап в жизни и продолжать свой путь уже взрослым человеком.

Главный герой рассказа мальчик Витя живет в селе Овсянка в тайге на берегу Енисея. Мать Вити утонула, его воспитывают бабушка и дедушка.

Однажды бабушка предлагает Вите нарвать в лесу земляники, чтобы продать ее. На вырученные деньги бабушка обещает внуку купить в городе его любимый пряник — “коня с розовой гривой”. Витя отправляется в лес с другими детьми и набирает ягод.

В лесу соседский мальчик Санька дразнит Витю, обзывая его трусом и жадиной. Чтобы доказать, что Санька неправ, Витя высыпает свою землянику на землю, и толпа детей тут же съедает ее. Витя остается без ягод, а значит, теперь не получит желанного пряника.

Чтобы обмануть бабушку, Витя набивает свой пустой туесок (посудину для ягод) травой и прикрывает ее ягодками земляники. Бабушка не замечает обмана, и на следующий день увозит ягоду на продажу.

В городе старушка обнаруживает обман и приезжает домой сердитая на внука. До ночи Витя не появляется дома, чтобы избежать ссоры с бабушкой. Когда Витя наконец приходит поздно домой, бабушка не трогает его.

На утро Витю все больше мучает совесть за то, что он обманул свою добрую бабушку. Наконец, по совету дедушки, Витя просит у старушки прощения. Та ругает внука, но, конечно, прощает его. Добрая бабушка тут же вручает Вите тот самый пряник – коня с розовой гривой, о котором он так мечтал (старушка купила пряник, несмотря на проделку внука).

Спустя годы, став взрослым мужчиной, автор по-прежнему вспоминает “коня с розовой гривой” как символ бабушкиной любви и доброты.

Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Сочинение-рассуждение про Взросление

Взросление — одно из самых пугающих явлений для людей. Это происходит по целому ряду причин. У некоторых людей страх вызывается стереотипами или необоснованными домыслами. Женщины боятся стать старухами, а также того, что с годами они будут выглядеть все хуже и хуже и менее привлекательными.

Мужчины же боятся стать старомодности, потому что новое поколение может их не понимать. Также, один из самых распространенных страхов — повышение ответственности. С возрастом повышается количество возлагаемых обязанностей, что пугает некоторых людей. Есть и те, кто принимает это как факт и относится нейтрально.

Существует мнение, что возраст от 18 до 23–25 лет — самый важный и запоминающийся этап в жизни человека. Именно в этот момент люди стараются пробовать всё, что только можно, чтобы получить наиболее яркие эмоции. В эти годы человек определяет свой путь и выбирает свою дорогу, по которой он будет следовать до конца жизни.

После этого периода и начинается взросление. После того, как человек достигает возраста 25 лет, он становится мудрее, а его кругозор гораздо шире. Люди в этом возрасте начинают быть более серьёзными и задумываются над такими серьёзными вопросами, как определение в жизни и обеспечение семьи.

Взросление сопровождается таким явлением, как “кризис среднего возраста”, это один из самых депрессивных моментов в нашей жизни. Однако он идет только нам на пользу, ведь именно в эти годы мы начинаем переосмысливать различные вещи и лучше понимать смысл жизни. Это именно та пора, когда человек реализует свои мечты и достигает наибольших успехов.

Нужно принимать это явление как факт, который мы не в силах изменить. Нужно относиться к каждому прожитому дню, как к новому опыту. Получая этот опыт, наследники смогут жить счастливее, чем жили мы.

Взросление — переходных этап в жизни человека, который позволяет ему стать более самостоятельным. Ведь уже не нужно ни от кого зависеть, теперь у нас появляются собственные семья и дети, которые будут нуждаться в нашей помощи и защите. Теперь наступает момент, когда вы управляете своей жизнью и наставляете на верный пусть своих потомков.

Читайте также: