Проблема обесценивания искусства сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Искусство во все времена играло важную роль в жизни людей. С помощью произведений искусства человек познает окружающий его мир, осваивает моральные нормы общества, ценности и убеждения. Так, искусство участвует в формировании личности человека. Но что же такое подлинное искусство? Как отличить настоящее искусство от ремесла? Именно над этими вопросами размышляет Е. В. Гришковец в предложенном для анализа тексте.

Искусству противопоставлены ремесленные изделия. По мнению автора, такое фальшивое искусство не призвано вызвать у людей какие-либо эмоций. Ремесленники создают свои изделия не для того, чтобы как-то воздействовать на людей эмоционально, вызывать у них различные чувства, а ради финансовой выгоды. Ремесленные изделия находят своё применение на практике, в то время как произведение подлинного искусства не имеет такого назначения. Так, фальшивое искусство не способно повлиять на человека эмоционально, заставить его переживать различные эмоции, и в этом заключается главное его отличие от подлинного искусства.

Примеры противопоставлены друг другу. Подлинное и фальшивое искусство довольно просто различить. Настоящее искусство создается по зову сердца художников, фальшивое – по желанию потребителей. Настоящее искусство, в отличие от фальшивого, вызывает у нас сильнейшее эмоции.

Авторская позиция довольно ясна. Искусство – вымысел, вызывающий у человека настоящие эмоции и переживания. Именно в этом заключается отличие настоящего искусства от фальшивого. Но настоящее искусство не приносит как таковой пользы и не обладает практическим значением, поэтому люди больше склоняются к использованию изделий ремесла.

Таким образом, искусство можно считать настоящим лишь в том случае, когда оно создается не ради денежной выгоды и удовлетворения чьих-либо потребностей и интересов, а по собственному желанию, по зову своего сердца и души. Если бы весь смысл искусства сводился лишь к простому развлечению, не стоило бы оно внимания, восхищения и любви людей.

Что представляет из себя подлинное искусство? Каково его влияние на человека? Е. В. Гришковец, рассуждая над этими вопросами, ставит в тексте проблему влияния настоящего искусства на личность.

Размышляя о проблеме, автор говорит, что люди могут испытать "сильные переживания от вымысла". Уникальность воздействия искусства на личность трудно объяснить. Величие произведения может быть совершенно понятно одному человеку, и оно произведет на него сильнейшее впечатление, но другой не увидит ничего особенного.

Некоторые люди проникаются искусством и видят в нем чудо, у них появляется возможность испытать подлинные переживания. Автор приходит к выводу, что искусство нужно пережить.

Раскрывая проблему, Е. В. Гришковец описывает людей, которые избегают встречи с искусством, потому что оно требует осмысления и времени. Они предпочитают приобретать изделия ремесленников. Их работы просты и имеют практическое значение, но у искусства нет бытового значения, поэтому человек, не доверяющий ему, не поймет идеи автора произведения. Е. В. Гришковец говорит о том, что человек скептически относящийся к искусству, будет искать в нем загадку и пытаться найти ответ, но его не будет.

Автор противопоставляет восприятие искусства разными людьми. Одни способны прочувствовать его и испытать настоящие эмоции, а другие не верят в чудо в произведении, поэтому не видят в нем величия.

Е. В. Гришковец считает, что настоящее искусство можно только почувствовать, его нельзя передать своими словами и каждый человек по-разному понимает его величие.

Я согласна с мнением автора, потому что при встрече с произведением искусства человек может испытать сильные переживания и по-своему понять его смысл. В повести "Гранатовый браслет" А. И. Куприн показывает влияние искусства на княгиню Шеину. Она понимает величие любви через сонату Бетховена. Влияние искусства отражается на понимании этого чувства героями. На протяжении всей повести мы встречаемся с сонатой и видим её влияние на героев.

К какому же выводу мы придем? Искусство воздействует на личность. Оно способно вызвать яркие эмоции и даже изменить чью-либо жизнь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

(2) Человек знает, читая книгу, глядя спектакль или кинокартину, что имеет дело с вымыслом, со сделанным другим человеком произведением, но испытывает при этом подлинные и сильнейшие переживания.

(3) Чем же объяснить столь сильные переживания от вымысла? (4)Да только фактом искусства и величием этого факта. (5)Само же искусство непостижимо, как непостижим смысл жизни, да и факт самой жизни необъясним.

(6)Именно поэтому нет никаких объективных и внятных критериев и признаков того, что одно произведение искусством является, а другое — нет. (7)Очевидность величия того или иного произведения искусства одному человеку совершенно недоказуема другому, который этого величия не чувствует и не видит. (8)Если человек не чувствует и не видит, то никакие доказательные базы, никакие убеждения всех искусствоведов мира ничего не смогут с этим поделать.

(14)Чаще всего ремесленники кажутся художниками, потому что они художников из себя изображают. (15)Они удобны, услужливы, гибки, вменяемы и смышлёны. (16)Они готовы и могут объяснить всё, что делают, и всегда готовы быть полезными.

(17)Художники же своевольны, неудобны и совсем не гибки. (18)Они не будут ничего объяснять из своих замыслов и произведений, понимая, что искусство необъяснимо и всякое объяснение есть некая ложь.

(19)Настоящее искусство ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы. (20)Его невозможно удержать. (21)Его можно только чувствовать. (22)Его даже не пересказать. (23)Его невозможно передать своими словами.

(24)Ремесленное же изделие, как правило, конкретно, понятно, весомо и даже имеет определённую практическую ценность. (25)Например, оно может приносить дидактическую, воспитательную или развлекательную пользу. (26)И это неплохо. (27)Если изделие хорошее, то и воспитание и развлечение тоже будут вполне приличными.

(28)Или же изделие ремесленника может быть намеренно запутанным и казаться сложным. (29)В этом случае оно тоже имеет чисто развлекательное значение. (30)Кому-то же нравится разгадывать ребусы и головоломки. (31)Многие ощущают пользу от этого, полагая, что тренируют память, внимание и развивают абстрактное мышление.

(32)Подлинное же искусство иррационально и практического значения и применения не имеет. (33)Трудное для восприятия произведение, сложно устроенное, требующее внимания и чувственного проникновения, не доверяющий искусству человек скорее отвергнет, заподозрив его в умышленной запутанности и намеренном усложнении автором случайных и неинтересных человеку идей. (34)Недоверие не позволит ему распознать подлинное искусство в массе фальшивок и манипуляций. (35)Не доверяющий искусству человек всегда будет искать разгадку, относясь к произведению как к цирковому фокусу: он всегда будет подразумевать, что разгадка есть, просто она сокрыта от глаз и он обязательно бы её нашёл, вот только что толку терять время на разгадывание какого-то фокуса.

(36)С любой его точки зрения настоящее искусство совершенно бесполезно. (37)Вот изделия ремесленников и продаются, а искусство художников чаще всего остаётся неоплаченным или неоценённым. (38)Его невозможно оценить! (39)Оно же живое и непостижимое. (40)Сам автор не сможет найти и определить цену своего произведения искусства.

(41)Общество, нацеленное на результат, стремящееся к конкретному и однозначному пониманию, всегда пытается дать всему оценку. (42)В том числе и оценить искусство. (43)Оценить конкретной суммой, ведь это вполне понятный результат.

(44)Такая оценка всегда однозначна. (45)Установление цены — это отчасти замена пониманию. (46)Человек, не доверяющий искусству, не допускает наличия чуда в произведении. (47)Чуда — которое не фокус. (48)Которое рационально понять невозможно. (49)Его можно только почувствовать и пережить. (50)Сопережить.

(По Е. В. Гришковцу*)

*Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1967 г.) — российский писатель, драматург, театральный режиссёр.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №4: Проблема отличия ремесленников от художников

Ремесленники и художники – это одно и то же? Если нет, то в чем их отличие друг от друга? Поразмышлять над этими вопросами в своем тексте нас приглашает российский писатель и драматург Евгений Валерьевич Гришковец.

Таким образом, ремесленники следуют моде, тенденциям времени, их изделия легко понять, разгадать, они приносят своим авторам материальную выгоду. Художники же создают гениальные произведения, шедевры для пробуждения в людях определенных чувств и эмоций, для погружения их в вымышленный мир, чтобы испытать сильнейшие переживания, открыть для себя что-то новое.

А вы когда-нибудь задумывались - в какую сторону происходит развитие искусства? Как изменилась литература, кино в двадцать первом столетии? Ведь еще немногим раньше нам так мешала цензура, но сегодня - полная свобода слова и действия. Наверняка современные книги - шедевральны, а фильмы - честные и искренние?

Чтобы продемонстрировать, что я имею в виду, давайте посмотрим небольшую статистику, а именно - топ-10 самых прибыльных фильмов за всю историю кинематографа.

Из десятки - пять блокбастеров от "Марвел", еще три фильма - продолжения известных франшиз ("Форсаж-7", "Мир Юрского периода", "Звездные войны: Пробуждение силы").

Нужно ли говорить, что все остальные - обыкновенные коммерческие проекты, цель которых - обогащение создателей картины? В них нет ничего, что может заставить зрителя шевелить извилинами или натолкнуть на какие-либо размышления. Обычные красивые пустышки.

Давайте посмотрим, что у нас происходит в литературе. Попробуйте в течение минуты вспомнить хороших современных писателей. Кто придет на ум? Может быть, Лукьяненко, Васильев, еще несколько талантливых авторов.

Зато как много на книжных прилавках "ироничных детективов" Донцовой и Поляковой! А от бесконечных продолжений "Метро 2033" Глуховского - полки ломятся, без шуток!

Только практически вся такая литература (простите за слово "литература") - точно такой же коммерческий проект с такой же целью, что и конвейер супергеройских фильмов "Марвел".

Большинство современных произведений строятся по одному и тому же шаблону, мы читаем словно разные версии одной и той же книги. Вот герой - самый обычный человек - куда-то попадает, потом он оказывается избранным, спасает Вселенную и живет долго и счастливо.

Могут быть и другие клише, часто - приправленные псведофилософскими рассуждениями, в коих на поверку нет ни йоты действительно глубоких мыслей (достаточно вспомнить того же "Дивергента", где подростковые бредни выдаются за истинную философию; пожалуй, позже нужно подробнее написать об этом "шедевре").

Раньше из-за цензуры не издавались хорошие книги. Сегодня - вседозволенность, но из-за тонн ужаснейших графоманских произведений откопать что-то действительно стоящее - просто невозможно.

А самое страшное - все знают и всем плевать. Злой капитализм ли виноват, или это в человеческой природе - довольствоваться шлаком, я не знаю.

Существуют форумы и сайты, где авторы могут выкладывать свои произведения, пытаясь таким образом представить свое творчество широкой аудитории. Конечно, откровенно проходных бумагомарателей и там предостаточно; но, быть может, однажды мы научимся отделять зерна от плевел.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Проблема понимания и толкования современного искусства


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С середины XIX века началась смена ценностей общества. Она повлияла на многие идеалы, что ранее казались абсолютно верными, неоспариваемыми. Политическая жизнь, философские течения и наконец, искусство - всё это подверглось изменениям. На искусстве это в первую очередь отразилось в виде ухода от эстетического идеала к концептуальному. С тех пор прошло много лет, а искусство всё продолжает своё движение. Но куда же направлено это движение, вверх или вниз? Считается ли новаторское явление в искусстве прогрессом, или же это явная деградация? Этот вопрос будоражил тысячи искусствоведов, писателей, художников, музыкантов и обычных зрителей, наблюдателей по всему миру. Данная неопределенность и послужила причиной для возникновения проблемы непонимания современного искусства. В наше время мы постоянно сталкиваемся с мнением, что современное искусство, будь то музыка, танец или кинематограф, является итогом неуверенных телодвижений бездарных людей, полностью обделённых талантом. Хаотичные брызги Поллока, экспериментальные композиции Ксенакиса, непривычная манера повествования Пелевина или полотна Малевича, вызывающие у неподготовленного человека лишь смех - все эти творения подвергались и продолжают подвергаться безжалостной критике. В этом проекте я проанализирую целесообразность, справедливость этой критики, докажу, что современное искусство - все-таки искусство и расскажу, как начать понимать его и разбираться в нём.

Цель работы: определить причину непонимания современного искусства и найти способ ей устранения.

Задачи работы:

Изучить явление современного искусства

Определить, что делает современное искусство искусством

Изучить специфику подачи идеи в современном искусстве

Выявить актуальные проблемы

Методы исследования:

1.) Изучение литературы деятелей искусства XX - XXI века

2.) Изучение статей искусствоведов по данной теме

3.) Метод анализа

4.) Метод сравнения

Modern art (модернизм) - общность направлений искусства конца XIX - начала XX века

Contemporary art (актуальное, современное искусство) - совокупность художественных практик, сложившихсясо времени окончания Второй мировой войны до настоящего.

Таким образом, я могу относить к современному искусству произведения, созданные с конца XIX века до настоящего момента, избегая лишних уточнений.

Сущность современного искусства

История возникновения современного искусства

Особенности и отличительные черты современного искусства

Современное искусство всегда концептуально, то есть несёт в себе определённую идею

Современное искусство находится в вечном движении, постоянно видоизменяется

Характерная метафоричность или недосказанность

Возможное наличие смысла, который невозможно выразить с помощью образов, встречаемых нами в повседневной реальности

Возможность взаимодействия (перформанс, хэппеннинг)

Использование классических образов в неожиданном контексте

Продуктом творчества является не произведение искусства, а арт-объект. Разница состоит в том, чтоарт-объект является суммой самого продукта творчества, контекста и среды, в которой он существует

Доминирование смысла, идеи над формой

Основные направления

Супрематизм - комбинирование разноцветных плоскостей с простыми геометрическими фигурами и очертаниями. Термин supremus означает доминирование, превосходство цвета, формы и линии над всеми остальными свойствами живописи.

Абстрактный экспрессионизм и неоэкспрессионизм- движение художников, пишущих быстро, не задумываясь, брызгая краску на холст. Их целью является выражение внутреннего мира в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.

Интерактивное искусство- направление, в котором зритель вовлекается в работу над арт объектом таким образом, чтобы он стал частью создаваемого объекта или принял участие в его создании.

Минимализм- направление, в котором преобладают очищенные от метафоричности геометрические формы, фигуры, материалы, поверхности.Передача упрощённой сути предметов, без лишних деталей.

Сюрреализм- направление, провозгласившее источником творчества сферу бессознательного, то есть сновидения, галлюцинации и т.д. В своих произведениях художники воспроизводят иррациональные образы, возникающие в подсознании, создавая невозможный мир.

Стрит-арт- направление в, отличительной особенностью которого является урбанистический характер. Стрит-арт стал основой для возникновения граффити и постер-арта.

Концептуализм и неоконцептуализм- чистейший художественный жест. Объектом концептуального искусства может стать любой предмет или явление. Материал в концептуальном искусстве теряет какую- либо важность, её обретает идея. Неоконцептуализм же является искусством не идеи, а вопроса или протеста, направленного в сторону определённого человека либо общества в целом.

Протест в современном искусстве

Неотъемлемой частью современного искусства, а также доказательством его важности и влиятельности является протест.Художественные тенденции уже на протяжении многих лет показывают, что художники стремятся реагировать на актуальные проблемы социальной и политической действительности. Искусство ещё никогда не было способно вызывать у зрителя настолько яркие эмоции, убеждая его в той или иной точке зрения, заставляя найти ответы на насущные вопросы, показывая несправедливую политическую ситуацию. Искусство- это не только картины в музеях, это ещё и музыка, звучащая из наушников, это граффити, которые мы наблюдаем на улице, это дизайн покупаемых нами вещей. Иногда искусство может превращаться в оружие пропаганды, а попадая в правильные руки- рупором, из которого звучит истина. Хотим мы этого или нет, но современное искусство уже стало частью нашей повседневности, и оно прямо сейчас способно оказывать на нас прямое влияние.

Современное искусство XX - XXI века – искусство

Определение искусства

Смысл произведений современного искусства

Как найти смысл в произведении современного искусства? Какой вообще может быть смысл в дырявом холсте Лучо Фонтаны или в чёрном квадрате, что может повторить любой ребёнок?

Смысл произведения зачастую можно определить, зная эти подробности:

Период, время, в которое создавалось произведение

Личность творца - его личная жизнь, национальность, вероисповедание и т.д.

Проблемы и спорные вопросы эпохи, в котором создавалось произведение

Приведу простой пример. У нас есть фраза на китайском языке. Для того, чтобы понять её, нам необходимо знать две вещи - китайский язык и контекст высказывания. Чтобы понять ту или иную картину, надо знать художественный язык, то есть теоретическую базу, особенности стиля, в котором писал автор, и контекст, то есть те подробности, о которых я писал выше.

Чёрный квадрат - это бездна, которая окружала человечество в начале XX века. Полная неопределённость, опустошённость, неуверенность, незнание. Это - олицетворение неизвестного и пугающего будущего. Казимир был не первым человеком, рисовавшим чёрные геометрические фигуры, но был первым, кто назвал вещи своими именами, не боясь осуждения. Пустота и чернь - всё и ничего одновременно. Все эти выводы можно сделать исходя из особенностей времени, в которое жил Малевич. Но даже это может не убедить упрямого зрителя, ведь внешне полотно остаётся всё тем же квадратом, что может повторить каждый. Но ведь есть не только ткань, на которую нанесена краска. Талантливый итальянский живописец Лучо Фонтана, долгое время писавший в традиционных стилях, надрезал холст. Надрезав полотно, он проклеивал его сзади чёрной тканью (смотреть на последней странице), тем самым стена, на которой висела картина, не просвечивалась сквозь надрезы. В надрезанном холсте без контекста нет никакой художественной ценности, но Фонтана, показывая этот жест людям, задавал вопрос, волновавший всё его поколение – если за холстом не стена, то что? Что находится за холстом?

Отсутствие проблемы примитивизации искусства

За холстом стоит идея. Она была там и до надреза, она всегда являлась частью полотна, даже если увидеть её было невозможно. Именно этот факт доказывает, что проблема примитивизации современного искусства была выдумана некомпетентными людьми, ведь искусство - это не только оболочка, это ещё и наполнение. Яйцо имеет смысл только если внутри него есть белок с желтком, кошелёк становится ценным только тогда, когда в нём лежат деньги - это напоминает нам о том, чем на самом деле является искусство на данный момент.

Треугольник Кандинского

Проблема непонимания современного искусства

Возникновение проблемы

Причина непонимания или нежелания понимать современное искусство кроется в временном промежутке, который отделяет нас от произведений искусства прошлого, и отсутствие такового при восприятии современного искусства. Мы лишены возможности объективно оценить современность, так как она происходит прямо сейчас, на наших глазах. Современное искусство движется очень быстро, и не всякий человек может вовремя адаптироваться к произошедшим изменениям. Проблема до сих пор существует потому, что многие люди не могут принять тот факт, что искусство не стоит на месте.

Значение проблемы

Проблема требует решения в первую очередь для молодого поколения, для молодых людей, чья жизнь только началась. Как я уже подмечал выше, искусство оказывает прямое влияние на культуру, с которой мы постоянно взаимодействуем. Культура следует тем трендам, что берут своё начало в искусстве. Игнорируя современное искусство, молодёжь может упустить из виду множество действительно интересных событий, которые могли бы оказать большое влияние на их жизнь. Кроме того, наблюдение за движением искусства может замотивировать человека самореализовываться, пробовать себя в разных областях. Продолжая не понимать современное искусство вы всё сильнее отдаляетесь от разнообразного и неповторимого мира кино, фотографии, изобразительного искусства, перформанса, театра…

Методы решения проблемы непонимания современного искусства

Просвещение общества через культпоп

Пожалуй, единственный надёжный способ решения проблемы - это создание тематических сообществ, сайтов и их продвижение в социальных сетях. На YouTube и Telegram уже есть большое количество каналов, авторы которых доступно рассказывают про современное искусство. Их труды необходимо распространять, обсуждать и поддерживать. Искусству нужны зрители!

Мои рекомендации для человека, желающего начать своё знакомство с современным искусством

Изучай классическую живопись. Идеи в ней ничуть не уступают идеям современных картин.

Почаще посещай музеи, выставки или фестивали - это помогает расширить кругозор.

Изучай теоретическую базу - только с ней ты действительно будешь получать удовольствие от искусства.

Забудь о консерватизме в любом его проявлении.

Изучай биографию художников, читай их сочинения.

Не спеши. Искусство - это не та сфера, где спешка уместна. Передвигайся от эпохи к эпохе, от стиля к стилю постепенно.

Найди новых знакомых, увлекающихся искусством.

Начни заниматься искусством сам. Это самый важный пункт, потому что, только выступая в роли творца ты сможешь во всей полноте познать не только современное искусство, но и искусство в целом.

Современное искусство - это тема, к которой невозможно предоставить какую-либо точную статистику. Например, процентное соотношение людей, которые понимают искусство к людям, которые его не понимают, у нас выявить не получится, потому что уважающий себя человек, тем более молодой, навряд-ли найдёт в себе силы признаться, что в вопросе искусства он некомпетентен. Трудясь над этим проектом, я ставил на передний план историю современного искусства и вопрос его идентификации как искусства, так как внимание к этим моментам способно повлиять на решение проблемы, стоящей в заглавии проекта. Нельзя заставлять или принуждать, надо заинтересовывать. Надо говорить о том, что творчество и самореализация - неотъемлемая часть жизни любого образованного, интеллигентного человека, потому что именно желание стать лучше выводит нас на новый уровень восприятия окружающей действительности.

Читайте также: