Природа врач болезни сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Здоровье – это главнейшее богатство, с чем личность может гордиться. Ведь здоровье – это главная ценность жизни. Оно занимает самую высокую ступень в жизни потребностей человека. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного развития. А по определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. В толковом словаре И.С.Ожегова даётся следующее определение: здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма.

В обществе каждый стремится вести здоровый образ жизни. Но не у всех это хорошо получается. Здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый человек – это тот, кто следит, укрепляет своё здоровье.

Без сомнения можно сказать, что в 21 веке нет людей с идеальным здоровьем. У каждого, наверное, имеются причины для улучшения, ухудшения здоровья. У некоторых, например, не получается заниматься спортом, у кого-то с детства начинает развиваться болезнь, у кого-то со временем. И такие люди хотят укреплять своё здоровье, но не получается.

Если человек будет правильно питаться, вести хороший образ жизни, то у него будет и здоровье, красота, долголетие, а ещё то, о чём он думает, мечтает и к чему стремится. Абсолютно всё зависит от самого человека.

Большую роль в жизни человека играет экология, окружающая среда: где он живёт, чем дышит, как живёт, в каком месте да и где работает, чем питается.

Употребление табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических веществ сильно вредит здоровье. Но всё равно, к сожалению, некоторые продолжают курить, пить. Те люди, которые употребляют то, что не надо, так и они сами наносят громадный вред своему здоровью.

Болезни

Сочинение Снежинка

В далеком синем небе прячутся тысячи пушистых снежинок. Каждая из них с волнением ждет часа, когда ей предстоит спуститься на землю. Но как же долго тянется время. Маленькие белые комочки удивительно терпеливы. Они расправляют свои лучики и плавно кружатся в потоке сильного ветра. Снежинкам интересно рассматривать таинственный мир внизу. И все их удивляет. Эти большие дома, необычные жители, причудливые деревья, невиданные звери. А чтобы скоротать часы полета, снежинки заводят разговоры.

Здоровье человека в его руках

Здоровье – это самое ценное, что мы имеем. Когда у нас ничего не болит и нас ничто не беспокоит, то мы готовы к свершению каких-то дел и рады общению. В противном случае мы не можем ни на чем сосредоточиться и не получаем удовольствия от жизни.

Говорят, что здоровье нужно беречь с детства. Ведь предупредить заболевания проще и дешевле, нежели лечить его. К примеру, чтение ночью или в неправильной позе, длительное сидение перед компьютером или телевизором влияет на наше зрение. Да, сейчас век инновационных технологий и отказаться от гаджетов невозможно, но нужно постараться сократить к минимуму их использование. На сегодняшний день мы молодые и не знаем, что такое слепота, но жизнь быстротечна и, возможно, уже вскоре вы увидите последствия неправильного образа жизни.

Одной из самых распространенных проблем, которые приводят к ухудшению здоровья, является избыточный и недостаточный вес. У первых людей есть вероятность заболеть сахарным диабетом, артритом, и могут возникнуть сердечные заболевания. Вторым сложно справляться с инфекциями. Для того, чтобы обеспечить себе крепкое здоровье, нужно следить за своим питанием. В пищевом рационе должны присутствовать овощи и фрукты. Важно исключить различную быструю и вредную еду, как чипсы, сухарики, пиццы и продукты питания из Макдональдса. Следует вести активный образ жизни. Никто не говорит о мировых рекордах и бешенных тренировках каждый день. Можно заниматься танцами, различными видами спорта, посещать фитнесс клубы или же просто делать зарядку по утрам. Следует выбрать наиболее подходящее и начать заниматься.

Здоровье — это бесценный дар, который мы обязаны поддерживать, если хотим прожить достойную жизнь и понянчиться с внуками и правнуками. Быть здоровым сегодня несложно. Нужно всего лишь придерживаться вышеуказанных правил.

Милосердие сочинение

Милосердие – это один из основополагающих принципов гуманистического общества. Сегодня, когда мы живем в мире, где совершается очень много злых, бесчестных поступков, мы должны как можно добрее и милосерднее относиться к людям.
Что же такое милосердие? Мне кажется, что это такое качество человека, когда он способен с состраданием относиться к бедам и горестям других людей, когда он способен помогать в беде не только ближнему, но и совершенно незнакомым людям.

Я очень люблю, после занятий в школе, играть со своими одноклассниками. Мы придумываем самые разные развлечения, качаемся на турниках, играем в игру кто больше всех подтянется, гоняем мяч по стадиону, лазаем по деревьям, в общем, весело проводим время. Два дня назад, когда мы играли в футбол, пошел небольшой дождь, занятые игрой, мы даже не обратили на это внимание, до тех пор, пока мяч не стал увязать в грязи. Моя команда проигрывала, но в игру вмешалась погода. Мы договорились с нашими соперниками, что завтра, в это же время продолжим матч и тогда все разошлись по домам. Дома, как, и всегда в это время, я делал уроки, и вдруг меня стало морозить, я рассказал об этом маме, когда мне измерили температуру, оказалось 39

“Подвиг на войне” сочинение

Поэт-фронтовик сказал: “Война – жесточе нету слова. ” Уже для многих поколений оно олицетворяет ненависть if страх, боль и смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая жестокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сынов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага.


Глубочайший смысл этих слов стал полностью понятен мне лишь после того, как я открыл основные природные механизмы оздоровления, заложенные в человеческом организме.

Итак, вывод для меня был однозначен: лекарства очень опасны для здоровья, они могут временно помочь, снять боль или давление, но не должны использоваться для лечения постоянно. Ведь совершенно очевидно – чем больше больной принимает лекарств, тем больше он подрывает свое здоровье, а следовательно, сокращает жизнь. Поэтому лекарства ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве универсального средства лечения, а современная медицина стоит именно на этом. Делать упор на лекарства – это губительный путь как для отдельных больных, так и для всего человечества в целом. Это тупиковый путь, ведущий род человеческий к вырождению и гибели.

Так впервые я обратил внимание на Природу. Возникла идея: в организм человека при его рождении Природа закладывает какие-то механизмы оздоровления. Следовательно, надо найти эти механизмы и понять, как они функционируют.

Взять хотя бы наших меньших братьев – собачек, кошечек. Организм устроен у них так же, как у человека (отличие состоит только в том, что человек в силу особенностей головного мозга способен к мыслительной деятельности). Но все они благополучно живут без лекарствивтожевремябодры, здоровы, жизнерадостны. Следовательно, они используют какие-то механизмы оздоровления. Но какие и как именно они это делают?

Однако попытка путем простого наблюдения за животными установить механизмы оздоровления и приемы их использования не увенчалась успехом. Я просто ничего не смог обнаружить, хотя никогда не сомневался, что механизмы оздоровления у животных и человека общие, так как человек все-таки вышел из животного мира. В дальнейшем это полностью подтвердилось, хотя путь к осознанию этого факта был обратным: вначале все механизмы оздоровления я обнаруживал у себя, а потом уже видел все то же самое у животных.

Из всех природных механизмов оздоровления мое внимание прежде всего привлек плач. В народе говорят: поплачь – полегчает. Это общеизвестный факт. Но никто не занимался исследованием этого феномена, никто не ответил на вопрос: в чем причина полезности плача?

Оказалось, что когда человек плачет, он начинает правильно дышать: и вдох и выдох делаются только ртом, выдох становится продолжительнее вдоха. Когда я стал так дышать, то уже через месяц у меня исчезли проблемы с сахарным диабетом, гипертонией, ишемией, и я стал практически здоровым человеком.

В дальнейшем были обнаружены и все другие природные механизмы оздоровления – импульсный самомассаж, естественный ночной отдых, естественное питание, естественное голодание. Стало ясно, что зевать, почесываться, потягиваться, дышать ртом очень полезно, так как все это и есть природные механизмы оздоровления. Когда-то человек, живя в Природе, активно использовал их и был здоровым без лекарств. Но когда возникло общество, были введены правила приличия и использование всех этих механизмов стало насильно подавляться. Вот почему люди стали болеть и вынуждены были обратиться к лекарствам: вначале использовались травы, теперь применяют химические препараты. Но Природа, создавая человека, не рассчитывала на лекарства, тем более на современную химию.

Когда я осознал, откуда появилась потребность в химических препаратах, для меня стало абсолютно ясно: лекарства человеку действительно не нужны, в соответствии с законами Природы мы в них вообще практически не нуждаемся. А если человек часто болеет и не проживает даже отведенного ему Природой срока (120 лет, по утверждению врачей), то лишь потому, что с момента рождения и до смерти его усиленно пичкают лекарствами, которые постепенно разрушают все органы и сокращают жизнь. Нельзя жить долго и не болеть, если всю жизнь принимать лекарства.

Я сам уже три десятилетия не принимаю никаких лекарств. И хотя мне уже 71 год, не испытываю никаких проблем со здоровьем. Точно так же чувствуют себя тысячи других людей, овладевших рыдающим дыханием и другими природными механизмами оздоровления.

Желаю читателям пополнить ряды здоровых людей и отказаться от ненужных и опасных химических препаратов.

“Природа - врач болезней. Природа сама находит пути без участия мысли. Природа, не обучаясь, сама по себе знает всё, делает то, что подобает”, - так говорил величайший врач-философ древней Греции, потомок бога Эскулапа, Гиппократ из Киоса. Лучше не скажешь. Короче не скажешь.

Ранее мы рассказали вам об Асклепии (или, как называют его в России, Эскулапе) – основателе античной медицины. Не менее знаменит и его последователь Гиппократ. На острове Кос в Эгейском море и сейчас можно увидеть разрушенный фундамент и части фонтана, которые когда-то представляли собой храм, в котором врачеватель исцелял граждан.

preview


Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа. Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры и принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен. У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

preview

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида - и других врачей острова; затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в всяких странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.
История его жизни мало известна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам. несомненно принадлежат ему трактаты \"О ветрах\", \"О воздухах, водах и местностях\", \"Прогностика\", \"О диете при острых болезнях\", первая и третья книги \"Эпидемий\", \"изречениеы\" (первые четыре раздела), наконец - хирургические трактаты \"О суставах\" и \"О переломах\", являющиеся шедеврами \"Сборника\".

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: \"Клятва\", \"Закон\", \"О враче\", \"О благоприличном поведении\", \"Наставления\", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам. Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.
Во всех его произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все его выводы основаны на тщательных и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их влияния на организм человека. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

preview

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг \"Эпидемий\" представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал Мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.
Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: \"Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения\".

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги \"Эпидемий\": \"Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех граждан и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты\".
Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Он не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других граждан; он исследует его мысли. Даже \"умолчания\" больного служат для него указанием!

preview

Это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больною, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении.

В сочинениях - \"О суставах\" и \"О переломах\" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении \"О диете при острых болезнях\" Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.
Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который ( тот ) был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени - Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

preview

Гиппократ, отказывающийся от подарков Артаксеркса, - это живопись Жироде (1792, Школа медицины Парижа). Артаксеркс назвал Гиппократа для борьбы с эпидемией, которая уничтожила персидскую армию. Гиппократ отказался от великолепных предложений, по которым они хотели соблазнить его, и ответил сатрапу, обвиненному в этой миссии, честь которой запрещала ему помогать врагам своей страны. Гиппократ, сидящий возле древней консоли, отталкивает богатство, брошенное ему под ноги посланниками Великого Царя.

Гиппократ о медицине

  • Брак — это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.
  • Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
  • Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде — хороший признак; противоположное — дурной.
  • Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
  • Всё хорошо, что в меру.
  • Всякий излишек противен природе.
  • Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств — скоропреходящи.
  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Жизнь коротка,
    А путь искусства долог,
    Удобный случай скоропреходящ
    Эксперимент опасен и сужденье
    Сложно.
  • Исцеление — это дело времени, но иногда это также дело возможности.
  • Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
  • Лечит врач болезни, но излечивает природа.
  • Медицина поистине самое благородное из всех искусств.
  • Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
  • Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
  • Первая заповедь врача: Не навреди!
  • Противоположное излечивается противоположным.
  • Сгорая сам, свети другим всегда (врачам).
  • Сколько звезд на небе, столько обманов хранит женское сердце.
  • Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью
  • Хочешь быть настоящим хирургом — следуй за войском.

preview

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.


Наибольшую славу медицине Древней Греции принесла косская меди­цинская школа, связанная с именем Гиппократа, труды которого представ­ляют интерес и с точки зрения истории иммунологии.

Из косской школы вышло свыше 70 книг медицинского содержания. Ввиду разнород­ности материалов, вошедших в "Свод", историки полагают, что сам Гиппократ мог быть автором лишь некоторых из них.

Для истории иммунологии значение имеют такие сочинения Гип­пократа, как "О воздухах, водах и местностях", "О ветрах", "О природе человека", "О болезнях", "О древней медицине". Именно в них можно встретить рассуждения Гиппократа о защитных силах организма (иммунитета), выраженных в терминах "природа организма", или "фюзис", "целительная сила природы", или "самоисцеляющая сила орга­низма", "естественные способности организма" идругии.

Особенностью врачебной культуры Гиппократа была пропаганда мето­дов стимуляции процессов самоизлечения, активизации естественных восстановительных процессов. В центре внимания Гиппократа личность больного в совокупности многочисленных психических и физических факторов, его состояния в целом, с учетом как симптомов болезни (цвета кожи, характера и локализации боли, тембра голоса, состояния языка, глаз, мочи, пульса и пр.), так и с учетом его конституции, образа жизни, климата, местности. Гиппократ отчетливо дифференцировал внутренние и внешние причины болезней.

Симптомы болезни Гиппократ рассматривал как сигнал дисбаланса функций организма, или идиосинкразии. Благоприятное для здоровья смешение гуморов названо им "эйкразией", болезненное или провоцирующее болезнь — "дискразией". Полное излечение достигается восстановлением равновесия — "кразиса". Последнее можно усилить неспецифическими методами терапии: кровопусканием, банками, пиявками, слабительными, отхарки­вающими, употреблением некоторых лекарственных трав.

Преобладание в теле человека одного из соков не только создает, по Гиппократу, гармонию телесного здоровья или болезнь, но формирует и "физиологическую" основу темперамента: преобладание крови создает сангвинический тип, слизи (флегмы) — флегматический тип, желтой желчи — холерический тип, черной желчи — меланхолический тип темперамента.

Если судить по работам "Свода Гиппократа", медицина Древней Греции уже в IV в. до н.э. оперировала различиями между эпидемическими (повальными, инфекционными) болезнями и заболеваниями неинфекцион­ной природы. Гиппократ называет их болезнями образа жизни. В условиях исторически крайне ограниченных знаний о природе организма человека (анатомии, физиологии и пр.) и о патогенезе болезней Гиппократ поражает точностью диагноза многих заболеваний, в том числе психических и инфекционных. Материалистическая оценка Гиппократом природыэпидемических болезней дана в трактате "О природе человека". "Когда какая-либо болезнь будет действовать эпидемически, — писал он, — тогда очевидно, что не образ жизни причина ее, но то, что мы вводим в себя с дыханием, и, очевидно, именно это последнее вредит нам каким-то болезненным, заключающимся в нем выделением".

В книге "О ветрах", касаясь вопроса об индивидуальной и видовой невосприимчивости к инфекционным болезням, Гиппократ задает риторический вопрос: ". почему же не на всех живых существ нападают такие болезни, а на один какой-либо род из них? Причиною этого, сказал бы я, бывает то, что тело отличается от тела, природа от природы, питание от питания: ведь не всем родам живых существ бывает пригодно и не пригодно одно и то же, но одно полезно одним, другое — другим и ' одно вредит одним, а другое — другим. Поэтому, когда воздух будет наполнен миазмами такого рода, которые враждебны природе людей, тогда люди болеют; когда же воздух будет не пригоден какому-либо иному роду живых существ, тогда эти существа болеют".

Гиппократ отрицал происхождение болезней от сверхъестественных причин и связывал их с материальными факторами: наследственностью, возрастом, питанием, иммунитетом (естественными способностями организма). Эти факторы в своей совокупности и составляют индивидуальную причину болезни. К общим и преимущественно внешним причинам Гиппократ относит влияние климата, времен года, воды, почвы.

В трактате "О воздухе, водах и местностях" и других сочинениях, вошедших в сборник "Гиппократовой астрологии", Гиппократ развивает представление о влиянии звезд и других небесных тел на здоровье человека, на течение его болезней. Особое внимание он уделяет Луне, различные фазы которой и ее положение по отношению к Солнцу, планетам и другим знакам зодиака признавались им решающими в их влиянии на физическое состояние человека. В связи с этим Гиппократ призывал к обязательному изучению врачами астрологии, полагая, что без достаточной астрологической подготовки врач подобен слепцу. Астро­логическое учение Гиппократа пережило свой ренессанс в науке сред­невековья, когда были открыты в итальянских университетах спе­циальные кафедры по преподаванию и изучению астрологии, "заво­евавшей похвалу и признание не только своих ученых коллег, но и могущественных монархов Европы".

Требование индивидуального подхода к природе больного, необхо­димости использования в выздоровлении как "естественных способностей

организма", так и целительных факторов среды, климата, а также образа жизни больного, его гигиены, которая входила у Гиппократа в понятие "диеты", свидетельствует о глубоком научном и рациональном решении им сложных проблем медицины.

"Природа тела, — говорит Гиппократ, — есть точка отправления медицинского учения".

Известно, что в античной науке и, в частности в античной медицине, понятие "природы" ("фюзиса") имело универсальное значение. В приме­нении к человеку это понятие выражало совокупность особенностей его телесной и духовной конституции, обусловленных происхождением, наследственностью и действием окружающей среды.

В развитии патологического процесса Гиппократ часто отводил врачу роль простого наблюдателя, предостерегая его от насильственного вмешательства в естественный ход патологического процесса, призывая его прежде всего "не вредить". Основа терапии Гиппократа — вера в целительные свойства "природы организма". "Природа — врач болезней. Природа сама отыскивает пути без размышления, она достигает нужного без указания и учения". И далее: "Болезни нужно лечить с начала их; если они происходят от истечений, нужно сперва прервать истечения; если они происходят по другой причине, нужно уничтожить начало болезни и тогда лечить ее".

И.Д. Рожанский в очерке "Древнегреческая наука" пишет о том, что для греческих ученых имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Эта особенность позволила им предвосхитить важнейшую черту всего позднейшего естествознания — моделирование механизма природных явлений.

Читайте также: