Презентация как писать сочинение на лингвистическую тему 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

2 Цель урока: обучение восьмиклассников созданию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Задачи урока: - Повторить и обобщить знания о тексте, определить отличия текста- рассуждения от других типов речи; - закрепить умения и навыки, связанные со структурой рассуждения; - совершенствовать умение точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли; - сформировать умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи; - развивать умения аргументировать и доказывать свое мнение; - воспитать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения. 2

6 Типы речи Повествование Описание Рассуждение 6

7 этап 2 Осмысление 7

9 СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ 9 Тезис (то, что надо доказывать, объяснять или опровергать) Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения) Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

10 ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (1) 1.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 2. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 5.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 10

11 ПРОВЕРИМ СЕБЯ (1) 1. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 2.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 5. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 11

12 ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (2) 1.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Правила пунктуации обязательны для всех. 4. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 12

13 ПРОВЕРИМ СЕБЯ (2) 1. Правила пунктуации обязательны для всех. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 4.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 13

17 этап 3 Рефлексия 17

18 1. В ПЕРВОЙ СТРОЧКЕ ТЕМА НАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ (ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ). 2. ВТОРАЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ТЕМЫ В ДВУХ СЛОВАХ (ДВУМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ). 3. ТРЕТЬЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ТРЕМЯ СЛОВАМИ (ГЛАГОЛАМИ). 4. ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА - ЭТО ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ. 5. ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА - ЭТО СИНОНИМ ИЗ ОДНОГО СЛОВА, КОТОРЫЙ ПОВТОРЯЕТ СУТЬ ТЕМЫ. Синквейн 18

19 Домашнее задание Написать сочинение- рассуждение по высказыванию А.В. Текучёва от имени Стародума Митрофанушке. 19

20 Самооценка Возьмите жетон определённого цвета: Жёлтый – не в полной мере себя реализовал Красный – в полной мере себя реализовал 20

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему «Разные типы сказуе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему «Разные типы сказуе.

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2).

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.
(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.
(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.
(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.
(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!
(по материалам Интернета, 234 слова)


Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Каков (какой) он?
Кто он такой? Что такое предмет?

Вводная часть. Формулирование собственной позиции (тезис).Я думаю (считаю, ув.

Вводная часть.
Формулирование собственной позиции (тезис).
Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…
Мне кажется…
По моему мнению, по-моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой)

Основная часть сочинения. Аргументы.Вводные слова во-первых, во-вторых, следо.

Основная часть сочинения. Аргументы.
Вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.
Союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…

Заключительная часть сочиненияИтак, можно убедиться в том, что…; В результате.

Заключительная часть сочинения
Итак, можно убедиться в том, что…;
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;
Таким образом, можно увидеть, что…;
Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Текст 1 Без определения действия предмета нельзя обойтись, так как сказуе.

Текст 2 В письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы по.

Текст 2
В письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы понимаем смысл предложений? Какую роль играет сказуемое в тексте?
Сказуемое играет важную роль в нашей речи. Без этого члена предложения порой не возможно понять смысл высказывания. Например, предложение 15.
Таким образом, мы видим, что сказуемое – главный член предложения, играющий важную роль в нашей речи.

Домашнее заданиеПовторить §14-19. Подготовить материал для написания сочинени.

Тема урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о русском языке.

Великие писатели, общественные деятели, учёные лингвисты любили родной язык и гордились им. Своё отношение к языку они передали в словах, наполненных гордостью за самое великое изобретение человечества ,- язык.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Во вступлении вы либо сообщаете о высказывании лингвиста или писателя, формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. Тезис может состоять нескольких предложений. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Нужно определить позицию автора и вашу позицию к высказыванию. Прежде чем писать сочинение-рассуждение, необходимо вспомнить, чем богат русский язык, какими средствами .

Языкознание изучает разные уровни языковой системы: - фонетика грамматика (морфология, словообразование , синтаксис ) ф разеология - лексикология

Изобразительно-выразительные средства Лексические средства Синтаксические средства олицетворение Аллегория, крылатые выражения, пословицы гипербола, литота ирония сравнение эпитет ,метафора Синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорные слова Устаревшие слова Лексический повтор риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение Антитеза Инверсия Вопросительные, восклицательные предложения Разговорные синтаксические конструкции Односоставные, неполные предложения Ряды однородных членов предложения

Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: - сформулировать позицию автора высказывания ; - выразить своё отношение к ней. автор анализирует характеризует рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет противопоставляет называет описывает · подчёркивает ссылается на. останавливается на . раскрывает содержание отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что . разбирает Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с . вынужден согласиться с . я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно, мнение автора о том, что . Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

2 вариант: Современный лингвист Маргарита Николаевна Кожина утверждает, что "читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань". И это верно, потому что средства выразительности речи помогают нам понять замысел автора, его отношение к героям. 1 вариант: Маргарита Николаевна Кожина писала: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань". Читая слова и предложения, мы понимаем, какую важную роль играют в тексте средства выразительности речи. И с этим нельзя не согласиться. 3 вариант: Любое художественное произведение имеет главную цель – воздействовать на читателя. Права Маргарита Николаевна Кожина утверждающая, что читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. Текст художественного произведения построен на языковых явлениях, используемых автором для характеристики героев, для раскрытия темы и идеи текста.

Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста) Во-первых,…. Во- вторых,…. Докажем эту мысль на примерах из текста. Во-первых,…. Во- вторых,…. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста .

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названную функцию можно на примере …. предложения текста. Пример использования … можно найти в предложении … • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

Определи средство языка а ) мягкий свет б ) мягкий климат в ) мягкий мох В каком ряду слова являются антонимами? А ) благородный – подлый, надменный – слабый Б ) почёт - уважение, жребий – участь В ) холодный – вспыльчивый, смятение – покой ( Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение. Уместное употребление делает речь яркой, образной) (Антонимы делают нашу речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и тоже тексте, а иногда в одном и том же предложении : Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Контекстуальные антонимы, т.е. такие, которые являются антонимами только в рамках данного текста: Волна и камень, стихи и проза. Лёд и пламень.) Тестовая работа.

В каком ряду слова являются синонимами ? А)отвага, храбрый, мужество, бесстрашие Б) отвага, храбрый, мужество, гордость В ) отвага , храбрость, мужество, бесстрашие Синонимы – слова одной и той же части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют синонимы стилистические ( спать – почивать - дрыхнуть) и контекстные, т.е. такие, которые являются синонимами только в рамках данного текста: пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжёлое, злое чувство; душная, гнетущая темнота

КАКОЙ ВИД ТРОПА ИСПОЛЬЗОВАН ?

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ • помогают перечислить действия героев; • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета; • конкретизируют признак предмета. На войне сражались за Родину, за честь , за свободу.

2. Осень пестрит, копошится, клокочет, Всё, что задумала, выполнить хочет. а) олицетворение б) синонимы в) антитеза

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет . Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста

3. Всю прелесть ситцевой любви Я растеряла по крупицам… а) эпитет б) литота в) метафора

4. Мокрые липы, как мокрые курицы , Крыши домов и промокшие улицы… а) сравнение б) метафора в) гипербола

Работаем с текстом Носова Евгения Ивановича. Определяем выразительные средства речи.

Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, . Итак, . Следовательно, . В итоге можно прийти к такому выводу: . В заключение можно сказать, что . Мы убеждаемся в том, что . Обобщая сказанное, . Из этого следует, что . и т.д.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания. Можно также использовать выражения : я думаю ,… я считаю ,… по моему мнению ,… по-моему,… на мой взгляд ,… я убеждён ,… я уверен в том, что … и т.д. Вывод должен быть бесспорным. Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения . (90 и чуть более слов)

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему . 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4 , т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

(28). Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.(29)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.(30)Потом появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.(31)Потом полоска стала соломенной. (32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.(33)Коржи были пахучие, румяные.(34) Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло.(35) От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца. (36)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам.(37)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. (38)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение.(39) Наконец бабушка подошла к нему и сказала: (40)— Отведай, внучок, моего коржа. (41)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. (42)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (43)Коржа скоро не стало. (44)Коля тяжело вздохнул. (45)А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. (46)— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка. (47)— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля. (

48)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. (49)Дед обрадовался. (50)Он вертел корж в руках и нюхал.(51) А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам. (52).Но дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. (53)До чего же жадный дед!(54) Совсем одичал со своими пчелами.(55) Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед. (56)Коля собрался уходить. (57)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простирнет! — у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (58)Но сумел побороть минутную слабость. (59)И промолчал. (60)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (61)А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой. (62)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул: (63)— Дед велел простирнуть! (64)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. (65)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (66)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (67)В тряпице лежал корж. (68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как писать сочинение на лингвистическую тему по русскому языку? Что такое лингвистическое сочинение? Лингвистика - это наука о языке.. Значит основным содержанием сочинения будет лингвистический материал. Презентация поможет учащимся подготовиться к выполнению задания 15.1 ОГЭ

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
  • не оценивается.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчиво

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

  • ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
  • 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
  • 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1;
  • б) аргумент-пример №2.
  • 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.
  • Нужно будет рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, богатстве русского языка…
  • Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
  • Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
  • Оформляем вступление Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:
  • автор анализирует( характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.
  • останавливается на .
  • раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает считает, что . и т.д.

Помните , что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Читайте также: