Преступление и наказание чувство вины сочинение

Обновлено: 07.07.2024

В таблице психических элементов нашей личности существует очень особенный, очень сложный элемент – чувство вины. Особенный он тем, что благодаря ему в нас с детства закладывается правильная система ценностей, помогающая отличить хорошее от плохого. А сложный этот элемент тем, что иногда он действует не на пользу нам, как должен, а во вред. Почему так происходит? Как это влияет на нашу жизнь? Вместе мы попробуем разобраться в причинах и механизмах этого явления.

Опаснее, чем кажется

В книгах известной писательницы Луизы Хей основополагающей идеей является влияние чувства вины на наше тело и сознание. Писательница приводит очень веские доказательства того, что чувство вины может спровоцировать такие серьезные заболевания, как рак. Чувство вины, подобно злому псу, может терзать до крови душу человека до тех пор, пока ничего от нее не останется. Это механизм разрушения, который мешает человеку любить себя. Чтобы любить – нужно простить. А пока есть чувство вины – прощение невозможно!

Ошибки и несоответствие

Вот пример мыслей, которые в результате ошибок или чувства несоответствия подвергают наше сознание опасности самобичевания:

  • Я это допустил, это моя вина;
  • Я недостаточно хорош;
  • Я не должен был этого делать;
  • Я не такой, как все;
  • Я неудачник;
  • Я недостоин любви.

Чувство вины лишает человека целостности. Лишает возможность принимать любовь и хорошее отношение от людей, а также и проявлять все это самому по отношению к ним. Палка о двух концах. Чувство вины, как опытный враг, лишает нас всего, что может нам помочь от него избавиться.

Опытные люди, которые знают, как привить человеку чувство вины и страхи, могут умело им управлять. Это делают в семье и на работе. В религии и политике использует эти инструменты для управления обществом. Человек, который чувствует себя виноватым, лишается воли и готов на все, чтобы заслужить прощения. И ему обязательно скажут, что и как нужно сделать. Удобно, не правда ли?

Страх и индульгенции

Флагелланты или бичующиеся – представители движения, которое существовало в Европе в средние века. Они считали, что грехи свои можно искупить, только пройдя через страдания, подобно Христу. Они били себя плетками, и терзали свою плоть различными способами, пытаясь заслужить таким образом прощение.

Но подробнее об этом мы поговорим в следующий раз. Оставайтесь с нами, и вы узнаете, как не дать чувству вины сломать вашу жизнь.

Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и Наказание" был впервые опубликован в тяжелое для России время. Время, когда обострились социальные противоречия между имущими и неимущими, людьми высших и низших сословий. Главный герой романа, бедный молодой человек, решается совершить преступление, чтобы возвысить себя над другими, доказать, что он лучше, сильнее. В чём же заключалась вина и трагедия Родиона Раскольникова?

"Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен", - так описывает своего героя автор.

Родион был не только привлекателен внешне, но и очень умен. "Отличнейший человек", - говорил о нем Разумихин, его приятель. Однако крайняя бедность заставила Раскольникова оставить обучение в институте. Почти все время Родион проводил в своей тесной съёмной комнате, "походившей больше на шкаф", на оплату которой он также не всегда находил денег. Мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня старались помогать ему, присылали все, что у них было, но этого было не достаточно для приличной жизни в Санкт-Петербурге. Тогда Раскольников знакомится с "обратной стороной" культурной столицы: каждый день он наблюдает такие человеческие пороки как пьянство, воровство. Нельзя не отметить, что Родион был человеком очень чутким по отношению к другим людям, порой он воспринимал их боль сильнее, чем свою. Мы можем видеть, как он помогает пьяному Мармеладову добраться до дома, оставляет последние деньги, чтобы хоть как-то помочь Екатерине Ивановне и её детям, с которыми даже не знаком, спасает детей из огня горящего дома. Вместе с тем Раскольников горд и необщителен, может быть, потому, что убежден в своей исключительности. Он разработал свою теорию, суть которой в том, что всё человечество делится на два разряда: высший и низший. Первые продвигают мир к великой цели. Они имеют право переступать через жизни обычных людей, так как эти жертвы будут оправданы. В то время как низший разряд нужен для того, чтобы обеспечивать продолжение рода. Себя Раскольников относил к людям высшего разряда. Социальная несправедливость, нищета заставили Родиона серьезно задуматься о совершении преступления. Он решил убить старуху-процентщицу Алену Ивановну и проверить свою теорию, свою принадлежность к "сильнейшим мира сего", способным переступать через человеческие жизни. Раскольников всерьез считал, что убив её, он сможет правильно воспользоваться ее деньгами: помочь не только сестре и матери, но и другим нуждающимся. Алену Ивановну герой считал злой обманщицей, наживающейся на чужом горе, поэтому ее убийство выглядело для Родиона подвигом, а не преступлением. Он не злодей, на это его подталкивает собственная нищета, безысходность и желание доказать свою принадлежность к высшему разряду.

Родион Раскольников не предугадал лишь появление беззащитной Лизаветы, сестры старухи. Ему пришлось убить и её, чтобы не оставить свидетелей. Ужас и страх охватывают героя после преступления, его руки "немеют и деревенеют", у него кружится голова. Из-за этого Родион берет лишь малую часть всех денег и украшений, хранящихся у Алены Ивановны. По возвращении домой Раскольников впадает в беспамятное состояние, он очень плохо себя чувствует. Совершенное убийство становится причиной образования пропасти между героем и окружающими его людьми. Теперь, став убийцей, он не может спокойно находится даже рядом с родными.

Родион Раскольников не смог перешагнуть через совершенное убийство, забыть его и жить дальше. С самого начала он преследовал не самые плохие цели, такие как помощь бедным, но трагедия в том, что он выбрал неправильный путь, путь преступника. Он - человек, который не мог пройти мимо чужого горя, сам посеял его. Ведь Алена Ивановна все таки выдавала бедным деньги, а не обкрадывала их, а Лизавета была дружна со многими людьми, которые точно были опечалены известием о ее смерти. Родион переоценил свои возможности, а его теория потерепела крах. Он признался в преступлении и отправился отбывать наказание.

Таким образом, мы видим, что вина Раскольникова заключалась в том, что он думал решить свои проблемы через убийство и не видел в этом ничего плохого. Но пережить преступления у Родиона не получилось, и в итоге, послушав Соню, дочку Мармеладова, он сдался с повинной. В этом трагедия недопреступника. Мне искренне жаль Раскольникова, я не считаю его злым человеком. Надеюсь, что восьмилетняя каторга, на которую он обрел себя, сознавшись в убийстве, и любовь Сони помогут герою осознать свои ошибки и измениться в лучшую сторону.

Вариант 1

Таким образом, чувство вины помогает человеку работать над собой и избежать повторения ошибок. Но оно же может стать разрушительным явлением, способным нанести людям большой вред. Избыточная самокритика дестабилизирует самооценку личности и порой приводит ее к суициду. Во всем нужно знать меру, и чувство вины — не исключение.

Вариант 2

(409 слов) Чувство вины — это укор совести, который делает личность более нравственной и совершенной. Ошибаясь, он понимает, что не прав, и спешит решить созданную проблему. Но порой человек чрезмерно утрирует и искажает свое восприятие ситуации, возвеличивая свою вину до гигантских масштабов, что влечет за собой нервное потрясение или даже расстройство психики. Чтобы лучше разобраться в теме, вспомним примеры из литературы.

Итоговое сочинение: Каковы причины отчаяния?

Автор: Самый Зелёный · Published 28.09.2019

Итоговое сочинение: Каждый человек испытывает муки совести — так ли это?

Автор: Самый Зелёный · Published 15.01.2022

Итоговое сочинение: Никто войны забыть не сможет (2 варианта)

Автор: Самый Зелёный · Published 27.09.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Мысль могут освещать самые разные чувства. Я считаю, что самым ярким светочем и самым добрым чувством может быть только совесть. Мы произносим это слово очень часто. Что оно значит для человека? Почему именно оно является важнейшим качеством человеческой души? Издавна эти вопросы волновали людей. Что такое совесть? Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь. Совесть – это внутренний стержень, который не позволяет личности отклоняться в темную сторону и гнуться под воздействием обстоятельств, так я полагаю.

Понятие совести не может быть применимо к человеку, поступившемуся своими принципами ради какой-либо цели. К тому, кто переступает через людей, не считая себя подобным им. Недаром герой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников, решивший убить человека, пусть гадкого и ничтожного, но человека, не смог "выдержать своей подлой роли", был раздавлен своим преступлением.

Родион Раскольников - бывший студент. "Давным-давно как зародилась в нём вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения" - во что бы то ни стало, любой ценой. "Ужасный, дикий и фантастический вопрос" гонит и ведёт героя Достоевского по жизни.

Месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи - "процентщицы" колечко—подарок сестры. Огромную ненависть почувствовал он к вредной и ничтожной старушонке, сосущей кровь из бедняков, наживающейся на чужом горе, на нищете, на пороке.

Старуха живет "сама не знает для чего", а молодые силы пропадают рядом без всякой поддержки - "и это тысячами и это всюду!". Убей старуху, возьми деньги, "обречённые в монастырь", - возьми не себе - для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость! Именно эта мысль зарождалась в сознании Раскольникова. Но, "благими пожеланиями вымощена дорога в ад". Заблуждение его катастрофично. Родион полагает, что девиз Ордена Иезуитов – "Цель оправдывает средства" - универсален и претендует на право быть истиной. Ошибка в логике рассуждений приведет Раскольникова к страшному греху – убийству человека. Совесть его с того момента взбунтуется и огненным железом потечет по жилам, отравляя существование, делая его невозможным.

А ещё раньше он пишет статью, в которой говорится, что все люди делятся на два разряда: на "материал" и на "необыкновенных" людей. Последних очень мало, но они имеют власть над всеми, могут переступить закон. Они не перед чем не остановятся, чтобы совершить задуманное. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Л. Н. Толстой называл Наполеона "человеком с помрачённой совестью". Мне кажется, что, возомнив, будто во имя великой идеи, во имя справедливости, во имя прогресса кровь по совести может быть оправдана, даже необходима, Раскольников не думал о том, что "человек с помрачённой совестью" не сможет посвятить свою жизнь хорошим делам. Я думаю, что добро и справедливость – высшие ценности. Путь к ним не может идти по крови и слезам. В другом своем произведении, "Братья Карамазовы", Достоевский писал, что даже "слеза ребенка" перевешивает добро, такой ценой достижимое.

Борьба в душе Раскольникова начинается даже ещё до его преступления. Совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет осуществить её. И от этого он глубоко несчастен. Уже в это время начинаются его лихорадочные метания, муки совести.

Естественно, он хочет помочь нищим и падшим людям. Но я думаю, что главная причина убийства всё-таки не в этом.

Убийство старухи - единственный, решающий, первый и последний эксперимент сразу всё разъясняющий: "Той же дорогою идя, я уже никогда более не повторил убийства". Раскольникову его эксперимент нужен для проверки своей способности не на преступление, а на поступок, и вовсе не для проверки идеи, которая, как он до поры до времени глубоко убеждён, непреложна, неопровержима.

Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову удаётся техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем ярче проступает сторона нравственная, тем сильнее муки совести. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность преступить мораль, законы Божьи и человеческие. Со всем ужасом открывает он страшную для себя истину - преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: "Не переступил, на этой стороне остался", оказался человеком обыкновенным, "тварью дрожащею".

Целая жизнь прожита за эти дни; и всё время сопутствует Раскольникову, страдает с ним и за него, живет им, проходит тот же крестный путь - Соня Мармеладова. Именно Сонечка находит выход и спасает себя и Раскольникова. Но ведь он сам шёл навстречу этому спасению, он наказан и спасён своей собственной совестью, непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью. Именно совесть заставляет его пойти и признаться в преступлении.

Признание Раскольникова, так он думает, отправляясь донести на себя, - есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества—"тварью дрожащею" оказался. Но идея, верит Раскольников, стоит нерушимо и незыблемо.
Терпит крах бесчеловечная теория, в которой мы легко угадываем предвестье фашисткой убежденности в том, что мир создан из рабов и господ. Побеждает человек Раскольников, потрясенный страданиями людскими, понимающий, что невозможно жить и радоваться жизни не имея чистой совести, глубоко сострадающий и в глубине своей души уверенный, что не вошь человек, с самого начала "предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь". Терпит крах бесчеловечная теория. Побеждает совесть и душа. Не случайно ведь можно представить композицию произведения "Преступление и наказание" в виде схемы: 10 процентов повествования занимает само совершение преступления, а львиные девяносто – муки совестные, мытарства и метания души.

Но человек восторжествовал, стержень души Родиона – доброта – выдержал давление и удержал душу от падения в пропасть, имя которой – грех и проклятье.

Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда?
Из-за крайней бедности оказавшись на самом “дне” Петербурга, Родион узнал “оборотную сторону жизни” этого царственного города. Разврат, воровство, пьянство – все это он наблюдал каждый день. Герой с болью в сердце

Все это, по мнению Раскольникова, было проявлением общественной жизни, в которой властвует закон “человек человеку – волк”.
Яркой представительницей этой “волчьей стаи”, которая не брезговала наживаться на человеческом горе, Родион считал процентщицу Алену Ивановну. Доведенный до отчаяния собственной нищетой и бедственным положением близких, герой задумывает убийство и ограбление этой старухи. Уговаривая себя, Родион думает, что если употребить деньги Алены Ивановны с умом, то можно осчастливить

В таком свете убийство выглядело для героя уже подвигом, а не преступлением.
Очень важно, что своим преступлением Раскольников преследовал и другие, более значимые для него, цели. Дело в том, что герой создал для себя теорию, согласно которой человечество делится на две неравные группы. Одной – “хозяевам жизни” – позволено все, другие являются лишь расходным материалом. И подлинный мотив преступления Раскольникова – это его стремление определить, к какой группе принадлежит он сам: “Я просто убил; для себя убил; для себя убил, для себя одного…”
Достоевский безоговорочно осуждает теорию Родиона. Он строит сюжет так, что под топор Раскольникова попадает не только старуха, но и ее сестра, кроткая Лизавета. Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней, к тому же была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню.

Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.
Только на каторге герой вдруг понимает, какую опасность представляет его “проклятая мечта”. Если каждый захочет попасть в “первый ряд”, а всех остальных зачислить во “второй”, и во имя этой цели убьет свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать…
Ф. М. Достоевский не знает рецепта спасения человечества, однако он безжалостно развенчивает теорию своего героя. В полемике Раскольникова с Соней, по мнению автора, права Соня. Смирение перед обстоятельствами, самопожертвование ради близких людей, следование Евангелию – вот путь подлинно нравственной личности, утверждает писатель.

Непонимание этого, попытка решить важные социальные и нравственные проблемы “через кровь” – вот в чем вина и беда Родиона Раскольникова.

Читайте также: