В чем фамусов видит достоинства московского дворянства сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Каждый город имеет своих летописцев. Описывая особый городской колорит, обычаи, традиции, авторы передают свое отношение, дух эпохи. В комедии А. С. Грибоедова мы видим Москву первой половины 19 века. Сам коренной москвич, автор просто и ярко описал тот город, который знал, и особое внимание он уделил московскому дворянству.

В начале комедии Москва предстает перед нами как образ, сложенный из отдельных штрихов, едва намеченных портретов в репликах героев. Только во второй половине комедии, когда к Фамусову собираются гости, мы можем увидеть полную картину московского общества. Этим приемом Грибоедов добивается того, что мы встречаемся с людьми, о которых уже что-то слышали, с которыми заочно знакомы.

Павел Афанасьевич Фамусов – человек почтенного возраста. Жена его давно умерла, дочь Софья уже взрослая девица на выданье. В произведении герой выполняет функцию выразителя взглядов правящего класса. Его должность способствует этому, он служит управляющим в казенном месте. Из его слов понятно, что он пользуется служебным положением, чтобы помочь своей родне. В его ближайшем подчинении находятся родные и близкие люди, чужие встречаются редко. Это обычная практика в Москве.

Секретарем Фамусова и его достойным подражателем является Алексей Степанович Молчалин. Он небогатый дворянин, приехал в Москву из Твери. Его с детства приучали к рабскому поклонению сильным мира сего. Отец учил его всем угождать.

Эти герои имеют все черты, характерные для московского общества начала 19 века. Новые идеи для них неприемлемы. Высказывать их запрещено, вольнодумство может быть истолковано как сумасшествие. Пример Чацкого ярко иллюстрирует это. Все очень легко поверили в то, что Чацкий не в себе. Герой ответил им, что в их обществе немудрено сойти с ума. Фамусовская Москва проводит время в развлечениях, погрязла в интригах, сплетнях. Они гордятся собой, считая себя избранниками нации.

Есть в комедии упоминания о других людях. Например, брат Скалозуба после войны 1812 года оставил службу и уехал в деревню, где читает книги. Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, также не вписывается в общую картину. Он изучал в институте химию и ботанику. Теперь его считают пропащим человеком.

Характеристика дворянства


  • сплетники Тугоуховские;
  • надменные Хрюмины;
  • плут Загорецкий;
  • картёжник.

Фамусов — типичный представитель порочного общества. Он довольно богат, но денег всё равно мало. Чтобы увеличить достаток, он планирует отдать свою дочь полковнику Скалозубу — грубому и ограниченному мужчине, но очень богатому. Поэтому Фамусов хвалит Софью и старается показать её с лучшей стороны. Полковник служит в армии лишь для того, чтобы любыми средствами получать звания и ордена. Этот персонаж — олицетворение невежества.

Скалозуб категорически против просвещения, так как оно даёт человеку возможность думать свободно. Из-за этого высшие чины могут потерять свои привилегии.

В комедии Грибоедова основным элементом изображения
являются нравы московского консервативного дворянства.
Именно обличение устаревших, отживших свой век
аристократических взглядов на острые социальные
вопросы является основной задачей этой пьесы.
Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала
19 века сосредоточились в многочисленных представителях
"века минувшего" – в фамусовском обществе.
Главным защитником идей "века минувшего" в пьесе
является Павел Афанасьевич Фамусов.
Он занимает влиятельный пост, богат и знатен.
Именно в его доме происходит действие комедии.
Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян.
В образе этого персонажа отразились черты всей
московской аристократии начала 19 века.
Фамусовское общество изображено как лагерь людей,
ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи.
Личные качества в свете не имеют никакого веса.
Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери:
"Кто беден, тот тебе не пара".
Показана и привычка дворян проводить жизнь
"в пирах и в мотовстве".
В календаре Фамусова, который он во втором действии
читает со своим слугой, запланированы только званые
обеды, поминки и крестины.
И к своим делам по службе он относится формально.
Фамусов подписывает документы не глядя:
"А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой,
подписано, так с плеч долой".

Осуждению в комедии подвергается и привычка
московского дворянства устраивать людей на выгодные
места службы не по их деловым качествам, а исходя из
родственных связей.
Фамусов признается:" При мне служащие чужие очень редки:
все больше сестрины, свояченицы детки".

Среди представителей фамусовского общества должны
обязательно присутствовать дворяне не слишком
высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут
выражать подобострастное отношение к старшему
поколению, стараться выслужиться перед ним.
Такова роль Молчалина в пьесе "Горе от ума"
Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы:
"Злые языки страшнее пистолета".
Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника,
чтобы угодить дочери "такого человека".
Молчалина с детства учили "угождать… хозяину,
где доведется жить","начальнику", у которого он будет
состоять на службе.
Безмолвен и услужлив Молчалин только потому,
что пока не имеет высокого чина.

Фамусовское общество в комедии довольно многочисленно.
Кроме того его границы расширяются и за счет
введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ
Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает
восхищение у помещиков-крепостников своим умением
"подслужиться". Его желание повеселить императорский двор,
выставив себя на посмешище, Фамусов не считает
унижением. Зато Максим Петрович был "весь в орденах"
и имел "сто человек к услугам".
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича.
Его главная характеристика-"богат и на богатой был женат".

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна.
С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях,
потому что "чиновные и должностные – все ей друзья
и все родные".
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать
более яркую и запоминающуюся характеристику
фамусовскому обществу.

Выводы
Московское аристократическое общество в комедии
представлено как общество, страшащееся всего нового,
прогрессивного, передового.
Любые изменения угрожают их личному благополучию,
привычному комфорту.

Ты хочешь, чтобы вместо тебя тут написали сочинение? Вбей в гугле тему, прочти несколько сочинений (они есть там точно) и своими словами напиши

Молчалин же является человеком, которого такое общество готово принять. Он нахваливает шёрстку шпица, ухаживает за дочерью уважаемого человека, который со всеми знаком. Он не имеет своего мнения и способен подстраиваться под любую ситуацию так, чтобы она вышла в его пользу. И хотя фамусовское общество не считает его равным, оно по-своему уважает этого персонажа. Тем более его нельзя назвать отрицательным. Он не делает ничего плохого, пусть и его идеалы по своей сути аморальны. Но как раз именно такому человеку суждено найти своё место и процветать, тогда как Чацкий в этой среде не преуспеет, несмотря на свои дарования и способности.

Грибоедов изображает Москву величавой, но всё же консервативной сплетницей. Старая столица не принимает новых идей, взглядов, а тем более их носителей. Ее жители готовы переступить через правду и пойти туда, где им комфортнее живется, поэтому московские барыни жалеют шпица, но не обращают внимания на страдания крестьян. Даже Софья, девушка по природе неглупая, всё же растворяется среди фамусовского общества и первая распространяет сплетню о помешательстве Чацкого, с которым когда-то её связывали нежные чувства. Он знает, что врет, но ради мести забывает о приличиях.

Таким образом, получается, что московское дворянство в комедии показано как общество не очень образованных людей из аристократического слоя, которые мыслят навязанными стереотипами и не готовы двигаться вперед. На их стороне сила, так как они обладают властью над всеми остальными, но их слабость заключается в том, что никто из них не готов работать, думать и служить отечеству верой и правдой. Поэтому они навсегда останутся лишь плохими подражателями французов.

Автор: Александра Новикова

Автор: Самый Зелёный · Published 12.12.2019

Сочинение: В чем заслуга Державина перед русской литературой?

Автор: Самый Зелёный · Published 30.10.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 16.04.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Характеристика дворянства

Характеристика дворянства

  • сплетники Тугоуховские;
  • надменные Хрюмины;
  • плут Загорецкий;
  • картёжник.

Фамусов — типичный представитель порочного общества. Он довольно богат, но денег всё равно мало. Чтобы увеличить достаток, он планирует отдать свою дочь полковнику Скалозубу — грубому и ограниченному мужчине, но очень богатому. Поэтому Фамусов хвалит Софью и старается показать её с лучшей стороны. Полковник служит в армии лишь для того, чтобы любыми средствами получать звания и ордена. Этот персонаж — олицетворение невежества.

Скалозуб категорически против просвещения, так как оно даёт человеку возможность думать свободно. Из-за этого высшие чины могут потерять свои привилегии.

Фамусовская Москва

Чацкий тоже является представителем высшего общества, но мыслит и ведёт себя в противовес окружающей среде. Это отчётливо видно в его монологе о судьях.

Отношение общества к Чацкому

Детство Чацкого прошло в Москве. Он небогат, владеет небольшим имением, которым плохо управляет (по мнению Фамусова). Три последние года находился за границей. Зачем он туда отправился, автор не уточняет.

После возвращения в Москву Чацкий снова попал в дом Фамусова, но не сразу понял, что здесь всё по-старому.

Чацкий отказал Фамусову в службе. Он презирает карьеризм и низкопоклонство, обвиняет крепостное право во всех бедах. Но протест не нашёл ни в ком отклика.

В лице Чацкого автор показывает столкновение нравов, современных и устаревших взглядов. В каждом персонаже Грибоедова читатель может увидеть определённый тип представителей общества. Это вечная проблема старого и нового, добра и зла.

Характеристика дворянства

Характеристика дворянства

  • сплетники Тугоуховские;
  • надменные Хрюмины;
  • плут Загорецкий;
  • картёжник.

Фамусов — типичный представитель порочного общества. Он довольно богат, но денег всё равно мало. Чтобы увеличить достаток, он планирует отдать свою дочь полковнику Скалозубу — грубому и ограниченному мужчине, но очень богатому. Поэтому Фамусов хвалит Софью и старается показать её с лучшей стороны. Полковник служит в армии лишь для того, чтобы любыми средствами получать звания и ордена. Этот персонаж — олицетворение невежества.

Скалозуб категорически против просвещения, так как оно даёт человеку возможность думать свободно. Из-за этого высшие чины могут потерять свои привилегии.

Фамусовская Москва

Чацкий тоже является представителем высшего общества, но мыслит и ведёт себя в противовес окружающей среде. Это отчётливо видно в его монологе о судьях.

Отношение общества к Чацкому

Детство Чацкого прошло в Москве. Он небогат, владеет небольшим имением, которым плохо управляет (по мнению Фамусова). Три последние года находился за границей. Зачем он туда отправился, автор не уточняет.

После возвращения в Москву Чацкий снова попал в дом Фамусова, но не сразу понял, что здесь всё по-старому.

Чацкий отказал Фамусову в службе. Он презирает карьеризм и низкопоклонство, обвиняет крепостное право во всех бедах. Но протест не нашёл ни в ком отклика.

В лице Чацкого автор показывает столкновение нравов, современных и устаревших взглядов. В каждом персонаже Грибоедова читатель может увидеть определённый тип представителей общества. Это вечная проблема старого и нового, добра и зла.

Читайте также: