Преображенский в создании шарикова виноват не меньше швондера сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Сам профессор не виноват. С момента, когда Ша­рик стал превращаться, события вышли из-под кон­троля. Преображенский — хирург, он не мог прогнози­ровать изменений характера бывшего пса и задумался только потом, когда Шариков уже стал занозой, тер­завшей всех жителей профессорской квартиры.

Филипп Филиппович — вообще личность уязви­мая. Большую часть своей жизни он провел совсем в другом мире: в мире скальпеля и операционного сто­ла, анатомических атласов и историй болезни.

А занимается практикующий хирург Преображен­ский омоложением человеческого организма. Разуме­ется, не полным — до этого дело пока еще не дошло. Но добавить немного молодости увядающим богачам он способен. За это хорошо платят. И опять же, не ви­новат Филипп Филиппович, что услугами его пользу­ются особы карикатурные и, в общем-то, жалкие. Все эти зеленоволосые ловеласы и молодящиеся старуш­ки для него — просто пациенты, рабочий материал. Профессор относится к ним снисходительно и не особо стремится ковыряться в их душах. С него вполне до­статочно тел. И до поры до времени все идет нормаль­но — нет ни малейшего повода менять свои взгляды. Впервые повод появляется тогда, когда уже проопе­рированный Шарик начинает вести себя так, что по всему дому приходится клеить запрещающие объяв­ления, но и эта мера помогает плохо.

Главная ошибка профессора Преображенского за­ключается как раз в том, что он поздно заинтересовал­ся, кем при жизни был хозяин гипофиза. Ведь, как вы­яснилось, именно гипофиз определяет человеческую личность. В результате вполне симпатичный и трога­тельный пес Шарик заполучил в свой мозг Клима Чугункина — ранее судимого, вороватого балалаечника, злоупотреблявшего алкоголем и, в конце концов, умер­шего от удара ножом в сердце в пьяной драке.

Но, увы, Полиграф Полиграфович — это человек. И он по сравнению с Преображенским, с Борменталем, даже с Зиночкой и Дарьей Петровной — существо вто­рого сорта. Фактически, он снова бродяга. Дворниками и швейцарами для него стали те, кто забрал его с мо­розных московских улиц, кто прикармливал, выгули­вал и гладил его. В этой ситуации Шарик-пес уже не справлялся. За его выживание в человеческом общест­ве взялся Чугункин. А новым благодетелем, приручив­шим бродячее создание, Полиграфа Полиграфовича, стал управдом Швондер.

Итог закономерен. У воспитанного и преуспеваю­щего профессора Шарик почувствовал себя собачьим принцем-инкогнито. А под эгидой пролетария Швондера Шариков выдвинулся в подлинные дети смутной эпохи, стал столь же значимым, как нормальный до­машний питомец. По большому счету, он даже в чело­веческом облике остался псом. Даже за кошками го­нялся все так же и блох на себе ловил зубами.

Могло ли быть по-другому?

Наверное, могло, если бы Шарика прооперировали не в двадцать четвертом, а в четырнадцатом году, если бы гипофиз принадлежал более светлой личности, чем Клим Чугункин, если бы на него чуть больше внимания обра­щал Преображенский, а поблизости не оказалось злопо­лучного Швондера. Ведь Филипп Филиппович с трудом воспринимал свое создание как существо мыслящее и са­мостоятельное. Отчитать его, ткнуть носом в неправиль­ность, взять за глотку — это всегда пожалуйста. На это и профессор горазд, и Борменталь. А вот Швондер, к не­счастью Преображенского, видит в Шарикове угнетен­ный и бесправный элемент. И начинает принимать жи­вейшее участие в его судьбе. Именно Швондер дает Ша­рикову имя, добивается документа, подсовывает книги и даже впоследствии устраивает на должность. Чем не Филипп Филиппович с его краковской колбасой? Ведь ничуть не хуже. Ну, а то, что имя нечеловеческое, кни­жечка революционная, а должность живодерская, так не будем забывать, кто такой Швондер. Было бы странно, если бы управдом отдал своего подопечного в институт, вручил труды философов-гуманистов и стал учить поль­зоваться ножом и вилкой.

Вполне возможно, что Филипп Филиппович так и не поверил до конца в то, что из-под его скальпеля вышел настоящий человек. Он ученый, он имеет пра­во сомневаться. А Шариков то и дело выкидывает фортели, более присущие собаке, нежели человеку. Погоня за котом в квартире профессора, например. И поведение Полиграфа Полиграфовича тогда, когда его изодрали когтями, когда Преображенский и Борменталь устраивали ему разнос за учиненный в квартире погром. Не правда ли, все очень сильно напоминало действия именно собаки, вставшей на задние лапы и научившейся говорить, а никак не че­ловека.

Швондер — не ученый, он просто верит только сво­им глазам. А на остальное у него не хватает воображе­ния. Он пролетарий до мозга костей, благодаря чему Полиграф Полиграфович воспринимается им не умом, а эмоциями. Как же можно не протянуть руку угне­тенному?

Вот так и получилось, что несчастный пес был вто­рично приручен. И, как и полагается хозяйской собаке, он стал щерить на чужих зубы.

Таким образом, под одной крышей в квартире Фи­липпа Филипповича оказались низость и идеализм.

Идеалист Преображенский изо всех сил держится за нерушимость своего привычного быта. Он уверен, что это возможно даже во время, когда на руинах цар­ской России медленно прорастает Россия советская. А между тем новоявленный пролетарий вовсю гавкает на своего бывшего кумира. Профессор запрещает Ша­рикову играть до одури на балалайке, ругаться нецен­зурными словами и носить вульгарные лаковые штиб­леты? Значит, смело можно говорить об ущемлении прав, о том, что Филипп Филиппович притесняет не­счастного человека-пса. Значит, можно грозить воз­мездием и даже нужно, чтобы буржуй случайно не во­зомнил о себе слишком много.

От вторжения нового времени профессор и Борменталь защищаются всеми доступными способами. И вро­де бы побеждают. Полиграф Полиграфович снова стано­вится Шариком, скорее всего, в квартире опять все вер­нется на круги своя. Надолго ли? Видимо, нет.

Через иносказание, фантастическое допущение писатель рассматривает возможность мирного сосуще­ствования старого, патриархального обывательского общества дореволюционной России и зарождающегося советского строя, нового порядка. Повесть написана в 1925 году, когда еще можно было не только опасать­ся сумрачного, непредсказуемого будущего, но и испы­тывать надежду на благополучный исход смутного времени.

Но пролетариат убежден в совершенно обратном. Каждый человек, поддавшийся красной идеологии, свято верит, что без его личного участия ни одно дело не сойдет с мертвой точки. И пусть он всего-навсего токарь, а то и дворник, а то и вовсе золотарь. Зато со­ветская власть — это и его власть тоже. Это раньше всем заправляли империалистические хищники! Прав ли пролетарий? Да, прав.

Обоюдная правота тех и других объясняется тем, что они заведомо на разных позициях. Все относитель­но, и нельзя с одной точки оценивать истинность раз­ных идей.

А между тем пролетарии, нынешние хозяева жиз­ни, не остановятся ни перед чем. Анонимные письма, заметки в газетах, клевета — это лишь малая часть то­го, на что они готовы. Если надо, то и убийство едва ли станет препятствием…

Причина неудачи опыта, таким образом, — это вре­мя, в которое происходит действие, и люди, которые оказались вокруг искусственного человека. А Филипп Филиппович Преображенский — всего-навсего жертва обстоятельств. Как, впрочем, и великое разочарование его хирургической и вообще ученой карьеры — Поли­граф Полиграфович Шариков.

В чем актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы?

Булгаков в мире своего героя, профессора Преображенского, показывает мучительные размышления над результатами произведенной им операции. Он пришел к выводу, что Шариков – насилие над природой).

Найдите в тексте и зачитайте размышления профессора по этому поводу.

(«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить кого угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом ив эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. ..Мое открытие, черти б его съели. стоит ровно один ломанный грош…)

А что вы думаете о клонировании?

Когда обратное превращение? ( Весной, в марте).

Обратите внимание на символичность этих дат.

Может быть, без участия председателя домкома из доброго пса мог получиться хороший человек?

Как вы считаете, есть ли вина Преображенского ( не как хирурга!) в сознании Шарикова?

(Да, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве).

Традиции каких писателей прослеживаются в повести Булгакова наиболее явно?

Ради чего написана повесть?

(Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?).

Как вы думаете, актуальна ли повесть в наши дни?

(Да, вопрос о клонировании остается открытым. Но можно ли устраниться от хода истории? Как воспитывать чувство уважения к личности, чувство собственного достоинства, осознанное отношение к происходящему. Очевидно, что это возможно только при постепенном, эволюционном развитии общества).

2) О чем же идет речь в повести? Сюжет повести (зачитать в учебнике)

- Повесть рассказывает об идее очеловечивания животных и идее улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовище с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.

(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)

Основные образы: профессор Преображенский, доктор Борменталь, Шариков.

Главный герой повести, Филипп Филиппович Преображенский – врач, занимающийся проблемой омоложения. Преображенский — глубоко интеллигентный человек с развитым чувством собственного достоинства. Благородная профессия врача, научная деятельность и грамотность позволяют Филиппу Филипповичу относиться к себе подобным образом.

Социокультурная действительность, которая окружает героев, — это переломный исторический момент, кардинальная смена курса всей страны, взглядов её жителей. Преображенский критически оценивает происходящее. В частности, ему глубоко чужды большевики, вышедшие из народа, далеко не всегда грамотные, не имеющие представления о понятии границ другой личности, которые не нарушаемы. Зачастую это духовно бедные и ограниченные люди. Именно они приходят к власти. Такими их видит профессор, такими представляет их в повести Булгаков.

Для профессора, как и для Булгакова понятие личного комфорта значит немало. У Преображенского научный и полезный для общества труд, и он считает совершенно нормальным жить в достойных для себя условиях. Держать прислугу, жить в большой квартире, иметь возможность размеренно пообедать для него необходимо, так как он затрачивает свои силы на решение полезных для всех задач. Действительно, профессор сознаёт своё человеческое достоинство, относится к себе с уважением, и того же требует от других. По истине дикими ему кажутся поступки Шарикова и совершенно низкими, немыслимыми для человека – поступки Швондера. С огромным трудном можно представить себе, что такой человек как профессор опустится до клеветы, доноса, как это сделал Шариков или посмеет вломится в чужой дом, как это делает Швондер. Профессор мирится с поведением Шарикова достаточно долго, пока и его терпению не наступает конец. Тогда эксперимент поворачивают вспять: Шариков вновь становится просто Шариком.

В этой повести Булгаков переосмысливает для себя исторические события и их нравственную составляющую. Если мы хотим понять, что чувствовал Булгаков относительно происходящего и тех людей, что пришли к власти, мы можем обратиться к образу профессора. Во многом фигура Преображенского, его взгляды и мысли будут созвучны мыслям и отношению автора.

Автор: Таисия Ишниазова

Автор: Самый Зелёный · Published 10.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 25.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 15.03.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

В повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” центром сюжета стала история эксперимента, во время которого собаку превращают в человека. Довольно известный профессор Преображенский в своей работе много уделял времени вопросу омоложения организма. В результате он хотел получить совершенно нового человека. Совместно с коллегой доктором Борменталем профессор проводит пересадку гипофиза скончавшегося мужчины на место мозга собаки.

Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.

Среда в которой обитал человек сыграла свою немалую роль в становлении личности. Шарикову перешли от собаки самые плохие качества такие, как ловля блох, бег за кошками. От человека ему передались черты пьяницы и дебошира. Это было меньшей проблемой. Революционная среда повлияла на Шарикова не лучшим образом. Преображенский пытался сделать Шарикова интеллигентным человеком, но находились люди, которые препятствовали попыткам профессора. Так Швондер становится союзником и только ухудшает ситуацию.

Со временем Шариков начинает считать, что нужно стремиться к уравниванию всего. Он приносит бумагу о том, что ему положена часть жилья профессора. Полиграф Полиграфович не стесняется грубить и доносить на человека, которому должен быть благодарен. Герой эгоистичен и хитер, когда его пытаются выгнать из квартиры, он уже имеет на руках бумаги, подтверждающие его права на жилплощадь. Ему понятна выгода проживания у профессора. В один день он приходит домой с девушкой, на которой обещает жениться. Выясняется, что Шариков соврал о себе. Узнав правду, она сбегает.

Шариков оказывается не таким глупым и простым, как кажется на первый взгляд. Везде он находит выгоду. Полиграф Полиграфович становится не просто рабочим, а завотделом по отлову бездомных кошек. Его операция и шрам также играют на руку Шарикову. Когда его пытаются призвать в армию, он находит причину отказа, связанную с операцией. Где-то он выдает свой шрам за последствия боевого ранения.

Главный герой с каждым днем становится всё более наглым. Поступки Шарикова вынуждают профессора и доктора вернуть Шарику образ собаки.

2 вариант

Сделав одним из главных героев произведения человека, созданного из собаки М.А. Булгаков продемонстрировал свое отношение к новой власти и социальным изменениям, принесенным ее установлением.

Само происхождение Шарикова, ставшего членом человеческого общества и введенного в квартиру профессора, показывает неодобрение автором романа возвышения людей из низов. Булгаков не против такого в принципе, но при условии получения образования и восприятия культуры. Недаром профессор Преображенский пытается наставлять бывшего пса. Показывая хамство и невежество Шарикова, его нежелание стать культурным человеком. Булгаков в скрытой форме проводит мысль о бесполезности новой социальной мобильности.

Новая власть открывает перед ним возможность сделать карьеру. При этом, возглавляемый Шариковым подотдел ничего не создает, даже не дублирует функции другого полезного ведомства. Учреждение борется не с действительно приносящими вред мышами или крысами, а истребляет безобидных домашних животных, служа лишь удовлетворению неизжитых инстинктов своего начальника.

Вариант 3

Пес Шарик – дворняга, у которой не было хозяина, он практически ничего не ел, лишь изредка питался тем, что находил на свалках. Через некоторое время повар, который выносил помои, обольет пса горячей водой.

Шарик очень боялся людей, вероятно, в связи с таким несправедливым поступком повара. Люди обижали его, выгоняли отовсюду, он ждал лишь скорейшей своей кончины.

Однажды, на счастье пса, в его жизни появился профессор Преображенский. Пес, не ожидавший внимания в свой адрес, с невероятным чувством благодарности плелся до самого дома за профессором.

Он был безумно счастлив от осознания, что он может быть кому-то нужен, что его судьба небезразлична человеку. В то же время он не знал, чего следует ожидать от профессора, как он поступит с ним в дальнейшем. У него было какое-то предчувствие, что все это не просто так, и он будет что-то должен дать взамен.

Как мы знаем, из произведения, Шариков появился вследствие научного эксперимента профессора Преображенского. Профессор пересадил животному человеческие органы, которые принадлежали умершему преступнику Климу Чугункину.

О внешности автор пишет, что это был человек несимпатичной наружности, имел маленький рост, у него был гулкий глухой голос, свободная походка.

Шариков был довольно нахальным и бесцеремонным существом, он не знал элементарных правил этикета, за что профессор Преображенский его многократно попрекал.

При всем этом любые свои умозаключения он произносил с абсолютным чувством уверенности и превосходства. С окружающими он также ведет себя слишком нагло.

Персонаж очень любит выпить, вполне вероятно, что это передалось от человека, от которого были пересажены органы.

Несмотря на свою некоторую безграмотность, невоспитанность, он хочет, чтобы у него были все документы, справки, которые имеют все люди.

Через некоторое время Шариков решает начать ловить животных, это у него неплохо получается.

Конечно, от такого недочеловека профессор Преображенский быстро устает, вследствие этого он решает превратить его обратно в животное.

Про шарикова

Собачье сердце – одно из самых захватывающих произведений М.А.Булгакова. Это ироничное, полуфантастическое повествование, в котором автор рассказывает о судьбе бродячего пса Шарика.

Собака стала объектом научного эксперимента профессора Преображенского, типичного интеллигента дореволюционной России. Псу провели операцию на мозг, пересадили гипофиз человека, да ещё какого человека. Донором оказался молодой человек двадцати пяти лет Клим Григорьевич Чугункин. Завсегдатай питейных заведений, дважды судимый, не обремененный ни моральными, ни нравственными качествами человек. Основной род деятельности – кражи и игра на балалайке по трактирам.

С этого момента в повести разворачивается круговорот невероятных событий. Шарик мгновенно очеловечивается, получает паспорт и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Пес перенимает все малопривлекательные качества и собаки, и Чугункина. Он ненавидит кошек и бродячих животных, ловит блох, кусается, в то же время увлекается алкоголем и домогается женщин. Это существо разнузданное, вороватое, циничное, вызывающее у любого нормального человека чувство брезгливости и отвращения.

Действие происходит в России первых послереволюционных лет. Шариков – продукт новой действительности. Малограмотность, отсутствие элементарной культуры, цинизм, замешанные на идее классовой ненависти – вот благодатная почва для создания чудовищ.

Сочинение Характеристика Шарикова

Шариков появился на свет с помощью операции профессора Преображенского, который пересадил псу Шарику гипофиз убитого алкоголика и вора Клима Чугункина. Желая создать из собаки человека, профессор, сам того не осознавая, оживил вора и рецидивиста Клима Чугункина. Таким образом, из милого, ласкового и доброго пса Шарика вырос негативный во всех отношениях Шариков. Главному герою оказались присущи все негативные черты умершего человека – социальная распущенность, злость и капризность.

Булгаков очень ярко описал своего главного героя на страницах произведения. Даже внешний вид его говорит о его непростом характере – порванный пиджак, вымазанные краской брюки, небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. От Шарикова всегда неприятно пахло, хотя он уже давно существовал в роли человека. Неопрятность в одежде дополняли грязные волосы и постоянная щетина. Всем этим Булгаков подчеркивал, что для Шарикова внешний вид неважен, а ухаживание за собой для него является даже постыдным. Он уверен, что обычный человек из рабочего класса не обязан обращать внимания на свой внешний вид.

Себя он причисляет также к рабочему классу. Шариков как типичный представитель рабочего класса того времени не приемлет образования. Это читается в каждом выражении главного героя. В какой-то степени он выражает презрение к учебе. Именно его необразованность играет негативную роль в его жизни. Шариков попадает под влияние Швондера – председателя домкома. Именно речи Швондера впечатляют Шарикова. Главный герой начинает излагать чужие мысли, преподнося это как собственное мнение. Именно из-за необразованности Шариков позволяет себе грубые речи в споре с профессором. Сам мало разбираясь, он свободно и безапелляционно рассуждает на острые социально-политические темы, хотя большая часть его высказываний идет от Швондера.

Имеет место и политика в лице Шарикова. Главного героя можно сравнить с типичным представителем рабочего класса, который в одночасье получил ряд свобод и прав, но не знает, как ими должным образом воспользоваться. Вместо этого в Шарикова проявляется эгоизм, и желание добиться своей цели любым путем. И тому есть ряд подтверждений в повести. Самым ярким является, пожалуй, тот факт, что для социального роста по карьерной лестнице он убивает бездомных животных, хотя совсем недавно был таким же.

В главном герое Булгаков раскрыл такую негативную черту человека, как эгоизм. Шариков, получив ряд прав в роли человека, опять же по советам Швондера, начинает требовать свою долю от профессора Преображенского, причем нагло и эгоистично. Для достижения своих целей он начинает даже угрожать профессору. Шариков считает, что профессор ему должен часть жилплощади. Ему эгоизм в ряде ситуации не знает предела, в том числе тогда, когда он требует, чтобы его кормили. Эгоизм тесно связан с необразованностью, ведь Шариков видит ситуацию лишь с той стороны, в какой ему она была представлена Швондером.

Вообще квартирная проблема неплохо раскрыта Булгаковым в лице Шарикова. В этой ситуации главный герой выступает лишь связующим звеном между более зажиточным классом в лице профессора Преображенского и членами домкома во главе со Швондером. Через Шарикова члены домкома давят на профессора, поднимая острый вопрос нехватки жилья. Шариков из-за своей необразованности становится пешкой в руках членов домкома. Квартирный вопрос действительно в то время стоял очень остро, и Булгаков сумел поднять и раскрыть эту тему на страницах своего произведения.

Острые социальные и политические проблемы раскрыл Булгаков на страницах своей повести в лице Шарикова. Произведение хоть и повествует о таких острых проблемах, но написано в сатирическом и фантастическом стиле, благодаря чему повесть легко читается и популярно до сих пор.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

В сказке Паустовского Заячьи лапы мы видим Ваню немного упрямым, но очень человечным мальчиком. Про него можно было бы сказать: Маленький человек с большим сердцем. Он захотел зайчику помочь

Каждый человек хочет иметь свое жилье. После того, как оно появляется, то сразу же начинаешь свое пристанище облагораживать. Ведь по сути, именно в уютной комнате можно спокойно отдохнуть после суетливого дня.


Чувствуется, что сам Булгаков ненавидел созданный им персонаж – мелкого советского служащего — Швондера. Альтернативная версия трактовки образа Швондера.
А благодаря талантливой игре Карцева образ Швондера стал крайне неприятен и для большинства поклонников Булгакова.

Но давайте задумаемся: кто такой Швондер, каково его происхождение?

Отец Швондера да и он сам, скорее всего жили в черте оседлости, которая просуществовала фактически до 1915г., и на него, как на лицо еврейской национальности, распространялись "Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам."

То есть, до революции Швондер не имел права жить не то что в Калабуховском доме, а вообще в городе, даже в подвале, под ногами Преображенского.

А что Швондер? Утрется трудяга Швондер и пойдет дальше своим кружком хорового пения руководить, после работы, естественно…. Ведь Швондер – простой работяга — служащий, вкалывающий в голодном городе за продпаек: журналы в помощь детям Германии распространи, культурный быт пропитым пролетариям обеспечь, жильцов уплотни, рассели тех баб с детишками, что по баракам ютятся, да еще и проследи, чтобы они паркет не жгли… Не хочет богатый Преображенский журналы покупать? Уплотнятся не хочет, блат имеет, один в семи комнатах живет и восьмую требует? А хоть наизнанку вывернись, Швондер, это твои проблемы.

Можно сколь угодно называть Швондера бюрократом, чинушей, но некоторые его поступки говорят сами за себя:

ВТОРОЕ В отличие от профессора обеспокоен судьбой Шарикова как ЧЕЛОВЕКА, а не как результат занятного эксперимента. Да, он дает ему не ту литературу! – Но Преображенский не делал и этого;

ТРЕТЬЕ Еврей и большевик Швондер, а не русский аристократ от медицины Преображенский — потребовал оформить документы Шарикову как ЧЕЛОВЕКУ и устроил на работу . Т.е. сделал все ,чтобы Шариков стал членом общества. Для Преображенского Шариков так и остался всего лишь результатом эксперимента. Он получил свои 15 минут славы ,после чего забил на воспитание Шарикова , найдя оправдание ,что дело в дурной наследственности.

В то время как Швондер. Пусть топорно, неумело, но осознано он пытался делать из Шарикова полезного члена общества.

P/S/ В ДОГОНКУ…Преображенский стар, детей-жены нет и не упоминается даже — т.е. старый холотстяк, но при нем, как преданная собачка, смотрит влюбленными глазами, молодой доктор Борменталь… Стремно как то )))

Читайте также: