Философско юридическое сочинение екатерина 2

Обновлено: 02.07.2024

Любая правовая реформа, проводимая государством, становится жизнеспособной, если она получает поддержку общества. Русский теоретик права И.А. Ильин писал: "Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать жизненной силой" .

Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. В 10 т. М.: Рарогъ, 1993. Т. 2. С. 143.

Власть должна стимулировать сознание своих граждан, чтобы через общественное согласие решать вставшие перед государством и социумом проблемы. Теоретики, дабы подтвердить эти суждения, в наши дни обычно обращаются к историческим примерам. Одним из таких исторических примеров правовой коллизии, яркой и остро очерченной, являлись события в России 60-х годов XVIII в. Они были связаны с незаурядной волей императрицы Екатерины II и тем памятником, который ее правотворчество нашло в российском обществе. Данный крупномасштабный историко-правовой феномен надежно обеспечен источниками. Это знаменитый "Наказ" (или "Большой Наказ") императрицы (1767 г.) и материалы Большой Уложенной комиссии (в том числе и "малые" наказы), там обсуждавшиеся в 1767 - 1768 гг.

Комиссия для сочинения проекта нового Уложения. Она была открыта 30 июля 1767 г. торжественной службой в Успенском соборе Кремля. Первое заседание состоялось 31 июля в Грановитой палате. 12 января 1769 г. официально в связи с началом войны с Турцией работа Комиссии была прекращена.

Оценка "Наказа" может быть сформулирована предельно ясно - это не только реформистский (реформационный) памятник монаршей мысли, а революционно-правовой, с политическими идеями и программой документ. Позднейшая критика XIX - XX вв. во многом изменила смысл "Наказа", но современники понимали его экстраординарность. Понимали это и сама императрица, и близкий ей круг лиц.

"Наказ Ея императорского Величества Екатерины Вторыя самодержицы Всероссийския данный Комиссии о сочинении проекта новаго Уложения" - это обширное произведение философско-юридического содержания, в котором были рассмотрены наиболее значимые политико-правовые проблемы государственной организации и общественного устройства, важнейшие задачи правовой и внутренней политики Российского государства.

Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Т. XVIII. N 13075, 13096.

"Наказ" был написан в период 1765 - 1766 гг. Большинство исследователей считают, что текст "Наказа" во многом заимствован из работ представителей европейского Просвещения - Д. Дидро, Де Аламбера, Ш.Л. Монтескье, Ч. Беккариа и др. О.А. Омельченко пишет, что до 80 процентов числа статей от текста "Наказа" носили заимствованный характер, но это не означало полную компиляцию политических и правовых идей европейского просвещения. По своей концепции "Наказ" вошел в историю как самостоятельное произведение, написанное в рамках официальной идеологии русского абсолютизма. Основной текст "Наказа" состоял из 20 глав (526 статей), которые условно исследователи делят на пять разделов.

Омельченко О.А. Кодификация права в России в период абсолютной монархии второй половины XVIII века. М.: ВЮЗИ, 1989. С. 34.

24 сентября 1767 г. через Сенат прошел Указ о рассылке 57 экземпляров "Наказа" в высшие управленческие учреждения "с таковым от Сената подтверждением, чтобы они содержаны были единственно для сведения одних тех мест присутствующих, и чтоб оные ни к кому, ни из низших канцелярских служителей, из посторонних не только для списывания, но ниже (даже. - Авт.) для прочтения даны были, для чего и иметь их всегда на судейских столах при зеркалах (под наблюдением. - Авт.)" . "Наказ" также получили все члены Комиссии для сочинения проекта нового Уложения. Конечно, следует, наверное, согласиться с А.Б. Каменским, что "Наказ" не имел статуса закона . "Наказ", на наш взгляд, следует рассматривать выполненным в форме манифеста . Хотя следует заметить, что авторы работы "Законодательство Екатерины II" не считают "Наказ" манифестом, так как он не стал общедоступным документом для всего народа и "не был оглашен во всех церквях империи" .

ПСЗ РИ. Т. XVIII. N 12977.
Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. М.: РГГУ, 1999. С. 368.
Манифест (от позднелатинского manifestum - призыв) - торжественный акт, исходящий от верховной власти и обращенный ко всему населению и всем учреждениям.
Законодательство Екатерины II / Отв. ред. Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. В 2 т. М.: Юридическая литература, 2000. Т. 2. С. 137.

Тем не менее информация о "Наказе" проникала в разные слои населения и вызывала среди него волнение - радостное волнение, о чем свидетельствует историк В.О. Ключевский со ссылками на своих предшественников (среди которых - Н.М. Карамзин) . "Наказ" стал документом не только служебного пользования. Следует заметить, что "Наказ" свободно распространялся в продаже. А по форме он соответствовал манифесту, который, как правило, не содержал конкретных правовых норм, а выражал политическую или общеправовую программу, которая должна развиваться в дополнительных законодательных актах и постановлениях.

Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. В 9 т. М.: Мысль, 1989. Т. 5. С. 324 и след.
Там же. С. 325.

В основе "Наказа" императрицы лежали основные положения так называемой теории естественного права. Екатерина уравнивала людей перед законом, обозначая представителей разных сословий одним словом "граждане" - граждане империи. Жесткость феодальных судов должна была быть смягчена гуманностью "гражданских" судов, предполагалось смягчить уголовное законодательство (против казней, пыток, конфискаций, чрезвычайных судов и т.п.). Более того, признавалась ответственность власти перед гражданами. В "Наказе" провозглашался принцип религиозной терпимости и толерантности и т.д. Комментаторы в качестве принципиальных положений "Наказа" выделяли такие: "вольность" российских граждан состояла в том, чтобы делать все то, что законы дозволяют (не запрещают), спокойствие духа "гражданина" происходит от уверенности в своей безопасности, слова сами по себе не могут составлять преступления по оскорблению величества.

Особенно выделялась глава XI "Наказа" под вызывающим названием "О крепостном состоянии", содержавшая свыше двадцати статей о мерах против злоупотребления помещичьей господской властью, о способах освобождения крепостных и др. Эта статья уже при первых чтениях "Наказа" встретила сопротивление ближайших советников императрицы, которые выбросили большую часть одиннадцатой главы . Но это было только начало. Разгром идей "Наказа" произошел на так называемой Большой Уложенной комиссии (1767 - 1768).

Макаров Р.В. "Наказ" Екатерины II // Становление и развитие научных школ права в государственных университетах России. Ч. 4. СПб., 1999. С. 26 - 27.

Известно, что Земский собор 1648 - 1649 гг. утверждал уже готовый текст Уложения. Черновая работа съехавшихся на Собор была сведена к минимуму. Правительство Екатерины II поступило иначе: новое Уложение должно было выработать все собрание. Это соответствовало презумпции гражданского общества, но было малореально по техническим (или технологическим) причинам. 24 июля 1767 г. был издан Указ Сената о том, что 30 июля должно состояться открытие Комиссии для сочинения проекта нового Уложения . Число депутатов, участвовавших в работе Комиссии, точно не установлено. На этот счет в историко-юридической литературе существуют различные мнения.

ПСЗ РИ. Т. XVIII. N 12945.

Анализируя точки зрения различных авторов, материалы "малых" наказов, представленных в Уложенную комиссию, следует сделать вывод, что социальный состав делегатов был достаточно разнообразен. Дворянство и купечество составляло самые большие сословные группы в Комиссии. В малые социальные группы входили свободные сельские обыватели: 1) однодворцы; 2) пахотные солдаты и разных служб служивые люди, содержащие ландмилицию; 3) черносошные крестьяне; 4) ясашные крестьяне; 5) инородцы (крещеные, некрещеные); 6) казацкие запорожские войска. Некоторые социальные слои оказались не выделены в определенные группы, которые представляли своих делегатов в Комиссию, но в выборе депутатов и составлении наказов принимали участие. Например, канцелярские приставы, отставные унтер-офицеры и солдаты, засеченные сторожа, служивые мурзы, священнослужители, в том числе и старообрядцы. Пестрота этих социальных групп как бы оттеняет "безмолвную", не вовлеченную в процесс создания наказов, массу сельского (преимущественно русского по своим этническим характеристикам) населения.

Дискуссию о численности и социальной принадлежности можно продолжить, но ни качественный, ни количественный состав Комиссии не мог обеспечить необходимый результат . 8 апреля 1768 г. было создано 15 малых комиссий для разработки отдельных правовых вопросов. Некоторые из них работали долго, уже после роспуска Большой комиссии. Но результат их был невелик. По всей видимости, Екатерина II провела все же социальный эксперимент грандиозного масштаба, дабы выявить у своих подданных то, что современная наука называет правосознанием . Это одна из задач, которая была поставлена Екатериной.

Многие исследователи считают, что Екатерина хотела таким сложным путем узнать нужды и чувствительные недостатки нашего народа. Конечно, она была заинтересована, чтобы собрать многообразные сведения "о всей империи" и партикулярных потребностях в различных регионах страны. Это была одна из ее забот, но не главная. Созвав более пятисот человек, Екатерина II предложила им не вопросник, а программу действий по преобразованию существовавшего общественного и государственного порядка. В первую очередь ее волновало будущее огромного государства, которое императрица видела через призму передовых общественных идей европейского Просвещения.

Депутаты привезли из разных мест свои наказы ("малые" наказы) и предложения. Тем самым они осведомили центр о своих надеждах, стремлениях, оценках и др. Этих наказов было около полутора тысяч.

Анализ "наказных" текстов дает возможность сделать ряд выводов. Миропонимание российского общества (иначе - общественное сознание), в том числе и юридическое (правовое), проявившееся в наказах, не имеет ничего общего с прогрессивными, чисто гражданско-буржуазными идеалами западноевропейского Просвещения. Общественные институты России и их оценки со стороны различных групп населения еще не выходили за традиционные, веками сложившиеся границы феодальных способов и форм существования. Сословность, партикуляризм, главным образом локальный, полная зависимость от могущества монархической власти - вот характерные особенности "малых" наказов.

Важно также отметить, что все слои общества, особенно купечество, идеализировали Петровские реформы, особенно касавшиеся организации государственной службы и городского самоуправления. Однако Петровские реформы в условиях XVIII в. не могли реализоваться в полном объеме - мешало отсутствие судебной практики и юридических навыков у населения. "Словесный" суд российские жители еще как-то принимали, а более сложная процедура судебного расследования, в основном из-за отсутствия юридической грамотности, доставляла населению тяжелые проблемы. Кроме того, в условиях абсолютистско-феодального режима административно-волевое давление сверху вниз, сословная традиция по "отечеству", "наследству" и т.п. лишали суд самостоятельности, а участников процесса - независимости и равенства, без чего гражданский суд невозможен.

Если "Наказ" Екатерины II - теоретический трактат, то наказы депутатам - выражение практических нужд и интересов отдельных общественных групп. Отсюда понятна разница в их содержании. Что же касается якобы "бедности содержания" депутатских наказов, то против этого говорит почти вся последующая история нашего законодательства, черпавшая часто материалы для своих положений из этих наказов. Из них же, по признанию самой императрицы, между прочим, подавался ей "свет и сведение о всей Империи". Вообще, наверное, не может быть и речи о "крайней бедности содержания" наказов, поскольку признаем (а этого нельзя не признать), что, будучи вполне свободно составлены, наказы полно отразили в себе интересы и нужды сословий, их писавших. Можно говорить о бедности содержания жизни этих сословий, ее отсталости от европейских идей и пр., но сословная жизнь, такая, какая она была во второй половине XVIII в., достаточно богато отразилась в наказах. Что касается "полнейшей ограниченности политической жизни" наказов, то едва ли за эту "полнейшую ограниченность" говорит очень ясно выраженное в наказах стремление дворянства и горожан к самоуправлению, хотя бы и основанному первоначально на чисто сословном духе.

Тексты малых наказов позволяют утверждать, что в них отразились либо местные интересы и обиды, либо (и это очень четко просматривается) признавались существующие феодально-крепостнические порядки при полном отсутствии намерений эти порядки изменить. Сословное мышление преобладало, а его узкое традиционное своекорыстие заслоняло депутатам принципиальные проблемы конституционного строя России и общественного движения Российской империи, поставленные Екатериной II. Осознание этого пришло уже вскоре. Обратим внимание на вышедшие первым изданием в 1817 г. в Северной столице "Записки о жизни и службе Александра Ильича Бибикова", который был "маршалом" Уложенной комиссии, т.е. практически по поручению императрицы руководил ею. Во многом "Записки" были зафиксированы с его слов сыном, который и подготовил их к изданию. Вот какую оценку дает Комиссии ее глава: "Должно признаться чистосердечно, предприятие сие было рановременно (преждевременно. - Авт.), и умы большей части депутатов не были еще к тому приготовлены и весьма далеки от той системы просвещения и знания, которые требовались по столь важному делу" .

Второе издание вышло в 1865 г. в Москве.
Записки о жизни и службе Александра Ильича Бибикова. М.: Университетская типография, 1865. С. 56.

Отсталая масса народных представителей, собравшихся в Москве в 1767 г., не в состоянии была сориентироваться в хитросплетениях политики Екатерины II. Императрица опередила жизнь России на три-четыре поколения. Вероятно, Екатерина потому и заслуживала эпитета "Великая". Однако эпитет, даже самый торжественный, остается пустым звуком, если воля его носителя не стала волей массы. Говорят, что народы не ошибаются, ошибки делают их представители или, что чаще, вожди. Однако, оценивая события в России 60-х годов XVIII в., следует признать этот последний тезис ошибочным. Факел гениального разума потух в тумане сословных предрассудков и партикулярных интересов господствующих социальных групп. Дворянство с согласия или при малом сопротивлении народа остановило движение русского общества в единственно исторически перспективном направлении - буржуазном. Народ отверг Екатерину и обрек себя на отставание, результатом которого стали драматические события конца XIX - начала XX в. Иначе говоря, народ совершил грубую политическую ошибку, а не императрица. И за эту ошибку народ дорого, исторически дорого, заплатил.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Содержание



Манифестом от 14 декабря 1766 года Екатерина II объявила созыв депутатов для работы в Уложенной комиссии. Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное Уложение 1649 года.

Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов.

Ещё в эпоху правления Елизаветы Петровны была сделана попытка наладить работу комиссии по составлению нового Уложения. Однако этим начинаниям помешала Семилетняя война.



Таким образом, Екатерина Великая всего лишь воспользовалась уже имеющимся материалом, что, однако, не умаляет значимости её произведения.

Содержание

Монархия — идеальная форма правления

Монархия признавалась идеальной формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной власти: он консолидирует общество, создаёт и толкует законы.

По мнению императрицы, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.

Понятие свободы

Общее понятие свободы ассоциировалось с политической, но не личной свободой.

Сословная структура общества

Закон — главный инструмент управления

Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.

Финансы и бюджет

Уголовное право

Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.

Юридическая техника

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

  1. Законов нужно совсем немного, и они должны оставаться неизменными. Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной.
  2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний.
  3. Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависимости от изменившейся обстановки.

Нового Уложения Комиссия так и не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский бунт. Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу.

  • Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.
  • Россия есть Европейская держава.
  • Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.
  • Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.
  • Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений.
  • Человека не должно и не можно никогда позабывать.
  • Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чём опасаться может, что другой у него отымет.

Ссылки

Литература

См. также

  • Источники права в Российской империи
  • Екатерина II
  • История XVIII века
  • Уложенная комиссия 1767 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Наказ Екатерины II" в других словарях:

Наказ Екатерины II — (Большой) был написан императрицей Екатериной II в руководство созванной ею большой комиссии для составления нового Уложения (см.). Заметив несогласие и даже противоречие в законах, императрица, по собственным ее словам, начала читать, потом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II — филос. юридич. трактат, изд. в 1767 на рус., франц., нем. и лат. яз. в качестве руководства для депутатов Комиссии об уложении 1767. Состоял из 22 глав, 655 статей гос., уголовного и гражд. права и процесса, а также вступления, заключения и 2… … Советская историческая энциклопедия

Наказ — документ, излагающий поручение вышестоящего органа власти нижестоящему об определённом порядке действия; в данном значении, наказ исторический вид правового акта. Наказ Екатерины II философско правовое произведение Екатерины II. Наказ поручения… … Википедия

Наказ (правовой акт) — Наказ документ, излагающий поручение вышестоящего органа власти нижестоящему об определённом порядке действия; в данном значении, наказ исторический вид правового акта. У этого термина существуют и другие значения, см. Наказ… … Википедия

Наказ , 1766г., — один из основных документов периода просвещенного абсолютизма , послание Екатерины II делегатам комиссии по составлению нового уложения. Состоял из 20 глав (526 статей). Формулировал принципы правовой политики и правовой системы. Значительная… … Краткий словарь историко-правовых терминов

Письмо и автограф Екатерины Великой

Манифестом от 14 декабря 1766 года Екатерина II объявила созыв депутатов для работы в Уложенной комиссии. Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное Уложение 1649 года.

Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной.

На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов.

Ещё в эпоху правления Елизаветы Петровны была сделана попытка наладить работу комиссии по составлению нового Уложения.

Однако этим начинаниям помешала Семилетняя война.

Таким образом, Екатерина Великая всего лишь воспользовалась уже имеющимся материалом, что, однако, не умаляет значимости её произведения.

Гл. I—V (ст. 1-38) — Общие принципы устройства государства.

3. Гл. VIII—IX (ст. 80-141) — Уголовное право и судопроизводство.

4. Гл. X (ст.142-250) — Концепция уголовного права с точки зрения Чезаре Беккариа.

Гл. XI—XVIII (ст. 251—438) — Сословная организация общества.

6. Гл. XIX—XX (ст. 439—521) — Вопросы юридической техники.

3.1. Монархия — идеальная форма правления

Монархия признавалась идеальной формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной власти: он консолидирует общество, создаёт и толкует законы.

По мнению императрицы, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.

3.2. Понятие свободы

Свобода — право делать то, что разрешено законом.

Общее понятие свободы ассоциировалось с политической, но не личной свободой.

3.3. Сословная структура общества

Закон — главный инструмент управления

Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.

Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.

3.5. Финансы и бюджет

Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.

В Наказе отмечалось, что нет необходимости наказывать голый умысел, не причинивший реального вреда обществу. Впервые в российском законодательстве была озвучена мысль о гуманистических целях наказания: об исправлении личности преступника.

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

1. Законов нужно совсем немного, и они должны оставаться неизменными. Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной.

2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний.

Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависисмости от изменившейся обстановки.

Нового Уложения Комиссия так и не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский бунт.

Россия. Екатерина II. Наказ

Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу.

Это был тщательно разработанный философский труд человека, досконально знающего историю и все достижения современной правовой мысли.

  • Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.
  • Россия есть Европейская держава.
  • Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.

Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.

  • Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.
  • Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений.
  • Человека не должно и не можно никогда позабывать.
  • Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет.

8. Российского государства владения простираются на 32 степени широты и на 165 степеней долготы по земному шару.

9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства.

10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.

12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направити к получению самого большого ото всех добра.

14. И так правление, к сему концу достигающее лучше прочих и при том естественную вольность меньше других ограничивающее, есть то, которое наилучше сходствует с намерениями, в разумных тварях предполагаемыми, и соответствует концу, на который в учреждении гражданских обществ взирают неотступно.

15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и Государя.

16. Но от сея славы происходит в народе, единоначалием управляемом, разум вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дел и столько споспешествовать благополучию подданных, как и самая вольность.

Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.

Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.

3.5. Финансы и бюджет

Для решения этих задач требовалась правильная организация государственного бюджета.

3.6. Уголовное право

Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.

В Наказе отмечалось, что нет необходимости наказывать голый умысел, не причинивший реального вреда обществу. Впервые в российском законодательстве была озвучена мысль о гуманистических целях наказания: об исправлении личности преступника. И только потом — о воспрепятствовании ему в дальнейшем причинять вред.

3.7. Юридическая техника

В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

Законов нужно совсем немного , и они должны оставаться неизменными . Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной.

2. Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний.

3. Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависисмости от изменившейся обстановки.

Нового Уложения Комиссия так и не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский бунт.

Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу.

Вступив на престол, Екатерина II, пусть в самых общих чертах, представляла себе программу государственной деятельности в соответствии с учением философов-просветителей. Одной из первостепенных задач она считала создание законов, которые бы определили основные направления главных сфер жизни российских подданных. При этом предполагалось, что их воплощение должно сделать Россию примером для других европейских держав.

В основе этого лежало убеждение, что волею царствующей особы, обладающей всей полнотой власти, можно преобразовать великую страну в желаемом направлении.

Это многозначительное вступление призвано было подчеркнуть, что при составлении документа автор руководствовался христианскими принципами добра, правды и справедливости.

Это одно из основополагающих утверждений, призванных четко заявить, что Россия есть член семьи европейских государств и ее государственная жизнь, ее приоритеты, должны строиться на тех же принципах, которыми руководствуются просвещенные монархи Западной Европы.

Единая сильная власть способна объединить их в одну семью.

Оно должно быть обусловлено обязанностью всех и каждого эти законы соблюдать, чему должны способствовать честность и неподкупность судей. Что же касается наказаний для лиц, переступившим закон, то, они должны основываться на принципах гуманизма, так как жестокость наказания не ведет к уменьшению преступлений, но лишь вызывает ответное чувство. Не страх перед суровостью, но голос совести, осуждение людьми должны быть главными факторами, препятствующими правонарушениям.

Большое место отведено экономическим проблемам, ибо, как утверждает автор, соответствующий уровень благосостояния есть непременное условие процветания общества, высокого экономического потенциала державы.

В соответствии с российскими реалиями провозглашалась необходимость государственной поддержки прежде всего сельского хозяйства.

Необходимым условием для развития земледелия и промышленности, констатируется в документе, является утверждение права собственности.

Четко обозначены приоритеты в социальной сфере.

Показательно, что нет ни одной статьи, непосредственно посвященной одной из самых злободневных проблем, а именно – положения крестьянства, в России.

Наказ Екатерины II (1765-1767гг.)

Российская императрица Екатерина II целых 15 лет обменивалась письмами с Вольтером – французским философом, снискавшим среди современников славу апостола разума, защитника свободы и сторонника рационализма. Они никогда не встречались лично, но искренне восхищались друг другом. Властолюбивая государыня настолько прониклась идеями великого мыслителя, что называла себя его ученицей. Советы, которые она получала от Вольтера, во многом повлияли на проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Переписка Екатерины II с Вольтером

Увлечение передовыми философскими идеями

Выйдя в 16-летнем возрасте замуж за великого князя Петра Федоровича, ставшего впоследствии императором Петром III, Екатерина практически сразу столкнулась с безразличием со стороны мужа. Чтобы развлечь себя и унять тоску по родине, бывшая немецкая принцесса с головой окунулась в чтение французских романов, а когда они надоели, переключилась на изучение философских трактатов. Особый трепет у нее вызывали сочинения философа-просветителя Вольтера, которыми увлекалась вся образованная Европа.

Так он еще был симпатичным малым.

Вольтер был человеком, значительно опередившим свое время. Он не боялся высмеивать пороки общества, открыто выступал против социального неравенства и вседозволенности церкви. За вольнодумство его заточали в Бастилию, изгоняли из Франции, а его труды сжигали. Но преследования не сломили Вольтера. Он был непреклонен в своих убеждениях, чем завоевал сторонников во всей Европе.

Начало переписки

В 1762 г. в Петербурге произошел дворцовый переворот, в результате которого был свергнут император Петр III. Престол заняла его супруга Екатерина II, мечтавшая превратить Россию в развитую европейскую страну, которую бы уважали во всем мире.


В 1763 г. между Вольтером и Екатериной II началась личная переписка, которая продолжалась до самой его смерти в 1778 г. Полтора десятка лет он был для монархини не только интересным собеседником, но и верным советником, повлиявшим на ее становление как правительницы.

Влияние просветителя на внутреннюю политику Екатерины Великой

В письмах, адресованных Екатерине, Вольтер поднимал важные для России темы:

Школьники на перемене, когда не было смартфонов


Внешняя политика

Влияние Вольтера можно заметить и в решениях монархини, связанных с внешним курсом Российской империи.

Участие России в первом разделе Речи Посполитой (1772 г.) также произошло при одобрении Вольтера. Поскольку философ подчеркивал в своих трактатах необходимость такого шага, в Европе спокойно отнеслись к нему.

После смерти Вольтера


Вскоре императрица купила у племянницы просветителя его библиотеку, заплатив за 6 800 томов 40 тыс. золотых рублей. Идя на этот шаг, Екатерина стремилась, чтобы ее письма не попали в чужие руки. Но в библиотеке их не оказалось. Вскоре выяснилось, что переписку похитил драматург Бомарше. Несмотря на просьбы императрицы вернуть письма, он опубликовал их, представив на суд общества все откровения императрицы-вольтерьянки.

Читайте также: