Сочинение один день в детском саду монтессори

Обновлено: 04.07.2024

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения.

Современное российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим, политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление содержания образования.

Мария Монтессори создала свою систему, наблюдая за детьми с отклонениями в развитии. Будучи первым дипломированным в Италии врачом-психиатром она предположила, что этим детям может помочь применение специальных методов, описанных в трудах Ж. Итара и Э. Сегена.

Особенность организации дидактического материала, так же как и педагогического процесса, состоит в том, что центр активности в учебной деятельности смещен с взрослого на ребенка. Дидактические материалы изготавливаются педагогом не для облегчения своей работы, а для самостоятельной развивающей деятельности детей в процессе самообучения. Дидактические материалы саморазвития являются не вспомогательным, а основным средством в развитии и самообучении ребенка. Монтессори материалы ставят ребенка в позицию исследователя. Взрослый делает по пытку создать более выгодные педагогические условия для саморазвития ребенка, ребенок – реализовать эти условия для получения новых знаний, приобретения социального опыта. Получая конкретные знания в подготовленной среде, ребенок самостоятельно выходит на обобщение, абстракцию, открытие закономерностей в хаосе, которые предлагает ему жизнь, окружающая среда. Подготовленное педагогическое пространство, через создаваемый педагогом и самим ребенком алгоритм, план, классификацию помогает изучению любого материала. В системе педагогики саморазвития все дидактические материалы находятся в определенной логической взаимосвязи. Не проработав с одним из них, нельзя перейти к другому. Так у ребенка постепенно развиваются внимание, память, логическое мышление, вкус к самостоятельной работе и страсть к саморазвитию. Постоянно предлагаемая детям возможность сделать открытие усиливает положительную мотивацию к познавательной деятельности а, следовательно, устремленность к саморазвитию.

На мой взгляд, технология саморазвития по Марии Монтессори является технологией, а не методикой. Этому есть ряд доказательств.

Во-первых, эта педагогическая система обладает жестко определенной системой предписания, гарантированно ведущих к цели, т. е. проработанность и алгоритмизацию действий, начиная с постановки целей, определения этапов, шагов, операций, ведущих к цели. А главной целью М. Монтессори является воспитание самостоятельности, к чему она идет различными методами и упражнениями.

Во-вторых, эта система направлена на обучающихся, а не на обучающих, т. е. она ориентирована в первую очередь на детей, чтобы детям было удобно (полки и шкафы на таком уровне, чтобы всё можно было достать без помощи взрослых).

В-третьих, это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения системы, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения.

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

• Система развивает только интеллект и практические навыки

• Подвижные и ролевые игры отсутствуют

• Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в Монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.

• Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

Я считаю, что Мария Монтессори считала главной задачей, целью души самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, через проживание. Через опыт мысли, чувства, действия. Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. И каждый выбор имеет свои последствия, это – неизбежно, это закономерность. Жить, не проживая последствий своего выбора – невозможно.

Детские сады Марии Монтессори Детские сады Марии Монтессори 1. Педагогические основные системы М. Монтессори Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка.

Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде Система Марии Монтессори – система самостоятельного развития ребенка в специально организованной средеВ мировой педагогической культуре.

Технология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьми

Технология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьми Ребенок должен создавать свою внутреннюю жизнь, чтобы суметь выразить что-то. Он должен самостоятельно выбирать в окружающей среде материал.

Учимся читать по методу Марии Монтессори Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без.

Особенности программы развития Монтессори для дошкольников

Давайте разберёмся, чем план занятий по Монтессори отличается от занятий в детском саду обычного типа.

Многие родители, прочитав уже достаточно про принципы Монтессори, всё равно не могут понять, как конкретно проходят занятия в садике. Сегодня мы разберёмся, как будет устроена жизнь малыша, если вы решитесь выбрать для него Монтессори садик. Помните, распорядок дня в каждом центре нашей сети может незначительно отличаться, но общие принципы остаются всегда одинаковыми.

Как меняется программа М. Монтессори в зависимости от возраста?

Монтессори группы намеренно создаются разновозрастными, так как это позволяет детям учиться друг у друга, тем не менее, дошкольные группы разделяются на две основные категории: от нуля до трёх и от трёх до шести.

Материал для Монтессори занятий в группах также различается: если в программе Монтессори 0-3 всё направлено на сенсорное развитие и обретение самостоятельности, то в группе 3-6 дети уже начитают получать свои самые первые научные знания о мире, хотя этот переход происходит далеко не за один раз.

Организация среды по программе Марии Монтессори

Помещение по программе развития Монтессори вне зависимости от возраста представляют собой большой зал, оформленный в сдержанных тонах, разделённый на зоны различной направленности. Разные клубы по-разному комплектуют свои зоны, но, как правило, они придерживаются стандартного набора для двух возрастных групп.

Для детей от 0 до 3 лет:

  • Зона развития крупной моторики
  • Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей
  • Зона сенсорного развития
  • Зона упражнений с сыпучими материалами
  • Зона упражнений с водой
  • Зона продуктивной и изодеятельности
  • Зона развития речи

Для детей от 3 до 6 лет:

  • Зона упражнений в практической жизни
  • Зона сенсорного развития
  • Зона математики
  • Зона русского языка
  • Зона космоса (изучение окружающего мира)
  • Зона продуктивной изо-деятельности

Как организована программа занятий Монтессори для каждой зоны

Материалы из любой зоны сперва презентуются педагогами, а затем предлагаются детям для использования во время, отведённое на самостоятельную работу в Монтессори пространстве. Это значит, что большую часть времени дети сами выбирают себе занятия, а педагоги приходят на помощь лишь при возникновении сложностей.

Оборудование клуба обычно сильно зависит от размера помещения, предпочтений педагогов и родителей и требований местных контролирующих инстанций, но мы постарались подобрать усредненные списки материалов.

Зона упражнений крупной моторики

  • Напольное покрытие с низким ворсом
  • Сухой бассейн с мягким наполнителем и мягкими бортами, мягкие модули разных форм,
  • Сенсорные дорожки для ходьбы по контурам
  • Лазательный комплекс с горкой, лесенкой, подвижными лесенками-ступеньками, арками
  • Спортивный комплекс: кольца, турник, канат, веревочная лестница, шведская стенка,
  • Силуэты ладошек и ножек для игр на подобие Твистера,
  • Мячи разного размера,
  • Баскетбольное кольцо

Зона упражнений крупной моторики

Зона упраждений для установления причинно-следственных связей

В этой зоне программа Монтессори уделяет особое внимание развитию мышления детей и освоение целых последовательностей действий, объединенных общей целью и ожидаемым результатом. Здесь мы включаем и первые упражнения из зоны развития практических навыков.

  • Игрушка - юла
  • Скаты для шариков
  • Сенсорные книжки
  • Поднимающиеся жалюзи с веревочкой и кольцом
  • Коробочка постоянства
  • Деревянная Монтессори монетница
  • Диски и кубики на вертикальном штырьке
  • Модуль для развития запястья (движение по проволоке)
  • Мягкие развивающие игрушки
  • Модуль для движения по прорезям треугольник, круг, квадрат
  • Модуль с дверцами с разными замками
  • Прищепки и крючки
  • Модуль со шнуровкой, пуговицами, кнопками и молниями
  • Баночки с крышечками, шкатулки с разными механизмами отпирания

Зона упраждений для сенсорного развития по методике Монтессори

В этой зоне ребенок знакомится с характеристиками предметов: размер, цвет, форма, текстура, запах, высота звука и так далее.

  • Сенсорный модуль для развития тактильных ощущений
  • Сенсорный модуль с геометрическими телами
  • Блоки цилиндров
  • Розовая башня
  • Коричневая лестница
  • Вкладывающиеся коробочки
  • Матрешка
  • Набор вкладышей круг, квадрат, треугольник
  • Модуль для подбора цветов.
  • Набор цветных предметов
  • Пирамидка
  • Набор цилиндров разного цвета и размера
  • Колокольчики разных тонов на подставке-лесенке
  • Шумовые цилиндры
  • Простая мозаика с образцами
  • Лото
  • Мешочки с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке
  • Парные предметы, отличающиеся по величине
  • Мелкие предметы для сортировки по форме, цвету
  • Помпоны и пинцет для сортировки

Зона упраждений для сенсорного развития по методике Монтессори

Зона упраждений с сыпучими продуктами и водой по программе методики Монтессори

Эти зоны оказывают воздействия буквально на все сферы развития ребенка: мелкая моторика, острота зрения и чёткость восприятия, мышление и речь, произвольное внимание.

  • Природный материал для сортировки
  • Бобы разного размера и цвета
  • Кувшинчики, банки и вазы с разной шириной горлышка
  • Ложки разного объема
  • Сито
  • Ящик с песком или крупами для поиска зарытых в них игрушек и рисования пальцами,
  • Механическая кофемолка
  • Мелкая мозаика
  • Миски разного размера
  • Водяная мельница
  • Тряпочки, ведра, швабры, губки
  • Пипетки
  • Венчик и жидкое мыло для взбивания пены
  • Соломинки для выдувания мыльных пузырей

Зона продуктивной деятельности

Эти зоны знакомят малыша с творчеством, ребенок учится оставлять отпечатки различных предметов, лепить из пластилина и осваивать разные краски. В этой зоне преимущественно используются безопасные детские краски, природный материал, цветная бумага, гофрированная бумага, клей, пластилин и другие средства для детского творчества.

Зона продуктивной деятельности

Зона развития речи

Здесь используются средства для расширения словарного запаса ребенка и первых знакомств с понятиями звука и буквы. В этой зоне располагаются картинки с изображение различных предметов, последовательные картинки-истории, фигурки животных, людей и других предметов, книжки, набор для кукольного театра, наборы для сопоставления предмета и его изображения на карточке.

Зоны по Монтессори методике для детей от 3 до 6 лет

Программа для старших уже начинает знакомить детей с научными знаниями о мире.

Зона по математике знакомит ребенка с понятием числа, показывает начертания цифр, знакомит с десятичной системой счисления и показывает первые операции с числами. Так, например, для знакомства с понятием единиц, десятков и сотен используются стержни, на которых умещается ровно 10 бусин. А очертания цифр предъявляются ребенку в виде шершавых силуэтов букв и задачек, где эти очертания нужно нарисовать на разных поверхностях.

Зона языкового развития соотносится с программой Монтессори занятий по русскому языку: дети знакомятся с буквами (например, с помощью сенсорных карточек), развивают фонематический слух (здесь часто используются коробочки, в которых объединены предметы на одну букву), выкладывают слова с помощью подвижного алфавита, учатся писать буквы своего имени. Сама программа Монтессори обучения русскому языку состоит из нескольких наборов материалов идущих от простого к сложному.

Зона Космоса – это упражнения, объединяющие в себе естествознание и науки об обществе. Включают в себя исследовательскую деятельность, изучение закономерностей жизни, чтение книг об окружающем мире.

Также не стоит забывать о развитии бытовых навыков. В Монтессори обстановке дети учатся самостоятельности: по окончанию полной Монтессори программы они сами справляются со своей одеждой и обувью, умеют ухаживать за собой, пользоваться расческой и носовым платком, знают, как привести в порядок комнату.

Типичный день в детском центре по развивающей программе Монтессори

Разумеется, дети не предоставлены сами себе в течение всего дня. Самостоятельные занятия перемежаются с групповыми активностями, а в некоторых программах подразумевают также приглашение специалистов, работающих по другим подходящим по идеологии методикам.

Монтессори группы могут быть распланированы на целый день, на половину дня или на несколько часов один-два раза в неделю или каждый день. Всё это сильно влияет на распорядок дня группы. Тем не менее, мы предлагаем вам ознакомиться со средним планом Монтессори развивающей программы.

Утром мы выделяем 15 минутный интервал для того, чтобы дети могли без спешки зайти в помещение, снять верхнюю одежду попрощаться с родителями. В это время педагоги и ассистенты приветствуют детей и дают им время поздороваться и пообщаться друг с другом.

Когда большинство детей расположились, мы начинаем утренний круг. Обычно мы считаем количество ребят в группе, поём любимые песенки, используем пальчиковые игры, обсуждаем предстоящий день, вспоминаем названия дней недели и месяцев. Иногда на кругу мы также представляем новые активности, которые малыши cмогут найти на полках.

Типичный день в детском центре по развивающей программе Монтессори

По окончании обсуждений педагог просит детей подумать, чем бы они хотели заняться, закрыть глаза и представить, как они занимаются желаемым делом. Это учит их концентрироваться и снимает чрезмерное возбуждение.

Затем примерно в течение примерно часа-двух дети работают самостоятельно в Монтессори среде, а педагоги помогают им и при необходимости устраивают индивидуальные и групповые демонстрации.

После работы с Монтессори материалами в некоторых группах мы устраиваем игровую гимнастику, занятие музыкой, тренинги с педагогами-психологами и логопедами (занятия распределяются по дням недели).

Завершается день обычно чтением и обсуждением книжек вслух в общем кругу. Малыши слушают истории педагогов, отвечают на вопросы и стараются пересказать услышанное. В это время как раз подходят родители.

В группах, где малыши проводят в клубе продолжительное время предусмотрен также перекус, а в группах полного дня четырёхразовое питание и время дневного сна.

Выводы

Сегодня мы рассмотрели, как организована программа развивающих занятий по Монтессори. Преимущество Монтессори заключено в разнообразии активности и свободе, которая предлагается ребенку. У малыша большую часть времени есть возможность выбирать то, что ему по душе, но при этом и про режим и дисциплину на занятиях не забывают. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мысли, договариваться с ребятами и вместе выполнять общие задачи.

Заключение

Запишитесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас, чтобы познакомиться с нами поближе и самостоятельно оценить все возможности для развития вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Один Монтессори-день Валеры, 4 года

В будние дни Валера посещает Монтессори-сад, но сегодня выходной, поэтому мы проведём этот день дома. Валера занимается по системе Монтессори с раннего детства, поэтому мы, как могли, задействовали все пространство квартиры, чтобы ребёнку было удобно самостоятельно полноценно развиваться. Я подготовила видео нашего Монтессори дня, а подробнее напишу в описании.

Подъём даётся тяжело, в выходные Валера обычно спит до 9-10 утра. Новый день начинается с перестановки дня недели и даты на календаре. Таким непосредственным образом Валера быстро запомнил дни недели и продолжает запоминать месяцы в году.

Подставка к раковине, мыло, щетка с пастой в свободном доступе и полотенце на индивидуальном крючке позволяют в любое время без помощи взрослых умыться, если испачкался. В туалете тоже Валера справляется без посторонней помощи — включает светильник (выключатели света находятся высоко).

Самостоятельно одеваться полностью Валера научился не так давно, и это вызывает всегда массу восторга!

Наша детскаяпо Монтессори

После завтрака начинается свободная деятельность с Монтессори материалами. Наш стеллаж поделен на 3 зоны — практическую, зону языка и зону математики. Сенсорная зона и зона творчества находятся рядом, а зона космоса пока убрана, на её месте мы организовали пространство для маленькой Кристины.

Валера занимается математикой

В этот день Валера выбрал не самые любимые занятия. Обычно в его фаворитах коробочка с молотком и гвоздями подвижный алфавит. С помощью коробки с примерами можно наглядно понять, как решаются простые действия сложения.

Геоборд для тренировки руки

Математический планшет развивает воображение, а также, засчет пальчиковых щипков, готовит руку к письму.

Валера шьёт

Идею со швейной коробочкой Валера принёс из садика, очень она ему там полюбилась.

Ребёнок варит макароны

После дневной прогулки наступает время обеда. Готовим мы с Валерой всегда вместе. В будни обычно после садика, так как это ему очень нравится. О любви к кулинарии можно писать очень долго.

Валера ест

Ребёнок готовит перекус

С появлением второго ребёнка, младшей Валериной сестры Кристины, у меня не всегда есть возможность по первому зову угостить его фруктами, печеньем, напитками. Поэтому на кухне в шкафчиках сына находятся тарелочки с печеньем, конфетами, сушёными яблоками, которые он может взять сам, когда захочется. А на стеллаже подносики с фруктами и овощами, которые предлагается почистить, порезать и съесть. И всегда в свободном доступе кувшин с питьевой водой.

Наливает себе попить

Инструменты Валеры для уборки

Рядом с кухней находится уголок чистоты. Намусорил — убрал за собой. Валера по своей натуре очень педантичен и любит чистоту так же, как я.

Наш детский спортивный комплекс

При любом удобном случае сын тренируется в спортивном уголке. Большой интерес вызывают кольца и скакалка.

Вечером Валера любит заниматься на световом столе, рисовать, чертить, обводить по трафаретам. Перед сном он обязательно принимает теплый душ или ванну, ест вкусную витаминку, а потом засыпает, смотря на светящиеся звезды и планеты на потолке своей комнаты.

Фото, видео и текст — Ксения Зайка

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Система развития Монтессори предполагает благоприятную среду и гибкий подхад к каждому ребёнку

Программа Монтессори по развитию и воспитанию детей

Монтессори-занятие

Мамы всё чаще выбирают монтессори-центры для развития малышей

Идея организации воспитательного пространства без строгих ограничений для детей потрясла европейское общество начала ХХ века

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы детского сада по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.

В монтессори-группе

Монтессори-педагог не авторитарен, он активный наблюдатель деятельности ребёнка и сопровождающий процесса саморазвития

В монтессори-садике

Ребёнок является субъектом воспитания и образования, в нём природой заложено стремление к саморазвитию

Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению.

Ребёнок учится через игру-работу.

Ребёнок стремится быть независимым.

Ребёнок проходит через определённые этапы развития.

Саморазвитие в монтессори-среде

Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем

Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.

Автор статьи помнит, как было увлекательно наблюдать эмоции на лице новорождённого сына, которые он копирует с лиц находящихся рядом взрослых, — радость, восторг, удивление, задумчивость, тревожность. А умение смеяться? Ведь не учили малыша, этому научить невозможно и не получится объяснить крохе, что смешно, а что нет. Но он лежал в кроватке, играл тесёмками и смеялся! А откуда пришло к нему спустя полгода желание подтянуться и встать у бортика кроватки?

Программа Монтессори в детском саду

Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка. Это положение монтессори-методики активно используется и в домашнем воспитании.

Монтессори-метод позволяет детям те занятия, которых не было в авторитарной системе образования

Сензитивные периоды развития

Выделение сензитивных периодов — следующее положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в детском саду. Сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Периоды индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.

Период сенсорного развития длится большую часть дошкольного детства, множество упражнений направлено на развитие сенсорных возможностей

На основании среднестатистических данных указываются временные рамки сензитивных периодов:

чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени — 0–3 года;

восприятие языка и развитие речи — 0–6 лет;

сенсорное развитие — 0–5,5 лет;

развитие движения и действий — 1–4 года;

развитие социальных навыков — 2,5–6 лет;

восприятие маленьких предметов — 1,5–2,5 года.

Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка предметную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов — сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки), деталек, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.

Саморазвитие ребёнка в период сенсорного восприятия

Методика Монтессори известна многим мамам и воспитателям детских садов по описаниям зон для развития сенсорики и мелкой моторики

Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.

Монтессори-упражнение

Упражнения в монтессори-группе соответствуют периоду восприимчивости конкретного ребёнка

Принцип подготовленной среды

Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.

Монтессори-класс

Помещение монтессори-группы просторное, светлое, эстетически привлекательное

Мебель и оборудование в монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.

Помещение для монтессори-занятий

Материалы находятся в свободном доступе, что носит характер призыва к действию

Пространственная среда по методике Монтессори организуется в детской комнате родителями, поддерживающими эту педагогическую концепцию. В интерьере детской отсутствуют принтованные обои и занавески, цветовая гамма подбирается в пастельных тонах. Игрушки располагаются на открытых низких полках и подбираются родителями с учётом восприимчивости ребёнка в данный момент. На подоконнике или полочке находится комнатное растение.

Детская комната

Организовать монтессори-среду в домашних условиях не составит труда

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта:

  • Личностно-ориентированная модель образования: монтессори-педагог следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника.
  • Воспитание всесторонне развитой личности: в монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии.
  • Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие монтессори-материалы.

Занятие в саду Монтессори

В монтессори-садике осуществляется всестороннее развитие ребёнка в благоприятной предметной среде согласно ФГОС ДО

Особенности программы Монтессори

Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:

  1. Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
  2. Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
  3. Предоставление ребёнку свободы:
    • в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
    • времени и темпа работы;
    • места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
    • в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
    • ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
  4. Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.

В садике Монтессори

Дети свободны действовать автономно или выбирать партнёров, заниматься где удобно (сидя за столом, стоя рядом, сидя на полу)в период

Концепция свободного воспитания часто отпугивает родителей дошкольников. Им кажется, что такая установка в детском саду обернётся вседозволенностью и дети будут избалованными и заносчивыми. Но свобода самовыражения происходит в правильно организованной среде, с развивающими материалами, при помощи педагога-посредника. Выпускники монтессори-учреждений самостоятельны в учебной и бытовой сферах, ценят порядок во всём, хорошо дисциплинированы. По Монтессори, свобода — в принятии педагогом права ребёнка на собственное мнение и принятие решений.

Самостоятельный выбор деятельности

Свобода выбора определяет образовательную систему по Монтессори и способствует развитию в детях качеств, необходимых для успеха в будущем

Организация пространства в детском саду Монтессори

О внешней стороне подготовленной среде в монтессори-садике говорилось выше. Рассмотрим содержание предметного пространства.

Помещение монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:

Наши группы детского сада располагаются в просторных, благоустроенных помещениях.

ДРЦ Монтессори Вершина

Каждая группа оборудована всем необходимым для организации детских игр, отдыха, дневного сна, приема пищи. Все группы находятся в помещениях типовых детских садов, где соблюдены все нормативы, предусмотренные законодательством для нахождения детей дошкольного возраста.

Оснащение уличных игровых площадок, ограждение территории соответствуют безопасному пребыванию детей.

ДРЦ Монтессори Вершина
ДРЦ Монтессори Вершина

В детском саду предусмотрен медицинский работник, дети регулярно проходят медосмотры врачами из детской поликлиники

Питание детей осуществляется согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям для детских учреждений. Питание четырехразовое: завтрак, обед, полдник и ужин. В рацион питания включены свежие овощи и фрукты.

В группе до 20 человек (2,5-7 лет).
Время работы детского сада с 7.30 до 19.00.

По окончании занятия ребята выходят на прогулку и гуляют до обеда. Часто на прогулке детки продолжают проживать в игровой форме тему, которую обсуждали на круге, будь - то жизнь какого-то зверька или путешествие в подводный мир.

После обеда наступает сонный час. Если у ребенка не получается заснуть, он может встать и тихонько рисовать или играть в группе под присмотром воспитателя.

Причем в Монтессори-саду вы не увидите фронтальных уроков, н а всех занятиях здесь – нетрадиционный подход, заключающийся в уважении индивидуальности ребёнка с его собственной сферой интереса, индивидуальным темпом и способом познания мира.

Творческая мастерская

ДРЦ Монтессори Вершина

В Творческой мастерской проходят как групповые занятия, так и занятия, основанные на свободном выборе, принципах индивидуальной работы в группе. Ситуация свободного выбора позволяет каждому ребёнку осваивать и формировать творческие навыки в своём собственном темпе, в максимальной степени удовлетворять свой интерес к той или иной творческой деятельности. Творческая мастерская представлена зонами лепки, ручного труда, оригами, рисования. Ребенок на этих занятиях может почувствовать себя настоящим Творцом!


В творческой мастерской ребята находят не только кисти-краски-карандаши и все, из чего можно делать красоту, но и… настоящуюшвейную машинку, например! Столярные инструменты. А как же, ведь взрослые могут творить с помощью этих чудесных вещей, а почему дети не могут? Конечно, под присмотром опытных педагогов девчонки и мальчишки пробуют шить, выпиливать, выжигать.

Надо сказать, что творчеством ребята занимаются не только в мастерской. Полочки для творчества есть и в Монтессори-классах, свои группы малыши украшают собственными творениями.

ДРЦ Монтессори Вершина

Например, стало уже традицией разрисовывать гуашью окна в игровой, причем темы для рисунков ребята выбирают по сезону.Правда, и зимой и нашим дождливым летом дети с радостью рисуют на каждом окне СОЛНЦЕ… К празднику группы и музыкальный зал украшают все вместе – и ребята, и взрослые. И делают это с огромным удовольствием! Причем большую часть украшений ребята делают своими руками.

ДРЦ Монтессори Вершина

В группах детского сада Монтессори физкультурные занятия ведут специалисты, обученные по альтернативной методике, которая позволяет деткам сразными интересами, разной комплекции, разного темперамента найти себе физкультурное упражнение по душе и в то же время развиваться в соответствии с возрастом.

ДРЦ Монтессори Вершина

Физкультурные занятия проводятся по возрастным подгруппам – отдельно половина группы, включающая деток 3-4 лет, отдельно – 5-6-летки. Кроме того, в центре работает с екция тхэквондо, которую ведет опытный тренер, а также проводятся занятия ЛФК.

Вершина Монтессори центр
ДРЦ Монтессори Вершина

Это настоящие праздники, во время которых дети вместе с родителями (бабушками и дедушками), педагогами своими руками создают что-то нужное – например, массажную уличную дорожку из бетона, песка, камушков. На субботнике обычные клумбы превращаются в самые настоящие произведения искусства – каждый цветок посажен с любовью и подобран по цвету с соседними, а вкопанные папами и разукрашенные детскими ручками колеса – прекрасные тренажеры для прыжков.

Музыкальные занятия по системе Карла Орфа

Методика Карла Орфа в максимальной степени исходит из природы ребёнка, что и объединяет её с системой Монтессори и делает самой подходящей для музыкального воспитания детей в садике Монтессори.

Музыка в монтессори детском саду

А праздники в центре – настоящие представления! Когда малыш показывает на выступлении то, что ему по-настоящему нравится (а именно это и выбирается в сценарий), вкладывает в это всю душу - это получается замечательно! И тогда простой детсадовский утренник становится настоящим праздником для всех присутствующих. Участвуют в утренниках и родители.

ДРЦ Монтессори Вершина

Монтессори детский сад – это не только Монтессори-занятия, а целое пространство особого отношения к ребенку, которое позволяет воспитать Личность, находящуюся в контакте с собой и в ладу с окружающим миром, помогая ребенку в полной мере развить потенциал, раскрыть таланты, вырасти свободным, успешным, сильным и психологически здоровым человеком.

Такой подход обеспечивает максимальную подготовку ребенка к самостоятельной взрослой жизни, так как в самой системе заложена модель реальной жизни.
Что, несомненно, поможет ребенку при адаптации на следующем этапе жизни – школе.

Читайте также: