Какую роль в слове о полку игореве играют образы природных явлений и стихий сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Природа олицетворяется, предстает пред читателями живой, она будто общается с Игорем и его войском на протяжении всего произведения, пытается предупредить их об опасности. Еще в самом начале мрачный пейзаж в образе солнечного затмения предрекает войску неудачу и гибель:

Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;
Рев в стадах звериных!

Автор наделяет природные знаки особой значимостью, поскольку они оказываются, к несчастью для русских земель, пророческими. Тем самым стихия оказывается мудрее Игоря, главного героя произведения. Именно благодаря картинам природы можно узнать исход событий:

И рано на другой день кровавые зори свет поведают;
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
И в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Пойти дождю стрелами с Дону великого!

Пейзаж, как бы он не отражал события, описываемые автором, и настроение произведения, является самостоятельным персонажем повести. Он будто живет своей жизнью, является зеркалом происходящего. Но самое главное, картины природы отражают мысли автора, его мнение о поступках князя и его дружины. Здесь читатель сталкивается с психологическим параллелизмом не только в отношении лирических героев, но и самого писателя.

Автор: Полина Борискина

Автор: Самый Зелёный · Published 11.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 17.06.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 24.02.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

В поэме “Слово о полку Игореве” природа является одним из главных героев, автор её изображает живой, способной чувствовать и помогать. Природа, наравне с другими, участвует в битве с половцами. Любит свою родину и борется за её счастье и свободу, как человек. Она всячески помогает героям поэмы, пытается предупреждать об опасности.

Автор очень детально и чётко описывает Донец, берега которого становятся серебряными, во время отмели. Подробно рассказывается о природе, во время бегства Игоря из плена, именно она подсказывает герою верный и безопасный путь к свободе. Он просит и получает помощь от Донца. Дятлы, стуком, помогали найти дорогу к реке, чайки предупреждали об опасности, ветер и изменения погоды, всё способствовало спасению и подсказывало верный путь.

В поэме нет отдельного описания пейзажа, нельзя лицезреть природу, наслаждаться её красотой. Она всегда изображается, как действующий герой, участвует во всех событиях, влияет и помогает.

Жена Игоря Ярославна обращается к природе, как к чему-то существующему, просит помощи и сочувствия. Она обращается к солнцу и ветру, природа, кажется, слышит и отвечает на мольбы действиями.

В “Слове о полку Игореве” природа и человек тесно связаны. Она сильно воздействует на человеческие судьбы и события. Подчёркивает значимость происходящего, добавляет напряжение.

Сложно найти, произведение, в котором так подробно и ярко описана природа. И имеет значительное влияние на человеческую судьбу. В этой поэме жизнь человека тесно связана с природой. Очевидно автор хорошо знаком с природой и она ему близка.

Сочинение с цитатами

В произведении “Слово о полку Игореве” большое внимание уделяется не только неудачному походу Игоря, но и землям, через которые дружинники проходили. Русская земля показана не просто как географическая местность, а как полноценный герой произведения.

Параллельно с рассказом об Игоревом полку идет описание мест, в которых князь побывал, и природы, которая ему встретилась. Русская земля принимает полноценное участие в походе. Как будто заранее зная исход событий, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря. “Солнце тьмою путь ему закрыло, ночь грозою птиц перебудила, свист зверей несется полон гнева”

Во время провального боя князя земля “стонет”, тем самым показывая свою печаль.

“стоном стонет мать земля сырая.”

Герои также взаимодействуют с природой, винят её или просят помощи у неё. Ярославна упрекает природу в поражении Игоря.” Что ты, ветер, злобно повеваешь, стрелы половецкие вздымаешь, мечешь их на русские полки? Солнце трижды ясное! С тобою… Что ж ты войско князя удалое жаркими лучами обожгло… ” Затем она просит помощи у Днепра и вся природа помогает Игорю бежать. ”И взыграло море. Сквозь туман вихрь помчался к северу родному- сам господ из половецких стран князю путь указывает к дому.”

Все диалоги с природой показаны так, как будто она живой собеседник. “Что ты, Ветер, злобно повеваешь…?”

Также с помощью природы автор выражает основную мысль произведения об объединении русских князей для защиты Руси. Автор приводит примеры из прошлого, когда князья объединялись для победы над внешним врагом. ”А ведь было время-без щитов, выхватив ножи из голенища, шли они на полчища врагов…”

Стоит также уделить внимание эпитетам, применимым к русской земле. Русь показана великой, могучей, обширной и красивой. Она предстает в своей исторической и природной красе.

Всё это формирует невероятно сильное впечатление на русского человека. Автор слова безусловно является патриотом и очень любит свою страну. С помощью описания и олицетворения природы он создает образ великой и могучей русской земли, которая страдает из-за глупости князей. Ему удалось невероятно точно передать ситуацию, которая была в то время и донести до читателя главную идею произведения- объединение слабых кусочков Руси в одно мощное государство и сплочение князей для защиты русской земли.

Вариант 2

Выступление князя Игоря и его дружины в поход начинается с солнечного затмения, которое у славян-язычников являлось знаковым печальным событием. Однако князь Игорь отказывается верить в знаки. Он продолжает свой поход против половцев. Ы пути войско сопровождают крики птиц и животных, разрушительной силы ветер и поражающий шум деревьев, как будто сама природа пытается привлечь внимание Игоря и развернуть его и войско домой, тем самым спасая их жизни. Князь Игорь и после этого не меняет своего решения.

Первая битва оказалась удачной для князя Игоря — войско половцев было повержено. Боевой дух русских воинов поднялся. Но перед главной битвой, князь и его войско оказываются во мраке, тучи затягивают небо над ними, земля под ногами гудит, солнце померкло. Вся динамичность природы в этот момент показывает трагичность судеб воинов князя Игоря и связанной с ними разразившейся грозы.

Сама природа оплакивала погибших воинов вместе со всей Русью. Трава в степи поникла, ветви деревьев приклонены к земле, природа в печали.

Ярославна упрекает Солнце и Ветер, так как они не оказали помощи воинам ее мужа князя Игоря в борьбе с половцами. Она обращается за помощью к Днепру, чтобы тот сохранил жизнь ее мужа, находящегося в плену. И природа приходит на помощь князю Игорю вместо того, чтобы покарать его за непослушание.

В ночь побега стоит безмолвная тишина, стук дятлов указывал князю путь, а утки и чайки своим криком предупреждали о приближении неприятеля. Река Донец скрывает Игоря от взглядов половцев. Когда Игорь возвращается на Русь, природа радуется, все расцветает и поет, солнце, наконец, выглядывает из-за туч.

Взаимосвязь образа природы и человека

Когда наступает момент битвы с половцами, то природа предстает во всей своей необъятной красоте степей. Она, являясь живым созданием, чувствует всю боль и горечь. Природа имеет даже свои изменения в характере поведения, когда битва заканчивается поражением. Природа опечалена, на нее накатывает грусть. И вся Русь уходит с головой в общее горе.

Пожалуй, нет ни одного похожего литературного творения, где бы так блистательно автор описывал природу, ее влияние на судьбы людей. Человеческие жизни в этой поэме вплотную связаны с образом природы. Можно сделать вывод, что автор тесно связан с ней.

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий – это небесный цвет. В произведениях древнерусской литературы он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения князя Игоря. Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый – радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

Связь природы и битвы

Тему порабощения Руси автор описывает после раскрытия подробностей о неудачном сражении князя, ведь три дня бился Игорь с половцами, но не смог вывести свою армию на пьедестал победителя.

Сравнения

Князь Игорь не вдумался в значение затмения. Он проигнорировал подсказку природы, за что и пострадал, потерпев поражение. Солнце спряталось за ночную тень. Мгла покрыла русские войска. Пейзаж становится все мрачнее. Птицы жалобно кричит, волки воют, кричат орлы. Русская земля уходит за холмы, она уже не сможет остановить войска и помочь им. Первый бой проходит в тумане, кровяные зори подсказывают, что битва будет жестокой. Все вокруг никнет, даже небо закрывается, гаснет свет.

Но автор продолжает соединять князя с природой. Он сравнивает его с разными животными и явлениями. Игорь обращается в горностая – белку. В одном сравнении сразу два бойких, юрких зверька. Они милы и красивы. Оказавшись на реке, князь плывет гоголе. Создатель повести говорит, что он мчится как ветер. Конь не выдерживает скорости Игоря, падает замертво. Князь скачет, но уже не как резвый конь, а как серый волк. Заметив Донец, Игорь преображается в сокола, взлетает выше облаков. В побеге мужчине помогают дятлы, стучат ему путь. Природа защищает князя. Возможно, по просьбе Ярославны, много дней плачущей и жалующей ей на судьбу своего мужа.

Образ природы в Слове о полку Игореве

Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.

Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

В виде девы с крыльями лебедя выступает образ обиды. Постоянно присутствует сравнение людей с птицами. Это одно из ярких творений, в котором исторические события и перемены в природе так близко связаны. Единство людей с природой, увеличивает ценность происходящего, усиливая драматическую ситуацию. На любые события русской истории отзывается русская природа. Уходя из плена, Игорь бежал в основном ночью, а днем прятался в зарослях рек. Его догоняли враги, и об этом ему сообщали птицы. Наблюдая за ними Игорь мог увидеть, спокойно ли вокруг. Дятел сообщал Игорю о присутствии в степи деревьев, а соответственно и реки. В поэме есть много примеров, показывающих, что автор имеет огромные знания русской природы. Игоря с большой радостью встретили на родной земле. Солнце засветилось на небесах, когда Игорь пришел на русскую землю.

Литература. 9 класс.

Другие сочинения: ← Образ Ярославны (Слово о полку Игореве)↑ ДругиеОбраз князя Игоря. Слово о полку Игореве →

Природа в "Слове о полку Игореве": образ природы, описание и роль в произведении


В отличие от других произведений своего времени, в "Слове о полку Игореве" природа занимает особое место. Здесь природа - это не просто фон. Природа в "Слове" тесно связана с поступками героев, с их жизнью:

". природа предстает в "Слове" лишь в своих изменениях (статичный пейзаж отсутствует), оказывается теснейшим образом связанной с поступками действующих лиц. " ("Энциклопедия "Слова о полку Игореве"" в 5 томах, 1995)

Действие "Слова о полку Игореве" с начала и до конца происходит на фоне природы. Основная сюжетная линия "Слова" сопровождается яркими картинами природы, описанием животных, птиц и т.д.

Иногда автор отступает от главной сюжетной линии: говорит о прошлом, передает речь Святослава и т.д. Но даже в этих отступлениях можно встретить элементы пейзажа.

Автор "Слова о полку Игореве" является знатоком степной природы Руси. Это очевидно по тому, как автор описывает животных и птиц, как употребляет охотничьи термины и т.д.:

". художественное мастерство автора, опирающееся на совершенное знание степной природы и ее животного мира. "

". Знаток природы, автор „Слова“ представил здесь степных и речных птиц со всеми их своеобразными навыками. " (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия")


В начале своего похода князь Игорь Святославич видит солнечное затмение. В Древней Руси затмение предвещало беду и поражение. Игорь не прислушивается к совету самой природы и проигрывает сражение половцам:

Особенно ярко автор описывает природу, когда Игорь бежит из плена. В этом эпизоде собрано множество ярких сравнений, и все они связаны с природой. Автор сравнивает Игоря с белкой, с гоголем (уткой), с соколом, с волком, с ветром:

Природа сопереживает и помогает князю Игорю во время его побега. Так, например, дятлы своим стуком указывают Игорю дорогу:

В "Слове о полку Игореве" природа выступает как защитница и покровительница. Этот мотив часто встречается также и в русских народных сказках:

". глубоко реалистическая картина природы в „Слове“ в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком. Такова и в русской сказке природа, защищающая гонимого героя от врагов. " (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия")

На протяжении всего произведения автор активно использует сравнения с животными и птицами. Например, певец Боян - это соловей, половчин (половец) - это черный ворон, а половецкий хан Гзак - это серый волк:

Автор сравнивает героев с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной). Например, автор называет Игоря солнцем, а Олега и Святослава - месяцами:

Автор "Слова о полку Игореве" - это гениальный мастер в изображении природы. Он воспевает красоту и силу природы, но не превращает всю историю в сказку:

". Гениальное мастерство автора „Слова“ выразилось в том, что ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики. " (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия")

В статье используются цитаты из текста "Слова о полку Игореве" в переводе Н. А. Заболоцкого.

Природа в Слове о полку Игореве

Автор, объединяя с природой, часто сравнивает человека с птицами и животными, создавая яркие образы героев через аллегорию. Причем животные выражают и темные, и светлые стороны.

Во всем многообразии предстает перед читателем образ князя Игоря. Автор сравнивает его с горностаем-белкой, таким же проворным и стремительным; с гоголем, надменным, гордым, осанистым; с ветром, когда скакал на коне. Представлен Игорь и серым волком, который может быть и отрицательным, и положительным героем в русской сказке. Но князь наделен волчьими силой и отвагой, нужными для победы над врагом и защиты Руси.

Автор называет Игоря соколом, желающим победить половцев раз и навсегда, чтобы прекратить вражеские нападения на родную землю. В образе сокола – честь и отвага настоящего патриота, он вьется над землей, защищая Русь. И сокол же – милый сердцу Ярославны муж. Именно так издревле называли девушки любимых.

Изображен и певец Баян соловьем, пение которого растекается по слуху людей. Злой полович, что черный ворон, хан Гзак – серый волк.

Природа, по замыслу автора, живет с героями, сочувствует им, помогает, принимает участие во всех их деяниях. Она, как заботливая мать, оберегает Игоря от несчастий, посылая ему солнечное затмение как предупреждение об опасности. И когда князь противится страшному предзнаменованию, продолжая свой поход на половцев, природа продолжает указывать ему на неверное решение, сопровождая поход шумом деревьев сильными порывами ветра, дикими криками птиц и зверей.

Первая битва выиграна, войско ликует, князь, одухотворенный победой, готовится к главному бою. Но не жаждет этого природа и, рефреном повторяя просьбу прекратить кровавую битву, погружает войско Игоря во мрак, снова пытаясь оградить его от несчастий. Страшным зрелищем предстает природа перед людьми: гудит земля под ногами воинов, тучи затягивают небо, солнце меркнет. В этих образах предстает перед читателем трагичность судьбы людей. Все вокруг предвещает беду.

Очень динамична природа в спасении князя Игоря из плена. Действия всех участников сплоченные и слаженные. На фоне абсолютной тишины в ночь побега сменяются один за другим образы. Дятлы стучат по дереву, указывая путь Игорю, чайки и утки своим криком предупреждают его об опасности, а река Донец прячет Игоря от пустившихся в погоню половцев. Характерно то, что все вокруг замирает, оставляя князю только значимые звуки. Это ли не действия разумного человека? Но уж когда Игорь возвращается домой целым и невредимым, тогда и солнце показывается из-за туч, и птицы начинают петь весело, и все вокруг расцветает и ликует, сливаясь и смешиваясь в радостных звуках.

Несомненно, автору прекрасно удалось передать картину мира русского человека своего времени. Но главная мысль в том, что родная природа – мудрая, человечная, милосердная хранительница земли своей. Она во всем, и все в ней, ее задача — призвать власть к прекращению кровопролитной и братоубийственной войны, начать жить в мире и взаимной любви.

Читайте также: